Технологическая карта урока по математике в 5 классе по ФГОС. Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

4
0
Материал опубликован 14 June 2022

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


Индекс 628681 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион, ул. Сутормина 16/1

тел. факс (34643) 2-28-90, 2-33-10

E-mail: direktor4@school4-megion.ru

Cайт: http://www.school4-megion.ru

Исх.№


от


2022г.

На №


от


2022г.


Бюджетный счет:

Департамент финансов администрации города Мегиона ИНН 8605027475

(ИНН 8605006250 КПП 860501001 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» л/с № 080.16.050.1)

Сч.№ 40701810271693000006 в РКЦ г. Нижневартовска

БИК 047169000





Технологическая карта урока математики в 5 классе по ФГОС

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»


Автор:

Магомедов Иосиф Маграмович,

учитель математики

высшей квалификационной категории,

Почетный работник общего образования РФ

Заслуженный работник образования ХМАО-Югры



Сложение и вычитание десятичных дробей



Цели для ученика

1.Образовательная цель:

Усвоить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;

формировать навыки применения алгоритма при решении практических задач.

2.Развивающая:

развивать логическое мышление, память, познавательный интерес; продолжить формирование математической речи; выработать умение анализировать и сравнивать, проводить аналогии, находить ошибки, делать выводы.

3.Воспитательная:

развитие интереса и любознательности к предмету;

развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленность, настойчивость, умение работать в коллективе.

совершенствование навыков эстетического оформления записи в тетради;

Цели для учителя


Предметные:

создать для учащихся условия для формирования навыков сложения и вычитания десятичных дробей по алгоритму.


Метапредметные:

Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового;

Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового;

Научить учащихся ставить цели и планировать пути их достижения самостоятельно, и, с помощью учителя; аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;

Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащегося, участвовать в обсуждении, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию;



Личностные:

Проявлять познавательный интерес к предмету,

Давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свой мысли в устной и письменной речи;

Развитие навыков самостоятельной работы.


Тип урока: изучение нового материала


Форма урока: урок-лекция, фронтальная беседа с учащимися

Опорные понятия, термины

Десятичная дробь, разряд, высший(старший) разряд, низший (младший) разряд, цифры после запятой, смешанная форма, алгоритм сложения, координатный луч, единичный отрезок


Новые понятия

Разложение числа по разрядам, высший (старший) разряд, низший (младший) разряд

Формы контроля

Контроль учителя: индивидуальный, фронтальный;

Взаимоконтроль и самоконтроль учащихся



Домашнее задание

Учитель дает комментарий к дозированному домашнему заданию.

1.Выучить правило сложения (вычитания) десятичных дробей стр. 191.

2.Задания разных уровней сложности:

а) базовый уровень №1255(а-д), №1256(а-д).

б) повышенный уровень

1257, №1263(а,б).

в) для одаренных

1246



















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые

Методы, приемы,

формы

Формирование УДД

Результат

Взаимодействия

(сотрудничества)

1.Организационный

момент

Цель- включить учащихся в учебную деятельность,

Определить содержательные рамки урока, создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку

Озвучивает тему и цель урока.

-Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. а вот что за знания определите, анализируя таблицу «Дроби»

(показывается слайд):

Десятичные дроби: запись, перевод, сравнение, сложение и вычитание.

- Как выдумаете, какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание).

- Молодцы! Сформулируйте цели урока (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей).

- Чтобы продолжить нашу работу, запишите в тетради тему урока. (тема урока открывается на доске)

Приветствует учителя, проверяет рабочее место, настраивается на урок, Отвечает на вопросы учителя, высказывает свои предположения

Фронтальная работа, использование презентации

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.

Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности, цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества своих мыслей, аргументация своего мнения.

Включение учащихся в деловой ритм урока

2.Актуализация знаний. Мотивация. Организация учащихся по принятию познавательной задачи на основе деятельностного подхода.

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей

Перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

Выявление места и причин затруднения. Согласование темы и цели урока на основе проблемной ситуации.

Формулирует задание. Создает эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

- Запишите в тетради десятичные дроби:

А) пять целых восемь десятых; б) три целых три десятых.

- Сравните эти дроби.

- Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

- Выполите сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

- Проверим результаты.

- Теперь сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

Задание 2.

Мама купила 4,5 кг яблок и 2,7 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

Учитель:

1.Обращает внимание учащихся на задание 2.

2.Предлагает прочитать и составить план решения задачи самостоятельно.

3.Организует обсуждение задачи и предлагает найти выход из данной проблемы.

- мы не знаем правило сложения десятичных дробей.

-Как решить задачу, исходя из ранее полученных знаний?

- Исходя из условия предложенной задачи, сформулируйте тему и цели урока.

Выполняет задание 1. Называют правило на которое опирались при выполнении данного задания.

5t1655182962aa.gif + 3t1655182962ab.gif = 8t1655182962ac.gif = 9t1655182962ad.gif


5t1655182962aa.gif - 3t1655182962ab.gif = 2t1655182962ae.gif

Решение задания 2 учеником:

1)4,5 + 2,7 = (1)

2) Ученик предполагает представить десятичные дроби в виде смешанных чисел

(1)= 4t1655182962ae.gif + 2t1655182962af.gif = 6t1655182962ag.gif =7t1655182962ah.gif = 7,2

3) Ученик делает вывод:

4,5+2,7=7,2

4) Учение формулирует тему урока и его цели.





Частично-поисковый, проблемный методы.

Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа.

Личностные:

Поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Формулирование темы и целей урока.

3.Изучение нового материала.

Цель-

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения (сложение (вычитание) десятичных дробей).

Учитель:

1.Организует обсуждение и выполнение задания 2.

2. Вопросы учителя:

- Как получить ответ, не переводя десятичные дроби в смешанные числа?

- Как найти сумму чисел

4,5 + 2,153? Об этом узнаем, прочитав правила.

3.Организует работу с учебником:

-Откройте учебник на стр. 190-192;

-Найдите и прочитайте правило сложения (вычитания) десятичных дробей;

-Расскажите алгоритм сложения (вычитания) друг другу;

4.Предлагает задание 3.

Решить пример с применением алгоритма сложение и вычитание десятичных дробей

а)4,5 + 2,153;

б)4,5 – 2,153.


1.Работа с учебником на стр. 190-192.

2.Работа в парах (рассказывают правило сложения (вычитания) десятичных дробей.

3.Записывают решение примеров в тетрадь.

4,5

+ 2,7

7,2

В задании 3 применяет алгоритм:

1.Уравнять в данных дробях количество знаков после запятой.

4,5+2,153=4,500+2,153

2.Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

4,500

2,153

3.Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

4,500

+2,153

6 653

4.Поставить в ответе запятую под запятой

4,500

+2,153

6,653

5.Вычитание выполняет аналогично

4,500

+2,153

2,347




Частично-поисковый метод.

Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа.

Личностные:

Самоопределение, смыслообразование.


Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Познавательные:

Обобщение, анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.


Учащиеся научились планировать пути достижения цели;

Научились выражать мысли устно и письменно;

На основе выделения существенных признаков научились сформулировать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

4.Первичное закрепление знаний и способов действий.

Формирование практических навыков решения задач.

Цель –

Организовать усвоение учащимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи

1.Организует работу над решением задачи №1211, стр. 192.

2.Предлагает выполнить задания №1213(а,б,г),

1214 (а,б,д) и контролирует выполнение у доски и индивидуально каждым учеником в тетради. Три ученика (по каждому заданию) решают у доски, остальные в тетради, после решения проверяет правильность выполнения заданий.


Ученики:

1.Отвечают на вопросы учителя, составляют план решения задачи № 1211, решают задание в тетради, используя алгоритм.

На пальто – 3,2 м

На костюм – 2,63 м

Всего израсходовали

3,20

+2,63

5,83

Ответ: 5,83 м.

2.Решают задания на закрепление: №1213(а,б,г),

1214 (а,б,д)

Решения записывают в тетрадь.

1213

а)0,769 + 42,389=43,158

б)5,8+22,191=27,991

г)8,9021+0,68=9,5821

1214

а)9,4-7,3=2,1

б)16,78-5,48=11,3

д)88,252-4,69=83,562







Частично-поисковый метод.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, поведение под понятие.


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

Личностные:

осознание ответственности.

Формирование умений: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, применять полученные знания при решении задач, понимать речь других.

5.Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. Самооценка.

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действия.

Учитель:

-Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применять. У вас на партах лежат карточки с таблицами.

Фамилия, имя, класс


Сложение

+

0,8

1,2

0,45

1,2




0,6




Вычитание

-

0,2

1,5

0,04

1,8




2,2




Оценка



Заполните таблицы самостоятельно. Проверка пот эталону.

Оцените себя.

9-10 примеров правильно решено – «5»,

7-8 примеров – «4»,

5-6 примеров – «3»,

Отметку «2» не ставим, работаем над ошибками.

Ученик:

Выполняет самостоятельную работу. Взаимопроверка по эталону. Исправляет допущенные ошибки.

Фамилия, имя, класс


Сложение

+

0,8

1,2

0,45

1,2

2

2,4

1,65

0,6

1,4

1,8

1,05

Вычитание

-

0,2

1,5

0,04

1,8

1,6

0,3

1,76

2,2

2

0,7

2,16

Оценка



Индивидуальная

форма

Познавательные:

Выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез,

Регулятивные:

Контроль, коррекция, самооценка.

Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель-

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Учитель организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Задает вопросы о задачах урока, побуждающие к высказыванию своего мнения учащимся.

-Я узнал…?

- Я научился…?

- Мне понятно…?

- Я затрудняюсь…?

- Оцените свою работу на уроке.

Ученик формулирует конечный результат своей работы на уроке.

Я узнал правилам сложения и вычитания десятичных дробей.

Я научился складывать (вычитать) десятичные дроби.

Мне понятно, как складывать (вычитать) десятичные дроби, и я смогу применить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

Учащиеся изображают в тетрадях в виде смайлика, свое настроение на уроке.

Фронтальная

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

аргументация своего мнения.

Формирование умения:

оценивать себя на основе критерия успешности, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

7.Домашнее задание.

Цель-

Обсудить и записать домашнее задание.

Учитель дает комментарий к дозированному домашнему заданию.

1.Выучить правило сложения (вычитания) десятичных дробей стр. 191.

2.Задания разных уровней сложности:

а) базовый уровень №1255(а-д), №1256(а-д).

б) повышенный уровень

1257, №1263(а,б).

в) для одаренных

1246

Ученики записывают домашнее задание.


Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свое задание.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации