Технологическая карта урока по математике в 5 классе по ФГОС. Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» | |||||||||||
Индекс 628681 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 16/1 тел. факс (34643) 2-28-90, 2-33-10 E-mail: direktor4@school4-megion.ru Cайт: http://www.school4-megion.ru
| Бюджетный счет: Департамент финансов администрации города Мегиона ИНН 8605027475 (ИНН 8605006250 КПП 860501001 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» л/с № 080.16.050.1) Сч.№ 40701810271693000006 в РКЦ г. Нижневартовска БИК 047169000 |
Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Автор:
Магомедов Иосиф Маграмович,
учитель математики
высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ
Заслуженный работник образования ХМАО-Югры
Сложение и вычитание десятичных дробей
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые Методы, приемы, формы | Формирование УДД | Результат Взаимодействия (сотрудничества) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель- включить учащихся в учебную деятельность, Определить содержательные рамки урока, создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку Озвучивает тему и цель урока. -Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. а вот что за знания определите, анализируя таблицу «Дроби» (показывается слайд): Десятичные дроби: запись, перевод, сравнение, сложение и вычитание. - Как выдумаете, какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание). - Молодцы! Сформулируйте цели урока (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей). - Чтобы продолжить нашу работу, запишите в тетради тему урока. (тема урока открывается на доске) | Приветствует учителя, проверяет рабочее место, настраивается на урок, Отвечает на вопросы учителя, высказывает свои предположения | Фронтальная работа, использование презентации | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества своих мыслей, аргументация своего мнения. | Включение учащихся в деловой ритм урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Мотивация. Организация учащихся по принятию познавательной задачи на основе деятельностного подхода. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей Перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. Выявление места и причин затруднения. Согласование темы и цели урока на основе проблемной ситуации. | Формулирует задание. Создает эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. - Запишите в тетради десятичные дроби: А) пять целых восемь десятых; б) три целых три десятых. - Сравните эти дроби. - Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел. - Выполите сложение и вычитание получившихся смешанных чисел. - Проверим результаты. - Теперь сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. Задание 2. Мама купила 4,5 кг яблок и 2,7 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама? Учитель: 1.Обращает внимание учащихся на задание 2. 2.Предлагает прочитать и составить план решения задачи самостоятельно. 3.Организует обсуждение задачи и предлагает найти выход из данной проблемы. - мы не знаем правило сложения десятичных дробей. -Как решить задачу, исходя из ранее полученных знаний? - Исходя из условия предложенной задачи, сформулируйте тему и цели урока. | Выполняет задание 1. Называют правило на которое опирались при выполнении данного задания. 5 + 3 = 8 = 9 5 - 3 = 2 Решение задания 2 учеником: 1)4,5 + 2,7 = (1) 2) Ученик предполагает представить десятичные дроби в виде смешанных чисел (1)= 4 + 2 = 6 =7 = 7,2 3) Ученик делает вывод: 4,5+2,7=7,2 4) Учение формулирует тему урока и его цели.
| Частично-поисковый, проблемный методы. Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа. | Личностные: Поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формулирование темы и целей урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучение нового материала. Цель- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения (сложение (вычитание) десятичных дробей). | Учитель: 1.Организует обсуждение и выполнение задания 2. 2. Вопросы учителя: - Как получить ответ, не переводя десятичные дроби в смешанные числа? - Как найти сумму чисел 4,5 + 2,153? Об этом узнаем, прочитав правила. 3.Организует работу с учебником: -Откройте учебник на стр. 190-192; -Найдите и прочитайте правило сложения (вычитания) десятичных дробей; -Расскажите алгоритм сложения (вычитания) друг другу; 4.Предлагает задание 3. Решить пример с применением алгоритма сложение и вычитание десятичных дробей а)4,5 + 2,153; б)4,5 – 2,153. | 1.Работа с учебником на стр. 190-192. 2.Работа в парах (рассказывают правило сложения (вычитания) десятичных дробей. 3.Записывают решение примеров в тетрадь. 4,5 + 2,7 7,2 В задании 3 применяет алгоритм: 1.Уравнять в данных дробях количество знаков после запятой. 4,5+2,153=4,500+2,153 2.Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 4,500 2,153 3.Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую 4,500 +2,153 6 653 4.Поставить в ответе запятую под запятой 4,500 +2,153 6,653 5.Вычитание выполняет аналогично 4,500 +2,153 2,347 | Частично-поисковый метод. Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа. | Личностные: Самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: Обобщение, анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. | Учащиеся научились планировать пути достижения цели; Научились выражать мысли устно и письменно; На основе выделения существенных признаков научились сформулировать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Первичное закрепление знаний и способов действий. Формирование практических навыков решения задач. Цель – Организовать усвоение учащимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи | 1.Организует работу над решением задачи №1211, стр. 192. 2.Предлагает выполнить задания №1213(а,б,г), № 1214 (а,б,д) и контролирует выполнение у доски и индивидуально каждым учеником в тетради. Три ученика (по каждому заданию) решают у доски, остальные в тетради, после решения проверяет правильность выполнения заданий. | Ученики: 1.Отвечают на вопросы учителя, составляют план решения задачи № 1211, решают задание в тетради, используя алгоритм. На пальто – 3,2 м На костюм – 2,63 м Всего израсходовали 3,20 +2,63 5,83 Ответ: 5,83 м. 2.Решают задания на закрепление: №1213(а,б,г), № 1214 (а,б,д) Решения записывают в тетрадь. №1213 а)0,769 + 42,389=43,158 б)5,8+22,191=27,991 г)8,9021+0,68=9,5821 №1214 а)9,4-7,3=2,1 б)16,78-5,48=11,3 д)88,252-4,69=83,562 | Частично-поисковый метод. Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, поведение под понятие. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Личностные: осознание ответственности. | Формирование умений: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, применять полученные знания при решении задач, понимать речь других. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. Самооценка. Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действия. | Учитель: -Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применять. У вас на партах лежат карточки с таблицами.
Заполните таблицы самостоятельно. Проверка пот эталону. Оцените себя. 9-10 примеров правильно решено – «5», 7-8 примеров – «4», 5-6 примеров – «3», Отметку «2» не ставим, работаем над ошибками. | Ученик: Выполняет самостоятельную работу. Взаимопроверка по эталону. Исправляет допущенные ошибки.
| Индивидуальная форма | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез, Регулятивные: Контроль, коррекция, самооценка. | Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель- Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | Учитель организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Задает вопросы о задачах урока, побуждающие к высказыванию своего мнения учащимся. -Я узнал…? - Я научился…? - Мне понятно…? - Я затрудняюсь…? - Оцените свою работу на уроке. | Ученик формулирует конечный результат своей работы на уроке. Я узнал правилам сложения и вычитания десятичных дробей. Я научился складывать (вычитать) десятичные дроби. Мне понятно, как складывать (вычитать) десятичные дроби, и я смогу применить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. Учащиеся изображают в тетрадях в виде смайлика, свое настроение на уроке. | Фронтальная | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. | Формирование умения: оценивать себя на основе критерия успешности, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание. Цель- Обсудить и записать домашнее задание. | Учитель дает комментарий к дозированному домашнему заданию. 1.Выучить правило сложения (вычитания) десятичных дробей стр. 191. 2.Задания разных уровней сложности: а) базовый уровень №1255(а-д), №1256(а-д). б) повышенный уровень №1257, №1263(а,б). в) для одаренных №1246 | Ученики записывают домашнее задание. | | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свое задание. | |