Театрализованные игры как часть коррекционной работы учителя-логопеда с детьми – инвалидами по умственной отсталости
Театрализованные игры
как часть коррекционной работы учителя-логопеда
с детьми – инвалидами по умственной отсталости.
Выполнила:
Учитель-логопед
Прокофьева Ю.А.
2020
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с ОВЗ, посещающих специализированный детский сад или специализированную группу в общеобразовательном детском саду, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития.
Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности при ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, несформированность целенаправленной деятельность, незрелость эмоционально-волевой сферы, в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.
У детей с нарушением интеллекта, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение эмоции не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития.
Формирование эмоций – важнейшее условие становления личности человека. Эмоции появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. Они являются основой для формирования главной функции речи – общения.
Проявление эмоций у умственно отсталого ребенка зависит от его возраста, от глубины и своеобразия дефекта и, конечно, от социальной среды, в которой они находятся. Развитие эмоций умственно отсталых детей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни, наличием специального, систематического педагогического воздействия. Более всего на развитие эмоциональной сферы оказывают влияние музыка и театрализованные игры. И, поэтому, в своей работе я взяла их за основу.
Совместная работа логопеда и музыкального руководителя как нельзя лучше отражается на музыкальных логоритмических занятиях, на которых к изучаемой на данный период теме занятий подбирается подходящая сказка.
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Октябрь | «Курочка Ряба» | Познакомить детей с обитателями деревни: бабушкой, дедушкой, кошкой, собакой, коровой, петушком, курочкой, цыплятами. Поговорить о домашних животных: внешний вид, особенности поведения. Провести театрализованное представление по мотивам сказки «Курочка Ряба». |
Ноябрь Декабрь | «Репка» | Познакомить детей с основными признаками осени: холодная погода, дожди, сырость, урожай с огородов и садов. Провести театрализованное представление по мотивам сказки «Репка». |
Январь Февраль | «Теремок» | Познакомить детей с обитателями леса: зайчиком, лисой, медведем, волком. Поговорить о диких животных: внешний вид, особенности поведения. Познакомить детей с основными признаками зимы: снег, холод, Новый год, Дед Мороз, санки, лыжи, коньки. Провести театрализованное представление по мотивам сказки «Теремок». |
Март Апрель | «В гости к солнышку» | Познакомить детей с основными признаками весны: теплая погода, солнце, дождик, цветы, насекомые. Провести развлечение, посвященное приходу весны: «В гости к солнышку». |
Использование сказок – давно известный прием. Я начала его использовать, так как слушание сказок одно из самых любимых занятий наших детей. Но до использования сказки как вида театрализованной игры существует несколько этапов предварительной работы.
Алгоритм работы над сказкой
(на каждый этап работы отводится необходимое количество времени, чтобы ребенок усвоил материал)
Чтение сказки.
Пересказ сказки (педагог начинает предложение, а ребенок договаривает последнее слово).
Показ сказки взрослым с использованием настольного театра.
Пересказ сказки ребенком с использованием настольного театра.
Пересказ сказки по алгоритму с использованием картинок при непосредственной помощи взрослого (неговорящие дети раскладывают картинки – иллюстрации по порядку).
Пересказ сказки по алгоритму с использованием картинок с небольшой помощью взрослого.
Использование материала сказки на занятии.
Театрализация сказки на музыкальном логоритмическом занятии.
Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованной игре. Роль логопеда на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как логопед говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения.
Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные персонажи. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше играть роль.
В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.
Большое значение придается оформлению зала, подборке костюмов, атрибутов сказки.
Работая в этом направлении, я заметила улучшения в речевом развитии детей: они стали чаще обращаться к взрослым с различными просьбами, то есть у детей начала появляться потребность в общении; быстрее начинают разучивать новые пальчиковые игры, подвижные игры, игры с речевым сопровождением, развивается память, внимание.
Таким образом, все это свидетельствует о том, что эмоциональное развитие существенно способствует развитию речевой активности, и такого вида работа приносит определенные положительные сдвиги в коррекции умственно отсталых детей.