Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы».
Дистанционное обучение показало нам, учителям, что сегодня именно мы первыми должны осваивать новые технологии, новое оборудование. Я не представляю себе урок без использования современных технических средств обучения. После того, как отменили кабинетную систему обучения в школах связи с новыми санитарно-эпидемиологическими условиями, мне, как учителю географии приходится осваивать и использовать различное оборудование в кабинетах моих коллег-учителей.
1.Мультимедийный проектор и компьютер.
Основное, что сегодня есть в нашей школе практически в каждом кабинете – это компьютер и мультимедийный проектор. Трудно представить себе урок географии без карт. Для решения проблемы перетаскивания карт из кабинета в кабинет или их лихорадочной смены на перемене удобно создать виртуальные атласы, что я и сделала. Для каждой параллели созданы свои атласы. На урок достаточно принести флэш-носитель с электронными атласами и презентациями к уроку.
Для навигации по атласу используется системы гиперссылок по документу. Переход на карту осуществляется от содержания к карте, обратный переход по кнопку «Вернуться к содержанию». Вместо одной карты на доске используется необходимое количество карт атласа. При необходимости электронный атлас можно дополнить: другими картами, которых достаточно в интернете или «немыми» - контурными картами.
Проблемы в работе есть – есть несколько кабинетов без компьютера и мультимедийного проектора. Тогда приходится переключаться и работать «по старинке» с бумажными носителями – картами. Карта, конечно, это отлично, но эффект обучения без визуализации и использования иллюстраций презентации уже не тот. Как не показать ученикам животных и растения разных материков, народы мира и их одежды, иллюстрации открытого способа добычи минеральных ресурсов и доменную выплавку стали!
2.Интерактивная доска Hitachi Star Board.
В моем кабинете географии имеется интерактивная доска Hitachi Star Board.. Использование доски и интерактивных возможностей программы Power Point для создания презентации позволяет делать урок интересным, включать игровые моменты.
В интернете есть масса сервисов, которые позволяют составлять интерактивные задания для уроков. Мне очень нравится сервис https://learningapps.org/, где можно создавать интерактивные кроссворды, викторины, игры для знатоков и др. С наличием таких заданий и интерактивной доски такие задания можно выполнять на уроке в виде эстафеты, фронтального опроса. Класс по окончании работы ученика может внести исправления в работу. Для разных классов на сервисе можно найти готовые задания или создавать самостоятельно. Кроме того, такие задания могут создавать и сами дети как творческий проект по изученной теме.
Все материалы удобно классифицировать по классам. Адрес заданий в интернете: https://learningapps.org/user/Румбешт Роза
Пример задания для 9 класса:
Пример интерактивной викторины, созданный ученицей 10 класса
Пример игры-пазла для 6 класса по теме «Строение земной коры»
Работа с использованием интерактивности существующей техники и технологий позволяет мотивировать учащихся для активной деятельности как на уроке, так и дома, проявления творчества, углубленного изучения тем урока. Конечно, для реализации такого обучения учителю нужно потратить время для подготовки заданий. Но, сделав один раз, можно использовать много лет, создав базу интерактивных заданий по каждой параллели.
Интерактивная доска подключается к компьютеру и через проектор отображает информацию на доску. К доске прилагается электронный карандаш (стилус), с помощью которого можно рисовать, писать. Есть огромный недостаток – отсутствие специальных программ по предмету, которые поддерживали бы интерактивные возможности оборудования. Можно, конечно, использовать интерактивные возможности программы для создания презентации Power Point. Существуют обучающие диски по географии с установленными заданиями и тренингами. Но они не всегда подходят по программе, и, как обычно, для использования технических возможностей интерактивной доски необходимо пройти обучение по освоению этой программы, да и подготовка заданий отнимает много времени. Батарейки для карандаша и программного обеспечение – все это за счет учителя. Поэтому таким оборудованием пользуюсь редко. Работу на уроке географии можно было бы сделать очень интересной при наличии специальных программ как при объяснении нового материала, так и при опросе.
3. Интерактивная панель
В кабинете биологии в нашей школе имеется интерактивная сенсорная панель. Возможности этого устройства в образовательном процессе весьма впечатляют. Кроме демонстрации презентаций к урокам, на нем можно делать заметки, писать, рисовать, исправлять, соединять, писать комментарии, расчеты. Удобно обводить, подчеркивать нужные фрагменты текста, соединять. Можно создать много игровых заданий с учетом возможностей панели. Экран сенсорный, можно просто перелистывать страницы презентации или выполнять надписи, формулы специальным стилусом. Учителю не нужны мел, губка для стирания с доски. Необходима презентация, иллюстрации, аудио или видеофайлы на флэш-носителе. Удобно, быстро, современно!
Не все возможности этого технического устройства еще освоены. В этом кабинете я бываю только два раза в неделю, освоение функционала и возможностей идет интуитивным путем. При этом дети помогают осваивать это современное чудо технологии. Есть подозрение, что там заложено намного больше возможностей. Нам, учителям, нужны какие-либо обучающие курсы, мастер-классы по освоению этого оборудования и его возможностей.
Работа с сенсорной панелью.
4. Устройство для электронного голосования.
Два года назад школа получила устройства для электронного голосования. Это небольшой металлический чемодан с пультами для голосования и CD-диском для работы с оборудованием. Диски уникальные, нельзя устанавливать программу на несколько компьютеров и переносить пульты. Это весьма ограничивает использование данной техники.
Для работы с системой голосования за каждым учеником закрепляется свой пульт. Эти данные вносятся в специальную программу. Учитель при помощи этой же программы создает тесты с выбором варианта ответа. При помощи мультемедийки вопросы теста демонстрируются на экране, ученики получают определенное время на обдумывание и при помощи своего пульта выбирают номер правильного ответа нажатием на нужную кнопку. По окончании теста программа формирует отчет в виде ведомости и выставляет отметки по критериям, которые учитель готовит при создании теста. Учащиеся сразу же могут видеть на экране свои ошибки, отметки. Учитель распечатывает ведомость опроса или выставляет отметки в журнал. Каждый ученик получает отметку. Каждый предметник может использовать данное оборудование на своем уроке.
Проблем использования много: каждый день нужно несколько раз заряжать пульты для голосования, готовить в специальной программе тесты для опроса учащихся. На составление одного теста к уроку уходит около 1,5-2 часа. Данная техника подключается к компьютеру учителя, тест отображается при помощи мультимедийки на экран. То есть, если нет компьютера и мультимедиа, то это техническое устройство не будет работает. Количество такой техники в школе ограничено. Мало кто из учителей использует эти устройства на своих уроках из-за сложностей работы по освоению нового софта, новой техники, времени на создание тестов. Но технологии не стоят на месте. Думаю, это техническое устройство можно использовать в сочетании с возможностями обучающей платформы Якласс. На платформе масса тестов по многим предметам и не нужно много времени тратить на создание тестов с иллюстрациями, схемами.
5. Теллурий
В нашей школе имеется теллурий — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. Устройство получено школой по федеральной программе. Достаточно дорогое устройство и очень громоздкое. Проблема с хранением устройства - требуется много места. Прибор тяжелый и сложно доставать и опять убирать в шкаф. Используется редко, по программе только в 5 или 6 классах при изучении вращения Земли. Кроме этого, теллурий нужен при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по географии, когда разбираются задания повышенного уровня сложности, связанных с астрономическими последствиями вращения Земли.
6.Документ-камера.
Это техническое устройство подключается к компьютеру. В кабинете математики, где установлено устройство, возможно отображение любой страницы учебника при помощи мультимедиа-проектора на доску. Показ иллюстраций, работа со схемами и таблицами учебника, с текстом параграфа – все это используется на уроках. Хорошо выполнять работу над ошибками при выполнении контрольных работ по всем предметам. На доску выводится страница тетради ученика и учитель или дети могут находить ошибки, анализировать работу одноклассников. Особенностью является то, что к документ-камере прилагается уникальный диск с драйверами и установить на другой компьютер и установить устройство на другой компьютер невозможно. Кому досталась документ-камера, то и работает с ней.
Несмотря на неудобства, которые педагоги испытывают при хождении из кабинета в кабинет в существующей эпидемиологической обстановке, есть и масса плюсов. При загруженности учителя вряд ли появилась бы такая возможность познакомиться с новыми техническими устройствам. Пришлось проявить творчество при создании дидактических материалов, опять в ускоренном темпе осваивать это все технологическое и техническое богатство.
В перспективе планирую провести среди своих педагогов мастер-класс по работе с техническими устройствами, которые получила наша школа. Особенно понравились возможности электронной системы голосования. Есть уже задумки по использованию данного продукта.
Горбачёва Марина Юрьевна
Румбешт Роза Фидаиловна
Паненкова Ирина Михайловна
Румбешт Роза Фидаиловна
Трефилова Раиса Поликарповна
Румбешт Роза Фидаиловна