Технологическая карта урока чтения «Звук и букваЖ» (1 класс)
Технологическая карта урока
Учитель | Герасимова С.В. |
Предмет | Чтение |
Класс, количество человек | 1, 8 обучающихся |
Тема | Звук и буква «Ж». |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель урока | создать условия для формирования знаний о звуке и букве «ж». |
Задачи урока | 1. Познакомить обучающихся с новым звуком и буквой его обозначающим; учить определять позицию заданного звука в словах; учить читать открытые слоги с буквой ж. 2. Корригировать и развивать фонематический слух обучающихся на основе упражнений; развивать артикуляционный аппарат, обучающихся через правильное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, обогащать словарный запас обучающихся. 3. Способствовать воспитанию интереса к предмету чтение. |
Формируемые БУД: | 1.Личностные результаты БУД: -положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; -желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. 2.Метапредметные: Регулятивные БУД: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные БУД: - формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного произведения; построение рассуждений. Коммуникативные БУД: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; - осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. 3.Предметные БУД: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; - понимать цель чтения. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал. |
Планируемые результаты | Знать: звук и букву «ж» Уметь: выделять звук (ж) в словах, читать слоги и слова с буквой ж |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. (2-3 мин.) Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Сядем прямо, не согнемся За работу мы возьмемся. Какой сейчас урок? Какой урок по счету? | Приветствуют учителя. Чтение. Второй. |
Речевая разминка(2-3 мин) Цель: развитие артикуляционного аппарата. | Артикуляционная гимнастика. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? В это время мама Язычка готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку. Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать? О. Перова Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. О. Перова Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. М. Синицына Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. М. Синицына Дыхательная гимнастика После того как Язычок сытно покушал решил развеселить свою маму и показать фокус. Выступает Фокус – Покус! Маг! Волшебник! Чародей! Восхищает Фокус – Покус В цирке взрослых и детей. | Улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза. Улыбнуться. Открыть рот, тянуться язычком то к левому угла рта, то к правому. Повторить 6-8 раз. Улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз – к подбородку, затем поднят язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх. Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та-та-та…; пошлёпать язык губами – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. |
Актуализация опорных знаний. (3-4 мин) Цель: повторение изученного материала, | - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоит предложение? - Из чего состоит слово? - Из чего состоит слог? - Из чего состоят буквы? - Какие бывают звуки? - Дайте характеристику гласным звукам. Каким цветом обозначаем гласный звук? - Дайте характеристику согласным звукам. Каким цветом обозначаем согласный звук? | Из предложений Из слов Из слогов Из букв Из звуков Гласные и согласные. Гласный. Его можно спеть и воздух не встречает преграды. Красным. Согласный. Его нельзя спеть, воздух встречает преграды. Синим или зеленым. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (3-4 мин) Цель: создание условий для мотивации. | -Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сейчас посмотрим, кто сможет отгадать. Есть у маленькой лягушки Толстопузая подружка - Бородавками покрыта, Целый день спит под корытом. В ночь выходит на работу, У нее одна забота - Сад спасать от насекомых... Детям всем она знакома. Домик сделает ей папа Пользу ведь приносит ... Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъемный. Только это кран живой С настоящей головой. - Что общего у всех этих загадок? -А как жужжит шмель? - Кто же догадался, с какой новой буквой и звуком мы сегодня познакомимся на уроке? - Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? (слайд) 1)Познакомиться с новой буквой. 2) Узнать какой звук обозначает эта буква. 3) Научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Отгадывают загадки Жаба Жираф Их отгадки начинаются со звука [ж] Ж-ж-ж… Ответы детей |
Первичное усвоение новых знаний Цель: дать обучающимся конкретные представления по изучаемой теме | 1. Выделение нового звука, его характеристика. - Кого вы видите на картинке? - Произнесем хором первый звук в этом слове. Что мы слышим? - Охарактеризуйте это звук. - Почему вы так считаете? - Что мы еще можем сказать об этом звуке? - Обратите внимание! Звук [ж] всегда твердый. 2. Определение места буквы Ж в ленте букв - Произнесите звук хором, по одному. Звук [ж] согласный. Живет в синем домике. | Жаба жужжание Звук [ж] согласный Его нельзя петь, слышим шум, воздух встречает преграду – зубы. Он твердый, звонкий Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.
Согласный, звонкий, твердый |
Физминутка (2-3 мин) Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью. | - Я буду называть слова, если вы услышите звук– встаем на носочки, если нет звука [ж] – приседаете на корточки. Кошка, жираф, мыши, жёлудь, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, журавль, жаба. | Выполняют разминку |
3. Обозначение звука буквой. - Ребята, звук [ж], обознается буквой ж. Произнесем хором название буквы. - Посмотрите, на что похожа буква Ж. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! 4. Построение буквы Ж. - Из каких элементов состоит печатная буква Ж? - Посмотрите на слайд и скажите, почему здесь 2 буквы «ж»? - А теперь давайте сконструируем букву ж из камушек. | Обучающиеся произносят букву ж. Называют элементы буквы Большая и маленькая Конструируют букву из камушек | |
Зрительная гимнастика (2-3 мин) Цель: развития подвижности моторного аппарата глаз | -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд. -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль. -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз. -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот. -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век. | Выполняют зрительную гимнастику |
Первичная проверка понимания Цель- запомнить ж , обозначающие вышеуказанные звуки, читать слоги, слова, предложения с данными буквами. | 1. Чтение слогов с буквой Ж - А сейчас прочитаем слоги по цветным стрелочкам. - открытые слоги (аж, ож, уж, иж, ыж); - закрытые слоги (жа, жо, жу, жи). - Произнесите 4 слог. - Что необычного вы заметили? Какой гласный звук вы услышали? - Какой буквой он обозначен? - Буква ж – капризная, с буквой ы она не дружит, поэтому это место называется опасным. Мы должны запомнить правило ЖИ – пиши с буквой и. 2. Чтение слов с буквой Ж в учебнике (с. 10) жа жар жа-ра жа-рит жу жук жу-ки жуж-жат | Читают слоги ы и |
Первичное закрепление Цель: закрепление полученных знаний. | 3. Чтение предложения с буквой Ж. Прочитайте предложение в учебнике. - О ком говорится в предложении? - Кто сидит на суку? - Кто жужжит? - У вас на столах лежат карточки с этим предложением. Найдите в нем все буквы Ж и обведите в кружок синим цветом. - Сколько букв вы нашли? | Читает обучающийся. о жуке жук Самостоятельная работа 7 |
Рефлексия (2-3 мин.) Цель: организация оценивания обучающихся собственной деятельности на уроке. | С какой буквой и звуком мы познакомились? Какой он? Понравился урок? Что вызвало затруднение? Ваша самооценка. - У вас на партах лежат смайлики, если вам понравился урок покажите смайлика с пальцем вверх, если не понравилось – с пальцем вниз. - Спасибо за урок. | обучающиеся отвечают на вопросы учителя, закрепляют знания об изученных звуках, буквах. |
Технологическая карта урока