Технологическая карта к уроку географии в 8 классе «Наша страна на карте часовых поясов»
Технологическая карта
8 класс. Урок 3
Тема: Наша страна на карте часовых поясов
Учитель: Шевченко Д.А.
Предмет: География
Класс: 8
УМК: Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География. 8 класс», М.: Просвещение, 2018
Тип урока: урок новых знаний
Тема урока: Наша страна на карте часовых поясов
Цели урока: сформировать представление о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат; определить положение России на карте часовых поясов; сформировать умения и навыки решения задач на определение времени в разных населённых пунктах.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Предметные УУД: формирование знаний о системе отсчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России
Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности. Основное содержание: часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат.
Метапредметные: формирование умений: определять положение России на карте часовых поясов; решать практические задачи по определению местного солнечного времени; находить информацию о часовых поясах в Интернете.
Ценностный компонент урока: значимость умения определять время в разных уголках страны и мира для человека; значимость умения определять разницу во времени между различными пунктами, расположенными в разных часовых поясах
Деятельность обучающихся: определять положение России на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов; определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.
Основные понятия: местное солнечное время, поясное время, линия перемены дат, часовые пояса и зоны.
Межпредметные связи: история, математика
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах
Средства обучения:
Учебник География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Алексеева, Е.К. Липкина и др.;.- М: Просвещение, 2018 – 256 с.: ил., карт.
Презентация в программе Microsoft PowerPoint по теме «Наша страна на карте часовых поясов»;
Настенная карта: физическая карта России;
Карта в учебнике «Часовые пояса и зоны России»;
Учебное издание «География. Всероссийское проверочная работа. 8 класс. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС» / М.М. Гарин. – Издательство «Экзамен», 2021 – 135 с.
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
1.Организация учебной деятельности | Настрой на урок. Приветствие. Пожелание друг другу новых интересных знаний. | Отвечают на приветствие учителя | Слушание учителя; умение настраиваться на занятие |
2.Мотивация к учебной деятельности. | На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наша страна находится на первом месте в мире по площади занимаемой ей территории. На протяжении всего времени своего формирования и существования Россия вдохновляла поэтов, писателей и художников. Любовь к Родине – это сильное чувство, которое находится в сердце каждого жителя нашей страны. Советская писательница Наталья Львовна Забила посвятила нашей стране следующие строки: Как велика моя страна, Раскинулась моя страна В Москве ложатся спать сейчас, Давайте подумаем, какие географические характеристики страны вы услышали в этом стихотворении? Большая протяжённость России с запада на восток является причиной возникновения чего на территории нашей страны? (разницы во времени) Подскажите, пожалуйста, о чём идёт речь? Звучит голос диктора: «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь». Как вы думаете, о какой особенности нашей страны сейчас рассказал нам диктор? А какой источник географической информации сможет помочь нам определить время в разных городах России? | Отвечают на вопросы учителя | Взаимодействуют с учителем; построение понятных для собеседника высказываний, суждений; |
3. Постановка темы и целей урока | Предлагаю Вам сформулировать тему нашего урока, обязательно включив в неё основной источник информации, без которого невозможно изучение науки «география» и продиктованную большой протяжённостью с запада на восток особенность нашей страны. Записываем тему: Наша страна на карте часовых поясов Сегодня в ходе урока мы отправимся в путешествие по нашей планете, вспомним, почему в разных местах на планете наблюдается разное время, и научимся определять время в разных городах России с использованием тематической карты. | Слушают учителя Записывают тему урока | Принятие и запоминание учебной цели и задачи. |
4. Основная часть | Из курса географии 5 класса вы знаете, что наша планета совершает одновременно два вида движения: орбитальное и осевое. Что является следствием орбитального движения нашей планеты? А осевого вращение? Таким образом, мы понимаем, что в разных местах нашей планеты будет различное время суток. Это зависит от того, какой именно стороной повёрнута Земля к Солнцу. За какой период времени Земля совершает полный оборот? (за сутки/24 ч). Полный оборот это 360°. Предлагаю Вам вычислить, на сколько градусов Земля повернётся за 1 час и какое должно пройти время, чтобы наша планета повернулась на 1°. (Решение: 1. 360° / 24 ч = 15°; 2. 60 мин/ 15° = 4 мин.) Спасибо, теперь мы знаем, что разница между двумя соседними меридианами составляет 4 минуты. Такое время называют местным солнечным. Давайте в учебнике прочитаем определение местного солнечного времени. Предлагаю вам на практике понять, как отличалось бы время между Москвой и Санкт-Петербургом, если бы мы жили по местному солнечному времени и ориентировались бы только на него. Что нам для этого нужно сделать? (вычислить географическую долготу, то есть узнать, на каком меридиане расположен каждый из городов) Так разница в долготах между Москвой (37° в. д.) и Санкт-Петербургом (30° в. д) составляет 7º, таким образом, местное время этих населённых пунктов различается на 7º х 4 мин. = 28 минут. Т.е. приезжая из Петербурга в Москву нужно б было переводить часа почти на полчаса вперёд. Такой счёт времени неудобен, особенно на большой территории, поскольку при нём каждый населённый пункт будет отмечать собственное время. Данная проблема была решена в 1878 г., когда канадский инженер Сэндфорд Флеминг предложил ввести систему поясного времени. Поскольку Земля полностью оборачивается на 360° вокруг своей оси за 24 ч, за 1 ч она поворачивается на 15°, то разница в солнечном времени на меридианах, отстоящих друг от друга по долготе на 15°, тоже составляет 1 ч. Это и легло в основу международного соглашения, введённого в 1884 г. о введении поясного времени, согласно которому всю земную поверхность разделили на фрагменты, протяжённостью каждый в 15° (1 час) по долготе, и выделив их в международные часовые пояса, время внутри которых - поясное - условно стало считаться единым внутри каждого пояса. Другими словами, вся поверхность Земли была разделена на 24 часовых пояса — с 0-го до 23-го (ширина каждого из которых равна 15°). Только что мы с вами ввели термин «поясное время». Давайте запишем в тетрадь это определение. | Высказывают предположения, аргументируя их. Высказывают предположения, аргументируя их. Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации Высказывают предположения, аргументируя их. Высказывают предположения, аргументируя их. Слушают учителя; | Понимание вопросов учителя и ответов обучающихся; умение формулирование собственное мнение; Выделение существенной информации. Расчёт необходимых данных. Логические умозаключения. Выделение существенной информации из текста параграфа в учебнике. |
5. Физкультурная пауза | Предлагаю вам немного отдохнуть и принять участие в физкультминутке. (Учитель организует физкультурную паузу): Потрудились – отдохнём! Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют упражнения под руководством учителя. | Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
6. Основная часть | А мы с вами продолжаем наше путешествие по планете и сейчас мы окажемся в разных городах России. Сегодня на уроке мы с вами уже успели выяснять, что количество географических часовых поясов в мире рассчитано на основе закономерностей вращения Земли. Однако многие страны в своих границах объединяют территории соседних часовых поясов и вводят в таком районе единое время. Это делается для удобства ведения хозяйства и управления государством. И такие территории с единым временем, установленным для них государством, носят название часовых зон. Записываем определение: Часовая зона - это часть территории, на которой действует единое время, установленное законом государства. Например, географически Китай расположен в 5 часовых поясах, но по всей стране установлено единое время 8-го часового пояса. Единое время принято и в таких протяжённых по долготе странах, как Бразилия, Норвегия, Индия и др. Посмотрите на рис.5 на стр. 11 в учебнике: мы видим, что границы часовых зон сильно изрезаны, четко и прямо они проходят по меридианам только на территориях океанов. На территории России часовые зоны и их границы регулируются Федеральным законом «Об исчислении времени». Крайняя западная точка страны находится во 2-м, а восточная — в 12 поясе. Таким образом, у нас насчитывается 11 часовых зон. Это означает, что на Чукотке и Камчатке Новый день наступает на 11 ч раньше, чем в Калининградской области. Перед вами слайд, на котором Вы видите список городов России. (Приложение 1). Расположите их в той последовательности, в которой они будут встречать Новый год (работают в группах). Верно выполнить задание Вам поможет физическая карта России или карта часовых зон нашей страны. С этим заданием вы справились великолепно. Теперь предлагаю Вам попробовать свои силы в расчете времени в разных городах на территории нашей страны (работают в группах). На этой недели в рамках нашего проекта внеурочной деятельности под названием «Посткроссинг как способ изучения географии» нам пришли открытки из следующих городов: перечисление городов (Приложение 2). Ваша задача, пользуясь картой в учебнике, вычислить, какое сейчас время в том городе, открытку из которого я Вам раздам. Выполнив задание, вам нужно будет выйти к доске, показать город на карте и рассказать, как вы рассчитали время в этом городе. Также можно рассказать какую-либо известную вам информацию о городе: 1. Благовещенск 2. Анадырь 3.Тамбов 4. Екатеринбург 5. Владивосток 6. Новосибирск Теперь перед нами стоит задача разобрать задание из ВПР по географии 8 класса (№ 6.1, 6.2) (Задания выполняются из сборника География. Всероссийское проверочная работа. 8 класс. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС», автор: М.М. Гарин). (Приложение 3) | Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации Работа с текстом учебника, поиск нужной для Выполняют задания в парах Делятся по группам, обсуждают план рассказа, готовят выступление. Выполняют задание индивидуально | Взаимодействие с учителем; построение понятных для собеседника высказываний, суждений; Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Анализ параграфа Выделение существенной информации из текста параграфа в учебнике Умение взаимодействовать друг с другом; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение делать выводы Умение применять полученные знания и самостоятельно находить информацию для решения поставленной задачи. |
7. Рефлексия | Предлагаю вам проверить себя для того, чтобы понять, хорошо ли вы освоили сегодняшнюю тему. Итак, сейчас вы примите участие в географической викторине (работают в парах). Вам нужно будет из предложенных вариантов искать ответы на поставленные вопросы. Всего вопросов будет 7, для ответа на каждый вопрос вам даётся 15 секунд. (Приложение 4) Географическая викторина с использованием возможностей сайта triventy.com, ученики по QR-коду переходят по ссылке, отвечают на вопросы, на экран компьютера учителя выводится рейтинг учеников. | Взаимодействуют с учителем; проводят контроль и самоконтроль. | Контроль правильных ответов учащихся; развитие логического мышления; анализ принятой информации |
8. Домашнее задание | 1. Параграф 3 (читать, пересказывать), Определения выучить наизусть 2.Вторая часть вашего домашнего задания описана в карточке: вам нужно будет подобрать рейс с пересадкой так, чтобы молодой учёный смог успеть вовремя добраться на конференцию. Давайте посмотрим на задание: что нам нужно будет сделать, чтобы его выполнить? | Записывают домашнее задание | Выделение существенно информации из слов учителя; регуляция учебной деятельности. |
Приложение 1
Задание: Расположите города в той последовательности, в которой они будут встречать Новый год.
Список городов:
г. Якутск | г. Омск | г. Иркутск | г. Анадырь | г. Самара | г. Краснодар | г. Новосибирск | г. Пермь |
Приложение 2
Открытки из городов РФ
Приложение 3
Пример задания ВПР №6
|
|
Приложение 4
Ссылка викторины: http://triv.in/203093
Код доступа: 203093
Приложение 5
Домашнее задание
Изучите предложенную ситуацию:
Алексей – научный сотрудник университета города Перми. Его пригласили выступить с докладом на конференции 25 марта в 11:30 по местному времени в городе Благовещенске. Прямого авиасообщения между городами Пермь и Благовещенск нет, поэтому Алексею придётся прокладывать сложный маршрут с пересадкой в Москве. Подберите рейс с пересадкой так, чтобы Алексей смог успеть вовремя на конференцию.
Пермь - Москва | Москва - Благовещенск |
05:45 – 08:00 (Шереметьево) 18:00 – 20:20 (Шереметьево) 20:30 – 22-55 (Шереметьево) | 19:00 (Шереметьево) – 02:35 |
05:05 – 07: 15 (Домодедово) 11:45 – 13:55 (Домодедово) 17:55 – 20:05 (Домодедово) | 17:45 (Домодедово) – 03:15 19:20 (Домодедово) – 02:45 20:05 (Домодедово) – 03:35 |
04:10 – 06:15 (Внуково) | 23:05 (Внуково) – 00:50 |
*В скобках указаны названия московских аэропортов и везде указано московское время (мск). Переезд из одного аэропорта в другой занимает 2 часа.