Сценарий и технологическая карта урока технологии в 5 классе «Моделирование лотерейного барабана на основе цилиндрической зубчатой передачи»
Пояснительная записка к презентации
СЦЕНАРИЙ УРОКА технологии в 5 классе
Учитель |
Павкина Галина Геннадьевна МБОУ Школа № 42 г.о.Самара |
||||||||||
Тема урока |
Моделирование лотерейного барабана на основе цилиндрической зубчатой передачи |
||||||||||
Цель урока: |
Формирование ценностного отношения к технологическим знаниям, развитие проектировочного мышления 5-тиклассников на основе глубокого осмысления способов моделирования конструкции лотерейного барабана. |
||||||||||
Планируемые ОР |
Ученик по окончании изучения темы урока: -обосновывает ценность и значимость механизмов в жизни человека в современном технологическом мире (ЛР); -дает собственную оценку достоинств и недостатков созданной модели (ЛР); - высказывает собственное мнение (ЛР); -обосновывает свою позицию (ЛР); -соотносит понятия ременной и зубчатой передачи с их определениями (ПР); -соотносит величину передаточного числа с изменением скорости вращения выходного звена передачи (ПР); -выделяет части, относящиеся к устройству ременной и зубчатой передачи (ПР); -создает конструкцию модели лотерейного барабана с увеличением скорости вращения(ПР); -выполняет простые расчеты по известному алгоритму(ПР); -описывает созданную конструкцию в виде схемы (ПР); -указывает на схеме основные узлы механизма (ПР); -формулирует тему урока (МР); -планирует предстоящую деятельность на уроке (МР); -выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР). |
||||||||||
Программные требования |
|
||||||||||
Мировоззренческая идея |
Простые механизмы — основа всех технологических устройств, используемых человеком с начала времен и до наших дней. |
||||||||||
Программное содержание |
Простые механизмы. Зубчатые передачи. Передачи под углом 90º. Многоступенчатые передачи. |
||||||||||
План изучения нового материала |
1.Понятие «Лотерейный барабан» 2.Как выглядит лотерейный барабан. Его составные части. 3.Как построить лотерейный барабан из деталей конструктора Лего? |
||||||||||
Основные понятия |
Зубчатые колеса, оси, входное и выходное звенья передачи, передаточное число, передача повышающая и понижающая скорость. |
||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
||||||||||
Форма урока |
Урок — практическая работа |
||||||||||
Технология |
Проблемно — развивающего обучения |
||||||||||
Мизансцена урока |
6 групп по 2 человека за круглым столом. |
||||||||||
Оборудование урока |
6 комплектов конструктора Лего, мультимедийная презентация |
||||||||||
Домашнее задание |
Собрать информацию об устройствах в окружающей жизни, использующих барабан и зубчатые передачи. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
||
Создание проблемной ситуации Беседа Нам нужно провести лотерею. -Кто знает что такое лотерея? -У меня есть лотерейные билеты. Что еще нам нужно для того, чтобы провести лотерею? -Кто из вас хотя бы раз в жизни видел лотерейный барабан? -Мы можем из конструктора Лего создать модель лотерейного барабана? -Как вы думаете, чем мы будет заниматься на уроке и как звучит тема урока? Главный вопрос урока: Как сделать лотерейный барабан из конструктора Лего? Гипотезы: Можно использовать ременную передачу. Используем зубчатую передачу под углом 90º. Используем зубчатую цилиндрическую передачу. Можно сделать расчет передаточного числа и доказать, что скорость можно изменить. |
Слайд 1. Фронтально о проведении лотереи Фронтально о возможностях создания моделей из конструктора Лего 1-2 ученика 3-4 ученика Слайд 2. |
-высказывает собственное мнение (ЛР) -формулирует тему урока (МР) -соотносит понятия ременной и зубчатой передачи с их определениями (ПР) -соотносит величину передаточного числа с изменением скорости вращения (ПР) |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
||
1. Понятие «Лотерейный барабан» Что такое барабан? Барабан — это название одного из самых древних музыкальных инструментов. В настоящее время термин употребляется в разных областях для обозначения объектов, сходных с музыкальным барабаном по форме. -Какие бывают барабаны? Барабан (музыкальный инструмент) Барабан (архитектура) Барабан (инженерная конструкция) Барабан (спортивный снаряд) Барабан (лотерея) Барабан (механизм) Барабан (оружейный) — цилиндр, в который заряжаются патроны (заряды). Барабан (тара) — упаковочная тара цилиндрической формы, изготавливаемая из металла, фанеры или картона. Барабан (кабельный) Барабан (магнитный) — ранняя разновидность внешней компьютерной памяти Частично-поисковый метод Как выглядит лотерейный барабан? Беседа -Какие детали можно использовать для создания макета барабана? -Насколько необходимо использовать зубчатую передачу в механизме вращения лотерейного барабана? -Что необходимо сделать, чтобы созданная конструкция могла работать? Практическая работа 3. Как построить лотерейный барабан из деталей конструктора Лего? Задание. Создание модели лотерейного барабана из конструктора Лего. Дискуссия -Какую из предложенных гипотез вы подтвердили при конструировании модели? Вывод: При конструировании модели самым рациональным является использование цилиндрических зубчатых передач. Практическая работа (Приложение2) Задание. Составить описание конструируемого устройства (техническое задание на проектирование). Создать кинематическую схему с указанием основных узлов модели. Выполнить расчет скорости врашения, если это необходимо. |
Просмотр слайд — шоу фронтально Слайд — шоу фронтально 6 групп по 2 ученика с компллектами конструктора Лего 3-4 человека Фиксирование работы в ТПО |
-обосновывает цен-ность и значимость механизмов в жизни человека в современном техно-логическом мире (ЛР)
-соотносит понятия ременной и зубчатой передачи с их определениями (ПР) -планирует пред-стоящую деятель-ность на уроке (МР) -выделяет части, относящиеся к устройству ремен-ной и зубчатой передачи (ПР)
-создает конструк-цию модели лотерейного бараба-на с увеличением скорости вращения (ПР) -выполняет учебные задания в сотруд-ничестве с одно-классниками (МР) -обосновывает свою позицию (ЛР) -описывает создан-ную конструкцию в виде схемы (ПР) -указывает на схеме основные узлы механизма (ПР) -соотносит величи-ну передаточного числа с изменением скорости вращения (ПР) -выполняет простые расчеты по извест-ному алгоритму (ПР) |
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
||
Беседа -Для чего предназначено созданное устройство и отвечает ли оно техническому заданию на проектирование? -Как выглядит кинематическая схема модели? -Как работает созданная модель? |
Фронтально о соответствии модели техническому заданию |
-дает собственную оценку достоинств и недостатков созданной модели (ЛР) |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
||
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся |
Приложение 1
Для базового уровня достаточно выполнить задание в соответствии со схемой и расчетами:
Для продвинутого уровня задание выполняется в соответствии со схемой и расчетами, приведенными ниже: