Технологическая карта урока "Повторение темы «Сложноподчинённое предложение». Практикум"

5
1
Материал опубликован 16 June

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Разработчик

Казаева Таисия Викторовна

Класс

9

Предмет

Русский язык

Тема урока

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение». Практикум.

Номер урока

66 из 99

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Актуальность урока

Соответствует ФГОС ООО, ФОП ООО и ФРП по русскому языку.

Новизна урока

При закреплении темы «Сложноподчинённое предложение» (далее — СПП) используются межпредметные связи (литература, музыка, театр, школьные предметы, изучаемые в 9 классе), включены 4 канала восприятия учащимися информации — визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитический. Предложения для отработки их анализа подобраны как в письменном виде — взяты из произведений художественной литературы (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») и учебно-научной (учебники 9 класса по различным предметам), так и в звучащем — представлены эпизоды из спектакля «Горе от ума», фильма-оперы «Евгений Онегин», песенные фрагменты мультфильма «Маша и Медведь» и отрывки из музыкальных композиций, подобранных исходя из интересов учащихся. Кроме того, задания по закреплению темы «СПП» составлены таким образом, что помогают учащимся приобретать навык выполнения заданий №2 и №3 в формате ОГЭ, а также в урок включено нейропсихологическое упражнение, которое подготовит учеников к выполнению задания №9 ОГЭ.

Цель урока

Обобщить и систематизировать изученную информацию о сложноподчинённом предложении (СПП)

Задачи урока

Образовательные: совершенствовать умение учащихся находить, самостоятельно составлять СПП, отличать эти типы предложений от других, определять вид придаточного в СПП, определять СПП с несколькими придаточными, составлять схемы предложений.

Развивающие: посредством включения в урок заданий, связанных с интересами учащихся, способствовать пробуждению и активизации их мыслительной и коммуникативной деятельности; с помощью игровой формы и нестандартного подхода к теме пробудить интерес учащихся к изучению синтаксиса сложных предложений.

Воспитательные: пробуждать интерес учащихся к русской классической литературе, драматическому и оперному искусству; через осмысление проблем, поставленных в произведениях, предложения из которых включены в урок, формировать мировоззрение и ценностную систему обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные. Учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:

находят СПП в различных текстовых источниках;

составляют собственные СПП в зависимости от коммуникационной задачи;

распознают сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые предложения (далее — ССП) и СПП);

распознают СПП, выделяют главную и придаточную части предложения, средства связи частей СПП (подчинительные союзы и союзные слова);

отличают СПП от других видов сложных предложений и от простых осложнённых предложений;

различают подчинительные союзы и союзные слова;

различают виды СПП по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявляют особенности их строения;

выявляют СПП с несколькими придаточными, СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

выявляют однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

понимают явления грамматической синонимии СПП и простых предложений с обособленными членами;

используют соответствующие конструкции в речи;

соблюдают основные нормы построения СПП;

проводят синтаксический и пунктуационный анализ СПП;

применяют нормы построения СПП и правила постановки знаков препинания в них;

строят схемы СПП, в том числе с несколькими придаточными.

Метапредметные:

Познавательные УУД. Учащиеся:

сравнивают объекты — различные по структуре предложения, устанавливают основания для сравнения, проводят аналогии;

определяют существенный признак (критерии) для классификации предложений, классифицируют их;

устанавливают причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению, делают выводы;

проводят по предложенному плану анализ предложений по установлению особенностей его построения и связей между составляющими его частями;

формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;

при выполнении домашнего задания применяют различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации в целях составлении таблицы «СПП с различными видами придаточных»;

анализируют информацию, представленную одноклассниками в таблицах «СПП с различными видами придаточных»;

составляют алгоритм определения типа предложения и используют его для решения учебных задач;

эффективно запоминают и систематизируют информацию о простых осложнённых, ССП и ССП.

Коммуникативные УУД. Учащиеся:

взаимодействуя друг с другом, проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач;

воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражают себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознают невербальные средства общения, понимают значение социальных знаков;

проявляют уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулируют свои возражения;

сопоставляют свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживают различие и сходство позиций.

Регулятивные УУД. Учащиеся:

планируют действия по решению учебной задачи для получения результата;

составляют план и выстраивают последовательность выбранных действий, вносят необходимые коррективы в ходе его реализации;

ориентируются в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно определяют алгоритм составления схем предложений, выбирают способ решения этой задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументируют предлагаемые варианты решений;

в случае затруднений в решении учебной задачи делают выбор и берут ответственность за своё решение;

объясняют причины достижения (недостижения) результата деятельности;

понимают причины коммуникативных неудач и умеют предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;

оценивают соответствие конечного результата поставленным целям;

владеют разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

развивают способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

признают своё и чужое право на ошибку;

принимают себя и других, не осуждая;

проявляют открытость новым знаниям и опыту других учащихся.

Совместная деятельность. Учащиеся:

понимают и используют преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;

принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действия по её достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы;

обобщают мнения нескольких людей, проявляют готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планируют организацию совместной работы, определяют свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределяют задачи между членами команды, участвуют в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполняют свою часть работы, достигают качественного результата по своему направлению и координируют свои действия с действиями других членов команды;

оценивают качество своего вклада в общий результат по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивают результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделяют сферу ответственности и проявляют готовность к представлению отчёта перед группой.

Личностные. Учащиеся:

проявляют готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

проявляют интерес к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, демонстрируют ценностное отношение к русскому языку, к искусству;

оценивают своё поведение, в том числе речевое, и поступки;

проявляют восприимчивость к разным видам искусства, понимают эмоциональное воздействие искусства, осознают важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознают важность русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

понимают ценность отечественного искусства;

формируют ответственное отношение к своему здоровью и установку на здоровый образ жизни;

приобретают способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся информационным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

формируют умение принимать себя и других, не осуждая;

вырабатывают умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;

показывают сформированность навыков рефлексии;

осознают признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

принимают установку на активное участие в решении практических задач в рамках группы, развивают способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

принимают установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков и проявляют стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

проявляют потребность во взаимодействии и действии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, осознают необходимость повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, осознают дефицит собственных знаний и компетенций, планируют своё развитие.

Электронные средства обучения

Презентация из 43 слайдов: 42 слайда — «Своя игра», 1 слайд — рефлексия; таблица «Домашнее задание» (Приложение 3) — выводится на экран.

Технические средства обучения

Ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал

Входные билеты и талоны соответствия (Приложение 1), карточки «Парная работа по 9 заданию ОГЭ» (Приложение 2).

Иные средства обучения

3 меловые дощечки, 3 мелка, 3 тряпки.

Образовательные технологии

Технология интегрированного урока (этап урока №1 — связь с литературой: в урок включены предложения из романа «Герой нашего времени»; этап урока №4 — связь с науками, входящими в школьную программу: проверка домашнего задания; этапы урока №5, №6 — в урок включены драматические и музыкальные произведения).

Здоровьесберегающая технология (этап урока №1 — учащиеся выполняют дыхательную гимнастику — упражнения «В цветочном магазине», «Мяч»).

Нейропсихологическая технология (этап урока №1 — учащиеся выполняют упражнения «Муха», «Солнце и луна», «Заяц и лиса», «Вопрос однокласснику»).

Игровая технология (этапы урока №5, №6 — проводится «Своя игра»).

Информационно-коммуникативная технология (этапы урока №4, №5, №6 — в урок включены средства обучения, созданные с помощью компьютерных программ).

Групповая технология обучения (этап урока №1 — упражнение «Вопрос однокласснику»; этап урока №5, №6 — работа в группах).


Ход урока:


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный (эмоционально-установочный)

1. Соединение входного билета (предложения) и талона соответствия (типа предложения).

2. Упражнение «Муха».

3. Дыхательное упражнение «В цветочном магазине».

4. Дыхательное упражнение «Мяч».

5. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Солнце и луна».

6. Упражнение для развития межполушарного взаимодействия «Заяц и лиса».

7. Работа в парах. Упражнение «Вопрос однокласснику».

1. Организует до урока учебное пространство: столы и посадочные места для 3 команд, раскладывает на столах талоны соответствия. Вручает ученикам входной билет на урок (Приложение 1). Напоминает о необходимости сохранить входной билет до конца урока.

2. Со звонком приветствует стоящих возле своих мест учеников. Проводит упражнение «Муха» (на доске начерчено поле — квадрат 5Х5, в центре поля находится муха, учитель говорит, на сколько клеток и в какую сторону муха перемещается, учащиеся следят за «полётом» мухи глазами или закрывают глаза и внутренним взором рисуют поле 5Х5, как только муха покидает поле, дети дружно садятся).

3. Проводит дыхательное упражнения «В цветочном магазине» (учащимся предлагается представить, что они вошли в магазин и медленно с наслаждением вдыхают приятные ароматы — выход).

4. Проводит дыхательное упражнение «Мяч» (учащимся предлагается представить, что их животы — это сдутые мячи, которые будут накачивать насосом: 4 коротких вдоха — выдох).

5. Проводит упражнение «Солнце и луна» (одна рука сжата в кулак (луна), пальцы второй руки растопырены (солнце), под ритмичный счёт через хлопок «солнце» и «луна» меняются местами).

6. Проводит упражнение «Заяц и лиса» (на одной руке пальцы прижаты к ладони, кроме указательного и среднего, на второй руке — кроме указательного и мизинца, «заяц» и «лиса» меняются местами).

7. Проводит упражнение на развитие общения и речевого взаимодействия «Вопрос однокласснику по заданию №9 ОГЭ» (Приложение №2).

1. Заходя в класс на перемене, получают входной билет, читают предложение, определяют его тип, находят обозначенный тип в талоне соответствия и занимают своё место в классе. Осознают, что входные билет распределили их по командам.

2. Садятся, выполняя упражнение на концентрацию внимания «Муха».

3-4. Выполняют дыхательную гимнастику.

5-6. Выполняют упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

7. Выполняют упражнение «Вопрос однокласснику по заданию №9 ОГЭ», в ходе которого перестраивают словосочетание из одного типа связи в другой.

Личностные:

укрепление дыхательной системы; развитие речевого голоса; развитие межполушарных связей; настрой на совместную деятельность и на работу в парах.


Метапредметные:

умение настраиваться на познавательную деятельность; работа в парах; принятие случайным образом созданной команды без осуждения себя и других участников.


Предметные: умение отличать простые осложнённые предложения от сложных, ССП от СПП; перестраивание словосочетания из одного типа связи в другой.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1. Выбор капитанов команд.

2. Фронтальный опрос.

3. Проверка под руководством капитанов правильности занятия учениками мест в классе, проводимая путём сопоставления входных билетов и талонов соответствия.

4. Исправление ошибок (в случае необходимости).

5. Формулировка темы урока.

6. Постановка целей и задач урока.

Помогает учащимся наводящими вопросами исправить допущенные ошибки при посадке (в случае их наличия).

Координирует, направляет деятельность учащихся, проводит фронтальный опрос:

Что объединяет все предложения, указанные в ваших билетах?

Почему эти предложения разделены на 3 группы?

Какие предложения мы изучали в течение последнего месяца?

Мы все типы СПП изучили?

(Примечание. На предыдущем уроке учащиеся составляли обобщающую таблицу «СПП»).

Значит, сегодня на уроке мы будем... (учитель подводит учащихся к формулированию темы урока).

Почему на урок мы включили другие, ранее изученные, типы предложений? (учитель помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока).

Выбирают капитана команды, совместно с капитаном команды учащиеся проверяют правильность занятия ими мест, по необходимости корректируют ситуацию. Выявляют, что общего во всех предложениях и чем отличаются предложения каждой команды. С помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему урока, ставят себе цель и задачи урока.

Личностные:

сформированность мотивации к учению и познанию; признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; установка на активное участие в решении практических задач в рамках группы.


Метапредметные:

формулирование темы, целей и задач урока; сравнение различных по структуре предложений, установление оснований для сравнения, проведение аналогий; определение существенного признака для классификации предложений, их классификация.


Предметные:

умение отличать СПП от других видов сложных предложений и от простых осложнённых предложений;



3

Актуализация знаний

1. Мозговой штурм.

2. Корректировка и исправление ответов на вопросы (в случае необходимости).

Проводит мозговой штурм, примерные вопросы:

На какие группы делятся предложения?

На какие группы делятся сложные предложения?

Как отличить ССП от СПП?

На какие группы делятся СПП? Приведите свои примеры.

Из каких частей состоит СПП?

Как найти главную часть СПП?

Как определить придаточную часть СПП?

Какие знаки препинания ставятся в СПП?

Отвечают на вопросы учителя, подкрепляя свои ответы спонтанно составленными предложениями. Осознают и исправляют свои ошибки и ошибки одноклассников.

Личностные:

оценка своего речевого поведения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; осознание дефицита собственных знаний и компетенций.


Метапредметные:

признание своего и чужого права на ошибку; принятие себя и других без осуждения.


Предметные:

демонстрация теоретических знаний, полученных в ходе изучения ССП и СПП.

4

Обобщение и систематизация знаний (проверка домашнего задания)

1. Демонстрация на экране таблицы «ССП с различными видами придаточных» (Приложение 3).

2. Проверка домашнего задания.

Учитель выводит на экран таблицу, которую надо было заполнить, выполняя домашнее задание на сегодняшний урок (Приложение 3). Учитель называет учащегося и просит его прочитать предложение с тем или иным придаточным. После того как ученик прочитал предложение, обращается к классу с вопросом, верно ли подобран пример. Координирует взаимопроверку домашних работ учащимися.

Демонстрируют результаты выполнения домашнего задания, оценивают друг друга, в случаях обнаружения ошибок, разбирают их и устраняют.

Примечание: ученикам надо было вписать в таблицу СПП с разными видами придаточных, используя в качестве источников учебники по предметам, изучаемым в 9 классе, за исключением русского языка и литературы.

Личностные:

осмысление опыта, наблюдений при выполнении поставленной задачи.


Метапредметные:

поиск и отбор информации в целях составлении таблицы «СПП с различными видами придаточных»;

анализ информации, представленной одноклассниками в указанных таблицах; умение давать оценку работам одноклассников; выявление причин достижения (недостижения) результата деятельности.


Предметные:

распознавание видов СПП по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации (групповая работа)

Проведение «Своей игры» в следующем формате представления ответов: один ответ от команды, записанный на дощечке. В качестве ответа должна быть представлена схема предложения, определён вид придаточного и, если в предложении несколько придаточных, указан способ подчинения придаточных. Ход игры полностью смоделирован в презентации, в которой имеется инструкция, поле с выбором рубрики и баллов, в каждой ячейке гиперссылка на вопрос, на слайде с вопросом — гиперссылка на ответ, на слайде с ответом — гиперссылка, возвращающая к выбору вопроса.

Учитель выводит на экран презентацию «Своя игра», даёт учащимся необходимые инструкции, обеспечивает команды необходимыми средствами обучения — дощечками, мелом и тряпками, проводит игру. Координирует деятельность учащихся, подсчитывает полученные командами баллы (эту работу можно поручить учащимся).

Демонстрируют навыки командной работы. Следуют инструкциям. Распределяют роли. Показывают результаты командной работы — составление на дощечке схем предложений и определение типа придаточных. Сверяют свой ответ с правильным. Возможно включение в игру ведущих (1-2), которые будут оценивать результаты командной работы, проставлять баллы.

Личностные:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание ценности отечественного искусства.


Метапредметные:

проведение анализа предложений по установлению особенностей его построения и связей между составляющими его частями; составление алгоритма определения типа предложения и использование его для решения учебных задач;

проявление активности при решении коммуникативных и познавательных задач; распознавание невербальных средств общения; использование различных подходов к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); определение алгоритма составления схем предложений, выбор способа решения этой задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; действие в ситуациях выбора и принятие ответственности за своё решение; развитие способности управлять собственными эмоциями и эмоциями других; признание своего и чужого права на ошибку; принятие себя и других без осуждения; принятие цели совместной деятельности, построение действий по её достижению: распределение ролей, обсуждение процесса и результата совместной работы;

обобщение мнения нескольких людей, проявление готовности руководить, выполнять поручения, подчиняться; распределение задач между членами команды; выполнение своей части работы, достижение качественного результата по своему направлению; оценивание своего вклада в общий результат.


Предметные:

распознание сложных предложений с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (ССП и СПП); распознавание СПП, выделение главной и придаточной части, средств связи частей СПП;

умение отличать СПП от других видов сложных предложений и от простых осложнённых предложений; распознавание СПП с несколькими придаточными, СПП с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

выявление однородного, неоднородного и последовательного подчинения придаточных частей; проведение синтаксического и пунктуационного анализа СПП; построение схем СПП, в том числе с несколькими придаточными.

6

Применение знаний и умений в новой ситуации (индивидуальная работа)

Проведение «Своей игры» в ином формате представления ответов: каждый учащийся выполняет задание у себя в тетради, балл команды за задание равен количеству участников, давших верный ответ. На дощечке пишутся имена участников команды. Каждый самостоятельно в тетради составляет схему выпавшего в игре предложения и определяет вид придаточного, проводится проверка, на дощечке проставляются «плюсики» рядом с именами учащихся, выполнивших задание правильно, баллы суммируются и идут в общий зачёт как командные.

Использует примерно 1/3 времени, отведённого на проведение игры, для индивидуальной работы учащихся по составлению схем предложений. Координирует деятельность учащихся.

Каждый учащийся составляет в тетради схемы предложений, определяет вид придаточного, тип подчинения придаточных. Затем производится самопроверка по образцу. В каждой группе назначается ответственный по проверке правильности выполнения заданий. Ответственный записывает на дощечке имена участников команды и проставляет «плюсики» правильно ответившим, сообщает ведущему (или учителю) общий балл команды, полученный за выполнение задания.

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Беседа.

Контролирует и координирует деятельность учащихся.

Обсуждают результаты игры, делятся впечатлениями, рассказывают о возникших трудностях, анализируют и исправляют ошибки.

Личностные:

принятие установки на осмысление опыта, наблюдений, поступков и проявление стремления совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.


Метапредметные:

формулирование выводов и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; выражение собственной точки зрения в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи; проявление уважительного отношения к собеседнику и в корректной форме формулирование своих возражений;

сопоставление своих суждений с суждениями других участников диалога, обнаружение различий и сходств позиций;

8

Рефлексия

1. Демонстрация учителем слайда «Рефлексия» (Приложение 4).

2. Запись в столбик номеров 1-7 (критерии), проставление знаков «+», «-» или «+/-» напротив каждой цифры.

3. Составление учащимися собственных СПП, отражающих готовность учащихся к контрольной работе по теме «СПП», планируемой на следующем уроке.

Учитель выводит на экран слайд «Рефлексия», даёт необходимые инструкции: на оборотной стороне билета проставить в столбик цифры от 1 до 7 (количество критериев на экране) и, проведя самоанализ, проставить знаки «+», «-» или «+/-»; записать в виде СПП пожелание (пожелания) себе по устранению пробелов, обнаруженных во время урока в пройденной теме.

Оценивают собственные знания по предложенному учителем алгоритму, выявляют по итогам урока пробелы в знаниях, намечают пути их устранения, формулируя их в виде СПП.

Личностные:

оценка своего поведения, в том числе речевого, и поступков; использование адекватных языковых средства для выражения своего состояния.


Метапредметные:

выражение собственной точки зрения в письменном виде; объяснение причин достижения (недостижения) результата деятельности; оценивание полученного результата и поставленной цели; владение разными способами рефлексии.


Предметные:

составление собственных СПП; соблюдение основных норм построения СПП; применение норм построения СПП и правил постановки знаков препинания в них.

9

Домашнее задание

Самостоятельное устранение пробелов в знаниях.

Объявляет, что проработка записанного на входном билете СПП — это домашнее задание.

Прорабатывают проблемы, записанные в форме СПП на оборотной стороне входного билета.

Личные:

приобретение способности адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся информационным условиям; осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития.


Метапредметные:

проявление открытости новым знаниям и опыту других учащихся; создание алгоритмов эффективного запоминания и систематизации информации о простых осложнённых, ССП и ССП.

Использованные источники:

ФРП по русскому языку // 01_ФРП_Русский-язык_5-9-классы.pdf (edsoo.ru).

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Спектакль «Горе от ума» (Малый театр, 1977 год).

Фильм-опера «Евгений Онегин» (1958 год).

Мультфильм «Маша и Медведь».

Современные музыкальные композиции.



Приложение 1

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___1____


Место___1____

Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

СПС с придаточным определительным.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______

Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___1____


Место___2____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

СПС с придаточным обстоятельственным, времени.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный


БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___1____


Место___3____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

СПС с придаточным обстоятельственным, степени.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___1____


Место___4____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

СПС с придаточным изъяснительным.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___1____


Место___5____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

СПС с придаточным обстоятельственным, уступительным.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___2____


Место___1____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Простое предложение, осложнённое деепричастным оборотом (обособленным обстоятельством).

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкескую лошадь, покрытую этим ковром.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___2____


Место___2____

Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Простое предложение, осложнённое причастным оборотом (обособленным определением).

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___2____


Место___3____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Простое предложение, осложнённое однородными членами (сказуемыми)

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!



Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___2____


Место___4____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Простое предложение, осложнённое обращением.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Никто из нас, по правде сказать, не думал о солнце.



Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___2____


Место___5____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Простое предложение, осложнённое вводной конструкцией.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.


Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___3____


Место___1____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

ССП, с соединительным союзом И.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

В темноте ничего нельзя было разобрать, однако я из осторожности обошел, будто гуляя, вокруг дома.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___3____


Место___2____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

ССП, с противительным союзом ОДНАКО.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Я затворил за собою дверь моей комнаты, засветил свечку и бросился на постель, только сон на этот раз заставил себя ждать более обыкновенного.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___3____


Место___3____

Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

ССП, с противительным союзом ТОЛЬКО.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Прошла почти неделя, а я еще не познакомился с Лиговскими.

Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___3____


Место___4____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный

ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

ССП, с противительным союзом А.

Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд_______


Место_______


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный


БИЛЕТ НА УРОК

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

Княжна торжествовала, Грушницкий тоже.



Обязательно сохранять до конца посещения урока

К О Н Т Р О Л Ь

ФОП, ФГОС,

ФРП

Русский язык


Ряд___3____


Место___5____


Согласно характеристике предложения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа закрытого административно-территориального образования Солнечный


ТАЛОН СООТВЕТСТВИЯ

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение» (практикум)

ССП, с соединительным союзом ТОЖЕ.



Обязательно сохранять до конца посещения урока


К О Н Т Р О Л Ь























Приложение 2

Парная работа по заданию №9 ОГЭ



Согласование — утренняя пробежка

Примыкание —



Согласование — радостный крик

Управление —



Согласование — домашнее задание

Управление —



Примыкание — плов по-узбекски

Согласование —



Согласование — пешая прогулка

Примыкание —



Согласование — пушкинские места

Управление —



Управление — цветок в поле

Согласование —



Управление — жил без забот

Примыкание —



Управление — вошёл с улыбкой

Примыкание —



Управление — подарок от меня

Согласование —



Управление — шёрстка кота

Согласование —



Примыкание — смущённо сказал

Управление —



Управление — костюм отца

Согласование —



Согласование — талантливый ребёнок

Управление —



Управление — без цели в жизни

Согласование —



Управление — учиться вождению

Примыкание —



Согласование — серьёзный разговор

Примыкание —



Управление — находил без ошибок

Примыкание —







Приложение 3


Домашнее задание

Заполнить таблицу примерами, взятыми из учебников любых школьных предметов (за исключением русского языка и литературы)



Вид придаточного



Предложение


Учебный предмет

Определительное




Изъяснительное




Обстоятельственное:




образа действия и степени



места



времени



условные



причины



цели



сравнительные



уступительные



следствия



Присоединительное





















Приложение 4

Рефлексия


Напишите на входном билете цифры и поставьте рядом «+», «—» или «+/ —»


1. Я могу отличить СПП от ССП, БСП и от простого.

2. Я могу находить в СПП главное и придаточное предложение.

3. Я могу задавать вопрос от главного предложения к придаточному.

4. Я знаю все виды СПП и знаю, как их определить.

5. Я могу распознать СПП с несколькими придаточными.

6. Я знаю 3 типа подчинения нескольких придаточных в СПП.

7. Я знаю правила постановки знаков препинания в СПП.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Таисия Викторовна! Интересные задания и разнообразные.

16 June

Сборник методических разработок и педагогических идей