Методическая разработка урока математики на тему «Логарифмические уравнения»
Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
Методическая разработка
урока математики
на тему
«Логарифмические уравнения».
Выполнил:
преподаватель математики
первой квалификационной категории
Зарсаева Х.И.
Иркутск, 2022 г.
Тема урока: «Логарифмические уравнения».
Цели урока:
1. Образовательные
а) повторить вычисление логарифмов с помощью изученных свойств; закрепить умения решать логарифмические уравнения.
б)сформировать умение использовать полученные теоретические знания для решения практических задач, научиться выстраивать логические умозаключения и делать выводы;
2. Развивающие:
а) развитие профессиональных качеств обучающихся (умений применять полученные знания на практике);
б) развитие познавательных умений и мышления (выделять главное, анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия).
3. Воспитательные:
а)формирование коммуникативных компетенций (умение работать в группе, умение отстаивать свое мнение, умение выслушивать мнение других);
б)воспитание навыков самостоятельной работы;
в) воспитание дисциплинированности.
Задачи урока:
отработка навыка добывания знаний через практическую деятельность;
закрепить навыки работы в группе, умение аргументированно отстаивать свое мнение и вести дискуссию;
формировать навыки освоения учащимися картины мира через изучение нового материала;
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок обобщения и систематизации:
Методические приемы:
-самостоятельная работа (работа с раздаточным материалом);
-практический- решение задач.
Оборудование и наглядные средства обучения: рабочие тетради, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методическая цель: активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Ход урока:
I.Организационный момент: подготовка учащихся к уроку (проверка отсутствующих на уроке, наличие тетрадей, проверка готовности рабочих мест учащихся и учителя, готовности учащихся к работе.)
На первом этапе учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе.
II. Сообщение темы и целей урока. (слайд 1,2)
Вступительное слово преподавателя.
Добрый день ребята!
Сегодня мы повторим понятие логарифма числа, свойства логарифма, закрепим умения применять эти понятия при решении уравнений. Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех.
Тема урока: “Логарифмические уравнения ”.
Цель нашего урока, показать знания определения логарифма, свойств логарифма и уметь применять все ваши знания при решении уравнений.
Для того, чтобы показать свои знания по данной теме, вы должны быть настойчивыми, целеустремленными. Я желаю вам успешной работы и надеюсь, что мы получим удовольствие от сегодняшнего урока.
III. Проверка домашнего задания
Сайт учи.ру карточка -оценивание
IV. Систематизация и обобщение знаний.
Разминка. «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Ребята отвечают на вопросы.
1. Дайте определение десятичного логарифма.
2. Перечислите основные свойства логарифмов.
3. Вычислите данный логарифм. На доске (log(-5)=; log6=)
4. Какие основные правила используют при вычислении логарифмов?
Ответы обучающихся к заданиям.
1. Логарифм по основанию 10 называют десятичным логарифмом.
2. Основные свойства логарифмов
loga x + loga y = loga (x · y);
loga x − loga y = loga (x : y).
Сумма логарифмов равна логарифму произведения, а разность — логарифму частного.
3. log(-5)= решений нет.
log6= решений нет.
Данные логарифмы решений не имеют, т.к. отрицательные числа при логарифме и основание быть не могут.
4.
1.loga a = 1 Логарифм по любому основанию a от самого этого основания равен единице.
2.loga 1 = 0 Основание a может быть каким угодно, но если в аргументе стоит единица — логарифм равен нулю! Потому что a0 = 1 — это прямое следствие из определения.
Вы большие молодцы!
V.Решение примеров у доски.
Давайте решим следующие примеры на доске.
№1
Какими формулами вы воспользуетесь при решении?
log6 18 + log6 2.
log2 24 − log2 3.
log3 117 − log3 13.
4. Вычислить , если
5. Упростить выражение
6. Найти значение выражения
Привожу правильное решение примеров.
log6 18 + log6 2=2.
log2 24 − log2 3=3.
log3 117 − log3 13=2.
1.Найдите значение выражения: log6 18 + log6 2.
Решение
Поскольку основания у логарифмов одинаковые, используем формулу суммы:
log6 18 + log6 2 = log6 (18 · 2) = log6 36 = 2.
Ответ:2
2.Найдите значение выражения: log2 24 − log2 3.
Решение
Основания одинаковые, используем формулу разности:
log2 24 − log2 3 = log2 (24 : 3) = log2 8 = 3.
Ответ:3
3.Найдите значение выражения: log3 117 − log3 13.
Решение
Основания одинаковые, поэтому имеем:
log3 135 − log3 13 = log3 (117 : 13) = log3 9 = 2.
Ответ:2
Запишем алгоритм решения логарифмических уравнений:
записать уравнение
определить ОДЗ
2.1 у логарифмов ОДЗ всегда больше 0!
внимательно смотрим на основание логарифма
если нет то, исходя из определения логарифма, а именно, что логарифм - это число, в которое надо возвести основание, чтобы получить выражение, которое находится под знаком логарифма если он одинаковый, то переписываем числа
решить уравнение
записать ответ
пример №1 Решите уравнения:
1)log3 (2х-5) = log3х
ОДЗ: x>0;x>2,5
Применяем потенцирование, получаем: x>0;x.>2,5
2х-5 = х
х=5
Ответ: х=5
2)log3 (2х-1) = 2
ОДЗ: x>0,5
Исходя из определения логарифма, а именно, что логарифм - это число, в которое надо возвести основание, чтобы получить выражение, которое находится под знаком логарифма, т.е. (4х-1), получаем:
3 2 = 2х-1
2х-1 = 9
х =5
Ответ: х=5
3)Необходимо найти корень уравнения или сумму корней, если их несколько:
log3 (х 2-3) = log3 (2х)
Применяем потенцирование, здесь оно допустимо. В итоге получаем обычное квадратное уравнение.
х 2-3 = 2х
х 2-2х-3 = 0
Находим корни уравнения:
х1= 3
х2= -1
Получилось два корня
Проверим результат и подставим его в исходное уравнение. Начнем с х1= 3:
log36 = log36
Проверка прошла успешно, теперь очередь х2= -1:
log3 (-2) = log3 (-2)- решений нет
Ответ 3.
VI. Закрепление применения знаний, умений и навыков.
Для достижения поставленной цели урока вам надо показать свои знания. На доске задания для самостоятельной работы по вариантам. Решаете задания на листочках.
VII. Подведение итогов урока:
https://onlinetestpad.com/ru/test/59393-logarifmy-logarifmicheskie-uravneniya
Сегодня на уроке мы закрепили навыки решение логарифмических уравнений, вычисления логарифмов, повторили правила вычисления логарифмов с помощью изученных свойств, повторили вычисление десятичных логарифмов.
Выставление оценок за урок-оценка прохождение теста
VIII. Домашнее задание:
Карточка учи.ру
Рефлексия отметь на кокой ты ступеньке
Рисунок 5
Список литературы:
1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. — М.: АСТ, 2003.
2. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004.
3. Алгебра и начала математического анализа. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных . учреждений (профильный уровень)/А.Г. Мордкович и др. ; под редакцией А.Г. Мордковича—7-е изд., стер.—М.: Мнемозина, 2010.
4. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2003.
5. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2003.
6. https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-logharifmichieskiie-uravnieniia
Соколова Елена Борисовна