Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Сказочное путешествие» для 3-4 классов
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Сказочное путешествие»
Разработала:
Сметанина Надежда Анатольевна,
педагог-психолог МБОУ С(К)ШИ
1. Блок информационный:
Класс: 3-4 малокомплектный класс (АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью, 1 вариант)
Образовательная область: коррекционно-развивающая область
Учебный предмет: развитие психомоторных и сенсорных процессов
2. Блок целеполагания:
Тема занятия: Сказочное путешествие
Цели занятия:
Образовательная: обучение навыкам взаимодействия с педагогом, одноклассником
Коррекционно-развивающая: коррекция элементов произвольности через упражнения в выполнении инструкций, совершение действий по образцу, способность контролировать результат
Воспитательная: формирование навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание взаимопомощи, уважения друг к другу.
3. Планируемый результат:
Предметные результаты: умение взаимодействовать с педагогом и одноклассником, адекватно реагировать на оценку деятельности, умение оценивать собственную деятельность
Личностные результаты: сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; развитие доброжелательности, взаимопомощи; проявление готовности к самостоятельной жизни
Базовые учебные действия:
Личностные: умение воспроизводить и воспринимать инструкцию к предложенному заданию; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Познавательные: делать простые выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание)
Регулятивные: умение ставить и принимать цели, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; умение принимать оценку деятельности, самостоятельно ее контролировать
Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе; умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь
4. Блок инструментальный:
Тип урока: закрепление знаний за период 3 четверти, урок развивающего контроля
Используемая технология: игровые и здоровьесберегающие технологии, элементы нейропсихологической коррекции
Учебно-методический комплекс: программа Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; Истратова О. Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Оборудование: карточки с заданиями, простые карандаши, ластики
Пояснительная записка
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью является важным направлением коррекционной психологии. Занятия, направленные на развитие психических процессов детей, приобретают огромное значение при обучении на начальной ступени. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
А так как игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся ее необходимо включать во все структурные элементы обучения. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки.
В форме игрового сказочного путешествия на коррекционных занятиях учащихся можно развить умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал), а также соблюдать принципы здоровьесберегающих технологий. В рамках данного цикла коррекционных занятий используются технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, релаксация, гимнастики…), технологии обучения здоровому образу жизни (игры, в том числе коммуникативные, техники массажа, взаимо- и самомассажа…), специальные коррекционные технологии (различные виды арттерапий, психогимнастика, элементы нейропсихологической коррекции…).
5. Блок организационно-деятельностный:
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный момент. Ритуал приветствия. | |
| Контроль за подготовкой детьми кабинета к занятию | Подготовка кабинета к занятию (свет, табличка, сдача тетрадей с домашним заданием) |
| Создание положительного настроя к занятию, формирование сплоченности, собранности. Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнемся им, поздороваемся. А теперь, все внимание на меня! Вы готовы к занятию? А кабинет готов? Посмотрите, перед вами лежат таблицы «Оценка моей работы». Что вы видите? Правильно, баллы и их характеристика. Давайте с ними познакомимся. За каждое выполненное задание вы будете сами ставить себе баллы. По окончанию занятия вы сложите баллы и оцените ваши результаты. | Дети здороваются с гостями. Дети знакомятся с таблицей «Оценка моей работы» и настраиваются на занятие |
2. | Постановка темы и целей. | |
| Сегодня на занятии мы будем выполнять все упражнения, которые делали в течение 3 четверти. Вы их знаете и справитесь на отлично. Для того, чтобы определить тему занятия вам нужно выполнить 1 задание. Возьмите карточку «Буквы», подумайте и скажите, что тут нужно сделать? Итак, ваша инструкция? Для Миши В., Германа М. – разброс букв Для Вики Б., Ивана Н. – обратный порядок букв Составьте из получившихся букв слово. Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. А теперь, подумайте и сформулируйте цели нашего занятия. Цели – помочь колобку спастись от героев сказки, выполнив задания… Оцените свою работу в таблице. | Дети знакомятся с карточкой «Буквы», формулируют инструкцию и выполняют задание. Дети составляют слово. Формулируют тему и цели занятия. Оценивают свою работу. |
3. | Основная часть. | |
| Давайте вспомним содержание сказки «Колобок». Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем ему. Не дадим колобка на съедение лисе. Согласны??? Вспомните, кого первым встретил колобок на дорожке? Верно, это заяц. Он приготовил для вас задание. Возьмите карточку «Шифровка», подумайте и скажите, что вы будете делать. Верно, вам нужно найти овощи и фрукты, которые любит зайчик. Заяц приготовил вам еще одно задание – упражнение «Найди». Я предлагаю вам встать и по моей команде найти овощ или фрукт, который я назову. Тот, кто найдет предмет, должен поднять руку, и ждать, когда найдут все остальные ребята. Овощи и фрукты спрятаны в кабинете, как на картинках, так и муляжами. Оцените свою работу в таблице. | Дети отвечают о содержании сказки. Отвечают на вопросы. Дети дают инструкцию к заданию и выполняют его. Дети выполняют упражнение «Найди» Оценивают свою работу. |
| Следующий герой сказки, которого мы встретим, хочет, чтобы вы догадались кто он, выполнив следующее задание «Путь». Возьмите карточки, прочитайте. Что вам нужно сделать? Правильно, давайте я покажу как. Берете свою карточку, читаете 1 пункт плана, выполняете, читаете следующий и так далее. Как только вы нашли свои буквы, садитесь на место. Итак, у вас есть буквы. Что дальше делать с буквами? Как вы думаете, сколько будет слов? Как вы это поняли? Назовите сказочного героя. Оцените свою работу в таблице. | Дети читают задания на карточках, выполняют его. Дети совместно складывают слова. Называют сказочного героя. Оценивают свою работу. |
| Следующий сказочный герой знает, что вы поможете колобку, и поэтому от вас прячется. Чтобы догадаться, кто это, выполним графический диктант. Диктант трудный, от семи точек. Такой мы с вами еще не делали. Давайте вспомним стороны, в которые мы проводим линии по клеточкам (вправо-влево, вниз-вверх, диагонали – показать на карточке) Оцените свою работу в таблице. | Дети выполняют графический диктант, называют сказочного героя. Оценивают свою работу. |
| Ну, что ребята, вы помогли колобку пройти всех животных. Или, нет? Кто остался? Верно, хитрая лиса. Она приготовила для вас карточку «Новые слова». Внимательно посмотрите, подумайте, что нужно сделать? Что будем делать с буквами? Верно, придумывать новые слова. В первом столбике – новые слова начинаются с найденной буквы, а втором столбике – заканчиваются. Давайте проверим, что у вас получилось. Оцените свою работу в таблице. | Дети формулируют инструкцию, выполняют задание. Взаимопроверка. Оценивают свою работу. |
4. | Итог занятия. Рефлексия. | |
| Итак, ребята, мы помогли колобку закончить путешествие, выполнить все задания от сказочных героев и не попасться к ним в лапы. Верно? Колобок вас благодарит за помощь и оценивает вашу работу – вы молодцы! Но еще он хочет, чтобы вы сами оценили свою работу. Пожалуйста, посчитайте, сколько баллов за занятие вы набрали, запишите в таблицу. Пожалуйста, оцените вашу работу по следующей схеме: 1. Мне занятие понравилось или не понравилось. 2. Я заработал __баллов 3. Это значит… | Оценивают путешествие, вспоминают удачно выполнение и задания, вызвавшие трудности. Оценка собственной деятельности. |
5. | Ритуал прощания. | |
| Ритуал завершения занятия. Контроль выполнения. | Снимают табличку с двери, выключают свет. Уходят. |
Приложение
Таблица «Оценка моей работы»
1 балл – я не смог выполнить задание
2 балла – я сделал часть задания, мне помогли
3 балла – я сам сделал задание
1 задание | |
2 задание | |
3 задание | |
4 задание | |
5 задание | |
Всего баллов | |
13-15 баллов –
сегодня мне все удалось, я показал хорошие знания – я – Молодец!
9-12 баллов –
мне не все удалось выполнить, но я старался и поэтому – Молодец!
5-8 баллов –
я знаю еще очень мало, но обязательно научусь – и поэтому тоже Молодец!
Карточки «Буквы» (средний и простой уровень)
Карточка «Шифровка»
Задание «Путь»
1. Вика Б. 1. Встань 2. Повернись лицом к дереву 3. Сделай 3 шага вперед 4. Сделай 2 шага вправо 5. Посмотри вниз 6. Найди 2 буквы в поезде 7. Сядь на место | 2. Ваня Н. 1. Встань 2. Сделай 2 шага влево 3. Буква в ведерке с музыкальными инструментами 4. Сделай 4 шага вперед 5. Найди букву под вазочкой 6. Сядь на место |
3. Герман М. 1. Встань 2. Повернись лицом к столу учителя 3. Сделай 4 шага вперед 4. Найди букву в пирамидке 5. Повернись к креслу 6. Сделай 3 шага вперед 7. Найди букву под задней правой ножкой кресла 8. Сядь на место | 4. Миша В. 1. Встань 2. Повернись лицом к окну 3. Сделай 6 шагов вперед 4. Найди букву под второй елкой 5. Вернись на место 6. Повернись лицом к доске 7. Сделай 3 шага вперед 8. Найди карточку с буквами среди магнитов 8. Сядь на место |
Для педагога 1. Сделай 2 шага влево 2. Буква лежит в кастрюле с песком | . |
Графический диктант «Медведь»
Карточка «Новые слова»