Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Информационно-коммуникативными технологиями в педагогике называют все технологии, которые используют специальные технические средства (компьютер или ноутбук, аудио, видео, телефон). Вместе с компьютером можно использовать экран, проектор, интернет. Всё это открывает новые возможности получения информации и работы с ней, а так же новые способы коммуникации; позволяет глубже, интереснее, разнообразнее, удобнее организовать учебную деятельность учащихся и учителя. Кроме того, её индивидуализировать. А уж масштаб этих возможностей и способов не может не поражать! Учитель может создать нужные пособия, которые будут достаточно долговечны и воспользоваться теми, которые создали другие учителя. Хотя есть и минусы, поскольку сервисы исчезают, сайты прекращают своё существование, с ними вместе исчезают все материалы. За то время, пока я использую ИКТ исчезли такие педагогические сайты, как «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «ЭОР», ряд интернет-сервисов. Буквально на днях стало невозможно работать в Инстаграме, «Твиттере», «Фэйсбуке».
Моё знакомство с ИКТ и использование их в профессиональной деятельности можно разделить на три этапа. Эти же этапы используются в обучении детей.
1 этап – это знакомство с компьютером. Этому знакомству посодействовала наш бывший директор Галина Ивановна Бартошина , которая в тяжёлые 90-е годы написала проект, получила грант и создала компьютерный класс, куда и усадила педагогов осваивать компьютер. Надо было научиться работать с программами: создавать файлы, папки, печатать, вставлять картинки, делать видео, диаграммы, компьютерную графику разного рода, презентации, скриншоты, таблицы, записывать аудио, слайд-шоу и так далее. Не могу сказать, что это было легко. Помню, как я в самый первый день обучения в расстройстве ушла от компьютера, потому что забыла, как делать пробел и психанула. Сейчас смешно, а тогда мне казалось, что я самая тупая ученица. В конце концов, ликбез был закончен. Но когда у меня появляются новые ученики и мы с ними начинаем работать на компьютере, я с ними прохожу тот же самый путь, который я прошла сама когда-то. Это азы, но без них никак. И должна сказать, что подавляющее большинство этих азов не знает. Навыки большинства учеников сводятся к тому, что они печатают одним пальцем и делают не очень качественные презентации. Поэтому в первую очередь, учеников нужно научить работать с компьютером, ознакомить с их функциями, что я и делаю. Это позволяет сделать работу более качественной: аккуратной, творческой. Правда, нужно учитывать одну опасность, которую нельзя недооценивать. Написанная работа может быть точно идентифицирована по почерку, напечатанная – такой возможности не даёт. Поэтому часто работа просто скачивается из Интернета, и толку от неё фактически нет. Но избежать эту опасность достаточно просто: надо давать такие работы, которые из интернета скачать невозможно, которые требуют самостоятельного подхода, творчества.
2 этап – это знакомство с интернет-сервисами. Интернет-сервисы появились в моей педагогической практике в июне 2011 года. О том, как шло знакомство с ними, как они используются в педагогической деятельности и что это даёт можно прочитать в статье и увидеть в презентации.
3 этап – знакомство с дистанционными технологиями. Оно началось недавно. Здесь далеко не всё ещё освоено и работы непочатый край. Все её возможности пока трудно даже себе представить, но понятно, что они огромны. Мы привыкли к классно-урочной форме деятельности, но у неё есть серьёзные недостатки. ИКТ позволяют определённым образом их уменьшить. Прежде всего потому, что она позволяет индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализировать – это не только продумывать индивидуальные задания, но и давать возможность учиться в удобное время. Это можно сделать за счёт расположения материала в Интернете и предоставления возможности ознакомиться с ним в любое время. Я материалы располагаю на своих сайтах, в сервисах - хранилищах файлов (у меня это Google Диск) и на различных интернет-платформах. Материалов у меня такого рода уже много. Всё не опишешь.
Я приведу пример организации учебной деятельности на примере одного сервиса onlinetestpad. Это онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Я составила и разместила на нём несколько тестов. Но есть и викторины. Тесты достаточно объёмные. В них практически всегда по 50 вопросов. Иногда и больше. В основном тесты с выбором одиночного ответа. События, имена, понятия не только указаны, они ещё и показаны с помощью видео, картины, описания или фотографии. Если ответ неправильный, не беда, поскольку после неправильного ответа показывается правильный и только после этого можно идти дальше. После прохождения теста нужно нажать кнопку «Завершить». Время ответов на тест фиксируется (это заложено в программе), но при подведении итогов оно не учитывается. Для хорошего результата, естественно, важно не время, а количество правильных ответов. По окончании теста можно получить сертификат. Только после прохождения теста в специальной форме указать своё имя и фамилию: тогда сертификат будет именным.
Тесты можно выполнить в любое время и даже сразу получить оценку. Учителю остаётся только выставить её в журнал. Очень удобно. Причём работать может кто угодно, а не только свои ученики.
Что же касается связи, то социальные сети, телефон, электронная почта предоставляют дополнительные возможности для информирования и обратной связи. У меня аккаунты есть во многих социальных сетях: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники», «Твиттер», «Фэйсбук», WhatsApp.
Сейчас самая большая активность в WhatsApp. Здесь есть группа «Гуманитарная школа. РДДТ». Здесь мои ученики и их родители. Сюда скидывается информация о текущей работе, о планах, разные интересные материалы.
Вот некоторые примеры (скриншоты):
Не секрет, что родители далеко не всегда с восторгом идут на родительские собрания. Поэтому использовать социальные сети для организации работы с родителями намного проще и очень удобно. Их можно привлечь к конретной работе по оцениванию детских работ в конкурсе или организовать акцию. Договориться проще вечером, когда все более менее свободны.
Всё написанное не значит, что нужно полностью отказываться от традиционных способов организации учебной деятельности школьников. Сводить всё к ИКТ тоже неправильно и вредно. Всё хорошо в меру, вовремя и на своём месте.
Мы живём на Камчатке, в небольшом селе, далеко от культурных центров. Но не прозябаем. Благодаря ИКТ мы не чувствуем никакой оторванности от мира. Они уже дали огромный стимул к саморазвитию. И, по-прежнему, дают прекрасную возможность и людей посмотреть и себя показать. Мир открыт тебе, и ты открыт миру. И это здорово!
Лилия Алексеевна! Поздравляю с победой в конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников».