Статья «Способы мотивации учащихся на уроках географии в 9-х классах»
Способы мотивации учащихся на уроках географии в 9-х классах.
Предмет география – один из самых интересных предметов в школе, особенно физическая география. Жизнь и традиции различных народов мира, животные и растения материков и океанов, страны и их особенности….. Но в девятом классе начинается курс экономической географии. Учащиеся знакомятся с отраслями хозяйства: промышленности, сельского хозяйство и непроизводственной сферы, с экономическими районами страны и их особенностями. Детям сложно представить себе процесс выплавки металлов, промыв целлюлозы при получении бумаги, производство удобрений или пластмасс. Материал достаточно сложный для восприятия, не всегда понятный и интересный. Поэтому приходится разрабатывать различные дидактические материалы, мотивирующие учащихся.
Приведу примеры некоторых методических приемов, позволяющих заинтересовать учащихся 9-х классов.
Игра «Ассоциация», «Облако слов».
При изучении экономических районов России используется игра «Ассоциация». Учителем демонстрируется цепочка слов или облако слов, по которым необходимо определить экономический район. Эта игра учит находить особенности каждого экономического района, запоминать их. Этот прием помогает и при подготовке к ОГЭ по географии, когда в одном из заданий необходимо по описанию узнать район.
На этом сервере можно создать задание для игры: https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Работа с облаком может быть различной – каждое слово или словосочетание необходимо объяснить, с чем связана данная ассоциация. Например, на рисунке облако слов по Северо-Западному району. Здесь не только знания по экономической и физической географии, но и по истории. Данный вид работы позволяет создать яркий образ района, запомнить его особенности, искать нужную информацию не только в учебниках географии.
Используя сервис https://learningapps.org/ игру «Ассоциация» можно сделать интерактивной. Учащиеся отбирают утверждения для каждого экономического района, приложение проверяет правильность выполнения задания.
Допущенные в задании ошибки выделяются красным цветом, павильно выполненные – зеленым.
Герб экономического района.
Создание герба экономического района – также способ более глубокого изучения материала по теме. Учащиеся рисуют гербы, защищают их на уроке, объясняю смысл каждого элемента в гербе. Хотелось бы поделиться работами учащихся. Творчество невозможно без соответствующих знаний материала! Перед созданием герба дети должны еще раз прочитать параграф, поискать информацию в интернете. Результат оценивается не только учителем, но и одноклассниками.
Игра «Классификация».
Для создания данной игры используется сервис https://learningapps.org/.
Задания, которые выполняются с использованием данного сервиса, позволяют обобщить материал, сделать его интересным, визуальным. К данной работе также подключаются сами учащиеся. Их работы, может, менее профессиональны, чем у учителя, но иногда носят более творческий характер, интересен способ подачи материала.
Примеры заданий, созданные при помощи сервиса:
Кроссворды
Кроссворды как способ мотивации всегда использовались в обучении. Но сегодня можно использовать возможности интернета для их создания. На его широких просторах предлагается масса приложений для создания
Приложения для создания кроссвордов:
https://cross.highcat.org/ru_RU/
https://childdevelop.ru/generator/letters/cross.html
http://vneuroka.ru/krossvord_sozdat_online_iz_svoih_slov/
Сервис https://learningapps.org/ предлагает создавать кроссворды, вставлять иллюстрации как элементы заданий. Учащиеся с удовольствием их делают. В результате два ученика могут получить отметку. Один – за создание, другой за работу по разгадыванию кроссворда.
Творчество учителя и ученика на уроках географии позволяет сделать материал урока более интересным, понятным. Задача учителя – бросить семя, ростки появятся, несомненно!
Потамошнева Наталья Алексеевна
Паненкова Ирина Михайловна
Румбешт Роза Фидаиловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Румбешт Роза Фидаиловна