12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
КЛВ249
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Всероссийский интернет-конкурс для учителей технологии и трудов

«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

мини-проект «Испеки свой колобок»

ФИО: Кондракова Людмила Владимировна

Должность: учитель технологии

ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Лицей при УлГТУ 45" (МБОУ "Лицей при УлГТУ 45")

Адрес электронной почты: ludmilka_klv@mail.ru

Ульяновск,

2017

Пояснительная записка

План конспект разработан на основе алгоритма структуры урока рекомендованный Кафедрой технологического образования УИПКПРО (http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/load....1-0-897, http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/index/avgust_2012/0-216)

Пояснения к материалу:

В план-конспекте. при инструктаже о выполнении домашнего задания все задания делятся на 4-ре уровня: I на «3» - обязательный для всех, II на «4» и III на «5» - на выбор, IV творческое задание, по желанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. – С. 117-119.

Атаулова, О.В. Проектирование деятельностностной модели урока в условиях ФГОС второго поколения [Текст] / О.В. Атаулова, Л.В. Кондракова // Непрерывное образование учителя технологии: интегрированный подход: материалы VII международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2012 г. / под общей ред. О.В. Атауловой. Ульяновск: УИПКПРО, 2012. 604 с. [ст. 97-113]

Есенкова, Т.Ф Деятельностная модель урока в условиях ФГОС проектирование и анализ методические рекомендации [Текст] / под общей рекомендацией Есенковой Т.Ф., Зарубиной В.В. Ульяновск: УИПК ПРО, 2012. 208 c. [161-190 с.].

Атаулова, О.В. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации [Текст] / Автор-сост. О.В.Атаулова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 55 с.

Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В. М.: Вентана-Граф, 2011. 96 c.

Сасова, И.А. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) [Текст] / Сасова И.А., Павлова М.Б., Гуревич М.И. М.: Вентана-Граф, 2009. 224 c.: ил.

Сасова, И.А. Технология: Тетрадь творческих работ [Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)] / Сасова И.А., Павлова М.Б., Шурутин А.Ю. М.: Вентана-Граф, 2010. 64 c.: ил.

Сасова, И.А. Технология: 6 класс: Метод проектов в технологическом образовании школьников [Пособие для учителя] / Сасова И.А. М.: Вентана-Граф, 2008. 144 c.

Сасова, И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Пособие для учителя] / Сасова И.А., Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. М.: Вентана-Граф, 2003. 296 c.

Ермолаева, Н.В. Организационный момент и целеполагание как структурные компоненты урока, формирующие самостоятельную деятельность учащихся [Текст] / Н.В. Ермолаева // Непрерывное образование учителя технологии: интегрированный подход: материалы VII международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2012 г. / под общей ред. О.В. Атауловой. Ульяновск: УИПКПРО, 2012. 604 с. [ст. 595-599]

Иванова, А.А. Вышивка в интерьере [Текст] / А.А. Иванова. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2004. 64 с.: ил. (Золотые страницы рукоделия).

Махмутова, Х.И. Учебное лото [Текст] / Х.И. Махмутова // Школа и производство. 2008. - 6. С. 60.

Молотобарова, О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / О.С. Молотобарова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с.: ил.

Виды швов. Простейшие швы. [Электронный ресурс] /.  Электрон, дан.  Режим доступа: http://povitrulya.com.ua/ru/article/10-vydi-shvov-prosteyshye-shvi.html, свободный.  Загл. с экрана.

Колобок своими руками. [Электронный ресурс] /.  Электрон. дан.  Режим доступа: http://images.yandex.ru/yandsearch, свободный.  Загл. с экрана.

Ульяновская область стала родиной Колобка. [Электронный ресурс] /.  Электрон. дан.  Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/01/27/reg-svolga/kolobok-anons.html, свободный.  Загл. с экрана.

Колобок глазами классиков. [Электронный ресурс] /.  Электрон, дан.  Режим доступа: http://natalyagukova.ucoz.ru/index/kolobok_glazami_klassikov/0-25, свободный.  Загл. с экрана.

План-конспект урока

Класс: 7

Раздел: Художественные ремесла

Тема урока: мини-проект «Испеки свой колобок»

Количество часов: 2 часа

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цели урока:

Обучающие цели:

  1. Способствовать формированию представления о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства, о её видах; о вышивке народов Поволжья.

    Способствовать запоминанию основной терминологии (стежок, строчка, шов; тамбурный, стебельчатый шов, узелки, шов вперед игла, шов назад игла; вышивальщица).

    Способствовать осознанию основного технологического материала:

- подбора иглы и ниток в зависимости от свойств ткани и вида вышивки;

- умению подготавливать пасму мулине к работе;

- закрепления нити на ткани без узла;

- выполнению простейших декоративных швов.

  1. Способствовать формированию представления о видах ручной вышивки, сочетанию цвета.

    Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

Развивающие цели:

  1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса).

    Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

    Способность к самооценке своего труда в различных сферах.

    Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета).

    Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).

    Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

    Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

    Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

Воспитательные цели:

Способствовать формированию и развитию эстетических, патриотических и других качеств личности.

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели, аккуратности, опрятности.

Способствовать формированию интереса к национальной вышивке.

Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Проф. ориентационные цели:

Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессии вышивальщицы.

Воспитывать уважение к работающему человеку.

Сформировать представление о профессии вышивальщицы, белошвейки.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база:

кабинет технологии;

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

утюг;

инструменты, приспособления: ножницы, иголка, нитковдеватель, пяльцы d=10см., клей

материалы: однотонная х/б – 15х15см, нитки вышивальные – мулине, шаблоны кругов из картона 1 шт. - d=8см, 2 шт. - d=5см.

Дидактическое обеспечение:

учебник

фрагмент рабочей тетради (Приложение в отдельном файле)

презентация «Испеки свой колобок»

плакаты: Правила техники безопасности (Приложение 10)

учебно-техническая документация (УТД)):

инструкционно-технологическая карта (ИТК): Вышивание колобка (Приложение 8).

образцы объектов труда: Виды вышивок по рисованному контуру (Приложение 14). Колобки (Приложение 15),

материалы для контроля знаний учащихся:

Карта пооперационного контроля КПК – 1 (Приложение 9)

Карта итогового контроля КИК-2 (Приложение 13)

Учебное лото (Приложение 5)

Кроссворд (Приложение 1)

Тест (Приложение 7)

Словарная работа: свободная, строчевая или сквозная, счётная вышивка; стебельчатый, тамбурный швы, шов вперед и назад игла; вышивальщица.

Методы обучения:

- Получение новых знаний аудиовизуальный перцептивный, аудиовизуальный репродуктивный, словесный (беседа).

- Выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности практический словесный (объяснение), практический репродуктивный, аудиовизуальный демонстрации, частично-поисковый МО.

- Закрепление и повторение изученного словесный (беседа), повторение.

- Эмоционального стимулирования использование игровых форм.

- Развитие познавательного интереса создание творческого поиска.

- Методы контроля обучающий контроль, взаимоконтроль, проверка домашней работы, тестирование.

Тип урока: комбинированный (урок приобретения новых знаний, урок применения знаний на практике).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: эвристическая беседа, фронтальный опрос, объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, индивидуальная практическая работа учащихся с раздаточным материалом по инструкционной карте, групповая работа учащихся по инструкционной карте, фронтальная рефлексия, беседа.

Предметные

Выпускник научится:

изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования изделие, пользуясь технологической документацией;

выполнять влажно-тепловую обработку изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять декоративно-прикладное изделие;

организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

планировать профессиональную карьеру;

ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования.

Метапредметные

Выпускник научится:

выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс;

контролировать ход и результаты выполнения проекта;

оформлять проектные материалы.

Выпускник получит возможность научиться:

изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства;

рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

оценивать свои возможности при выполнении практической работы;

Личностные

Выпускник научится:

проявлять познавательный интерес и активность в данной области технологической деятельности;

выражать желание учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

самооценке умственных и физических способностей.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать необходимость общественно-полезного труда;

бережному отношению к природным и хозяйственным ресурсам;

рациональному ведению домашнего хозяйства.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

приветствие

проверка явки учащихся

заполнение учителем классного журнала

проверка готовности учащихся к уроку

настрой учащихся на работу

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание

выдвижение предположений о теме урока и т.д.

Формируемые способы деятельности:

формулирование собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выпол-нения домашнего задания

Цель этапа:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания

устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

выяснить степень усвоения заданного на дом материала

определить типичные недостатков в знаниях и их причины

ликвидировать обнаруженных недочётов

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

решить кроссворд (Приложение 1)

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

контролируют правильность ответов, обучающихся (в рабочей тетради закрасить солнышко)

Формируемые способы деятельности:

оценивание результата по алгоритму (при правильном решении кроссворда в выделенной строке должно появится слово)

адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (в рабочей тетради закрасить солнышко при правильном ответе)

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействуют с учителем во время решения кроссворда

Формируемые способы деятельности:

продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

умение полно и точно выражать свои мысли при решении кроссворда

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

организация задания на повторение (Приложение 2)

эвристическая беседа

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

слушают вопросы учителя при решении задания «Кот в мешке»

отвечают на вопро­сы задания

осуществляют актуализацию личного жизненного опыта при решении задания «Кот в мешке»

Формируемые способы деятельности:

формирование умения находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во время ответа на вопросы задания «Кот в мешке»

Формируемые способы деятельности:

формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности

формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

Практический этап

IV. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

зафиксировать причину затруднения у учащихся

сформулировать и согласовать цели урока

организовать уточнение и согласование темы урока

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Приложение 3)

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

осознание целей и задач обучения

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

формирование умения прогнозировать предстоящую работу

формирование умения слушать и понимать других

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

развитие умения строить простые рассуждения отвечая на вопросы учителя

Формируемые способы деятельности:

формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

V. Физкультминутка

(Приложение 4)

VI. Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

зафиксировать алгоритм выполнения Игры «Учебное лото»

организовать усвоение учащимися нового материала

организации познавательной деятельности учащихся для закрепления знаний: игра «Лото» (Приложение 5)

выявление умений у учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

формирование умения визуального ответа на вопрос

Формируемые способы деятельности:

формирование умения играть в учебную игру «Лото»

VII. Проблемное изложения нового знания

Цель этапа:

организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

организовать фиксацию преодоления затруднения

объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся (Приложение 6)

заслушивание сообщений учащихся

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала при помощи учебника

Формируемые способы деятельности:

формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

формирование умения слушать и понимать других

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации (учебник, справочник)

Формируемые способы деятельности:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VII. Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

зафиксировать алгоритм выполнения теста

организовать усвоение учащимися нового материала

использование теста для закрепления знаний, требующих мыслительной активности учащихся (Приложение 7)

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

применение на практике и последующее повторение нового материала

 

Формируемые способы деятельности:

формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией при само и взаимной проверке теста

IX. Практическая работа «Вышивание колобка»

с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа:

тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

проверить умения работать учащихся по алгоритму

организовать самостоятельную работу учащихся

организовать самопроверку самостоятельной работы

организовать по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

9.1. Вводный иструктаж учителя:

сообщение учащимся названия практической работы «Вышивка колобка»;

разъяснение учащимся задач практической работы;

ознакомление учащихся с объектом труда - колобки;

ознакомление учащихся с учебно-технической документацией: инструкционно-технологическая карта (ИТК): Вышивание колобка (Приложение 8).

карта пооперационного контроля КПК - 1 (Приложение 9);

предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы (при выполнении швов необходимо использовать пяльцы, чтобы работа не стягивалась);

инструктаж по технике безопасности: плакаты «Правила техники безопасности» (Прил. 10)

9.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

9.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

9.3.1. Формирование новых умений:

проверка организованности начала работы учащихся;

проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления) КПК – 1 (Приложение 9), плакаты «Правила техники безопасности» (Прил. 10);

соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания КПК – 1 (Пр. 9);

9.3.2. Усвоение новых знаний:

проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

9.3.3. Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом (ИТК): Вышивание колобка (Приложение 8);

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися КПК – 1 (Прил. 9).

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

самоконтроль выполнения задания

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

планирование своего действия в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

умение структурировать знания

выбор наиболее эффективных способов решения задач

установление причинно-следственных связей

построение логической цепи рассуждений

выдвижение гипотез; их обоснование

 

Х. Физкультминутка

(Приложение 11)

   

Рефлексивно-оценочный этап

ХI. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

включить новый способ действий в систему знаний учащихся

тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

задание учащимся на подготовку к следующему уроку (Приложение 12)

сообщение о теме следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

творческая переработка изученной информации

поиск в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях)

поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных)

поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках)

Формируемые способы деятельности:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

поиск и выделение информации

применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств

IX. Уборка рабочих мест

   

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока (Приложение 13)

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке (Приложение 14)

выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности:

формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Приложение 1

При правильном ответе на вопросы в течение всего урока в рабочей тетради закрасить солнышко.

Задание: решите кроссворд, при правильном решении в выделенной строке должно появится слово.

Представление и защита проекта

Заранее намеченный порядок осуществления проекта

Нужна в чем-либо

Замысел выполнения чего-либо

Схематическое изображение детали, изделия

Кто может эффективно помочь вам в затруднительных ситуациях при выполнении проекта, его усовершенствовании?

Приложение 2

Для определения темы урока обучающимся предлагается игра «Кот в мешке» - учащиеся прослушивают суждения и определяют, о чем идёт речь в определениях из разных словарей:

Так называют последний хлеб из квашни

Так называют небольшой круглый хлебец

Персонаж сказки, изображаемый в виде небольшого пшеничного хлеба шарообразной формы

Ответ: колобок.

Вопрос: а как можно приготовить колобка?

Таким образом, учащиеся самостоятельно определяют тему урока – «Испеки свой колобок».

Приложение 3

В ноябре 2010 года в Москве стартовал культурно-туристический проект «Сказочная карта России». На данный момент проект объединяет 28 регионов страны, в том числе и Ульяновская область.

Симбирский колобок Колебятко. Сергей Петров (Ульяновский краевед) в словаре В. Даля нашел, что слово «колебятка» - означало «последнее тесто из квашни». Именно в этом значении употреблялось это слово в Симбирской губернии (в настоящее время – это и есть Ульяновская область).Симбирские колобки «двуполые»: слово «колябятка» обозначает женскую особь, а мужскую называют «колебятко».

В этом году мы с вами вышьем своего колобка.

Мы с вами продолжаем знакомство с одним из старинных видов декоративно-прикладного искусства – вышивкой, получившей широкое распространение у народов всех национальностей.

Вопрос: с какими швами вы познакомились в начальных классах?

Вышивание – один из наиболее доступных видов художественно-декоративного творчества. С незапамятных времён вышивкой украшали одежду и предметы быта. Повсюду в основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. Вышивка тесно связана с культурными особенностями каждого народа и эпохи.

Вышивание было известно ещё в глубокой древности и колыбелью его был Восток, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Минерве – покровительнице ремёсел и искусств. Легенда рассказывает, что Арахна, дочь простого горожанина, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав её на состязание, победила в вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная поражением, бросила челнок в голову соперницы. Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука.

И с тех пор одним из излюбленных женских рукоделий стала вышивка, которая украшает своими узорами всевозможные ткани.

Вышивка объединяет значительное число разнообразных швов, которые отличаются друг от друга как по характеру орнаментальных мотивов, так и по принципу их технического исполнения. Все виды вышивок по технике исполнения принято делить на счётные и строчевые (сквозные или по ажурные); швы свободные по рисованному контуру (см. схему).

 

В

и

д

ы

в

ы

ш

и

в

о

к

1 группа. Свободные вышивки по рисованному контуру

Выполняются по переведённому на ткань рисунку. К ним относятся: вперёд иголку, назад иголку, тамбурный шов, стебельчатый шов, владимирские швы, гладь, золотное шитьё, белая гладь

 

 


 

 

2 группа. Строчевые или сквозные (ажурные) вышивки

При их выполнении стежки проникают в структуру ткани, видоизменяя её. Для выполнения вышивок этой группы требуется специальная подготовка ткани, её прореживание – удаление нитей основы или утка, или тех и других вместе. К вышивкам этой группы относятся: мережки, белая строчка, стяги, цветная перевить и др.

 


 


 

 

3 группа. Счётные швы

Выполняются по целой, ненарушенной ткани. В основе вышивок этой группы лежит принцип отсчёта нитей ткани по горизонтали и вертикали. К счётным швам относятся: крест, роспись (или полукрест), набор, счётная гладь, гобеленовый шов и др.

 

 


 


 

Сегодня на уроке мы более подробно изучим вышивку по рисованному контору, а именно: вперёд иголку, назад иголку, тамбурный шов, стебельчатый шов, узелки.

По ходу презентации, учащиеся записывают названия швов в тетрадь, на против соответствующего рисунка.

Приложение 4

Физ. минутка

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе – хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

А теперь продолжим наш урок!

Приложение 5

Игра «Учебное лото».

Для вышивки Колобка используются различные ручные швы. С помощью игры лото повторим известные виды. Учитель называет швы, а учащиеся закрывают картинки соответствующими швами.

Фишки красного цвета – шов вперёд игла.

Фишки жёлтого цвета – узелки.

Фишки зелёного цвета – стебельчатый шов.

Фишки синего цвета – тамбурный шов.

Фишки сиреневого цвета – шов назад игла

(Комментарий учителя по ответам учащихся)

1 вариант

 

шов вперёд игла

 

шов узелки

 

стебельчатый шов

 

тамбурный шов

 

шов назад игла

2 вариант

 

шов вперёд игла

 

шов узелки

 

стебельчатый шов

 

тамбурный шов

 

шов назад игла

Приложение 6

Работа с учебником.

Разбираем, какие инструменты и приспособления используют для вышивания, ткани и нитки, наиболее подходящие для вышивки по рисованному контуру, знакомимся с организацией рабочего места.

Работа в тетради.

Составляем и записываем в тетради алгоритм выполнения шва.

1. Наметить место расположения строчки.

2. Вдеть нитку в иголку.

3. Закрепить нить в начале работы.

4. Выполнить декоративную строчку.

5. Закрепить нить в конце работы с изнаночной стороны.

6. Выполнить влажно-тепловую обработку.

Работа в тетради.

Нарисовать в тетради колобка, выбрать какими швами будут вышиты детали колобка.

Приложение 7

После объяснения нового материала, необходимо проверить, как учащиеся поняли и запомнили его. Учащиеся выполняют тест.

(После его выполнения девочки меняются заданиями и проверяют друг у друга. Эталоны ответов написаны на доске.)

1 вариант

Отметьте знаком «+» правильный ответ

1. На основе какого шва выполнены швы

шов назад игла

шов вилюшка

шов перед игла

Эталон ответа: в.

Число существенных операций - 1.

Отметьте знаком «+» все правильные ответы

2. К материалам для вышивания относятся

а) ножницы; б) нитки; в) пяльцы; г) иглы; д) ткань; е) напёрсток.

Эталон ответа: б, д.

Число существенных операций - 2.

3. Дополнить в определении пропущенные слова:

«… – вид … искусства, в котором … или изображение выполняется вручную, иногда крючком или посредством вышивальной машины на различных …, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми …, а также бисером, жемчугом».

Эталон ответа: 1) вышивка; 2) декоративно-прикладного; 3) узор; 4) тканях; 5) нитями.

Число существенных операций - 5.

4. Укажите правильную последовательность технологических операций при выполнении декоративных швов:

1. Вставить нитку в иголку.

2. Закрепить нить в конце работы с изнаночной стороны.

3. Выполнить влажно-тепловую обработку.

4. Закрепить нить в начале работы.

5. Наметить место расположения строчки.

6. Выполнить декоративную строчку.

Эталон ответа: 5; 1; 4; 6; 2; 3.

Число существенных операций - 6.

2 вариант

Отметьте знаком «+» все правильные ответы

1. Какой номер иглы лучше использовать для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение?

а) №1; б) №2-5; в) №6-12.

Эталон ответа: а.

Число существенных операций - 1.

Напишите ответ

2. На основе какого шва выполнены швы _______________________________________

Эталон ответа: шов вперед игла

Число существенных операций - 1.

3. Составить соотношение между наименованием шва и видом вышивки.

п/п

Наименование шва

Вид вышивки

1

Шов крест

а) Свободные вышивки по рисованному контуру

2

Тамбурный

3

Мережка

4

Набор

б) Счётные швы

5

Вперёд игла

6

Стебельчатый

Эталон ответа: 1-б; 2-а; 4-б; 5-а; 6-а.

Число существенных операций - 5.

4. Укажите правильную последовательность технологических операций при выполнении декоративных швов:

1. Вставить нитку в иголку.

2. Закрепить нить в конце работы с изнаночной стороны.

3. Выполнить влажно-тепловую обработку.

4. Закрепить нить в начале работы.

5. Наметить место расположения строчки.

6. Выполнить декоративную строчку.

Эталон ответа: 5; 1; 4; 6; 2; 3.

Число существенных операций - 6.

Итоговые знания и умения, учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

Отметка «2» - правильно выполненные менее 60% заданий

Отметка «3» - правильно выполненные 60-74% заданий

Отметка «4» - за правильно выполненных 75 – 89% заданий

Отметка «5» - за правильное выполнение 90 % заданий

12-14 правильных ответов – Отметка «5»

9-11правильных ответов – Отметка «4»

6-8 правильных ответов – Отметка «3»

5 и меньше правильных ответов – Отметка «2»

Приложение 8

Инструкционно-технологическая карта

«Вышивание колобка»

Последовательность выполнения

работы

Материалы и

инструменты

Рисунок, фотографии

 

Нарисовать на ткани контур рисунка

Ткань,

карандаш

 

Закрепить нить на ткани одним из способов

Игла, нитковдеватель,

мулине

1 способ

2 способ

 

Вышить контуры рисунка выбранными стежками

Игла, нитковдеватель,

мулине, ножницы, пяльца

Шов назад игла

Стебельчатый шов

Тамбурный шов

Шов узелки

Сборка колобка

 

На расстоянии 0,5-0,7 см от края проложить строчку – шов вперед игла.

Игла, нитковдеватель,

мулине

 

Вложить круг из картона d=5см. Сделать сборку. Закрепить нить.

Игла, нитковдеватель,

мулине,

картон

 

Закрыть обратную сторону колобка вторым кругом из картона d=5см.

Круг из картона, клей

 

Оформить изделие

Ленты, магнит

 

Возможные варианты изделий

Приложение 9

Карта пооперационного контроля КПК – 1

«Вышивание колобка»

После выполнения практической работы девочки проставляют баллы друг другу в карте пооперационного контроля.

Критерии оценки

Баллы

Самооценка

 

Определение лицевой стороны ткани (да/нет)

0,5

 

 

Качество закрепления нити в начале и конце работы

2

 

 

Качество вышитых швов

5

 

 

Соблюдение норм времени

1

 

 

Организация рабочего места

0,5

 

 

Соблюдение правил техники безопасности

1

 
 

Итого:

10

 

Плакаты «Правила техники безопасности» Приложение 10

Размер плакатов используемых на уроках А3

Приложение 11

Физ.минутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Научились вышивать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки мы на стол положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

Раз, 2, 3, 4, 5 - топаем ногами.

Раз, 2, 3, 4, 5 - хлопаем руками.

Раз, 2, 3, 4, 5 - будем вышивать опять!

Приложение 12

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

I – на «3»

Прочитать учебник на ст. 53-55

II – на «4»

Разработать рисунок свободной вышивки по рисованному контуру

Найти рисунки колобков не менее 5 шт. (формат лист А5)

III – на «5»

Вышить колобка

Подготовить сообщение о национальных орнаментах народов Поволжья.

IV – творческий уровень

Сделать колобка в любой дополнительной технике.

«Колобок глазами классиков». Найти авторов и названия произведений, и оригинальные строчки которые были переделаны.

 

Он исключение из правил,

Хотя из теста замешён,

Он уважать себя заставил

Когда от стариков ушёл.

Его пример другим наука.

Но, боже мой, какая скука

Катиться лесом день и ночь

Сбежать от зайца, волка прочь

Не распознать лисы коварство

На рыжей морде распевать

И о конце своём не знать

Оригинальные строчки:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Автор: ______________________

Название произведения________________

Нет, он не Байрон, он другой

Из теста слепленный избранник,

Как он гонимый миром странник

Но только с сдобною душой.

Он раньше начал, кончит ране

За жизнь немного совершил:

Катил по лесу, по поляне,

И в пасть лисице угодил.

Оригинальные строчки:

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Автор: ______________________

Название произведения_____________

Приложение 13

Рефлексия

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

- Большой – для меня было важным и интересным…

- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

- Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?

Приложение 14

Подведение итогов урока

Организационный

(готовность к уроку)

Активность работы на уроке

(кол-во закрашенных солнышек)

Игра

«Учебное лото»

Проверка знаний

(тест)

Практическая работа

Общий балл

1

16

4

14

10

45

           

Итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.

Отметка «2» - правильно выполненные менее 60% заданий

Отметка «3» - правильно выполненные 60-74% заданий

Отметка «4» - за правильно выполненных 75 – 89% заданий

Отметка «5» - за правильное выполнение 90 % заданий

40-45 баллов – Отметка «5»

33-39 баллов – Отметка «4»

27-32 баллов – Отметка «3»

31 и меньше баллов – Отметка «2»

Конкурсные материалы Кондраковой Л.В., учителя технологии МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45», г. Ульяновск

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.