Технологическая карта бинарного урока по изобразительному искусству в 4 классе
План-конспект междисциплинарного бинарного урока по изобразительному искусству.
Дата: 21 марта 2023г. 4 класс
Учитель изобразительного искусства: Дорофеева Виктория Владимировна
Учитель музыки: Курочева Маргарита Владимировна
УМК «Школа России»
Тема раздела: «Восхитись созидательными силами природы и человека».
Тема урока: «Вода – живительная стихия».
Цель: знакомство с особенностями создания плаката.
Задачи:
Образовательные: познакомить с особым видом графического искусства - плакатом;
Развивающие: развитие наблюдения, анализа, сравнения;
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного использования воды, умения тактично комментировать работы одноклассников.
Тип урока: Изучение новой материала.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся; воспитание интереса к произведениям художников
применение практических приемов
Личностные УУД:
развитие художественного вкуса детей;
понимание значения воды в жизни человека;
овладение навыками групповой работы.
Метапредметные УУД:
Познавательные:
творческий подход к работе;
подвести итог выполненной работы
Коммуникативные:
слушать и понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
участвовать в диалоге на уроке;
слушать указания учителя.
Регулятивные:
контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
самостоятельно организовать своё рабочее место.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, музыкальный инструмент.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика |
Организационный момент. | 1 мин | Приветствие, проверка посадки. | Подготовиться к уроку, | |
Актуализация знаний. Постановка цели урока | 5 мин | Учитель ИЗО: Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группах. Нам предстоит разгадать ребусы, чтобы узнать тему урока и что нового мы узнаем на нем. (Работа в группах 2 мин.) По окончании работы с ребусом участник команды должен будет выйти к доске, прикрепить картинку с ребусом и назвать, получившееся слово. (Живительная, стихия, вода, плакат). Давайте попробуем объединить их в один смысл, но помните, что одно слово не относится к названию темы урока. Тема нашего урока «Вода – живительная стихия». А какое слово осталось? Верно, плакат. Сегодня мы с вами узнаем много полезной информации об экологическом плакате и научимся его изготавливать. Учитель музыки: Ребята, кто-то заметил в картинках ребусов какие-либо сходства? Правильно, это музыкальные символы. Как вы думаете, а ким образом это связано с нашим уроком? Тему нашего урока мы будем рассматривать не только со стороны изобразительного искусства, но и с музыкальной. | Решают ребусы. Отвечают на вопросы. Называют тему и предположительные цели урока. | |
Изучение нового материала | 12 мин | Учитель ИЗО: С древнейших времен человек отдавал великое значение водной стихии. В народе говорили: «огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец». Как вы думаете, почему вода считается источником жизни на Земле? (от воды зависит урожай, водное обеспечение человечества и т.д.) Учитель музыки: От воды на Земле зависит практически все. Люди по всей планете отмечают Всемирный день водных ресурсов 22 марта. В этот день людям напоминают о правильном расходовании воды и призывают сохранять водные источники. Некоторые из них получают статус «Святых источников». Учитель ИЗО: Одним из таким считается озеро Светлояр около города Семенова, которые хранит легенду об исчезнувшем в нем граде Китеже. Предлагаем вам рассмотреть изображение на шкатулке Василия Денисова и послушать фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». По окончании мы поделимся впечатлениями от услышанного и увиденного. Слушание Н.А.Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1 мин.) Учитель музыки: Ребята, какая музыка была по звучанию? Торжественная, радостная или задумчивая и мрачная? Как вы думаете, что случилось в городе Китеж? Можно ли по изображению или по музыке определить происходящие события? Учитель ИЗО: В XIII веке во время набега монголо-татарских войск на город Китеж, народ, живший в этом городе, уже не мог обороняться в одиночку и вышел к стенам города с иконами и крестами и стал молиться Богу. И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. В настоящее время это место считается святым источником и охраняется государством. Учитель музыки: Ребята, забота о окружающей среде в наших руках, а это означает, что мы должны сохранять и свое здоровье. Поэтому предлагаем вам встать и выполнить разминку. Физминутка (40 сек) Учитель ИЗО: Присаживайтесь на свои места, продолжим работу по нашей теме. Как вы думаете, как можно оберегать водные ресурсы? (Не засорять, очищать, рационально использовать и информировать других людей о важности защиты воды). А каким образом можно рассказывать людям о защите водных ресурсов? Плакат – один из видов графического искусство, который рекламирует, информирует и призывает к чему-либо. Более подробно я расскажу вам об экологическом плакате. Посмотрите внимательно на экран. По технике исполнения плакаты бывают рисованные, плакат-коллаж, фотоплакаты, текстовые, комбинированные. Изготавливать мы с вами будем сегодня плакат-коллаж. | Отвечают на вопросы. Анализируют художественное и музыкальное искусство. | |
Закрепление изученного материала | 14 мин | Учитель ИЗО: На ваших столах распложены все необходимые материалы для создания экологического плаката-коллаж. Напомню, что коллаж — это техника декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру и в прикреплении этих фигур к основе. Главное отличие плаката от рисунка – это наличие призывного текста. Каждая группа изготавливает плакат на определенную тему, которая раскрывается в частушке, текст которой лежит у вас на столах. (Приложение 1) Работа в группах. Во время работы с плакатами звучит «Музыка воды». Учитель по изобразительному искусству во время выполнения работы подходит к каждой группе и помогает, наставляет, координирует. | Учатся изготавливать плакат-коллаж, работать организованно в группах. | |
Подведение итогов. Рефлексия | 6 мин | Учитель ИЗО: С каким новым видом графического искусства мы познакомились? Предлагаем каждой команде по очереди представить ваш плакат и исполнить частушку. От вашего представления зависит оценка для всей группы. Исполнение частушек под аккомпанемент учителя музыки. Выставление отметок учителем музыки и учителем изобразительного искусства. Учитель музыки: Ребята, все отлично исполнили частушки (или неплохо справились с заданием). Учитель ИЗО: И все хорошо справились с заданием выполнения плаката-коллажа на экологическую тему. Ваши плакаты будут размещены на школьной выставке, посвященной всемирному дню водных ресурсов. За работу на уроке я всем/отдельной группе ставлю оценки «отлично»/«хорошо». В завершении урока давайте поделимся своими эмоциями. У вас на столах лежат капельки, нарисуйте на них эмоцию, соответствующую вашей и покажите ее. Эмоция №1 – урок понравился и было все понятно. Эмоция №2 – урок понравился, но были вопросы. Эмоция №3 – урок не понравился. Я рада, что всем (в основном всем) понравился урок. | Обобщить изученное, исполнив частушки и представив плакат. | |
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению | 2 мин | Учитель ИЗО: На слайде мы можем увидеть домашнее задание. Для всех необходимо выполнить фотографии загрязнённых водоемов для создания фотоплаката. А по желанию, индивидуально: найти высказывания, призывающие к защите водоемов. Учитель ИЗО и музыки: Ребята, наш урок окончен. До свидания! До новых творческих встреч! | Слушают. Записывают в дневник. |
Приложение 1
Темы плакатов:
1 группа.
Ой, ты реченька, река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет, то башмачок.
2 группа.
О воде мы спорим много,
Как ее для всех сберечь.
И без слов всем надо помнить,
Без нее и хлеб не спечь.
3 группа.
Петя с папой «Волгу» мыли
На лужайке у пруда:
Стала чистою машина
Стала грязною вода.
4 группа.
Не послушал маму Ваня –
В речке искупался.
Три часа с бензином в ванне
После отмывался.
Слоганы для плакатов:
Берегите воду и защищайте ее источники!
Каждая капля на счету!
Рекам – полноводность и чистоту!
Не загрязняйте водоёмы промышленными отходами!