Технологическая карта на тему "Сложение смешанных чисел"

Технологическая карта урока «Сложение и вычитание смешанных чисел» в 5 классе.
Учитель математики МБОУ БСОШ №3 Гораева Мария Владимировна
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок закрепления знаний
УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник в двух частях для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023
Технологическая карта
Тема | Сложение и вычитание смешанных чисел |
Цель | Закрепить знания, умения и навыки по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» |
Задачи | 1. Обучающие: формировать умение видеть и формулировать проблему, использовать имеющиеся знания для ее решения и применять полученные знания на практике, 2. Развивающие: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 3. Воспитательные: слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общении |
Формируемые УУД | Личностные: независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логически обоснованное рассуждение; использовать доказательную математическую речь. Коммуникативные: самостоятельно организовывать работу в группах; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
Основные понятия | Смешанные числа, правила их сложения и вычитания. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. Проектор, раздаточный материал |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный момент Цель. Настроить учащихся на плодотворную работу. | Приветствие учащихся, организует начало урока с эпиграфа: Результат учения равен произведению способности на старательность. Если старательность равна нулю, то и произведение равно нулю. А способности есть у каждого! Настраивает на работу, обращая внимание, что без стараний ничего не получится | Подготовка к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. | | | Прогнозирование своей деятельности Умение выделять нравственный аспект поведения. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала | Организует игровой момент. Демонстрирует ребус и предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке. Задает вопросы для повторения понятия смешанного числа Предлагает выполнить задания по ранее изученному материалу. | Разгадывают ребус, определяют, что на уроке они будут работать со смешанными числами. Формулируют понятие смешанного числа, высказывают догадки почему появились смешанные числа, демонстрируют умение читать смешанные числа | Д Какие числа называются смешанными? Дроби появились, когда пришлось делить меньшее на большее, а смешанные почему появились? Д Н | Чтение смешанных чисел | Умение выражать свои мысли; Структурирование знаний; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Учебное сотрудничество. |
III. Постановка цели и задачи урока | Организует практическую работу в группах с раздаточным материалом и предлагает определить цель урока, просит сформулировать правило сложения и вычитания смешанных чисел, выводит алгоритм на экран, организует самопроверку своей работы | Выполняют практическую работу в группах, отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока: закрепить умения складывать и вычитать смешанные числа. Формулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел | Ребята, давайте поработаем в группах, возьмите свой рабочий лист и развернитесь к парте сзади вас. Вам выданы разрезанные тортики, давайте поработаем с ними, как с пазлом. 1ое задание Составьте 3 целых тортика из выданных вам долек в один ряд Уберите три дольки из любого тортика Какое смешанное число у вас получилось? Запишите его в рабочий лист Сместите вниз во второй ряд один целый тортик и еще 4 дольки Скажите можем ли мы их взять из уже нецелого тортика? Какое смешанное число получилось у вас во втором ряду? Запишите его в рабочий лист А какое смешанное число осталось в первом ряду, запишите его в рабочий лист Как вы думаете, каким математическим действием можно заменить выполненную нами работу? Составьте пример, расставив знаки минус и равенства. Отметьте в своих рабочих листах плюсик в кружочке справа, если у вас задание не вызвало затруднений, иначе поставьте минус 2ое задание Отметьте в своих рабочих листах плюсик в кружочке справа, если у вас задание не вызвало затруднений, иначе поставьте минус Мы с вами сейчас хорошо поработали, а что же мы делали? Какие действия выполняли? Получается, что мы будем делать сегодня на уроке? Какая,значит, цель урока? Посмотрите внимательно на записанные нами примеры, можем ли мы сформулировать правило сложения и вычитания смешанных чисел? Давайте попробуем Выполним еще одно задание на применение правила А вместе в двух строчках сколько целых тортиков получилось? Кусочки вместе дадут целый тортик? Тогда сколько целых тортиков у нас получилось? Отметьте в своих рабочих листах плюсик в кружочке справа, если у вас задание не вызвало затруднений, иначе поставьте минус | Формирование умений складывать и вычитать смешанные числа | Выделение и осознание того, что уже пройдено; Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Умение проговаривать последовательность действий на уроке; Анализировать и оценивать результат работы. |
IV. Физкультминутка с закреплением знанием | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся и обеспечить закрепления правил сложения и вычитания смешанных чисел.
| Учащиеся встают, хлопают, если на доске появляется верное решение и топают, если неверное. То есть Ребята сменили вид деятельности (отдохнули) и закрепили материал при этом | Молодцы! Мы устали все, развернитесь к своим партам. А теперь встанем дружно и немного разомнемся: На экране примеры по порядку появляются, если верно решен, то хлопаем, а неверно - топаем | Умения складывать и вычитать смешанные числа | Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. |
V. Обобщение Цель. Формирование системы знаний по теме | Организовывает самостоятельную работу и контролируют работу учащихся | Индивидуально работают с заданием. Решают примеры в рабочих листах, отрабатывая алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. | У каждого ребенка рабочий лист. В котором прописано задание по вариантам Они же демонстрируются на экране. Необходимо решить, записать ответ | Отработка алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Коррекция знаний Цель: Выявление пробелов в знаниях учащихся. | Организует взаимопроверку выполненной работы, предлагает проверить по готовым ответам, демонстрируя их на экране. Озвучивает ошибки, предлагает детям пояснить верный ответ | Проверяют работы сверстников на их рабочих листах Высказывают свое мнение Поясняют верные ответы | Демонстрируется слайд с ответами | Отработка алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел | Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения. |
VII. Оценивание деятельности . | Предлагает оценить соседа по парте и записать оценку на его рабочем листе по указанным критериям | Ребята оценивают друг друга, ставят оценку в рабочий лист и в дневник | Оценивают по записанным на рабочих листах критериям: 7 плюсов: Оценка «5» 6 плюсов: оценка «4» 4-5 плюсов: оценка «3» 0-3 плюса: недостаточно на оценку, необходимо еще поработать | | Умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность других. |
VIII. Рефлексия Цель. самооценка результатов деятельности. | Предлагает ребятам поднять одну из сигнальных карточек, завершает урок | Ребята поднимают сигнальные карточки и дракончиков. | Ребятам предлагается поднять одну из сигнальных карточек по следующим высказываниям Урока время подошло Я вам ребята благодарна За то что встретили тепло И поработали ударно. Я предлагаю вам в качестве подарка вот таких замечательных дракончиков, у каждого из вас в конвертике. А еще я попрошу вас поднять вверх дракончика,который больше всего подходит под ваше настроение и отражает впечатление об уроке. | | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
IX. Домашнее задание Итог урока | Раздает ребятам карточки с разноуровневыми заданиями и предлагает выбрать уровень заданий самостоятельно | Ребята рассматривают карточку для того, чтобы определить свои силы. | Ребята, обратите внимание я вам раздала карточки с домашним заданием. Оно расчитано на разный уровень сложности. 1 задание на оценку «3», Если хотите «4», то выполняем карточку два Зеленого цвета. И кто хочет получить «5» должен выполнить карточку фиолетового цвета. - Спасибо за урок! Урок окончен! | Отработка алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел | Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности умение самостоятельно адекватно оценивать свои возможности |