12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шульгина Ирина Васильевна19
3

Технологическая карта с дидактической структурой интегрированного урока «Давление в природе и повседневной жизни»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»

Технологическая карта с дидактической структурой

интегрированного урока «Давление в природе и повседневной жизни»

1. Ф.И.О. учителя: Шульгина И.В., учитель физики

2. Класс: 7 Дата: ___  Предметы: физика и биология № урока по расписанию: _______

3. Тема урока: «Давление в природе и повседневной жизни»

4. Тип урока – урок применения новых знаний

5. Цель урока

Теоретически-значимая цель - понимать смысл физических и биологических понятий «давление», «механизм дыхания животных и человека».

Практически-значимая цель - оценить (осознать) роль давления жидкости и газов в природе и повседневной жизни

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.1.Мотивационно-целевой этап

Взаимное приветствие.

Проводит демонстрационный опыт.

«Ваши задачи:

- не только наблюдать опыт;

- заполнить лист наблюдения;

- ответить на вопрос «Какие явления в опыте были продемонстрированы?»

Предъявление учащимся учебно-познавательной задачи - демонстрация механизма дыхания человека и животных

Организует проведение анализа наблюдаемого опыта (демонстрации механизма дыхания человека и животных)

Пожалуйста, перечислите явления, которые наблюдали

Названные вами явления являются физическими, химическими или биологическими?

Данный опыт отражает только физические явления? А какие физиологические (биологические) явления были продемонстрированы в опыте?

Учащиеся:

-наблюдают механизм дыхания человека и животных;

-принимают учебно-познавательную задачу, заданную учителем.

Устанавливают связь между наблюдаемыми явлениями и теоретическими знаниями. Формулируют ответы. Примерные ответы учащихся:

Изменение объема

Изменение давления

Деформация

Устанавливают связь между наблюдаемыми явлениями и теоретическими знаниями. Формулируют ответы. Примерные ответы учащихся:

…, Физические!

Биологические - механизм дыхания человека и животных.

Возможно_задают уточняющие вопросы, вопросы на понимание

Решить учебно-познавательную задачу.

-Наблюдать опыт.

-Заполнить лист наблюдения.

- Ответить на вопрос «Какие явления в опыте были продемонстрированы?»

-Установить связь между наблюдаемыми явлениями и теоретическими знаниями.

Ученик научится:

- уметь использовать методы научного познания (наблюдение, выдвижение гипотезы)

-устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять модели для их описания и объяснения

Познавательные

Регулятивные

1.2.Мотивационно-целевой этап

Организует совместное формулирование темы и цели урока, которые имеют межпредметный характер, практическую значимость в повседневной жизни

Учащиеся определяют границы знания и незнания и формулируют тему, цель урока.

Примерные ответы:

-Давление в природе и повседневной жизни

-Оценить (осознать) роль давления жидкости и газов в природе и повседневной жизни.

Сформулировать тему, цель урока.

Осознание темы урока.

Осознание целей

Личностные

Регулятивные целеполагания.

1.3.Мотивационно-целевой этап

Организует совместное формулирование задач урока средствами подводящего и побуждающего полилога

Формулируют задачи урока.

Проектируют будущие учебные действия, способы решения задач

Сформулировать задачи урока.

Спроектировать учебные действия, способы решения задач

Осознание задач урока.

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания.

Освоение способа деятельности: планирование

Регулятивные планирования

2.1.Процессуальный этап

Актуализация учебно-познавательной деятельности

Ребята, будьте активны и внимательны в завершении урока будет поверочная работа по содержанию вопросов, которые мы будем обсуждать в ходе урока.

Предъявление учащимся учебно-познавательных задач «О значении давления в природе»

Предлагаю более детально рассмотреть физические аспектах дыхания…..

Учитель включает учащихся в обсуждение.

(Возможное дополнение учителя - например, рыба-прилипала, или ремора, обладает присоской, которая занимает почти всю длину головы. Эта рыба присасывается к другим рыбам, а также к лодкам и кораблям. Она присасывается так прочно, что её легче разорвать, чем отцепить. Благодаря этому ремора может служить своеобразным рыболовным крючком)

Принимают участие в полилоге.

Формулируют ответы, решая качественные задачи межпредметного характера, опираясь на теоретические знания по физике и биологии

Примерный ответ:

Воздух, содержащийся в полостях внутренних органов глубоководных рыб, имеет давление столь же большое, как и внешнее давление воды, действующее на рыбу на большой глубине. При извлечении рыбы на поверхность моря это большое внутреннее давление разрывает тело рыбы.

Примерный ответ: рыба-прилипала, осьминог

Присоски имеют форму либо полушарообразной чаши с липкими краями и сильно развитой мускулатурой (края присоски прижимаются к добыче, затем объём присоски увеличивается; примером могут служить присоски пиявок и головоногих, например, осьминога), либо состоят из ряда складок кожи в виде узких карманов. Края прикладываются к поверхности, на которой надо держаться.

Примерный ответ: при попытке оттянуть присоску глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается, и атмосферное давление (для водных животных давление воды) сильнее прижимает присоску к поверхности.

Решить учебно-познавательную задачу «О значении давления в природе».

Продукт коллективной мыследеятельности: устный ответ

Задание для 1 группы:

Благоприятной средой обитания для многих животных является вода. Почему внутренние полости глубоководных рыб, вытащенных на поверхность воды тралом, всегда оказываются разорванными изнутри?

Задание для 2 группы: Назовите морских животных имеющих присоски.

Каково назначение присосок?

Ученик научится:

-демонстрировать на примерах значение давления в природе;

- демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и биологией

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Этап рефлексии промежуточных результатов деятельности

Обеспечивает активность и рефлексивную позицию учащихся.

Организует рефлексию предыдущих этапов

Какова роль давления в природе?

Какие затруднения вы испытали в достижении поставленных целей?

Какой вопрос наиболее сложен?

Что требует уточнения для успешного достижения поставленной цели урока?

Самооценивание, оценивание результатов деятельности одноклассников

Оценить промежуточные результаты деятельности по достижению поставленной цели урока

 

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

2.2.Процессуальный этап

Предъявление учащимся учебно-практических задач «О значении давления в повседневной жизни»

Приведите примеры использования в повседневной жизни устройств, действие которых основано на атмосферном давлении и законе Паскаля

Краткий инструктаж «О порядке выполнения эксперимента (опыта)».

 

В ходе проведения опытов:

-выясним физические основы действия медицинского шприца и медицинской пипетки;

-публично представим научное объяснение опыта и продемонстрируем для всех опыт

Примерные ответы:

Автопоилка для птиц, вантуз, масленки, пипетки, шприцы, медицинские банки.

Примерные ответы:

1 группа:

При извлечении поршня из корпуса шприца в корпусе воздух становится разреженным, возникает разность давлений, внутреннее давление шарика в определенный момент становится больше и он увеличивается в объеме.

При увеличении давления в корпусе шприца шарик уменьшается в объеме.

2 группа: в пене содержится большое число пузырьков, которые, находясь в разреженном воздухе, стремятся увеличить свой объем!

3 группа: при надавливании пальцами боковые стенки пипетки прогибаются внутрь и в результате вытесняет часть воздуха, тем самым обеспечивают разность внутреннего и внешнего давлений. Самостоятельному вытеканию лекарства из пипетки препятствует атмосферное давление.

Решить учебно-практическую задачу – провести опыт,

Продукт деятельности: устный ответ

1 группа:

провести и объяснить опыт с шариком-индикатором

2 группа:

провести и объяснить опыт с пеной для бритья

3 группа:

провести и объяснить опыт с медицинской пипеткой

Ученик освоит способ деятельности: проведение опытов по теме «Давление»

Ученик научится:

демонстрировать на примерах роль и место физики и биологии в практической деятельности людей

Познавательные.

Регулятивные, коммуникативные

2.3.Процессуальный этап (этап контроля)

Организует контроль уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций

Выполняют самостоятельную работу

Выполнить самостоятельную работу

Ученик научится:

использовать информацию физического и биологического содержания при решении задач (в том числе и межпредметного характера)

Регулятивные оценивания, контроля

Этап рефлексии

Организует рефлексию предыдущих этапов. Какова роль давления в повседневной жизни?

Какие затруднения вы испытали в достижении поставленных целей?

Какой вопрос наиболее сложен?

Что требует уточнения?

Какова практическая значимость освоенных способов деятельности, полученных знаний?

Примерный ответ:

Давление жидкостей и газов играет существенную роль почти во всем, что происходит на Земле, начиная от среды обитания животных до мелочей в повседневной жизни человека.

Самооценка.

Формулируют ответы о практической ценности урока.

   

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Приложение 1

Лист наблюдения группы №_____

 

В результате прогибания вниз мембраны:

 

Выбрать и отметить верный ответ в соответствующем столбце

Увеличивается

Уменьшается

Не изменился

Объем воздуха внутреннего шарика

     

Масса воздуха внутреннего шарика

     

Объем воздуха внутри воронки

     

Масса воздуха внутри воронки

     

Приложение №2

Самостоятельная работа «Давление в природе и повседневной жизни»

Вариант №1

1. Опишите опыт №1. Каков механизм дыхания животных и человека?

2. Если воду, наполнявшую стакан, перелить в более широкую посуду, например в кастрюлю, то изменится ли давление, производимое этой же самой водой на дно? Почему?

3. Почему при накачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится всё труднее двигать ручку насоса?

4. Почему сжатые газы содержат в специальных, очень прочных стальных баллонах? Почему в ходе перевозки баллоны с газом следует беречь от падений и ударов?

5. Автомашину заполнили грузом, изменилось ли давление в камерах колёс автомашины? Одинаково ли давление в верхней и нижней частях камеры?

Дополнительное задание

6. изготовлении стеклянных ёлочных шаров через трубку вдувают воздух, и расплавленное стекло принимает форму шара. Какое физическое явление положено в основу этого процесса?

7. Почему одеколон не выливается из опрокинутого узкогорлого флакона, если флакон не встряхивать?

Ф. И.____________________________________________7___ класс

Самостоятельная работа «Давление в природе и повседневной жизни»

Вариант №2

1. Прокомментируйте действие шприца, опишите физические основы его действия.

2. В стакан налита вода, уровень которой не достигает краёв стакана. Изменится ли давление на дно стакана, если в воду погрузить часть яблока? Почему?

3. Почему при проколе камеры велосипедного (автомобильного) колеса давление воздуха в ней уменьшается? По каким внешним признакам можно распознать спущенное колесо? Какую угрозу таит спущенное колесо?

4. В нефтяной промышленности для подъёма нефти на поверхность земли применяется сжатый воздух, который нагнетается компрессорами в пространство над поверхностью нефтеносного слоя. Какой закон проявляется при этом?

5. Почему лимонад, минеральная вода и другие газированные напитки в закупоренной бутылке «спокойны», а если вынуть пробку, то сейчас же «закипают»?

Дополнительное задание

6. Мы с вами живём на дне огромного воздушного океана – атмосферы. Почему атмосферное давление не ощущается человеком и животными?

7. Почему человеку или лошади трудно вытащить ноги, увязшие на просёлочной размытой дождём грунтовой дороге? Какую роль играет здесь атмосферное давление? Почему парнокопытные животные, например, коровы не испытывают этих трудностей?

Ф. И.____________________________________________7______ класс

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.