Технологическая карта урока «Русская духовная музыка. Фрески Софии Киевской»

1
0
Материал опубликован 18 December 2020 в группе

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ

( Программа «Музыка 5-8 кл., авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

учитель музыки МБОУ гимназии №2 г. Чехова Лобанова В.И.

Тема

Русская духовная музыка. Концертная симфония «Фрески Софии Киевской»

Цель

Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства.

Задачи

Образовательные: формировать интерес к изучению мировой художественной культуры
Развивающие: выявлять характерные особенности симфонического искусства, уметь сравнивать произведения разных жанров, участвовать в дискуссии.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к мастерам русской культуры, к культурному наследию русского искусства.

УУД

ЛичностныеУУД:

- расширение представлений о художественной картине мира, формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, развитие способности критически мыслить, прислушиваться к мнению других.

Регулятивные УУД:

- принятие решения в проблемной ситуации;

- адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действий.

  Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- давать определения понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логическое рассуждение.

Планируемые результаты

Предметные: постижение музыкальных и культурных традиций народов России; понимание интонационно-образной природы музыкального произведения и средств художественной выразительности; представлять место и роль данной концертной симфонии в мировой культуре.

Личностные: расширение представлений о музыке, сознание личностных смыслов музыкального произведения данного жанра в процессе общения с музыкой; наличие эмоционального отношения к концертной симфонии .

Метапредметные: познание различных явлений жизни общества данного времени, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы; осуществление действий контроля, коррекции, критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкального произведения; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов в процессе восприятия и исполнения музыки.

Основные понятия

 Концертная симфония, фреска, гусли, арфа, тремоло, живописная музыка, контраст образов, варьирование, музыка в народном духе, повтор.

Межпредметные связи

 Литература, искусство, музыка

Ресурсы

 Основные – материалы учебника, раздаточные материалы, презентация.

Дополнительные – материалы Интернета

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технология

Проблемное обучение



Структура и ход урока:

Дидактическая

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет

к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Актуализация знаний

Время 5 минут

Систематизация информации

Создание образовательной напряженности. Постановка вопросов. Слушание стихотворения А. Руденского

- О каком музыкальном произведении рассказал нам А. Руденский?

- Сформулируйте тему урока (Слайд № 2).

Учащиеся рассматривают слайды с изображением фресок. (Слайд №3 «Храм св. Софии в Киеве». Слайд №4 «Интерьеры храма и настенная роспись»)


Познавательные

Регулятивные

Изучение нового материала.

Время -34 минуты






1.Понятие фрески

Раскрытие на примерах теоретических понятий

Постановка вопросов

-Что такое «фреска»

- В каких крупных монументальных сооружениях художники писали фрески.

Знание понятия оперы

Познавательные

2. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Кикты

Решение познавательных задач

Постановка вопросов.

Рассказ учителя о композиторе В. Кикта.

- Вспомните современного украинского композитора и название его произведения, посвящённого этому историческому памятнику (слайд № 5)

- Какое событие и в эпоху какого русского князя побудило архитектора появлением этого архитектурного шедевра? (слайд № 6 «Портрет Ярослава Мудрого»)


Знание композитора В. Киты, терминов

Познавательные

3. «Орнамент»

Решение познавательных задач

Слушание «Орнамент».

Постановка вопросов


Слушание (слайд № 7)

- Вспомните название прозвучавшего фрагмента?

В симфонии ощущается dлияние жанра инструментального концерта.

-Какой инструмент является солирующим и почему?

По мнению композитора, АРФА, инструмент «чистой красоты», приближает слушателей к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание ГУСЛЕЙ. (слайд № 8 (изображение арфы, гуслей)

-Какие изменения вносит композитор при повторении темы? (меняется ритм, тембр, появляются трубы, колокола)


Познавательные

4. «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Решение познавательных задач.


Слушание «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Постановка вопросов.

Слушание (слайд №9)

- Что представляет собой мелодическая линия? (нисходящая, поступенная).

- Тембровая окраска? (арфа, скрипка)

- Прием исполнения мелодии? (ТРЕМОЛО – новое слово записать в свой музыкальный словарик)

- Форма музыкального произведения? (вариации)

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для развития музыкальных образов? (темп, динамика)

-Какой прием использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (прием изобразительности и выразительности).

-Так композитор рисует музыкальные образы загадочных и утонченных девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Знание новых терминов

Познавательные

5. «Скоморохи»

Решение познавательных задач.


Слушание «Скоморохи». Постановка вопросов

Слушание «Фреска «Скоморохи». Слайд № 10

- Почему композитор ввел в концертную симфонию, посвященную Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров?

- Каковы особенности музыкального языка в этой части симфонии?

- Имитацию звучания каких народных инструментов слышим в музыке «Скоморохов»? (балалайка, свирель, бубенцы)

Слайд № 11 (изображение скоморохов, балалайки, свирели, бебенчиков).

- Каковы приемы музыкального изложения материала? (выразительность и изобразительность).

Знание терминов

Познавательные

6. «Борьба ряженых» и «Музыкант»

Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов

Слушание «Борьба ряженых» и «Музыкант».

Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения

- Кто изображен на этих картинах (слайды № 12-13)

- Подберите определения, для характеристики музыкальных образов фрески «Борьба ряженых» и фрески «Музыкант»?

Знание музыкальных определений

Познавательные

7.Закрепление нового материала

Время – 3 минуты

Работа в группе

Демонстрация своих образовательных ресурсов

Определение задания. Организация обсуждения

Приведите в соответствие (стрелкой) термин и определение этого термина.




Коммуникативные

Регулятивные

Рефлексия

Время - 2 минуты

Индивидуальная рефлексия по обсуждению происходящей деятельности

Организация индивидуальной рефлексии. Обозначение и оценка достигнутых результатов

Закончить предложение… (слайд № 14)



Регулятивные

Домашнее задание

Время - 1 минута


Определение задания

Какой из образов произвел на вас особое впечатление?

Нарисовать понравившихся персонажей из концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты






Стихотворение А. Руденского

Началом встречи дорожа, ты — за угол, и вот

Собраньем древних горожан София предстаёт.

В крутом изгибе куполов

Плывёт варяжский струг,

Орнамент кровельных листов,

Как чешуя кольчуг.

Тысячекратное вчера, -

Здесь камни внятней книг,

И с трёх сторон прожектора

Подсвечивают их.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.