Технологическая карта урока «Банки, вклады, сбережения» (Математика, 11 класс)

0
0
Материал опубликован 28 October 2021

Технологическая карта урока

Название предмета

математика

Класс

11

Тема

«Банки, вклады, сбережения»

Цели урока

Образовательные:

1.  Познакомить учащихся с понятиями: финансовая грамотность, доходность финансового актива, страхование вкладов, надежность банка, математические ожидание.

2. Сформировать умение планировать деятельность по управлению личными финансами

3. Сформировать умение решать банковские задачи.

Развивающие:

1. Развивать умения извлекать, анализировать и оценивать необходимую информацию из различных источников.

2. Развивать умения работать в парах; умения использовать новые понятия.

3. Развивать умения строить логическое высказывание, умения рассуждать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

1. Сформировать личный интерес к достижениям римлян, внесшим огромный вклад в мировую культуру.

2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей.

3. Дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном и волевом развитии.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Основные термины и понятия

Депозит, математическое ожидание, случайная величина.

Межпредметные связи

обществознание, банковское дело, математическая статистика и теория вероятности.

Формы работы на уроке

фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

1)Раздаточный материал: кейс

2)Мультимедийная презентация

3)Интерактивная доска

4) Документ-камера

Планируемые результаты

Результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Понимать значение словосочетаний «финансовая грамотность», надежность банка, ожидаемая сумма

2. Определять связь между надежностью банка и начисление процентов по вкладу

3. Определять значимость финансовой грамотности для современного человека

1. Осознавать потребность и готовность к самообразованию

2. Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем.

3. Оценивать жизненные ситуации.

 1. Умение определять и формулировать цель деятельности

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

3. Владение основами самоконтроля, самооценки


1. Умение извлекать информацию

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии

3. Умение пользоваться различными источниками информации

4. Умение выделять главное

5. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя


 1. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи.

2. Умение работать индивидуально и в группе

3. Умение задавать вопросы по теме




Критерии оценки метапредметных результатов


НЕ сформировано (0 баллов):

обучающийся не смог: определить и сформулировать цель деятельности, оценить правильность решения учебной задачи представить свой вариант ответа, извлечь информацию из представленных источников, установить причинно-следственные связи, выступить с ответом перед классом, работать в группе(паре).

Сформировано частично (0-5 баллов):

обучающийся верно определил и сформулировал цель деятельности, частично установил аналогии и определил понятия, выбрал предложенный ответ, но не смог привести свой пример; умеет преобразовывать информацию из одной формы в другую, но не может выбрать наиболее удобную для себя, решил не все поставленные перед ним задачи. работал в паре, но отказался выступать с ответом перед классом

Сформировано (6-10 баллов):

обучающийся ответил на все вопросы и привел свои примеры, решил все поставленные перед ним задачи и выступил с ответом.



Педагогические технологии, используемые на уроке:

1. Кейс-технология

2. Технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

3. Игровые технологии.

4. Деятельностный подход к обучению.

5. Личностно-ориентированный подход к обучению.

6. Здоровьесберегающие технологии.

План-схема урока.

Этап урока

Задачи этапа

Содержание этапа


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

Создание положительного настроя на урок


Организует первые этапы работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения.


1. Приветствие учителя и друг друга.


2 мин.

2. Проектировочный этап (погружение в проблему)

Формулировка темы, целей и задач урока.

Мотивация учащихся на активную работу на уроке


1. Организует беседу с классом (определение термина финансовая грамотность).

2. Предлагает задание -подобрать несколько прилагательных, к слову, БАНК

3. проводит фронтальную беседу о роли банков в нашей жизни

4.Озвучивает ситуационной задачи

5. Совместное формулирование темы урока (Банки, вклады, сбережения.)

6. Знакомство с материалами кейса

7. Объяснение структуры урока и логики подачи материала, возможностей самоорганизации успешной деятельности.


1. Ответы на вопросы учителя.

2.Знакомятся с материалами кейса.


5 мин.

3. Решение учебной задачи


1. работа с содержанием кейса. Решение предложенных задач


1. Предлагает ознакомиться с ситуационной задачей № 1и вопросами №1 и №2 к ней. (Создание «точки удивления» для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием).

1). Предлагает найти необходимый теоретический материал в разделе кейса «СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

2). Организует обсуждение решение задачи на нахождение ожидаемой суммы.

3). Организует работу в парах постоянного состава (задания выполняются по рядам в парах:

ряд №1 выполняют задачу № 1 пункт б

ряд № 2 выполняют задачу № 1 пункт в

ряд № 3задачу №2

4). Организует обсуждение полученных результатов и вопроса к задачам (как появление нового банка может повлиять на ваше решение о выборе банка, при условии, что вы должны положить деньги только в один банк?)

2. Обсуждение задачи № 3.

1)Предлагает учащимся ознакомиться с выдержкой из ст.11 Федерального закона от "О страховании вкладов в банках Российской Федерации".

2). Предлагает учащимся сравнить ожидаемые суммы в банках «Виктория» и «Удача» с учетом страховой суммы.

3). Организует работу учащихся по рядам в парах (Ряд №1 и №2 найдут ожидаемую сумму в случае следующего распределения денежных средств: в банк «Виктория» положим 1,4 млн рублей и 0,6 млн рублей в банк «Удача». Ряд № 3-0,6 млн рублей в банк «Виктория» и 1,4 млн рублей в банк «Удача». Учитель не рискует и отправляет свои деньги в банк «Надежда»»

4). Организует обсуждение полученных результатов.

3. Обсуждение задачи № 4

1). Фронтальная работа-составления таблицы для решения задачи

2). Организует работу в парах

3). Вызывает для заполнения таблицы учащихся к доске по мере их готовности. (4 чел. заполнили по строчке)

4). Проводит коллективное обсуждение полученного неравенства.

5) Через документ-камеру учитель вывел на доску решение неравенства одного из учеников, который и объяснил полученный результат и ответил на вопрос задачи.

4. Обсуждение задачи № 5

1). Предлагает составить модель задачи (коллективная работа)

2). Вычислительную часть задачи предлагает выполнить учащимся самостоятельно. (проверка результатов осуществляется через документ-камеру)





1. Работают с материалами кейса

1). Отвечают на вопросы учителя.

2). Решают задачи № 1-2

заданному началу.

3). Отвечают на вопросы учителя, представляют полученные результаты















2. Знакомятся с выдержкой из ст.11 ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"

1). Отвечают на вопросы учителя

2). Решают задачу № 3, представляют и обсуждают полученные решения

3). Отвечают на вопросы к задаче № 3




.





3.

1)Отвечают на вопросы учителя

2). Решают задачу № 4, представляют и обсуждают полученные решения

3). Отвечают на вопросы к задаче № 4







4.

1). составляют математическую модель задачи

2). самостоятельно производят расчеты, проверяют полученные результаты

30

мин.

















































8

мин.








4) Разрешение проблемы

Систематизация материала

Формулировка выводов

Объяснение домашнего задания

Организация подведения итогов урока, вовлечение учащихся в рефлексию их деятельности.

1). Беседа с классом. Помощь в формулировке ответа на проблемный вопрос: почему человеку необходимо быть финансово грамотным?

2). Домашнее задание

3). Определение целей и задач на следующий урок

1. Формулировка ответа на проблемный вопрос.

2. Отвечая на вопросы учителя определяют тему и цель следующего урока

3 мин.

5) Рефлексия деятельности

Самоанализ полученных на уроке знаний.


1). Предлагает выполнить тест.

2). Организует самопроверку теста.

3). Выставление оценок за работу на уроке.

1). Выполняют и тест.

2). Самопроверка теста.

5 мин.


Приложение.

Содержание кейса

Вам к 18-ти летию- родители собрали стартовый капитал – 2млн.руб. Вы решили приумножить свое состояние, положив 2 млн рублей в банк. Вы выбираете между двумя банками «Надежда», и «Удача». Годовые ставки по депозитам составляют 5% и 15% соответственно. Однако с точки зрения рейтинговых агентств эти банки имеют разные категории надежности- Н и У. Банк «Надежда» имеет категорию надежности Н, банк «Удача» -У. Банки категории Н никогда не нарушают свои обязательства перед вкладчиками. Для банков категории У статистика хуже: в среднем ежегодно 10 из 100 банков прекращают платежи. Считайте, что платежеспособность банка может выявиться только по итогам первого квартала года, и к этому моменту вкладчик еще не получит никаких процентов, которые ему причитаются, так что в этом случае от его вклада не останется вообще ничего.


1. Рассчитайте ожидаемую сумму, которую вы будете иметь через год:

вложив деньги в банк «Надежда»;

вложив деньги в банк, «Удача»;

поровну разделив деньги между банками.

2. На рынке появился третий банк «Виктория», его ставка по вкладу – 10%, а категория надежности – В, означающая, что банк окажется неплатежеспособным с вероятностью 5%.

Вопрос. Как появление нового банка может повлиять на ваше решение о выборе банка, при условии, что вы должны положить деньги в один банк?


3. Государство ввело гарантию по банковским вкладам на сумму 1,4 млн. рублей (Ответственность за страхование по вкладам несет Агентство по страхованию вкладов). Теперь в случае неплатежеспособности банка вкладчик получает сумму вклада в пределах 1,4 млн. рублей и никаких процентов. А сумма вклада свыше 1,4 млн. рублей теряется, как и раньше. Вкладчик может иметь сколько угодно вкладов в разных банках, и гарантирован будет каждый вклад (главное, чтобы ни в одном банке не было больше 1,4 млн. рублей в совокупности).

а) Что может быть наиболее привлекательным: положить всю сумму в банк «Надежда», либо распределить по банкам «Удача» и «Виктория» с учетом гос. Гарантии?

б) Привело ли введение государственной гарантии по банковским вкладам к перетоку вкладов из менее надежных, с точки зрения рейтинговых агентств, банков в более надежные?


4. Через 4 года вы планируете приобрести собственное жилье стоимостью не более 3,5 млн. рублей. При этом у вас появилась возможность вложить в четырёхлетний проект, согласно некоторому бизнес-плану, целое число миллионов рублей. В конце каждого года вклад увеличивается на 10% по сравнению с его размером в начале года, а, кроме этого, в начале третьего и четвёртого годов вклад ежегодно пополняется вами на 100 000 рублей. Какая минимальная сумма должна быть вложена в бизнес и хватит ли вам суммы, подаренной родителями, для покупки квартиры через 4 года при таком бизнес-вложении?


5. Вы решили приумножить свое благосостояние и приобрели в начале 2021 года ценные бумаги по 8 000 рублей за каждую. В конце каждого года цена бумаги возрастает на 1000 рублей. В начале любого года вы можете продать бумагу и положить вырученные деньги на банковский счёт. Каждый год сумма на счёте будет увеличиваться на 8%. В начале какого года вы должны продать свои ценные бумаги, чтобы доходность по депозиту была выше, чем доходность от ценных бумаг?


6. Вы с вашим другом в банке оформили два одинаковых вклада под один и тот же процент годовых на 3 года. По первому вкладу были проделаны следующие манипуляции: в конце первого года (после начисления процентов) со счета было снято 20% от имеющейся там суммы, а в конце второго (после начисления процентов) доложено 30% от имеющейся там суммы. По второму вкладу: в конце первого года (после начисления процентов) на счет было доложено 20% от имеющейся там суммы, а в конце второго (после начисления процентов) снято 30% от имеющейся там суммы. Определите, на каком из двух счетов в конце третьего года после проделанных действий оказалось больше денег? Найдите отношение суммы, находящейся на первом счете, к сумме, находящейся на втором счете.


Справочный материал.

Банковский вклад (депозит) – сумма денег, размещенная в банке на специальном личном счете клиента. Вкладчик отдает банку свои деньги, и банк может ими пользоваться, пока клиент не захочет их забрать обратно, поэтому вклад можно понимать как долг банка перед клиентом. Обычно вклад делается на определенный срок (срочный) или до востребования (бессрочный), а за время, пока деньги находятся в распоряжении банка, он выплачивает вкладчику проценты.

Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа

Надежность банка — это способность банка выполнять взятые на себя обязательства перед кредиторами и вкладчиками.

Под ожидаемой суммой следует понимать математическое ожидание

Распределение вероятностей случайной величины Х представлено в таблице

Значения Х

Х1

Х2

..

Хn

Вероятность

P1

P2

..

Pn


Математическим ожиданием (Е(х)) случайной величины Х называют число:

Е(х) = р1Х1 + р2Х2 +…+ рnХn

Пример.

Предположим, вам предлагают сыграть в лотерею, где с вероятностью 1/10 вы выиграете 100 рублей, с вероятностью ½ вы выиграете 200 рублей, и с вероятностью 2/5 выиграете 500 рублей. Тогда математическое ожидание денежного выигрыша в этой лотерее равно:

Е(х)= 1/10*100 + 9/10 *0 + 1/2 * 200 + 1/2*0+ 2/5 * 500 + 3/5*0 = 310 рублей.


Выдержка из статьи 11
Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"

Статья 11. Размер возмещения по вкладам 

1. Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. При исчислении суммы обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады, застрахованные в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

3. Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 рублей в совокупности

4. Если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

Ответственность за страхование по вкладам несет Агенство по стахованию вкладов.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.