Технологическая карта урока математики в 5 классе «Задачи на нахождение части числа»
Технологическая карта
Предмет | Математика | Класс | 5 | ||||
Тема урока | Задачи на нахождение части числа | ||||||
Учитель | Попова Елена Васильевна МБОУ СОШ №17 | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Распознают задачи на дроби в окружающей жизни , определяют вид задачи. Решают задачи, применяя правило нахождения дроби от целого . | Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней. Вносить коррективы и дополнения в способ своих действий. Познавательные: уметь применять правило нахождения части от целого к задачам из различных ж изненных ситуаций . Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в группах. | Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры. | |||||
Условия реализации урока | |||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Организация пространства | Оборудование | ||||
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b73d-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9b09-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | Никольский С.М.,Потапов М.К., Решетников Н.Н.,Шевкин А.В. Математика. 5класс Москва Изд. « Просвещение»,2014 | Фронтальная, индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах | Проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация | ||||
Основные понятия | Дробь ,числитель, знаменатель, часть целого | ||||||
Форма проведения урока | Комбинированный урок |
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Организационный этап Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу Продолжительность: 2 минуты | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания | | Приветствие учителя, уточнение критериев оценки | | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять их в устной форме |
II. Актуализация знаний Цели: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки; повторить понятие обыкновенной дроби, числителя, знаменателя, рационального числа Продолжительность: 5 минут | Выясняет знания учащихся, необходимые для усвоения нового материала. | -Когда в жизни человека появляются дроби? -Приведите примеры. -Как мы записываем дроби?. -Что означает число, записанное над чертой?, под чертой? -В чем заключается основное свойство дроби? -Что значит сократить дробь? -У вас на столе –раздаточный материал, возьмите и выполните задание: 1) раскрасьте указанную часть фигуры, 2) сократите дроби | Включаются в ритм урока. Отвечают на вопросы. Приводят примеры из жизни Воспроизводят правила, формулы Работают с раздаточным материалом, вносят результаты в таблицу. | Умение проводить классификацию, грамотно применять математическую терминологию и символику, умение выполнять измерения линейкой, выполнять арифметические действия. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цели: сформулировать проблему и обозначить способы ее решения Продолжительность: 8 минут | Создание проблемной ситуации( сценарий диалога, направленный на формулирование проблемы) Вчера мы с Максимом встретились в магазине. Оказалось, что и он и я потратили 1/3 своих денег. Можно ли утверждать, что у каждого из нас в чеке одна и та же сумма? | Вчера мы с Максимом встретились в магазине. Оказалось, что и он и я потратили 1/3 своих денег. Можно ли утверждать, что у каждого из нас в чеке одна и та же сумма?
Проблема: Как найти часть от числа? Кто может сформулировать цель нашего урока? -Итак, как называется тема нашего урока? Записываем в тетрадь тему урока. « Задачи на нахождение части от числа» | . Делают вывод: Недостаточно знать дробь, надо знать от какого числа надо вычислить значение этой дроби. Цель урока: мы научимся решать задачи на вычисление части числа. | Умение находить дробь от числа, применяя знания к решению задач | Регулятивные: уметь правильно осуществлять целеполагание. Коммуникативные: уметь корректно формулировать вопросы. Познавательные: уметь самостоятельно выделять-формулировать познавательную цель; логические — умение формулировать проблемы. |
IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи). Цели: вывести совместно с учащимися правило нахождения дроби от числа и использовать его при решении несложных задач. Продолжительность: 10 минут | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Сценарий диалога, направленный на побуждение, выдвижение гипотез, проверка гипотез, построение алгоритма применения нового знания. | Откройте книгу стр173 1группа -задача 1 Подготовьте обьяснение решения и покажите у доски(1человек) 2 группа-ЗАДАЧА 2 - Подумайте, как вы рекомендуете одноклассникам сделать краткую запись к задаче? Решение задач на доске с обсуждением -Как же найти часть от числа? Учебник стр175 ,№777(а),778(а),779(а),№780(а) | Разбирают задачи, представитель предлагает краткую запись задач, объясняет решение
Формулируют правило, выбирают наиболее удачное, сравнивают с предложенным в учебнике Решают практические задачи. | Умение применять изученные понятия и формулы для решения задач практического характера | Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач. Познавательные: уметь логически верно формулировать проблему, уметь извлекать необходимую информацию из речи учителя Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий. |
V. Физкультминутка Цели: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Продолжительность: 2 минуты | Организует физкультминутку. | | Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | | |
VI. Самостоятельная работа ( в парах) Цели: создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Продолжительность: 8 минут | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Проверка ответов | Решение задач в паре с последующим обсуждением -Возьмите листки с заданием и, работая в парах , постарайтесь решить наибольшее количество задач. Естественно ,получите верный ответ. | Самостоятельное решение задач, обсуждение алгоритма решения, выбор рационального решения. Сдают листки с работами | Уметь решать задачи, выполнять арифметические действия, | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о способах решения общей задачи. Регулятивные: уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: уметь выполнять действия по алгоритму. |
VII. Рефлексия деятельности Цель: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Продолжительность: 5 минут | Выяснить, что нового дети усвоили на уроке. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционально го состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Диалог, направленный на анализ ситуации всего урока. | -Что нового вы узнали на уроке? Как считаете, надо ли современному человеку «разбираться в дробях» и уметь решать такие задачи? - Что было самым интересным? -Какие правила использовали для решения задач? Оцените работу соседа, оцените свою работу Аргументируйте. | Отвечают на вопросы, оценивают собственную работу на уроке. Обобщают и оценивают знания, полученные на уроке. | | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Домашнее задание | П 4.3,№777-780(Б) | | Записывают в дневник | |
Самостоятельная работа
1вариант 2 вариант
Закрась фигуры 1) Закрась фигуры
2)Сократи дроби
а); б); в) ; а); б); в)
Работа в парах
В школьном саду 36 саженцев березы. Дети полили всех саженцев. Сколько деревьев осталось полить?
От дыни массой 2кг 400г отрезали Ване дыни, а Маше дыни. Чему равна масса каждого отрезанного куска?
Петя готовил уроки 1ч 40мин. На математику он потратил этого времени, а на историю- оставшегося времени. Ск. минут Петя готовил математику и сколько историю?
Длина дороги 20 км. Заасфальтировали дороги. Сколько километров заасфальтировали? Сколько километров осталось заасфальтировать?
В железной руде содержится железа. Сколько железа в 225 тоннах руды?
По плану рабочий должен был изготовить 125 деталей, но он выполнил задания. Сколько деталей изготовил рабочий?
Группе художников надо расписать 520 стен, и всей площади они уже расписали. Сколько квадратных метров осталось расписать?
Цех выпустил 800 приборов, но приборов оказалась с браком. Сколько стоят все приборы, если розничная цена 230 рулей?
Папа получил 25000рублей, из них он заплатил за квартиру, всех денег потратил на покупку зимней одежды, а оставшейся суммы отложил для поездки в отпуск. Сколько денег осталось?