Технологическая карта урока по теме «Измерение фигуры человека для построения чертежа основы плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Технологии ведения дома 6 класс
Автор УМК: Технология. Технологии ведения дома: 6 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Тема урока: «Измерение фигуры человека для построения чертежа основы плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом» - 2 часа
Тип урока: Урок комбинированный – повторение изученного материала и открытия новых знаний (практическая работа)
Цели урока: Ознакомление учащихся с понятием «плечевая одежда» и видами плечевой одежды. Повторение правил измерения человеческой фигуры. Знакомство с новыми мерками для построения чертежа основы плечевого изделия.
Предметные: владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; запоминание терминов – основных конструкций плечевого изделия; понимание зависимости конструкции и модели ночной сорочки от особенностей фигуры; осознание основного технологического материала;
Метапредметные: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности, поиск новых решений.
Личностные: проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; овладение основными способами мыслительной деятельности учащимися - строить аналогии между построением чертежа на типовую фигуру и на себя; ставить и решать проблемы во время урока; формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
Методическое оснащение урока
1. Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, манекен, сантиметровая лента, эластичная тесьма.
2. Дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, презентация по теме, карточки с заданиями, образцы тканей.
3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.
Инструменты и материалы (для учащихся): альбом практических работ, сантиметровая лента, эластичная тесьма.
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа, работа с мультимедийными средствами.
Формы работы: фронтальная (блиц-опрос), групповая (работа в парах), индивидуальная (терминологический диктант, работа в рабочих тетрадях).
Этап урока и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Дидактическое сопровождение |
УУД |
1. Организаци-онный момент 2 мин |
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Включение в деловой ритм. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела Конструирование швейных изделий. Слайд 1 - Что это значит? Как это понятие сформулировать иначе? Совершенно верно. |
Проверка и подготовка рабочего места. Включение в урок. . . . . . Ответ: Построение чертежей швейных изделий |
. . . . . . . Слайд 1 |
Коммуникативные: умение включиться в урок, отвечать на поставленные вопросы |
2.Повторение материала предыдущего урока 15 мин |
Но сначала хочу услышать от вас ответ, которого нет в учебнике. - Как называется область науки, которая изучает ассортимент, свойства и качества, технологию производства разных материалов? 1. Блиц-опрос 2. Практическая работа «Подбор тканей» 3. Терминологический диктант |
. . . Ответ: Материаловедение . . . Работа в паре – можно дополнить ответ товарища. Подбирают образцы тканей. Записывают термины, согласно определениям. |
. . . . . . . . Приложение 1 Приложение 2 . . Приложение 3 |
Коммуникативные: строить речевое высказывание, сравнивая его с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала. Познавательные: применение общенаучных знаний для обоснования и аргументации своих ответов, действий, выбора. |
3. Целеполага-ние и мотивация 10 мин |
Итак, мы начинаем изучать раздел Конструирование швейных изделий. Слайд 2 - Какие швейные изделия изображены? - Чем они отличаются? - К каким группам можно их отнести? Изделия, которые держатся на плечах или верхней части фигуры называются плечевые. Слайд 3 - Что общего в изображённых изделиях? Слайд 4 - Объясните, как вы понимаете смысл следующих пословиц и поговорок:
Итак, давайте дадим точное определение: Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения. Вы уже знаете, что в этом году мы будем шить ночную сорочку, поэтому, исходя из вышесказанного, попытайтесь: 1. Назвать цели нашего урока. . . . 2. Из разрозненных слов сформулировать тему урока. |
. . . . Перечисляют виды изделий. Поясные изделия Плечевые изделия . . . Во всех изделиях цельнокроеный рукав. . . . Объясняют смысл пословиц и поговорок. . . . . . . . . . . . . Научиться классифицировать плечевые изделия, снимать мерки с фигуры, строить чертёж швейного изделия. Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом. |
. . . Слайд 2 . . . . Слайд 3 Слайд 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . Карточки со словами темы |
Познавательные: формирование логических действий Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
4.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 8 мин |
Слайд 5. В 5 классе вы уже шили сарафан, давайте вспомним: - Чтобы раскроить из ткани изделие, нужна… - Чтобы её изготовить нужен… - Чтобы построить чертёж надо с фигуры снять… - Чтобы снять мерки нужен инструмент… Слайд 6 - Какие мерки для изготовления изделия в 5 классе вы снимали? . - Как вы думаете, достаточно ли этих мерок для построения чертежа ночной сорочки? - Какие участки тела следует ещё измерить, чтобы данных для построения чертежа было достаточно? |
. . . . Выкройка . Чертёж . Мерки . Сантиметровая лента Обхват груди Обхват талии Обхват бёдер Длина изделия . . Нет . По линии шеи. Длину спины. |
Слайд 5 . . . . . . . Слайд 6 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Личностные: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке |
5.Построение направления выхода из затруднения 10 мин |
Демонстрация приёмов снятия мерок на манекене. Запись результатов на доске. 1. обхват шеи 2. обхват груди 3. длина спины до талии 4. длина изделия Следовательно, для построения чертежа основы сорочки мы используем уже знакомые нам мерки из курса 5 класса, а также новые. - Назовите их. - А какие мерки нам не пригодились? . Повторить последовательность снятия мерок с фигуры |
. . . . . . . . . . . . Обхват шеи Длина спины до талии Обхват талии и обхват бёдер Прописывают на доске - 1. 2. 3. 4. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли и аргументировать свой ответ; осваивать культуру общения, слушать товарища Познавательные: постановка и решение проблемы Личностные учиться понимать точку зрения другого |
|
7.Первичное закрепление 10 мин |
А сейчас работа с таблицей мерок. - Прочитав назначение мерки и правила её снятия необходимо вписать название мерки и её условное обозначение. - Теперь проверьте друг у друга задание, есть ли замечания? - При снятии мерок надо соблюдать определённые правила, с которыми вы познакомились в 5 классе. Слайд 7 Проверьте себя. |
Выполняют задание . . . . . Проверяют работу товарищей. . Сообща выполняют задание, объясняют ответы. |
Приложение 4 . . . . . . . . . . Слайд 7 |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осваивать культуру общения, слушать товарища. Личностные: умение определять и высказывать простые, общие для всех правила |
6.Физминутка 2 мин |
|
Выполняют гимнастику |
Коммуникативные: осуществление совместной двигательной деятельности в группе |
|
8.Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа изделия с цельнокроеным рукавом» 30 мин |
Практическая работа проходит в форме деловой игры. Учащиеся разделяются на пары: один – клиент, с него снимают мерки, другой закройщик – он снимает мерки и заносит в таблицу. Затем участники игры меняются ролями. Результаты измерений записываются в таблице простым карандашом. Все снятые мерки у каждого учащегося проверяются учителем и записываются в той же таблице. Заранее обговаривается с учащимися, что ошибка в измерениях на 2 см ведет к снятию 1 балла с оценки «закройщика». Перед началом работы необходимо проверить знание правил охраны труда. Проверка учителем результатов измерения, оценивание работы. - На следующем занятии вы будете выполнять расчёты и строить чертёж основы ночной сорочки, поэтому постарайтесь выполнить задание в рабочей тетради на стр. 36, п. 3. |
Выполняют практическую работу . . . . . . . . . . Называют правила охраны труда. . . . . . . . . Выполняют задание в тетради. |
Коммуникативные: строят речевое высказывание, сравнивая его с эталоном Регулятивные: контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала. Познавательные: Применение общенаучных знаний в процессе подготовки и осуществления технологических процессов. Обоснование и аргументация рациональной деятельности. Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда. |
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке 3 мин |
Мы закончили работу, она будет оценена по результатам проверки всех заданий. А теперь хочу услышать ваше мнение: Слайд 8 1. Новое для меня то, что… Слайд 9 - Спасибо за урок! |
. . . . . Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат. Формулируют вывод. Отвечают на вопросы учителя. |
. . . . . Слайд 8 . . Слайд 9 |
Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, подводить итоги своей учебной деятельности. |
Приложение 1
Блиц-опрос (работа в паре)
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Практическая работа «Подбор тканей» (работа в паре)
Подумай, каким требованиям должно отвечать изделие и подбери для него 2 образца ткани, оптимальных по сырьевому составу. Обоснуй свой ответ. (Предлагается 16 образцов).
Изделия:
- летнее платье;
- шторы;
- обивка для мебели;
- ночная сорочка;
- плащ;
- деловой костюм;
- вечернее платье;
- спортивный костюм.
Приложение 3
Терминология для диктанта по теме «Материаловедение»
- Группа волокон, не являющихся натуральными по происхождению (химические).
- Волокна, сырьём для которых является целлюлоза (искусственные).
- Волокна, сырьём для которых служат продукты переработки нефти и каменного угля (синтетические).
- Материалы из вискозного, ацетатного, асбестового волокна называются (искусственные).
- Капрон, нейлон, нитрон, лавсан, лайкра – это ткани (синтетические).
- Колпачки с отверстиями, через которые продавливают вязкий прядильный раствор называются (фильеры).
- Группа материалов (полотна), которые не ткут на ткацком станке (нетканые).
- Волокнистый объёмный утепляющий материал (синтепон).
- Материал, служащий для укрепления деталей из ткани (флизелин).
Форма заполнения диктанта (для каждого ученика)
Фамилия _____________________
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
Кол-во правильных ответов |
Оценка |
Критерии оценивания
Количество правильных ответов |
Оценка |
9 |
5 |
6 – 8 |
4 |
4 – 5 |
3 |
0 – 3 |
2 |
Приложение 4
Название мерки |
Условное обозначение мерки |
Моя мерка |
Контроль учителя |
Назначение мерки |
Правило снятия мерки |
|
|
|
|
Определение размера горловины |
От ярёмной впадины по основанию шеи |
|
|
|
|
Определение ширины изделия по линии груди |
Сзади по лопаткам, спереди по выступающим точкам грудных желёз |
|
|
|
|
Определение положения линии бёдер |
От седьмого шейного позвонка до талии |
|
|
|
|
Определение длины изделия |
От точки основания шеи до желаемой длины изделия |
При создании разработки использовались материалы:
1. Рабочая программа по технологии (Технологии ведения дома). 6 класс / Сост. О. Н. Логвинова. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016. – 48 с. – (Рабочие программы).
2. Синица Н. В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: методическое пособие / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015.
3. Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Синица Н. В. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2014.
5. http://infourok.ru/material.html?mid=86964