СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кочетова Ксения Андреевна279
Россия, Рязанская обл., Рязань
9

Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники» для 5 класса



Учитель биологии

МБОУ «Школа № 44» г. Рязани

Кочетова К.А.

Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники»

Предмет: биология.

Класс: 5.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология построения урока: системно-деятельностная.

Тема: Лишайники

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее знаний о лишайниках как симбиотических организмах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах.

 Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы.

Личностные: формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Приветствует учащихся, настраивает класс на активную работу.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности

Организует частично-поисковую беседу с учащимися.

Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз. (Слайд 1)


Презентация к уроку "Лишайники"
PPTX / 5.45 Мб

Какой пример симбиоза вам известен?

А могут ли гриб и дерево существовать друг без друга?

А как вы думаете, есть ли такие симбиотические организмы, которые не могут существовать друг без друга?

Есть такие организмы, это лишайники! (Слайд 2)

Что о лишайниках вы бы хотели сегодня узнать?

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Микориза

Да, могут

Наверное, есть.

Тема урока: Лишайники. Записывают тему в тетради.
 

Формулируют познавательную цель урока (как устроены лишайники, почему грибы и водоросли в составе лишайника не могут существовать друг без друга, узнать каково значение лишайников в природе и жизни человека), записывают ее в специальное поле на раздаточной карточке

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, логические – формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний.

Дайте характеристику уже известным вам организмам – грибам и водорослям. (Слайд 3)

Выбирает лучший ответ по каждой группе организмов, приглашает к доске двоих учащихся и задает вопрос: Как можно проиллюстрировать понятие симбиоз? (Слайд 4)

Дают индивидуальные ответы о строении грибов и водорослей.

Учащиеся выходят к доске и берутся за руки, иллюстрируя понятие симбиоз.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Первичное усвоение новых знаний

Рассказывает о строении лишайников, организует частично поисковую беседу по схеме на слайде (Слайд 5)

Какую роль играет гриб? Какую роль играет водоросль? Гифы гриба и клетки водоросли образуют слоевище лишайника.

Рассказ учителя о типах слоевищ лишайников (Слайд 6)

Демонстрирует слайды с фотографиями лишайников различных видов. (Слайд 7-11)

Определите к какому типу относится представленный вид

Динамическая пауза (Слайд 12-13)

Дает задание на работу с тестом учебника

Изучив на с. 105 учебника пункт «Значение лишайников», составьте план из 4 пунктов (Слайд 14)

Подводит итог работы с текстом

Выделяет главное:

Лишайники – пионеры суши (Слайд 15)

Лишайники являются индикаторами чистоты атмосферного воздуха(Слайд 16)

Итак, (Слайд 17)

Участвуют в почвообразовании

Служат кормом для животных

Являются источником веществ, необходимых промышленности

Используют в медицине

Являются индикаторами чистоты воздуха

Слушают учителя, рассматривают схему строения лишайника, отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь схему: гифы гриба + одноклеточные водоросли = слоевище лишайника.

Слушают учителя.

Определяют тип слоевища лишайника по внешнему виду.

Выполняют гимнастику для глаз.

Работают с текстом учебника, выписывают в тетрадь значение лишайников в природе и жизни человека.

Зачитывают написанное в результате работы с текстом.

Участвуют в обсуждении.

Сравнивают свой план текста и дописывают недостающие пункты.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками., постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение, логические – анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

Первичное закрепление

Организует деятельность по применению новых знаний. Дает задание на подготовку к ВПР по теме «Лишайники» (Слайд 18)


Задания ВПР по теме "Лишайники"
DOCX / 888.82 Кб

Организует обсуждение выполненного задания.

Предлагает рассмотреть микропрепарат «Срез лишайника»

Выполняют задание ВПР

Участвуют в обсуждении

Работают с микроскопом

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информирует о домашнем задании, проводит инструктаж об его выполнении (Слайд 19).

Домашнее задание дифференцированное:

§ 19, рабочая тетрадь № 65-67 (обязательное задание)

Составить презентацию «Лишайники нашей местности» на основе анализа литературы и материалов сети Интернет (задание по желанию)

Записывают домашнее задание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целепологание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию учащихся и ее обсуждение по вопросам:


Рефлексия
DOCX / 10.75 Кб

Самым интересным на уроке для меня было…

Самым сложным на уроке для меня было…

Настроение после урока

Цель урока достигнута/не достигнута

Подводит итоги урока. (Слайд 20)

Заполняют поля на специальной карточке и участвуют в обсуждении.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники» (в формате текстового документа): 


Технологическая карта урока биологии по теме «Лишайники»
DOCX / 3.4 Мб

Список использованной литературы и интернет - источников:

Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.

Пасечник В.В. Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В. В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2017.

Балакина Н. А., Липина С.Н. Биология. 5 класс. 10 вариантов итоговых работ для подготовки к ВПР : учебное пособие / Балакина Н. А., Липина С.Н. Под. ред. П. М. Скворцова. – М. : Интеллект-Центр, 2017.

http://chto-takoe- lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9286-stixi-o-biologii

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-lishainiki-5-klass-biologhiia.html

http://prezentazia.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizkultminutki/kot_leopold/6-1-0-113

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.