12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яблочкина Марина Ивановна571
Награждена нагрудным знаком "Почетный работник воспитания и просвещения РФ" (2021г.). Победитель конкурса на присуждение премий Губернатора Иркутской области «Лучший учитель» (2020г.). Награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ (2013г.).
Россия, Иркутская обл., Ангарск
Материал размещён в группе «Уроки географии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6"














Технологическая карта урока географии в 6 классе

по теме: «Озера»












Автор: Яблочкина Марина Ивановна,

учитель географии

высшей квалификационной категории




Ангарск, 2023 г.




Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

6

Автор УМК

Герасимова Т.П., Неклюкова. Н. П. География. Начальный курс. 6 класс - М.: Дрофа, 2020 г.

Тема урока

Озера

Цели

Обучающая: сформировать представления об озерах, их видах и типах котловин;

Развивающая: продолжить работу по развитию универсальных учебных действий;

Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, к природе.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Нетрадиционный тип урока

Урок-путешествие

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

-умение управлять своей познавательной деятельность;

-мотивирование учебной деятельности к обучению и познанию окружающего мира;

-развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

-развитие умения слушать и оценивать ответы товарищей.

- овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, давать определения

понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- развитие умений самостоятельно находить информацию в тексте учебника, выделять главное;

- заполнение таблиц;

- развитие познавательных интересов обучающихся.

- формирование представления об озерах;

- объяснение значений ключевых понятий темы;

- умение приводить простейшую классификацию географических объектов;

- сравнение географических объектов;

-развитие умений работать с географической картой;

-оценивание роли озер в природе и жизни человека.


Основные понятия

Озеро, озерная котловина, сточное, бессточное озеро, старица

Междисциплинарные связи

Литература, химия, музыка, биология, экология



Этап урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап


Цель: актуализация требований к учебной деятельности.


Регулятивные:

-умение организовать свое рабочее место;

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

- умение соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные:

- формирование норм и правил поведения в социуме.

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности к уроку.

Хозяин на уроке – учебник и атлас,

его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник.

Все готовы? Приступаем к работе!

t1672918018aa.gif

Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу.

II.

Этап постановки цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся


Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.




Регулятивные:

-определение целей учебного занятия.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Предлагаю вам отправиться в путешествия, чтобы познакомиться «с голубыми глазами» нашей планеты.

Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается.

Как это зеркало называется?

Итак, какова же тема урока?

Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера».

О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока.

По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите. Посмотрите и подпишите их.

Слушают учителя.










Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока.




Формулируют цель и задачи урока


Подписывают маршрутные листы

III.

Этап актуализации знаний


Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.


















Личностные:

- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.

Познавательные:

- структурировать знания,

- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем;

- умение логически мыслить.

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.

Как вы думаете, с какого озера начинается наше путешествие?

Правильно с Байкала! Что известно вам про него?

Красотой и могуществом озер восхищались знаменитые поэты, писатели и художники, описывая их в своих произведениях. Есть произведения посвящённые Байкалу. Попробуйте вспомнить какие-нибудь?

Давайте прочтём одно из стихотворений Полежаева А. И. о. Байкале (презентация, слайд на экране)

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал.

Фрагмент одной известной русской народной песни об озере, предлагаю послушать сейчас https://www.youtube.com/watch?v=8BOTArkp-_4

В основу песни были положены стихи сибирского поэта Давыдова Д. П. «Думы беглеца на Байкале» (1848 г.)

Славное море — привольный Байкал,

Славный корабль — омулёвая бочка.

Ну, баргузин, пошевеливай вал,

Плыть молодцу недалёчко!

Проблемный вопрос?

Прав ли автор стихотворения, сравнивая озеро Байкал с морем. С точки зрения географии и полученных вами знаний? Вспомните для этого, что такое море? - Чем отличается озеро от моря? (озеро, не является частью океана)

- Что общего можно сказать о море и озере? (гидросфера, котловина)



Ответы обучающихся.









Работа с учебником














Ответы обучающихся


Выражают свои мысли

IV.

Этап первичного усвоения новых знаний


Цель: знакомство с понятием озера.

Познавательные:

-развивать умение самостоятельно формулировать любое определение;

- умение логически мыслить.

Регулятивные:

- оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные:

-умение высказывать свою точку зрения, приводить аргументы подтверждая их фактами.

К какой части гидросферы относят озера?

(воды суши)

Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро?

Ученики формулируют определение, пишут в маршрутных листах.

Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.24, с. 95).

Если определение совпадают, то учитель дает высокую оценку, а если нет, разбирают, почему отличаются.

Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши.


В ходе дискуссии формулируют определение понятия озера.

Пользуясь формулой:

Определение = ключевое слово + существенный признак.

Работа с учебником.

Ответы обучающихся.





V.

Этап «открытия» нового знания


Цель: сформировать представления о видах озер и типах котловин.

Знать отличительные черты различных озер.


Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию.

- осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

От того, какая по происхождению будет котловина, зависит внешний вид. Что же такое котловина? Дети пишут в маршрутных листах, затем формулируют определение.

Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.31, с. 96).

Котловина – это углубление, в котором находятся озера.

Поработаем в парах, каждая пара будет заниматься одним типом котловин, по плану:

1. Тип озерной котловины;

2. Условия образования;

3. Отличительные черты;

4. Примеры озер (работа с атласом).

Все данные заносятся в таблицу № 1 маршрутных листов.

Ребята, перед вами две схемы озерных котловин одинакового происхождения.

t1672918018ab.gif

- Какие отличия Вы видите? (в озера впадают реки, но не вытекают)

Какой вывод Вы может сделать?

- Кто из Вас слышал, как они называются эти озера?

Ответить на этот вопрос поможет учебник (с.95). Читают текст учебника, формулируют определения бессточные и сточные озер. Определения записываем в маршрутном листе.



В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина.

Работа с картами атласа и учебником.


Выполняют задание парами.






Проверка выполненного задания










Ответы обучающихся

Работа с картой атласа и учебником

Физкультминутка


Цель: реализация двигательной активности для снятия усталости и напряжения.

Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

Встали! Какую птицу чаще всего можно встретить над озерной гладью?

А над водной гладью чайки кружат,

Полетим за ними дружно,

Рокот волн и шум прибоя,

И над ними мы с тобою!

Поплывем мы за волнами,

Дружно машем мы руками.

Словно чайки мы шагаем,

Гордо спинки выпрямляем.

Сели чайки на песок,

Продолжаем наш урок!

t1672918018ac.gif


Ответы учащихся

Выполняют упражнения: машут руками вверх-вниз (полет чаек)


Шагают на месте, спинка прямая, руки за спиной.




Садятся за парты

VI.

Этап первичной проверки понимания

Цель: организация усвоения учащимися нового материала

(фронтально, по рядам).

Познавательные:

- умение логически мыслить, выбирать из предложенных и искать самостоятельные средства достижения цели;

Регулятивные:

-контроль уровня сформированности познавательных УУД;

- оценивать степень и способы достижения цели

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

- Как называются озера, из которых вытекают реки?

- Как называются озера, из которых не вытекают реки?

Пользуясь атласом, определите, сточным или бессточным являются озера:

1 ряд: Чад, Байкал;

2 ряд: Каспийское, Виктория;

3ряд: Балхаш, Ладожское.

Ответы внесите в маршрутный лист!







Выполняют задание по рядам используя карты атласа.



Проверка выполненного задания







VII.

Этап применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Цель: развитие умения решать задания в новой ситуации.



Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии.

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Выполняя задания, вы заметили, что озера обозначаются на карте не одинаково? Некоторые озера на карте обозначены штриховыми линиями розового цвета.

- Как вы думаете почему?

Ответ вы сможете узнать, проанализировав легенду карты.

Ответ: розовым обозначены соленые озера.

Озера по степени солёности делят на:

Пресные до 1%;

Солоноватые от 1% до 35%;

Соленые более 35%.

Проблемный вопрос, почему одни озера являются пресными, а другие солёными?

Есть ли закономерность, в размещении соленых озер?

Учащиеся решают проблему и указывают причины, влияющие на солёность озер.

- Какие по типу сточные или бессточные соленые озера?

Бессточные озера чаще всего соленые, а сточные – пресные. Около тропиков озёр с соленой водой больше, хотя есть исключения.








Работа с картой атласа и легендой карты.

Формулируют ответ: розовым на картах обозначены соленые озера.









Ответы обучающихся

VIII.

Этап первичного закрепления

Цель: проверка усвоения материала по теме урока. Формулирование вывода, заполнение части текста; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат;

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию;

- осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия

Выполните самостоятельно практическую работу, результаты занесите в таблицу № 2 в маршрутном листе.


t1672918018ad.gif


Выполнение задания учителя.


Выполняют задание.

Взаимопроверка в маршрутных листах, оценивают друг друга.










IX.Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные: организовывать и регулировать свою деятельность.


Домашнее задание.

Обязательное для всех: п.24, ответить устно на вопросы с.99.


По желанию: сделать сообщения или рисунки о необычных озерах мира (например, озеро чернил в Алжире; Сладкое озеро на Урале; озеро смерти; озеро с гигантскими пузырями – Ява и т. п.) используя интернет ресурсы, энциклопедии и др. дополнительную литературу.




Слушают учителя, записывают задания.

X.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные:

- определять уровень усвоения материала;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные:

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

- А сейчас давайте оценим свою деятельность на уроке. Предлагаю поработать (по шаблону) в маршрутных листах.

Сегодня я узнал (а) ___________________

2. Было интересно _____________________

3 Я понял (а) __________________________

4. Меня удивило _______________________

5. Теперь я могу


- На этом наш урок окончен, спасибо за работу!


Самооценка



Рефлексия класса






Сдают маршрутные листы.



Опубликовано в группе «Уроки географии»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 05.01.23 в 15:01 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, грамотный урок, очень полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.