12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Морозова337
Россия, Самарская обл., Тольятти

Технологическая карта урока (2 часа)

ФИО педагога: Морозова Екатерина Николаевна

Предмет, группа: Информатика, 1 курс

Название и автор учебника: Цветкова М.С., Информатика и ИКТ учебник для нач. и сред. проф. образования

Тема урока: Информационные ресурсы общества.

Вид занятия: Практическое занятие.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма проведения: Исследовательская и аналитическая работа над учебной ситуацией.

Цель урока: создать условия

для ознакомления с системой новых понятий, новых определений, терминов, описаний;

для развития навыков по различным способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины;

для формирования исследовательских навыков по сбору, обработке и передачи информации;

для реализации требований ФГОС СПО по формирования общих компетенций профессионала.

предметные — представление об информационных ресурсах общества и их роли в жизни и будущей профессиональной деятельности; 

метапредметные — информационно –коммуникационная компетентность, представления о подходах к выборке, анализу и представления информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать информационные ресурсы общества;

личностные - организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

Решаемые учебные задачи:

1) акцентировать внимание обучающихся на подборе, анализе и способам предоставления информации,

2) расширить представления обучающихся об информационных ресурсах общества;

3) дать обучающимся представление о возможностях информационных ресурсов и способах их применения в жизни и профессиональной деятельности;

4) привести примеры использования информационных ресурсов;

5) сформировать у обучающихся практические навыки по использованию информационных ресурсов как в жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.

ОК среднего профессионального образования:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

 

Основное понятие, рассматриваемое на уроке: информационные ресурсы общества

Используемые на уроке средства ИКТ:

• персональный компьютер (ПК) преподавателя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК обучающихся, текстовый редактор.

Электронное приложение к уроку:

видео-урок «Информационные ресурсы общества»;

презентация с использование видеофрагментов «Информационные ресурсы общества»

файлы Tab_ICR.docx «Таблица информационные ресурсы общества и их применение».

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые ОК, на достижение которых направлено задание

Возможные

используемые инструменты

1. Мотивационный этап

5

Слайд 1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя.

Я предлагаю начать наш урок с мотивационного приема «Приветствие». Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из вас, а те, кого я назову, помашут мне рукой.

Добрый день, всем кто сейчас пришел в наш колледж с хорошим настроением.

Добрый день, всем кто пожелал доброго дня другим.

Добрый день, всем кто настроен на хороший результат и получение новых знаний.

Добрый день, всем у кого карие глаза.

Слайд 2 Ребята, у каждого из вас на столе карточки с картинками, на них лица с эмоциями, предлагаю вам выбрать ту картинку, которая соответствует вашему настроению и записать свои ожидания от сегодняшнего урока.

(варианты вопросов на карточках – эмоциях: Какой цели я хочу достичь на уроке? Что может быть результатом моей деятельности на уроке?

Чему я должен (а) научиться? Что я могу узнать?)

Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

 

emocii

 

Приветствие преподавателя.

ОК 2

ОК 6

Презентация

Карточки-эмоции

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

15

Слайд 3. Видеофрагмент по теме «Информационные ресурсы общества»

Сегодня тему урока мы с вами сформулируем вместе. А в этом нам с вами поможет небольшой видеофрагмент из нашей презентации.

Запишем тему себе в тетрадь. Попробуем дать определение информационные ресурсы общества вместе (опрос студентов):

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные по форме, позволяющей их воспроизводство для общества человека

Запишем определение в тетрадь.

А, теперь, воспользуемся одним из информационных ресурсов, расположенных в сети Интернет по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=6wciiCW66cc (видео урок по теме «Информационные ресурсы») и доступным для общественного пользования.

Слайд 4. Прочитайте внимательно высказывания на слайде и помогите исправить ошибки если они допущены. (курсив – ошибка на слайде)

К общественным традиционным видам ресурсов обычно относят:

материальные,

сырьевые (природные),

энергетические,

трудовые,

финансовые (денежные) ресурсы.

Между информационными ресурсами и традиционными существует одно важнейшее различие (сходство): информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется (изменяется) без ограничений.

Запишите сформулированные нами понятия себе в конспект.

Анализируют информацию, предлагают собственное мнение, записывают в тетрадь.

ОК 2

ОК3

ОК5

ОК 6

ОК7

Презентация

Видеофрагмент

Тетрадь

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

15

Слайд 5. Пример из жизни. Допустим, Вам врач выписал лекарство. как мы знаем, не всегда его можно найти в ближайшей аптеке, да и цены могут отличаться друг от друга в несколько раз. Подумайте и ответьте, как справиться с подобной задачей с наименьшей затратой времени и сил?

Попробуйте выстроить алгоритм действий для того, чтобы купить лекарство по наименьшей цене и ближе к вашему дому.

(Записать алгоритм, построенный студентам в левый столбец, правый показать после их ответов)

Алгоритм действий

Алгоритм действий

 

Войти на поисковый сервер

Сформулировать запрос

Выбрать в перечне сайтов с интересующий нас информацией.

Задать параметры поиска (название лекарства и цену, адрес)

Результат запомнить или записать на мобильное устройство

Слайд 6. Посмотрите на экран и сравните их.

Запишите в тетрадь вариант алгоритма на ваш выбор

Давайте с вами подумаем и составим список «Информационных ресурсов общества», о которых вы слышали или которыми вы пользовались, а возможно их использовали ваши друзья и родители.

(Записать список на доске. Способом дополнительных вопросов выйти на следующий минимум: портал Госуслуги, Регталон, Гисметео, Афиша, Переводчик)

Слайд 7. Расскажите о том для чего вы можете использовать данные ресурсы.

(Студенты совместно с преподавателем формулируют варианты ответов

портал Госуслуги – доступ к электронным услугам (паспорт, штрафы, налоги, очередь в ЗАКС и т.д.)

Регталон- запись на прием к врачу он-лайн,

Гисметео – информация о погоде,

Афиша – информация о культурных событиях,

Переводчик – перевод текста)

А теперь вместе подумаем и сформулируем как можно применить информацию с данных порталов и сайтов в профессиональной деятельности. (ответы)

Слайд 8. Подумайте и скажите, какие порталы из списка способны дать нам информацию в случае возникновения различных жизненных и профессиональных ситуаций, например,:

вы хотите узнать о своих правах, как студента из закона об образовании;

вас оштрафовали на работе, на каком из сайтов вы можете узнать законность действий работодателя?

вам необходимо осуществить перевод технологический карты приготовления соуса «Бешамель» с французского сборника рецептур;

вам необходимо проверить свою курсовую работу на плагиат или подготовить список источников для реферата

(ответы)

Согласитесь, подобные задачи вызывают у нас затруднения, давайте вместе сформулируем проблему, с которой мы столкнулись и попробуем сформулировать задачи, которые помогут нам в ее решении.

ПРОБЛЕМА: (варианты студентов) Узнать о возможностях информационных ресурсов и способах их применения в жизни и профессиональной деятельности. Научиться осуществлять оперативный поиск информации используя информационные ресурсы общества

Анализируют информацию, предлагают собственное мнение, записывают в тетрадь.

ОК 1
ОК 2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК 6

ОК7

Презентация

Доска

Тетрадь

 



 



 

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.


 

10

Слайд 9. Перед нам сейчас очень ответственный этап нашего занятия, мы совместными усилиями должны разработать проект действий по решению сформулированной нами проблемы. (записать проект на доске без нумерации, а потом пронумеровать)

(возможно изменение пунктов, исходя из вариантов обучающихся) Узнать об ИРО указанных в учебнике

Найти список наиболее востребованных ИРО в интернет

Просмотреть 7 или более информационных ресурсов, которые буду востребованы для решения профессиональных задач

Просмотреть 5 или более информационных ресурсов, которые будут востребованы для решения профессиональных задач

Разработать в текстовом редакторе таблицу, позволяющую нам получить информацию в оптимальном объеме и отвечающую на нашу проблему.

Создать таблицу со следующей структурой:

№ п/п

Адрес ресурса

Краткое описание

Способ применения в профессиональной деятельности или жизненной ситуации

1.

   

2.

   


 

Давайте совместно определимся сколько пунктов будет содержать наша таблица (предложить вариант из 10-15 подпунктов)

Спасибо, за активную работу по разработке нашего проекта, но не будем забывать про один важный момент – оценивание вашей деятельности, предлагаю следующие критерии оценивания:

удовлетворительно – справился с заданием не полностью, таблица разработана, заполнена на 10 из 15 позиций или заполнена полностью, но формулировки не отражают способы применения в профессиональных ситуациях.

хорошо – справился с заданием полностью, таблица разработана, заполнена на 15 из 15 позиций или заполнена полностью, но формулировки не точно отражают способы применения в профессиональных ситуациях.

отлично – справился с заданием полностью, таблица разработана, заполнена формулировки точно отражают способы применения в профессиональных и жизненных ситуациях.

Работают, отвечают на вопросы, формулируют и записывают этапы работы в тетрадь.



 

ОК 1
ОК 2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК 6

ОК7

Презентация

Доска

Текстовый редактор Word

 



 



 

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.


 

25

Слайд 10. Откройте файл Tab_ICR.docx «Таблица информационные ресурсы общества и их применение», вы будете работать в нем. Сегодня мы будем работать по-разному: и все вместе, и каждый самостоятельно, в паре, на компьютере. вы можете обмениваться добываемо информацией, делиться с однокурсниками и совместно формулировать затруднительные ситуации.

На все этапы работы по решению проблемы мы можем использовать 25 минут, следите за временем и не отвлекайтесь от поставленных задач.


 

Работают с компьютером обсуждают в группе, формулируют и записывают ответы в файл файлы Tab_ICR.docx на компьютере.

ОК 1
ОК 2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК 6

ОК7

Презентация

Текстовый редактор Word
 


 


 

6.Физкультминутка

2

Заканчиваем работу над нашим проектом, сохраняем файл по шаблону ФИО_ГР Tab_ICR.docx

Слайд 11. Видеоролик с физкультминуткой «Техника безопасности»

Выполняют упражнения

ОК 2

ОК4

ОК5

ОК 6


 

Презентация

(физкультминутка)

7.Включение в систему знаний и умений.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

10

Слайд 12. Оценивание. Вернемся к критериям оценивания вашей работы. Поменяйтесь местами и просмотрите файлы друг друга. Оцените друга, аргументировав ошибки или недочеты, обнаруженные вами в таблицу.

Слайд 13. Объяснение домашнего задания.

Выставление оценок, запись домашнего задания

ОК 1
ОК 2

ОК3

ОК4

ОК5

ОК 6

ОК7

Презентация

Текстовый редактор Word

8. Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


 

8

Подводя итог нашего урока, вернёмся к нашим карточкам –эмоциям. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока. Определите для себя, оправдались ли они.

Перед вами карточки-эмоции. Прочитайте, что вы заполнили в начале урока, изменились ли ваши ответы по сравнению с началом нашего занятия.

 

emocii

 


 

Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию Какой цели я хочу достичь на уроке? Что может быть результатом моей деятельности на уроке? Чему я должен (а) научиться? Что я могу узнать?)

Если изменились, заполните новую карточку и сдайте мне обе.

 Спасибо за работу на урок. Урок окончен.

Работа с карточками-эмо/data/files/j1509684749.png (0x0)/data/files/h1509684715.png (0x0)циями

ОК 2

ОК 6

Карточки

 


 


Технологическая карта урока Информационные ресурсы общества
DOCX / 218.01 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Алёна, 27.01.18 в 08:39 0Ответить Пожаловаться
в деятельности обучающихся описано не всё
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.