Технологическая карта к уроку географии в 8 классе «Наша страна на карте часовых поясов»

2
0
Материал опубликован 29 October 2021

Технологическая карта

8 класс. Урок 3

Тема: Наша страна на карте часовых поясов

Учитель: Шевченко Д.А.

Предмет: География

Класс: 8

УМК: Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География. 8 класс», М.: Просвещение, 2018

Тип урока: урок новых знаний

Тема урока: Наша страна на карте часовых поясов

Цели урока: сформировать представление о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат; определить положение России на карте часовых поясов; сформировать умения и навыки решения задач на определение времени в разных населённых пунктах.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Предметные УУД: формирование знаний о системе отсчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности. Основное содержание: часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат.

Метапредметные: формирование умений: определять положение России на карте часовых поясов; решать практические задачи по определению местного солнечного времени; находить информацию о часовых поясах в Интернете.

Ценностный компонент урока: значимость умения определять время в разных уголках страны и мира для человека; значимость умения определять разницу во времени между различными пунктами, расположенными в разных часовых поясах

Деятельность обучающихся: определять положение России на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов; определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Основные понятия: местное солнечное время, поясное время, линия перемены дат, часовые пояса и зоны.

Межпредметные связи: история, математика

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах

Средства обучения:

Учебник География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Алексеева, Е.К. Липкина и др.;.- М: Просвещение, 2018 – 256 с.: ил., карт.

Презентация в программе Microsoft PowerPoint по теме «Наша страна на карте часовых поясов»;

Настенная карта: физическая карта России;

Карта в учебнике «Часовые пояса и зоны России»;

Учебное издание «География. Всероссийское проверочная работа. 8 класс. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС» / М.М. Гарин. – Издательство «Экзамен», 2021 – 135 с.


Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1.Организация учебной деятельности

Настрой на урок. Приветствие. Пожелание друг другу новых интересных знаний.

Отвечают на приветствие учителя

Слушание учителя;

умение настраиваться на занятие

2.Мотивация к учебной деятельности.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наша страна находится на первом месте в мире по площади занимаемой ей территории. На протяжении всего времени своего формирования и существования Россия вдохновляла поэтов, писателей и художников. Любовь к Родине – это сильное чувство, которое находится в сердце каждого жителя нашей страны.

Советская писательница Наталья Львовна Забила посвятила нашей стране следующие строки:

Как велика моя страна, 
Как широки её просторы! 
Озёра, реки и поля, 
Леса, и степь, и горы...

Раскинулась моя страна 
От севера до юга: 
Когда в одном краю весна, 
В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас, 
Луна глядит в оконце. 
Дальневосточник в тот же час 
Встаёт, встречая солнце.

Давайте подумаем, какие географические характеристики страны вы услышали в этом стихотворении?

Большая протяжённость России с запада на восток является причиной возникновения чего на территории нашей страны? (разницы во времени)

Подскажите, пожалуйста, о чём идёт речь?

Звучит голос диктора: «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь».

Как вы думаете, о какой особенности нашей страны сейчас рассказал нам диктор?

А какой источник географической информации сможет помочь нам определить время в разных городах России?


Отвечают на вопросы учителя

Взаимодействуют с учителем; построение понятных для собеседника высказываний, суждений;

3. Постановка темы и целей урока

Предлагаю Вам сформулировать тему нашего урока, обязательно включив в неё основной источник информации, без которого невозможно изучение науки «география» и продиктованную большой протяжённостью с запада на восток особенность нашей страны.


Записываем тему: Наша страна на карте часовых поясов


Сегодня в ходе урока мы отправимся в путешествие по нашей планете, вспомним, почему в разных местах на планете наблюдается разное время, и научимся определять время в разных городах России с использованием тематической карты.


Слушают учителя






Записывают тему урока

Принятие и запоминание учебной цели и задачи.



4. Основная часть

Из курса географии 5 класса вы знаете, что наша планета совершает одновременно два вида движения: орбитальное и осевое.

Что является следствием орбитального движения нашей планеты? А осевого вращение?

Таким образом, мы понимаем, что в разных местах нашей планеты будет различное время суток. Это зависит от того, какой именно стороной повёрнута Земля к Солнцу. За какой период времени Земля совершает полный оборот? (за сутки/24 ч). Полный оборот это 360°. Предлагаю Вам вычислить, на сколько градусов Земля повернётся за 1 час и какое должно пройти время, чтобы наша планета повернулась на 1°. (Решение: 1. 360° / 24 ч = 15°; 2. 60 мин/ 15° = 4 мин.)

Спасибо, теперь мы знаем, что разница между двумя соседними меридианами составляет 4 минуты. Такое время называют местным солнечным.

Давайте в учебнике прочитаем определение местного солнечного времени.

Предлагаю вам на практике понять, как отличалось бы время между Москвой и Санкт-Петербургом, если бы мы жили по местному солнечному времени и ориентировались бы только на него.

Что нам для этого нужно сделать? (вычислить географическую долготу, то есть узнать, на каком меридиане расположен каждый из городов)

Так разница в долготах между Москвой (37° в. д.) и Санкт-Петербургом (30° в. д) составляет 7º, таким образом, местное время этих населённых пунктов различается на 7º х 4 мин. = 28 минут. Т.е. приезжая из Петербурга в Москву нужно б было переводить часа почти на полчаса вперёд. Такой счёт времени неудобен, особенно на большой территории, поскольку при нём каждый населённый пункт будет отмечать собственное время.

Данная проблема была решена в 1878 г., когда канадский инженер Сэндфорд Флеминг предложил ввести систему поясного времени.

Поскольку

Земля полностью оборачивается на 360° вокруг своей оси за 24 ч, за 1 ч она поворачивается на 15°, то разница в солнечном времени на меридианах, отстоящих друг от друга по долготе на 15°, тоже составляет 1 ч. Это и легло в основу международного соглашения, введённого в 1884 г. о введении поясного времени, согласно которому всю земную поверхность разделили на фрагменты, протяжённостью каждый в 15° (1 час) по долготе, и выделив их в международные часовые пояса, время внутри которых - поясное - условно стало считаться единым внутри каждого пояса. Другими словами, вся поверхность Земли была разделена на 24 часовых пояса — с 0-го до 23-го (ширина каждого из которых равна 15°).

Только что мы с вами ввели термин «поясное время». Давайте запишем в тетрадь это определение.




Высказывают предположения, аргументируя их.



Высказывают предположения, аргументируя их.








Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации


Высказывают предположения, аргументируя их.


Высказывают предположения, аргументируя их.






Слушают учителя;

Понимание вопросов учителя и ответов обучающихся; умение формулирование собственное мнение;

Выделение существенной информации. Расчёт необходимых данных. Логические умозаключения.







Выделение существенной информации из текста параграфа в учебнике.










5. Физкультурная пауза

Предлагаю вам немного отдохнуть и принять участие в физкультминутке. (Учитель организует физкультурную паузу):

Потрудились – отдохнём!

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения под руководством учителя.

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей

6. Основная часть

А мы с вами продолжаем наше путешествие по планете и сейчас мы окажемся в разных городах России.

Сегодня на уроке мы с вами уже успели выяснять, что количество географических часовых поясов в мире рассчитано на основе закономерностей вращения Земли. Однако многие страны в своих границах объединяют территории соседних часовых поясов и вводят в таком районе единое время. Это делается для удобства ведения хозяйства и управления государством.

И такие территории с единым временем, установленным для них государством, носят название часовых зон.

Записываем определение: Часовая зона - это часть территории, на которой действует единое время, установленное законом государства.

Например, географически Китай расположен в 5 часовых поясах, но по всей стране установлено единое время 8-го часового пояса. Единое время принято и в таких протяжённых по долготе странах, как Бразилия, Норвегия, Индия и др.

Посмотрите на рис.5 на стр. 11 в учебнике: мы видим, что границы часовых зон сильно изрезаны, четко и прямо они проходят по меридианам только на территориях океанов.

На территории России часовые зоны и их границы регулируются Федеральным законом «Об исчислении времени».  Крайняя западная точка страны находится во 2-м, а восточная — в 12 поясе. Таким образом, у нас насчитывается 11 часовых зон. Это означает, что на Чукотке и Камчатке Новый день наступает на 11 ч раньше, чем в Калининградской области.


Перед вами слайд, на котором Вы видите список городов России. (Приложение 1). Расположите их в той последовательности, в которой они будут встречать Новый год (работают в группах). Верно выполнить задание Вам поможет физическая карта России или карта часовых зон нашей страны.


С этим заданием вы справились великолепно. Теперь предлагаю Вам попробовать свои силы в расчете времени в разных городах на территории нашей страны (работают в группах). На этой недели в рамках нашего проекта внеурочной деятельности под названием «Посткроссинг как способ изучения географии» нам пришли открытки из следующих городов: перечисление городов (Приложение 2).

Ваша задача, пользуясь картой в учебнике, вычислить, какое сейчас время в том городе, открытку из которого я Вам раздам. Выполнив задание, вам нужно будет выйти к доске, показать город на карте и рассказать, как вы рассчитали время в этом городе. Также можно рассказать какую-либо известную вам информацию о городе:

1. Благовещенск

2. Анадырь

3.Тамбов

4. Екатеринбург

5. Владивосток

6. Новосибирск


Теперь перед нами стоит задача разобрать задание из ВПР по географии 8 класса (№ 6.1, 6.2) (Задания выполняются из сборника География. Всероссийское проверочная работа. 8 класс. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС», автор: М.М. Гарин). (Приложение 3)















Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации



Работа с текстом учебника, поиск нужной для











Выполняют задания в парах







Делятся по группам, обсуждают план рассказа, готовят выступление.



















Выполняют задание индивидуально

Взаимодействие с учителем; построение понятных для собеседника высказываний, суждений;

Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Анализ параграфа








Выделение существенной информации из текста параграфа в учебнике










Умение взаимодействовать друг с другом; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение делать выводы
























Умение применять полученные знания и самостоятельно находить информацию для решения поставленной задачи.

7. Рефлексия

Предлагаю вам проверить себя для того, чтобы понять, хорошо ли вы освоили сегодняшнюю тему. Итак, сейчас вы примите участие в географической викторине (работают в парах).

Вам нужно будет из предложенных вариантов искать ответы на поставленные вопросы. Всего вопросов будет 7, для ответа на каждый вопрос вам даётся 15 секунд. (Приложение 4)

Географическая викторина с использованием возможностей сайта triventy.com, ученики по QR-коду переходят по ссылке, отвечают на вопросы, на экран компьютера учителя выводится рейтинг учеников.

Взаимодействуют с учителем; проводят контроль и самоконтроль.

Контроль правильных ответов учащихся; развитие логического мышления; анализ принятой информации

8. Домашнее задание

1. Параграф 3 (читать, пересказывать), Определения выучить наизусть

2.Вторая часть вашего домашнего задания описана в карточке: вам нужно будет подобрать рейс с пересадкой так, чтобы молодой учёный смог успеть вовремя добраться на конференцию. Давайте посмотрим на задание: что нам нужно будет сделать, чтобы его выполнить?

Записывают домашнее задание

Выделение существенно информации из слов учителя; регуляция учебной деятельности.















Приложение 1


Задание: Расположите города в той последовательности, в которой они будут встречать Новый год.


Список городов:

г. Якутск

г. Омск

г. Иркутск

г. Анадырь

г. Самара

г. Краснодар

г. Новосибирск

г. Пермь




























Приложение 2

Открытки из городов РФ





t1635512562aa.png






Приложение 3

Пример задания ВПР №6

t1635512562ab.png

t1635512562ac.png








Приложение 4

Ссылка викторины: http://triv.in/203093

Код доступа: 203093
t1635512562ad.png t1635512562ae.png
t1635512562af.png t1635512562ag.png



Приложение 5

Домашнее задание


Изучите предложенную ситуацию:

Алексей – научный сотрудник университета города Перми. Его пригласили выступить с докладом на конференции 25 марта в 11:30 по местному времени в городе Благовещенске. Прямого авиасообщения между городами Пермь и Благовещенск нет, поэтому Алексею придётся прокладывать сложный маршрут с пересадкой в Москве. Подберите рейс с пересадкой так, чтобы Алексей смог успеть вовремя на конференцию.


Пермь - Москва

Москва - Благовещенск


05:45 – 08:00 (Шереметьево)

18:00 – 20:20 (Шереметьево)

20:30 – 22-55 (Шереметьево)




19:00 (Шереметьево) – 02:35


05:05 – 07: 15 (Домодедово)

11:45 – 13:55 (Домодедово)

17:55 – 20:05 (Домодедово)



17:45 (Домодедово) – 03:15

19:20 (Домодедово) – 02:45

20:05 (Домодедово) – 03:35


04:10 – 06:15 (Внуково)



23:05 (Внуково) – 00:50


*В скобках указаны названия московских аэропортов и везде указано московское время (мск). Переезд из одного аэропорта в другой занимает 2 часа.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации