Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по УМК «Школа России»

2
0
Материал опубликован 27 January 2023 в группе

 Урок обучения грамоте.

Технологическая карта урока.

Тема

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Педагогические цели

Образовательная - создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч’], буквами Ч, ч. Развивающая – развивать память, внимание, воображение, устную речь, логическое мышление.

Воспитательная – воспитывать у детей интерес и любовь к русскому языку.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу.

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания, понимают важность бережного отношения к своему здоровью.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё предположение.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – характеризуют согласный звук [ч’].

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук [ч’], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу.

Образовательные ресурсы

Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, рисунок черепахи, план для работы в парах, схема слова «черепаха», счетные палочки, кружки трёх цветов для оценивания и рефлексии.

Сценарий урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Улыбнитесь друг другу, мне.

Начнём урок обучения грамоте.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

II. Дыхательная гимнастика.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

- Чтобы всё прошло хорошо на уроке, чтобы вы смогли справиться со всеми заданиями, выполним упражнения на дыхание.

Вдыхаем морозную свежесть носом, выдыхаем ртом (3-4 раза).

Сдуваем снежинки с рукавичек (3 раза).

Наши руки замёрзли, согреем их дыханием (3-4 раза).


Внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту.


Готовят артикуляционный аппарат к чтению.


Фронтальный. Наблюдение учителя.

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

Молодцы, ребята! Вот теперь вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все трудности, которые подготовила для вас наша гостья. А кто она, вы узнаете, если отгадаете загадку.

- По земле старушка бродит, а из дома не выходит.

Надо ль ей переживать, где придётся ночевать?

Нет, она не знает страха:

Всегда дома …!

(ЧЕРЕПАХА)

- Как вы догадались? (На доске появляется рисунок Мудрой Черепахи). К нам на урок пришла Мудрая Черепаха и приготовила для вас задания. Она хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Вот и первое задание.

- Произнесите слово «ЧЕРЕПАХА» и прислушайтесь к нему. Назовите по порядку все звуки в этом слове. Какой звук первый?

Сформулируйте тему урока.


Слушают учителя.

[ч ].

Познакомимся со звуком [ч’] и буквой, обозначающей его на письме.


Вместе с учителем формулируют учебную задачу.


Фронтальный. Устные ответы.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Исследование звука [ч’].

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с планом, в парах, беседа.

- Давайте исследуем звук [ч’] и дадим ему характеристику. А работать будем по следующему плану.

На доске:

1. гласный ? согласный

2. твёрдый ? мягкий

3. звонкий ? глухой

4. парный ? непарный

- Этот же план лежит у вас на партах. Работая в парах, исследуйте звук [ч ] самостоятельно. То, что подходит для характеристики нового звука, обведите в плане простым карандашом.

- Что вы узнали о звуке [ч’]? Докажите, что он согласный.

- Как произносится звук [ч’] – твёрдо или мягко? Подберите слова, где бы этот звук произносился твёрдо. Как вы думаете, почему мы не смогли подобрать слова с твёрдым звуком?

- Докажите, что звук [ч’] глухой.

- Дайте полную характеристику новому звуку. Молодцы! И с этим заданием Мудрой Черепахи вы справились.

1.Учащиеся самостоятельно работают в парах, исследуют новый звук.














2. Звук [ч’] – согласный, так как воздух встречает на своём пути преграды. В русском языке звук [ч’] – всегда только мягкий, он не имеет твёрдой пары.

Звук [ч’] глухой.

Произносят слово с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч’], наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий.

Фронтальный. Выделение звука, устные ответы. Слого-звуковой анализ слов.








2. Составление слого-звуковой схемы слова.


Индивидуальная.

Самостоятельная работа. Сравнение с эталоном.

- Мудрая Черепаха хочет узнать, умеете ли вы составлять схемы слов. Самостоятельно составьте схему слова «черепаха».

- Сравните со схемой на доске. У кого получилась такая же схема? Сколько в слове слогов? Докажите. Какой слог ударный? Назовите первый слог, второй слог, третий слог, четвёртый слог. Из чего состоит каждый слог?


Произносят слово с изучаемым звуком. Составляют слого-звуковую схему слова. Обозначают мягкость на схемах-моделях.


Учащиеся самостоятельно составляют слого-звуковую схему слова, сравнивают с эталоном, исправляют ошибки.


Фронтальный.

Слого-звуковой анализ слова.

3. Игра «Кто больше»?

Фронтальная. Словесный.

Дидактическая игра.

- А теперь Мудрая Черепаха предлагает поиграть в игру «Кто больше?» Назовите слова со звуком [ч’] и определяйте его место в слове.

- Грач, врач, мяч, луч, палач, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь, речка, печка, дочка, точка, ночка, часы, чайник, человек и др.

Различают звук в словах. Выделяют звук [ч’] из слов. Называют слова со звуком [ч’].

Фронтальный. Игра.


4.Физкультминутка.

Коллективная. Практический.

У нашей гостьи есть сад, ей нужно помочь посадить растения. Я буду перечислять названия растений. Если в них есть звук [ч’], вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук [ч’] отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, тополь, черешня, осина, чёрная смородина, берёза, жимолость, малина.

Выполняют правила, предложенные учителем.

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений, распознание звука [ч’] в названиях деревьев.

5. Знакомство с буквой Ч.

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы.

Звук [ч’] на письме обозначается буквой ч (че).

На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Сделайте букву Ч из счетных палочек.

- Для чего нам нужны две буквы?

- Молодцы, и с этим заданием вы справились.

Находят букву Ч
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.




Из счетных палочек делают букву Ч.

Распознают букву Ч на «ленте букв».

Моделируют ее из счетных палочек.

Фронтальный. Устные ответы.

Моделирование.

6. Чтение слогов на интерактивной доске.

Коллективная. Словесный. Чтение.

Прочитайте слияния:

ча – с радостью,

чо – с удивлением,

чу – пропеть,

че – с грустью,

чи – с вопросом.

Хором читают слоги-слияния.

Читать слоги-слияния устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий.

Коллективный.

Чтение слогов.

7. Работа с интерактивной доской. Слоги.

Коллективная. Словесный. Чтение.

- Как вы думаете, что необычное должно произойти с нашими героями? Проверим. Читаем слог и отправляем его на кресло.

Наблюдают, высказывают предположения, обосновывают, делают вывод.

Устанавливают на основе наблюдений и воспоминаний, что все слоги с буквой «Ч» произносятся мягко.

Фронтальный. Устные ответы.

Чтение слогов.

8. Работа с интерактивной доской. Составление слов.

Коллективная. Словесный. Чтение.

- Вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились слова.

- Часы, плечо, чуб, кирпичи, черепаха.

Составляют слова, выбирая необходимый слог, и читают эти слова.

Фронтальный. Устные ответы.

Чтение слов.

9. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4–5)

Коллективная, парная. Словесный, практический.

Чтение, беседа.

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Прочитайте и отгадайте загадку.

Найдите в тексте загадки букву ч.

Прочитай текст. Озаглавьте его.

Какие бывают часы?

Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.

Рассматривают иллюстрацию. Часы.

Часы.

Находят букву ч в загадке.

Читают текст, озаглавливают: «Часы».

Перечисляют, какие бывают часы.

Читают загадку, текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Составляют рассказ по сюжетной картинке.

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа.

Коллективный, парный.

Чтение, устные ответы.

10. Правописание ча, чу

Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа.

Прочитайте правило.

Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после ч? Почему?

В слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой.

Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.

Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой.

Фронтальный. Устные ответы.

V. Рефлексивно-оценочный.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями Мудрой Черепахи вы справились. Наш урок подошёл к концу.

Что нового вы узнали на уроке?

Что особенно вам понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

- Оцените себя.

Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации