Технологическая карта урока кубановедения по теме «Животный мир моей местности»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема | «Животный мир моей местности» |
Педагогическая цель | Формировать знания о диких и домашних животных нашего края; развитие логического мышления, воображения; развитие коммуникативных качеств, речи обучающихся. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомить учащихся с животными, которые обитают в нашей местности; научить находить новую информацию о животных в дополнительной литературе; развивать связную речь. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к животным. |
Личностные результаты | Уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему; извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, подробно пересказывать небольшие тексты; формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Основные понятия | Животные, домашние, дикие. |
Методы и формы обучения | индивидуальная, фронтальная, словесный, наглядный. |
Образовательные ресурсы | Учебник-тетрадь, м/м презентация, физическая карта. |
Этап урока | Виды работ | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. | 1.Приветствие учащихся. 2.Эмоциональный настрой на работу. 3.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок кубановедения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна. - Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу и покажите хорошее настроение. -Садитесь. Не забываем, что сидеть вы должны ровно, спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между вами и партой должен помещаться один кулак, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу. Покажите, как вы умеете правильно сидеть. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать рабочая тетрадь, пенал и дневник. | Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку; организует внимание школьников; эмоционально настраивает на урок. | Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку; эмоционально настраиваются на урок. |
Актуализация знаний. Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления. | 1.Решение загадок 2. Беседа | - А начнем мы наш урок с веселых загадок. На прошлом уроке вы познакомились с ядовитыми растениями, сейчас узнаем, как хорошо вам запомнились эти растения. Ягоды бешеные На кусту развешанные, Зовут к себе, краснеют, Да взять никто не смеет. (Волчья ягода). Правильно. Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы вряд, Цветы душистые висят. ( Ландыш). Правильно ребята. Скажите, а что нужно делать, чтобы не отравиться? (не трогать неизвестные ягоды и растения). Действительно ребята, ведь яд у некоторых растений не только в ягодах, но и в стебле и на листках. Вы очень хорошо запомнили прошлую тему, пора узнавать новое. | Закрепляет знания учащихся; объясняет задание; читает загадки | Демонстрируют знания; слушают задание учителя; отгадывают загадки. |
Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | 1. Показ М/П. 2. Создание проблемной ситуации 3. Беседа | Ребята, посмотрите внимательно на слайд презентации. Что на нем изображено? (Животные). Назовите их: коза, кошка, волк, лиса, еж, корова. Скажите, как по каким признакам мы можем поделить этих животных на две группы? (животные на букву к, и дикие и домашние животные). Скажите, а как вы поняли, что это изображены дикие и домашние животные? (дикие живут в лесу, а домашние дома). Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? (О животных). Тема нашего урока: Дикие и домашние животные. Предположите, что вы узнаете сегодня на уроке? | Подводит учащихся к формулированию целей урока. Читает стихотворение. | Формулируют тему урока вместе с учителем. |
Изучение нового материала Цель: Обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Рассказ 2. Работа в рабочей тетради с.26,№1 2. Просмотр видеоролика 3. Работа в рабочей тетради с. 27 4. Работа в рабочей тетради с.28 | Животный мир краснодарского края очень богат. В северных районах края обитают степные животные: ласка, еж, тушканчик, заяц. Сл1. Возле рек живет огромное количество пернатых(птицы). Больше всего птиц можно встретить в лесу. В лесах живет медведь, рысь, дикий кабан. В горной части Краснодарского края встречаются косули. Ребята, скажите, а где мы можем еще увидеть этих животных, кроме дикой природы? (В зоопарках). Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 26, посмотрите на задание 1. Прочитает задание… Что нужно сделать? (Закончить стихотворения). И так первое стихотворение прочитает… ГУСЬ, ПЕС, ОЛЕНЬ. Ребята, обведите ручкой тех животных, названия которых мы с вами озвучили. Назовите животных, которых обвели ручкой. (гусь, пес, олень.) Какие животные домашние? (гусь, пес). И так ребята, прежде, чем вы ответите, почему эти животные называются домашними, посмотрим небольшой видеоролик, который поможет вам сформулировать основные отличия домашних животных от диких. Так почему этих животных называют домашними? (они живут с человеком, кормит их человек, жилье строит человек, о потомстве заботиться человек). Карточки на доске. Кто из животных остался? (Олень). А олень – дикое или домашнее животное? (Дикое) Почему? Молодцы ребята, повторим еще раз, чем домашние животные отличаются от диких. (Они живут с человеком, кормит их человек, жилье строит человек, о потомстве заботиться человек). Многие домашние животные живут рядом с человеком несколько тысяч лет. Люди приручили их в глубокой древности и сделали их своими надежными помощниками и друзьями. Ребята, вам необходимо найти родственников среди диких и домашних животных. Сначала проговорим, а затем вы стрелками соедините самостоятельно. И так, собака, как вы думаете, кто был предком собаки? (Волк), правильно. Кот – рысь, свинья – кабан, гусь - утка, кролик – заяц. Ребята, посмотрите внимательно на изображение домашних животных и сравните их с дикими. Что изменилось после того, как одомашнили? (они стали меньше в размерах). Действительно, после того, как многие животные стали жить с человеком, они стали меньше по размерам и изменили свои повадки. Как вы думаете, откуда мы можем узнать о повадках и поведении животных? (Из книг). Правильно, многие поэты посвящают свои стихотворения животным и их детенышам. Перелистните страницу, обратите внимание на картинки. Кто изображен? (Лошадка). Ребята, прочитаем по две строчки из стихотворения. Начнет.. Каким автор описывает жеребенка? (пугливым, маленьким, смешным). Посмотрите на картину Надежды Калугиной, похож ли жеребенок с картины на жеребенка в стихотворении?? Ребята, вы славно потрудились, теперь пора отдохнуть. | Обеспечивает учащимся усвоение нового материала. | Усваивают методику изучения нового материала. Осознают основное содержание изучаемого материала. Учатся. |
| Физминутка | Мы пошли с тобой в лесок И увидели грибок. Раз грибок, два грибок И набрали кузовок. А как птичка-то поёт! Восхищается народ. Вон река неглубока. Мы поплаваем пока. Брасом, кролем. Хорошо! Вот и день уже прошёл! | | |
| 5. Работа в рабочей тетради с.29 | Присаживайтесь. У каждого животного свои особенности строения тела, особенный образ жизни и особенные повадки. Посмотрите на страницу 29. Прочитает выразительно стихотворение….О чем говориться в стихотворении? (о свинье). Что ответила свинья, когда гуси сказал, что заболеет? (Перьев нет, зато есть сало). У некоторых животных источником тепла служит жир. Они запасают его в теплое время года, а потом зимой - растрачивают его. Пример – свинья из стихотворения. Знаете ли вы животных, которых так же спасают от холода запасы жира? | Обеспечивает учащимся усвоение нового материала. | Усваивают методику изучения нового материала. Осознают основное содержание изучаемого материала. Учатся. |
Закрепление изученного материала. Цель: закрепить полученные знания на уроке. | 1. Обобщающая беседа | Вспомним ребята, каких животных называют домашними? Чем они отличаются от диких? Как животные спасаются от холода? (накапливают жир). Ребята, скажите, волк – домашнее животное? Барсук? Гусь? Утка? | Организует деятельность по отработке изученных знаний и способов действий. Выставляет оценки. | Распознают и воспроизводят изученные познавательные объекты. |
Итог урока. Рефлексия Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1Выставление оценок 2.Рефлексия. | -Наш урок подошел к концу. - Что у вас получилось? - Что вызвало затруднения?
| С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Самостоятельно подводят итоги. |
3. Домашнее задание | - Запишите домашнее задание. Стр. 27, найти в энциклопедии интересные сведения о животном Краснодарского края и стр. 29, вам необходимо описать домашнее животное, которое живет у вас дома, если у вас дома нет животного, может описать животное друга или бабушки. -Мне очень понравилось сегодня с вами работать, вы большие молодцы. До свидания. | Диктует домашнее задание | Записывают домашнее задание |