Технологическая карта учебного занятия по теме «Мое первое "научное открытие"»
ФИО педагога: Забелина Маргарита Владимировна
Год обучения: 1
Дата: 14.09.2023.
Тема | Мое первое «научное открытие» | ||||
Класс | 9 -10 | ||||
Номер занятия | 2 | ||||
Тип занятия | открытие новых знаний | ||||
Цель | создание условий для развития познавательных способностей и исследовательских умений обучающихся. | ||||
Задачи | Образовательные 1.используя занимательный материал расширить понятие «познание»; 2.формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. Воспитательные 1.в ходе проведения эксперимента, работы с теоретическими материалами содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира; 2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение; 3.работая в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников. Развивающие 1.в ходе выполнения заданий способствовать развитию воображения, умений сравнивать, анализировать, делать выводы; 2.способствовать развитию познавательного интереса. | ||||
УУД | Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | ||||
Основные понятия темы | Познание, явления, научные открытия, любопытство, удивление | ||||
Организация пространства | |||||
Основные виды деятельности обучающихся | Основные технологии | Основные методы | Формы работы | Ресурсы Оборудование | |
1.Слушание учителя и своих товарищей. 2.Работа с источниками информации. 3.Наблюдение за физическим явлением. 4.Чтение текста. 5.Выступление перед одноклассниками. | Технология проблемного обучения, технология сотрудничества | 1.словесные; 2.наглядные; 3.практические | Индивидуальная, фронтальная, в парах постоянного состава, групповая. | Ресурсы. Энциклопедии, научная литература, ПК, Интернет Оборудование. Компасы, различные предметы, карточки с заданием, карты самооценки и рефлексии |
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Время | |
Мотивационно – ориентировочный компонент | |||||||
11. | Организационный этап | Психологическая подготовка к общению | Приветствие учителя. Обеспечивает благоприятный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные | 1 мин. | |
22. | Этап мотивации. | Обеспечить деятельность по определению целей занятия. | Вступительное слово учителя | Слушают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 4 мин. | |
Операционно – исполнительный компонент | |||||||
33. | Изучение нового материала. | Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению темы. | Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям: | Работают индивидуально, в парах. Фронтальная работа. | Личностные, познавательные, регулятивные | 30 мин. | |
Рефлексивно – оценочный компонент | |||||||
64. | Подведение итогов, рефлексия. | Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. | Рефлексия «Пора делать выводы» | Отвечают. | Личностные, познавательные, регулятивные | 10мин. |
Содержание.
I. Мотивационно – ориентировочный компонент.
«Знания – дети удивления и любопытства», - писал великий физик Луи де Бройль. Эмоции удивления, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, - являются началом творческого отношения человека к окружающему его миру и к жизни в нем.
Всякий, кто приобщился к науке, глядя на небо в ясную ночь, не мог не спрашивать себя, откуда берутся звезды, куда они исчезают в лучах утренней зари? Естественно возникает вопрос: «Какую роль играют удивление и любопытство ученого в получении им новых знаний, изобретений, открытий?» Оказывается, для успешного протекания творческого процесса требуется особая «любовь» исследователя к противоречиям и парадоксам, чуткость ученого к новому. Для успеха в научно-исследовательской деятельности физику необходимо постоянно испытывать эмоции удивления, переживания таинственности окружающего бытия.
Развитие эмоций удивления, умений находить необычное в обычном и обычное в необычном является первым шагом на пути к вашему творчеству, к вашим первым «великим» открытиям.
Фронтальная беседа по вопросам.
Как самому научиться делать "научные открытия" по физике?
Как стать пытливым ученым-теоретиком?
Какую роль играют удивление и любопытство ученого в получении им новых знаний, изобретений, открытий?
II.Операционно – исполнительный компонент
Для того чтобы научиться находить в окружающих явлениях и объектах необычное, предлагаю вам выполнить следующие задания.
Задание №1
Возьмите компас рассмотрите его внимательно. Что удивительного в техническом плане вы заметили конструкции этого прибора?
Войдите в сеть Интернет и найдите интересную на ваш взгляд информацию об истории изобретения компаса. Изучите более детально собранные вами материалы.
Прочитайте рассказ об Альберте Эйнштейне.
Текст «Первое открытие Альберта Эйнштейна»
«Знаменитый ученый Альберт Эйнштейн в детстве рос тихим ребенком, с медленной речью, раздражавшей его учителей. Он не участвовал в шумных играх, не интересовался спортом, а жил в мире своих грез. С ранних лет Альберт полюбил музыку, сочинял и распевал песенки. Мальчику было 5 лет, когда ему подарили компас. Игрушка его заворожила. И он сделал своё первое научное открытие: «За вещами должно быть что-то ещё, глубоко скрытое…»
Ответьте на вопросы:
В чем вы видите главный смысл «открытия» Альберта Эйнштейна?
Чему вы сами научились при рассмотрении компаса? Почему?
Вспомните ваше «первое открытие». В чем оно состояло?
Задание №2
Выберите любой природный объект, например камень, ветку дерева, комок снега, сосульку и т.п. Проведите над ним серию наблюдений.
Выясните как можно больше необычных, «загадочных» явлений происходящих с ним.
Результаты наблюдений представьте в виде отчета, озаглавленного следующим образом: «Удивительное о …».
Прочитайте рассказ о Джеймсе Максвелле.
Текст «Максвелл – почемучка».
«Известный физик Джеймс Максвелл в детстве очень любил мечтать, но при этом был очень наблюдателен. Природа всегда производила на мальчика глубокое впечатление. «Как? Почему? Зачем?» – он буквально осаждал окружающих своими вопросами. Мальчик внимательно рассматривал цветы и их оттенки, камни, и спрашивал: «Этот камень синий, но откуда известно, что он – синий?» Он наблюдал за повадками животных, переносил с места на место осиные гнезда, мог часами смотреть, как прыгают и плавают лягушки. Чтобы лучше расслышать «тихие голоса» лягушат, он брал их в рот. Он испытывал какую-то особую нежность ко всему живому и сохранил её навсегда. Так формировался будущий великий естествоиспытатель. Ключевые слова: любознательность, пытливость, вопросы».
Ответьте на вопросы:
1. Почему наблюдения юного Максвелла за окружающими предметами и явлениями сопровождались многочисленными вопросами?
2. Совместимы ли между собой такие качества Максвелла, как мечтательность и наблюдательность? Почему?
3. Составьте инструкцию для своих одноклассников на тему «Как задавать физические вопросы».
Задание №3
Напишите синквейн о важности удивления и любопытства для осуществления научных открытий.
Правила построения синквейна.
1. Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена одним словом и обязательно существительным.
2. Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
3.В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
4. Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
5. Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
III. Рефлексивно – оценочный компонент
Объединитесь с одноклассниками в пары и по критериям оцените работу дуг друга. Сравните полученные результаты. Обсудите, какие высказывания учеников были самыми оригинальными и глубже всего осмысленными.
Критерии оценки деятельности школьников.
Виды деятельности | Критерии оценки деятельности | Максимальный балл | ||
Полнота и качество ответов на вопросы | Оригинальность и мировоззренческая глубина | Степень соответствия продукта условию задания | ||
Выполнение задания | 5 | 5 | 2 | 15 |
Написание итоговой рефлексии | Глубина осмысления применяемых методов и способов творческой деятельности | Качество описания чувств, ощущений при выполнении заданий | Глубина осмысления полученных результатов | |
10 | 10 | 10 | 30 | |
Выполнение контрольного задания | Оригинальность и мировоззренческая глубина | Полнота и качество ответов | Степень соответствия условию задания | |
10 | 10 | 5 | 25 |
Рефлексия «Что удалось, что не удалось?»
Любую деятельность можно считать завершенной, когда она осмыслена и проанализирована. Причем анализу должны подлежать не только полученные вами результаты, но, то, как вам удалось их достигнуть. Какие методы, способы, приемы вами с этой целью были использованы.
№ | Вопросы для размышлений | Ответы |
1. | Чему я научился на занятии? | |
2. | Что для меня оказалось самым главным? | |
3. | Какое задание было для меня самым трудным? Самым интересным? Самым легким? Самым неинтересным? Почему? | |
4. | Что удалось мне достигнуть на занятии? Что не удалось? Почему? | |
5. | Что я хочу узнать нового? Чему научится? | |
6. | Каковы мои основные результаты? |
Источники
А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская, И.С. Маслов. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками. Изд-во «Глобус» , 2008 г.
Режим доступа https://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
Режим доступа https://ist.na5bal.ru/doc/15331/index.html
Режим доступа http://www.omsk.edu.ru/node/2778