Технологическая карта урока «Русская духовная музыка. Фрески Софии Киевской»
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
( Программа «Музыка 5-8 кл., авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)
учитель музыки МБОУ гимназии №2 г. Чехова Лобанова В.И.
Тема | Русская духовная музыка. Концертная симфония «Фрески Софии Киевской» |
Цель | Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства. |
Задачи | Образовательные: формировать интерес к изучению мировой художественной культуры |
УУД | ЛичностныеУУД: - расширение представлений о художественной картине мира, формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, развитие способности критически мыслить, прислушиваться к мнению других. Регулятивные УУД: - принятие решения в проблемной ситуации; - адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий. Коммуникативные УУД: - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета; - давать определения понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логическое рассуждение. |
Планируемые результаты | Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций народов России; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представлять место и роль данной концертной симфонии в мировой культуре. Личностные: расширение представлений о музыке, сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к концертной симфонии . Метапредметные: познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки. |
Основные понятия | Концертная симфония, фреска, гусли, арфа, тремоло, живописная музыка, контраст образов, варьирование, музыка в народном духе, повтор. |
Межпредметные связи | Литература, искусство, музыка |
Ресурсы | Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация. Дополнительные – материалы Интернета |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технология | Проблемное обучение |
Структура и ход урока:
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
предметные | метапредметные | ||||
Актуализация знаний Время 5 минут | Систематизация информации | Создание образовательной напряженности. Постановка вопросов. Слушание стихотворения А. Руденского | - О каком музыкальном произведении рассказал нам А. Руденский? - Сформулируйте тему урока (Слайд № 2). Учащиеся рассматривают слайды с изображением фресок. (Слайд №3 «Храм св. Софии в Киеве». Слайд №4 «Интерьеры храма и настенная роспись») | | Познавательные Регулятивные |
Изучение нового материала. Время -34 минуты | | | | | |
1.Понятие фрески | Раскрытие на примерах теоретических понятий | Постановка вопросов | -Что такое «фреска» - В каких крупных монументальных сооружениях художники писали фрески. | Знание понятия оперы | Познавательные |
2. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты | Решение познавательных задач | Постановка вопросов. Рассказ учителя о композиторе В. Кикта. | - Вспомните современного украинского композитора и название его произведения, посвящённого этому историческому памятнику (слайд № 5) - Какое событие и в эпоху какого русского князя побудило архитектора появлением этого архитектурного шедевра? (слайд № 6 «Портрет Ярослава Мудрого») | Знание композитора В. Киты, терминов | Познавательные |
3. «Орнамент» | Решение познавательных задач | Слушание «Орнамент». Постановка вопросов | Слушание (слайд № 7) - Вспомните название прозвучавшего фрагмента? В симфонии ощущается dлияние жанра инструментального концерта. -Какой инструмент является солирующим и почему? По мнению композитора, АРФА, инструмент «чистой красоты», приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание ГУСЛЕЙ. (слайд № 8 (изображение арфы, гуслей) -Какие изменения вносит композитор при повторении темы? (меняется ритм, тембр, появляются трубы, колокола) | | Познавательные |
4. «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» | Решение познавательных задач. | Слушание «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» Постановка вопросов. | Слушание (слайд №9) - Что представляет собой мелодическая линия? (нисходящая, поступенная). - Тембровая окраска? (арфа, скрипка) - Прием исполнения мелодии? (ТРЕМОЛО – новое слово записать в свой музыкальный словарик) - Форма музыкального произведения? (вариации) -Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для развития музыкальных образов? (темп, динамика) -Какой прием использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (прием изобразительности и выразительности). -Так композитор рисует музыкальные образы загадочных и утонченных девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии. | Знание новых терминов | Познавательные |
5. «Скоморохи» | Решение познавательных задач. | Слушание «Скоморохи». Постановка вопросов | Слушание «Фреска «Скоморохи». Слайд № 10 - Почему композитор ввел в концертную симфонию, посвященную Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров? - Каковы особенности музыкального языка в этой части симфонии? - Имитацию звучания каких народных инструментов слышим в музыке «Скоморохов»? (балалайка, свирель, бубенцы) Слайд № 11 (изображение скоморохов, балалайки, свирели, бебенчиков). - Каковы приемы музыкального изложения материала? (выразительность и изобразительность). | Знание терминов | Познавательные |
6. «Борьба ряженых» и «Музыкант» | Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов | Слушание «Борьба ряженых» и «Музыкант». Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения | - Кто изображен на этих картинах (слайды № 12-13) - Подберите определения, для характеристики музыкальных образов фрески «Борьба ряженых» и фрески «Музыкант»? | Знание музыкальных определений | Познавательные |
7.Закрепление нового материала Время – 3 минуты | Работа в группе Демонстрация своих образовательных ресурсов | Определение задания. Организация обсуждения | Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина. | | Коммуникативные Регулятивные |
Рефлексия Время - 2 минуты | Индивидуальная рефлексия по обсуждению происходящей деятельности | Организация индивидуальной рефлексии. Обозначение и оценка достигнутых результатов | Закончить предложение… (слайд № 14) | | Регулятивные |
Домашнее задание Время - 1 минута | | Определение задания | Какой из образов произвел на вас особое впечатление? Нарисовать понравившихся персонажей из концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты | | |
Стихотворение А. Руденского
Началом встречи дорожа, ты — за угол, и вот
Собраньем древних горожан София предстаёт.
В крутом изгибе куполов
Плывёт варяжский струг,
Орнамент кровельных листов,
Как чешуя кольчуг.
Тысячекратное вчера, -
Здесь камни внятней книг,
И с трёх сторон прожектора
Подсвечивают их.