12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31827
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Технологическая карта урока по физике.

Тема

«Линзы».

Класс

8

Номер урока


60/4

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель

расширение представления учащихся о световых явлениях посредством ознакомления с видами линз и алгоритмом построения изображений в линзах.

Задачи

Образовательные:

1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент ввести понятия «линза», «оптическая сила линзы»;

2. в ходе выполнения ФЭЗ определить типы линз, их особенности;

3. составить алгоритм построения изображений в собирающих и рассеивающих линзах ;

4.в процессе обсуждения задач определить основные характеристики изображений, получаемых с помощью линз;

Развивающие:

1.используя занимательный материал и демонстрационный эксперимент продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.развивать у обучающихся умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

3.продолжить развитие умений работать с задачами на построение.

Воспитательные:

1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат. Метапредметные результаты.

1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о световых явлениях;

2.умение работать с источниками информации, включая презентацию;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.формирование понятий «линза» и «оптическая сила»;

2. владение экспериментальными методами исследования для определения характеристик изображения в линзах;

3. понимание смысла мнимое и действительное изображение;

4. владение правилами выполнения построений в линзах;

5.уметь объяснять задачи на основе полученных знаний.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Основные понятия темы

Линза, мнимое, действительное, оптическая сила, собирающая, рассеивающая


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание учителя и своих товарищей.

2.Работа с чертежами.

3.Наблюдение за демонстрациями учителя.

4.Постановка фронтальных опытов.

5.Решение текстовых, графических и качественных задач.

6.Работа с презентацией.


Проблемное обучение, технология визуализации (презентация; чертежи)

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

Ресурсы. Мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование.

наборы линз, линзы демонстрационные, экран, стакан с водой, рисунок со стрелками, линейки, простые карандаши.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

11.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Приветствие учителя. Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.








22.

Этап мотивации.

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Предлагает обсудить физическую сказку, ответить на вопросы, назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

4 мин.

Операционно – исполнительный компонент

33.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению темы.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям:

1.работа с презентацией;

2.ФЭЗ;

3.занимательный опыт, демонстрационный эксперимент

4.решение задач по образцу;

5.самостоятельное решение задач и самопроверка;

4.решение качественных задач.


Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

28 мин.






.

Рефлексивно – оценочный компонент

44.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи и сделать самопроверку.

Решают. Проверяют. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

9 мин.

55.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на слайде в презентации.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

66.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Рефлексия «Пора делать выводы»

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

2мин.


Презентация к урокуPPTX / 1.92 Мб

I. Мотивационно – ориентировочный компонент.

Слайд№1-2

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать вам сказку, не простую, а физическую.

«В одной школьной лаборатории было много разных приборов. Сами приборы чувствовали свою значимость, и старались помочь школьникам разобраться в том, как устроен мир. Они радовались тому, если их старания не проходили даром. Но среди всех этих приборов были двое, которые терпеть друг друга не могли. Они постоянно ругались и спорили, кто из них лучше и важнее для науки.

Я могу смотреть на звезды, планеты и даже астероиды! – хвастался один из них, которого назвали Дальнозорким – он видел все, что было за много и много тысяч, а то и миллионов километров от Земли.

Благодаря мне люди открыли галактики и черные дыры, установили, что планеты вращаются вокруг Солнца, планеты – гиганты имеет кольца, а на Луне много кратеров.

Хо-хо, тоже мне первооткрыватель! - морщился другой по кличке Близорукий – он различал все, что творилось у него перед носом. Ну, это образно говоря, ведь носа у этого прибора быть не могло.

Я тоже сделал немало для науки. Только я установил, что существуют маленькие организмы, что не видны человеческому глазу. Ведь из-за меня появились лекарства против инфекций, потому что я показал, какие бывают микробы и грибки, и какие из них опасны для жизни и здоровья».

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» - говорил А. С. Пушкин. Я думаю, если мы будем работать дружно в отличие от героев сказки, то сможем многое узнать.

Слайд№3 Вопросы для обсуждения.

1.Назови оптические приборы, которые все время спорили и ругались друг с другом? (Телескоп и микроскоп)

2. Что является основным элементом данных оптических приборов? (Линза)

Вы правы! Основным элементом многих физических приборов является линза – знакомая незнакомка. Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, какие важные задачи нам предстоит решить?

Слайд№4 Основные вопросы урока:

1.виды линз, их основные характеристики;

2.оптическая сила линзы;

3.построение изображений в линзах;

3.характеристики изображений.

II. Операционно – исполнительный компонент

Исследователи, изучающие окружающий мир, нуждаются в научных инструментах и приборах. По мере того как учёные всё глубже познают строение вещества, устройство Вселенной и природу живых организмов, эти приборы становятся всё сложнее. Считается, что первым инструментом исследователя была лупа — круглый кусочек прозрачного материала, утолщённый в середине и тонкий по краям. Возможно, первым исследователем оптических свойств стекла стал арабский учёный Аль Хазен (или Ибн-аль-Хайсам). В X веке он написал: «Если смотреть сквозь сегмент стеклянного шара, он станет увеличивать предметы». Давайте и мы сейчас посмотрим сквозь стеклянные линзы.

Слайд№5 Работа в парах постоянного состава. Ученики выполняют фронтальное экспериментальное задание «Линзы»

ФЭЗ «Линзы»

Цель: определить типы линз и их особенности.

Приборы и материалы: наборы линз (рассеивающие и собирающие) разного диаметра, оптической силы.

Ход работы.

Посмотрите внимательно на комплект линз и ответьте на вопросы.

а) из чего сделаны линзы;

б) можно ли сделать линзы из другого материала;

в) сравните форму и размеры линз.

Прочитайте текст учебника с помощью предложенных линз.

Сделайте вывод.

Слайд№6-7 Итоги обсуждения ФЭЗ «Линзы». В ходе обсуждения ответы учеников дополняет учитель.

Основная деталь многих оптических приборов — линза. Линза (немецкое слово linse - чечевица) - прозрачное оптическое стекло, ограниченное правильными, большей частью сферическими, поверхностями. В некоторых случаях одна из поверхностей линзы может быть плоской. Поверхности линз могут иметь и более сложную форму, например цилиндрическую, параболическую и т. д. Однако такие линзы применяются сравнительно редко.

Линзы могут быть изготовлены не только из стекла, но из любого прозрачного вещества. Так, например, в некото­рых приборах применяются линзы из кварца, каменной соли, пластика и других материалов.

Линзы бывают 2 типов: собирающие и рассеивающие.

Линзу, толщина которой мала по сравнению с радиусами сфер, образующих поверхности этой линзы, называют тонкой. В дальнейшем мы будем рассматривать только тонкие линзы. На оптических схемах тонкие линзы изображают в виде отрезков со стрелками на концах. В зависимости от направления стрелок, на схемах различают собирающие и рассеивающие линзы.

Собирающие увеличивают, а рассеивающие уменьшают.

Линзы дают разные по размерам изображения. Изображения могут быть уменьшенные, увеличенные, прямые или перевернутые.

Меняя расстояние между предметом и линзой можно получить разные изображения предмета.

Слайд№8 Занимательный опыт.

Знаете ли вы, что первые увеличивающие линзы были сделаны с помощью ... воды! Античные художники наливали воду в стеклянные сосуды, имеющие круглое сечение. Когда такой сосуд подносили к предмету, вода увеличивала его изображение.

Налейте воду в стакан, перед нарисованными стрелками, и посмотрите, как их направление «волшебным» образом меняется. Почему?

Ответ. Лучи света при переходе из одной среды в другую (из воздуха в воду) меняют свое направление, приближаясь к перпендикуляру. Показатель преломления воды больше, чем у воздуха.

t1685635329aa.jpg

​​​​​​​Опыты с собирающей и рассеивающей линзами наполненными водой. Сравните изображения, полученные с помощью данных линз. Какие получились изображения предметов? Почему?

С помощью чертежа мы сможем определить, каким будет изображение предмета расположенного на разных расстояниях от линзы. Для этого надо запомнить несколько простых правил и понятий.

Слайд№9-11 Основные понятия.

1.Главная оптическая ось - прямая, проходящая через центры сферических поверхностей линзы.

2.Оптический центр - пересечение главной оптической оси с линзой.

3.Фокус (F) - точка, в которой собираются после преломления все лучи, падающие на линзу, параллельно главной оптической оси.

4.Фокусное расстояние (F) - расстояние от линзы до ее фокуса.

5.Фокальная плоскость – плоскость, проведенная через фокус перпендикулярно главной оптической оси.

6.Оптическая сила – величина, обратная фокусному расстоянию. Формула для вычисления оптической силы t1685635329ab.gif Единицы измерения дптр – диоптрия. От греч. Diopter - видящий насквозь - единица оптической силы линз, равная оптической силе линзы с главным фокусным расстоянием 1 м.

Слайд№12 Правила построения изображения в линзе.

1) Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления идет через фокус линзы.

2) Луч, проходящий через оптический центр линзы, не преломляется.

3) Луч, проходя через фокус линзы, после преломления идет параллельно оптической оси.

Слайд№13

Задача №1

Построим изображение в собирающей линзе. Определим характеристики изображения.

Слайд№14

Задача №2

Построим изображение в рассеивающей линзе. Определим характеристики изображения.

Слайд№15

Задача №3

Определите характеристики изображений в собирающих линзах, используя словарь терминов. Словарь: мнимое, равное, увеличенное, действительное, перевернутое, уменьшенное, прямое.

III. Рефлексивно – оценочный компонент

Слайд№16

Задача №4

Постройте изображение светящейся точки в собирающей линзе. Проверка.

Задача №5

Постройте изображение предмета в собирающей линзе. Проверка.

Слайд№17

Задача №6

Собирающая линза дает на экране увеличенное изображение лампы. Какими способами можно ещё увеличить это изображение?

Задача №7

Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы. Проверка.

Слайд№18

Задача №8

«И он показал Харберту прибор, заменивший ему линзу. Это были два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края с помощью глины, Сайрес Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи солнца на охапке сухого мха и воспламенило его». (Жуль Верн «Таинственный остров»)

1)Оцените данную ситуацию. Возможно ли такое?

2)Склеив два выпуклыx cтекла oт часов, можно получить воздушную выпуклую линзу. Если тaкую линзу поместить в воду, тo будет ли oна собирающей линзой?

Слайд№19 Итог урока.

Линза, впервые упомянутая чуть менее двух тысяч лет тому назад, до сих пор остаётся одним из самых востребованных инструментов и в науке и в жизни. Геологи, ботаники, энтомологи и другие исследователи носят с собой складные лупы. Исследователи в лаборатории применяют так называемые препаровальные штативные лупы. Хирурги, рассматривая операционное поле, и монтажники электронных устройств применяют бинокулярные лупы для обоих глаз. Линза может менять форму и назначение, превращаясь в объектив, бинокль, очки, пенсне, лорнет, микроскоп и другие не менее полезные устройства, но, судя по всему, останется навсегда.

Слайд№20 Рефлексия «Пора делать выводы»!

Я сам ……………………………………………………………………

Самым трудным было? ……………………………………………….

Есть предложение! …………………………………………………….

Слайд№21

До скорой встречи! До новых открытий!

Источники.

http://class-fizika.ru/op128-33.html

https://school-science.ru/4/11/34

https://multiurok.ru/files/fizika-zanimatelnye-materialy-k-urokam-8-klass-lin.html

https://www.nkj.ru/archive/articles/16278/







Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 01.06.23 в 20:06 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Маргарита Владимировна! Превратиться бы в ученика и к Вам на урок... Я не признаю тех. карты.Но у Вас она "очеловечена" за счёт презентации, можно видеть работу мысли ученика. Просто прекрасно!!!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.06.23 в 08:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Евгений Алексеевич, за Вашу высокую оценку! Очень ценю Ваши отзывы.
Гармс Людмила Павловна, 01.06.23 в 20:34 4Ответить Пожаловаться
Чудесный урок, Маргарита Владимировна! Спасибо!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.06.23 в 08:56 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Людмила Павловна, за внимание к работе.
Белянина Светлана Николаевна, 02.06.23 в 04:07 4Ответить Пожаловаться
Очень интересные у Вас уроки, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.06.23 в 08:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Николаевна, за отзыв!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 02.06.23 в 10:21 2Ответить Пожаловаться
Классно! Спасибо за ваше мастерство!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.06.23 в 08:58 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Наталия Алексеевна! Мне очень приятно читать такие слова.
Брянцева Елена Петровна, 05.06.23 в 09:30 2Ответить Пожаловаться
Замечательный и интересный урок, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 06.06.23 в 08:58 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Петровна!!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.