Статья «Теория и практика дистанционного обучения»
Буквально 1,5 года назад термин «дистанционное обучение» вызывал у педагогов панику и страх. Как организовать данное обучение, с помощью каких сервисов? В какой форме преподносить материал, чтобы качество обученности не изменилось? Как объяснить родителям принципы и особенности дистанционного обучения? Эти вопросы не раз приходили на ум совсем недавно.
Сейчас есть ответы на многие из данных вопросов, исчез страх перед онлайн-обучением, появилась уверенность в себе, своих силах. Пока пугает только то, что на будущий год набираю первый класс, а как работать «удаленно» с такими малышами, понятия не имею. Все-таки, надеюсь на лучшее, что начальные классы будут работать в обычном очном формате обучения.
Несмотря на то, что прошедший год учились очно, в течение всего учебного года я продолжала осваивать технологии дистанционного обучения и не только из страха, что вновь придется работать в таком режиме, а потому что мне это интересно. А еще видела интерес к онлайн-обучению и ИКТ-технологиям со стороны своих учеников.
Хоть учились мы очно, но необходимость в применение дистанционных технологий была не менее актуальна, чем прошлой весной, ведь все мероприятия школьного и муниципального уровней проходили в онлайн-формате. В этом году мои ученики стали победителями районной олимпиады школьников по русскому языку и математике, 6 человек стали победителями и призерами муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науке». В течение учебного года проводились онлайн-занятия с учениками 4-х классов по подготовке к олимпиаде, к этим занятиям были привлечены 4 моих учеников. Для участия в данных мероприятиях от меня требовалось умение организовать дистанционное взаимодействие с помощью онлайн - инструментов: Skype для бизнеса, ZOOM. Радует то, что научилась работать с данными сервисами самостоятельно, без технического специалиста.
С какой же целью я использую дистанционное обучение в настоящее время, когда, казалось бы, такой необходимости нет? Во-первых, дистант незаменим в период актированных дней, а у нас в этом году отмена занятий была в период с декабря по февраль была неоднократно, порой продолжительность актировок составляла от 2 дней до 7 дней и более.
Учебные занятия я проводила в первой половине дня с 9 часов до 12 часов. Дети и родители заранее информировались о времени проведения уроков (сообщение в детскую и родительскую группы Viber отправлялось вечером). Основные уроки проводились с использованием платформы Учи.ру. Это было удобно как для меня, так и для детей, ведь все мои ученики зарегистрированы на данной онлайн-платформе. В 8.45 в детскую и родительскую группу отправлялась ссылка на урок, перейдя по которой ребята подключались к работе. Длительность уроков была 40 минут, хотя иногда при введении новой темы занятие могло немного затянуться (Сервис позволяет проводить занятие более 40 минут). В конце урока называла несколько учеников, которым необходимо было отправить фото выполненных заданий. Затем организовывалась перемена, в ходе которой дети отдыхали, а я проверяла работы учеников. По итогам проверки, с учетом активности работы учеников на уроке, выставлялись оценки. Аналогично проводились еще два урока. Если по расписанию были такие уроки как ИЗО, технология, в конце третьего урока сообщала детям тему занятия, задачи, отправлялась ссылка на YouTube канал, где предлагался мастер-класс по данным предметам. Ребята выполняли работу по образцу, либо по собственному замыслу, отправляли фото через Viber. Каждая работа в этот же день оценивалась.
Помимо мастер-классов на YouTube, использовала материалы Российской электронной школы, особенно при проведении классных часов, занятий внеурочной деятельность. В библиотеке РЭШ собрано большое количество интерактивных уроков по всем школьным предметам. Платформа позволяет не только обучаться дистанционно, но и развиваться. На РЭШ можно совершить виртуальную экскурсию, послушать концерт, посмотреть театральную постановку или фильм. Например, при подготовке к ВПР, во время проведения квеста по теме «Милая моя родина», была использована информация сайта о музеях нашего региона, расположенные в Тюменской области.
При проведении дистанционных уроков по предмету ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур») большую помощь оказал курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В качестве домашнего задания детям предлагались карточки на отработку каких-либо учебных навыков на УЧИ.ру, проверочные работы на Якласс, либо создавались тесты с помощью Google Формы, Online Test Pad. Данные онлайн-сервисы позволяют получать мгновенную обратную связь, видеть результат освоения той или иной темы.
Для детей, которые по техническим причинам не могли заниматься на Учи.ру, отправлялось с утра задание по учебнику, которое они выполняли до обеда и отправляли мне фото выполненной работы. Если в работах учеников были ошибки, во второй половине дня проводила небольшие консультации через Viber. Таких детей у меня немного, большая часть ребят имела технические возможности заниматься на онлайн-уроках.
В этом году очень актуальным стало проведение дистанционных уроков для учащихся, отсутствующих по причине болезни или каким-то другим уважительным причинам. В классе есть дети, имеющие хронические заболевания, которые в течение года отсутствуют более двухсот часов в год. С этими детьми, по обоюдному согласию с родителями, проводились дистанционные уроки в период их длительной болезни. Занятия планировались в те дни, когда по плану проводились уроки изучения нового материала. Благодаря этим занятиям ребята усвоили программный материал в полном объеме и не отстали от сверстников.
В течение рабочего дня не всегда можно было выкроить время для каких-то дополнительных занятий с учениками, в том числе по подготовке к олимпиадам. Здесь опять на помощь приходит онлайн-взаимодействие. По выходным я проводила стажировочные площадки по подготовке учеников моего класса к олимпиадам. Если занятия были индивидуальные, они проводились через Viber, если групповые, то посредством ZOOM. Благодаря таким занятиям ребята смогли качественно подготовиться к олимпиадам по всем предметам и занять призовые места на школьном уровне по математике, русскому языку, окружающему миру, технологии и физической культуре.
С прошлого учебного года стало уже традицией проведение онлайн-родительских собраний, т.к собираться в стенах школы нельзя, а погода не всегда позволяет встретиться на свежем воздухе. Поэтому на выручку опять же приходит наш друг Интернет. Собрания проводились через ZOOM, плюсом таких мероприятий можно считать 100% посещаемость. Помимо собраний, вместе с детьми организовывали поздравления с праздниками для родителей. Заранее разучивали песни, стихи, записывали видео и выкладывали в группе в контакте, а ссылку на видео отправляли в группу. Всегда приятно после таких мероприятий читать позитивные отзывы от родителей.
Дистанционное обучение - веление времени. Времена меняются, а вместе с ними меняемся и мы. Обстоятельства заставляют нас быстрее привыкать к новому, в том числе к дистанционному обучению. Для одних онлайн-обучение это «уничтожение» классической системы образования, для других новые формы, учитывающие индивидуальность каждого ученика. На мой взгляд, дистанционное обучение — процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов.
Источники:
http://gulkevichi.lbihost.ru/wp-content/uploads/sites/713/2020/03/1480430969575217037_1x.png
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Полянская Оксана Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Сорокина Светлана Валерьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна