Технологическая карта урока русского языка «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже» (6 класс)
Технологическая карта урока русского языка.
Учитель | Борзова Е. А. | Учебный предмет | Русский язык | |||||
Класс | 6 (обучающиеся с УО (ИН) (вариант 1) | Тип урока (занятия) | комбинированный (изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний) | |||||
Тема урока | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | |||||||
Цель урока: | дать понятие о согласовании прилагательных с существительными. | |||||||
Задачи урока: | образовательные: | совершенствовать умение определять род, число и падеж имен существительных, применять полученные знания при выполнении заданий; формировать навыки согласования прилагательных с существительными. | ||||||
воспитательные: | воспитывать интерес к урокам русского языка; повышать общую культуру обучающихся. | |||||||
коррекционно-развивающие: | развивать речь при построении устных ответов, при объяснении лексического значения слова, смысла пословицы, подборе имён прилагательных; корригировать внимание посредством упражнения на соотнесение разноуровневых столбцов с буквами, при написании словарного диктанта и работе с учебником, упражнения на соотнесение существительных с прилагательными при выполнении заданий. | |||||||
Технологии | Личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие. | Межпредметные связи | Природоведение, краеведение, чтение. | |||||
Опорные понятия, термины: | Род, число, падеж | Новые понятия, термины: | Согласование | |||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный (ПР): | 1.Понять значение слова «согласование», иметь представление о явлении согласования прилагательного с существительным; 2.Уметь применять полученные знания на практике. | |||||||
Личностный (ЛР): | 1.Уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи. 2.Установливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, "какое значение, смысл имеет для меня учение" | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: компьютер, проектор, учебник, мультимедийная презентация Дидактический (раздаточный) материал: индивидуальные карточки с заданием, снежинки |
Организация деятельности на уроке | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | Использование медиаресурсов |
I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой, коррекция внимания. | - Здравствуйте! Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и урок наш начинаем. Сначала займут свои места те, кто сидят за первыми партами, а теперь все остальные. | Приветствуют учителя. Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. Согласно инструкции занимают свои места. | |
II. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока. | - Обратите внимание на доску! Перед вами имена существительные, обозначающие положительные качества, которые необходимы каждому прилежному ученику: усидчивость, аккуратность, внимательность, ответственность, активность. Я уверена, что каждый из вас обладает теми или иными качествами в большей или меньшей степени, и пусть они помогут вам сегодня на уроке. Предлагаю вам образовать от данных слов однокоренные имена прилагательные. Каким должен быть ученик? - Молодцы! Скажите, а почему я попросила вас образовать имена прилагательные? ( Потому что мы изучаем эту часть речи.) - Вспомните, что такое имя прилагательное. ( На экране подсказка: правило с пропущенными словами) - С какой частью речи в предложении всегда связано имя прилагательное? - Верно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, каким образом взаимодействуют эти части речи друг с другом. А какое будет ключевое слово для темы нашего урока, вы назовёте мне сами, прочитав его по разноуровневым столбцам - Правильно! Тема нашего урока сегодня - «Согласование прилагательных с существительными» - Ребята, а что означает слово «согласование»? Оно так похоже на слово «согласие». Часто мы слышим пожелание: «Живите в мире и согласии» Как вы понимаете это выражение? - Действительно. В грамматике русского языка имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. ( На экране Имя Существительное, Имя Прилагательное в виде человечков держатся за руки) У них есть общие признаки. А, какие? Мы сегодня с вами обязательно выясним и к концу урока их назовём. Поэтому цель нашего урока - узнать, по каким грамматическим признакам согласуются имена прилагательные с именами существительными. | Выполняют задания согласно рекомендациям учителя. Читают предложенные имена существительные и образовывают от них однокоренные имена прилагательные: усидчивый, аккуратный, внимательный, ответственный, активный. Вспоминают и воспроизводят правило. (Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) Все вместе проговаривают правило. - С именем существительным. По разноуровневым столбцам читают слово «Согласование» (Коррекция внимания, логического мышления) - Это значит, не ссорится, дружить, делать всё вместе, сообща. | |
III. Проверка Д/З . Словарная работа. Изучение нового материала. | - К сегодняшнему уроку вы должны были повторить словарные слова. К доске идёт………… Все слова я попрошу вас написать в столбик: Хозяин Смородина Мороженое Ракета Шоколад Каникулы - А теперь проверьте себя. (На экране словарные слова с выделенными орфограммами) - Почему отдельные гласные в словах выделены красным цветом? - Определите род имён существительных. С какой проблемой вы столкнулись в ходе выполнения данного задания? У какого существительного вы не смогли определить род и почему? - Молодцы! Давайте вместе подберём к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное. Задайте правильно вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания прилагательных, подпишите род и число. Какой вывод вы можете сделать на основе выполненного задания? - Верно. Значит, эти части речи согласуются в роде и числе. (Учитель размещает на доске карточки со словами: род, число) | Один ученик работает у доски, остальные пишут слова в тетрадь. Самопроверка. Актуализация опорных знаний. - Орфограммы, которые надо запомнить (их нельзя проверить) - У существительного мн. числа «каникулы» род определить нельзя. Не получается поставить данное существительное в начальную форму, т.к. оно употребляется только в форме множественного числа. Обучающиеся включаются в совместную деятельность, высказывают свои наблюдения на основе сделанного упражнения и приходят к выводу: «В каком роде и числе стоят существительные, в таком же роде и числе зависимые от них прилагательные»
| |
IV. Зрительная гимнастика. | -Назовите, какое время года завершает февраль? - Какая зима была в этом году? (холодная, морозная, снежная, долгая и т. д.) Давайте немного отдохнём, побываем в зимнем лесу и понаблюдаем за движущимися предметами. Внимание на экран! - Каких зверей вы увидели на экране? (лося, волка, белку, зайца) - Всё верно. Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя, следят за движениями предметов на экране. По окончании зрительной гимнастики воспроизводят в памяти и называют только увиденных на экране зверей. |
|
V. Закрепление пройденного материала. | 1. Работа с учебником (стр. 167. Упр. 224) Задание. Прочитать пословицы. Выбрать пословицу о правде и лжи. Объяснить ее смысл. Выписать из данных пословиц парами прилагательные, противоположные по значению, устно задать вопросы, обозначить окончания и определить род прилагательных. 2. Работа с карточками. - Молодцы! Вы правильно выполнили упражнение. Чтобы приступить к выполнению следующего задания, вам нужно отгадать загадку. Отгадка станет заголовком к тексту. В мягкой шубке, длинноух. У него хороший слух. Чуть услышит ветки хруст, тут же прячется под куст. Вот трусишка, так трусишка! Это что за зверь?… - Зайчишка (на экране появляется изображение зайца и текст с пропущенными именами прилагательными) Этот --------------зверёк живёт в лесу. У него -------------уши, ---------хвост. Передние лапы -------------------, а задние - -------- и --------. Шубка у зверька летом ----------, а зимой -----------. - Давайте прочитаем текст. Как вы думаете, чего не хватает в этом тексте? - Правильно. А чтобы текст стал более полным, понятным и красивым, вместо точек вам нужно вставить пропущенные имена прилагательные. Не забудьте о согласовании их с именами существительными. Вспомните, что вам известно об этом зверьке с уроков природоведения. Кому покажется задание трудным, можно использовать слова для справки. - Посмотрите внимательно! Прилагательных какого рода нет в тексте? (среднего рода) | Знакомятся с заданием, выполняют работу в тетрадях и у доски (выходят поочерёдно)
Отгадывают загадку, слушают инструкцию учителя по выполнению задания, задают уточняющие вопросы. Задание. Озаглавить текст. Вставить недостающие имена прилагательные, выделить окончания, указать их число и род. Слова для справки: пушистый, короткий, длинные, белая, сильные, серая, маленькие, большие. Один из обучающихся читает получившийся текст. Карточки с выполненным грамматическим заданием все обучающиеся сдают учителю на проверку. |
|
VI. Физкультминутка | Детская зарядка «Зайка» (с Крошем) - Поработали мы дружно. Отдохнуть теперь нам нужно. А вы узнали этого зайку? Сегодня Крош проведёт физкультминутку. Стараемся повторить вслед за ним все движения. | Выполняют физкультминутку под музыку. |
|
VII. Закрепление пройденного материала. | Работа с учебником (стр. 168 упр. 226) Задание: Прочитать. Определить, какое словосочетание повторяется на протяжении всего стихотворения. (Зелёный лист) Определить падеж существительных, назвать окончания прилагательных. - А сколько падежей в русском языке? Назовите. Кто напомнит нам падежные вопросы? - Как вы думаете, почему прилагательное, так же как и существительное меняет окончание? - И, поэтому делаем вывод: прилагательное всегда стоит в одном падеже с существительным, к которому относится. Значит, карточку с каким словом я должна поместить на доску? - Так как же согласуется имя прилагательное с существительным? Что у них общего? - Давайте прочитаем правило на стр. 171 и убедимся в правильности суждений. |
Слушают учителя, выполняют задание и на основе сравнения делают вывод о склонении имён прилагательных. - Имена прилагательные, как и существительные, изменяются по падежам, то есть склоняются. - Падеж - Род, число и падеж. Читают правило: Имя существительное называет разные предметы, а имя прилагательное «прилагает» к этим названиям признаки, свойства и качества предметов. Для этого прилагательное «берёт» у существительного и род, и число, и падеж, то есть прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Так и живут в нашем языке существительные и прилага-тельные в полном согласии. Важно не нарушить этого согласия. | |
VIII. Объяснение домашнего задания. | Стр. 169. Упр. 227. Задание: Записать словосочетание родной край по падежам, опираясь на падеж существительного. | Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания, записывают в дневник. | |
IX. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке. | - Близится к концу урок, подведём ему итог. Назовите тему нашего урока. - К какому выводу мы пришли с вами к концу урока? - Как согласуются прилагательные с существительными? - Как вы думаете, для чего нам нужно знать о согласовании данных частей речи? (Чтобы грамотно писать) - Посмотрите на экран. Узнаёте ли вы произведение и его героев? - Верно. А вы знаете, что в нашем городе будущий баснописец провел свои детские и юношеские годы? Его именем названа одна из улиц Твери, а в историческом центре города, в небольшом сквере, расположен памятник писателю. - Вспомните мораль басни. Почему герои не смогли выполнить задание? - Когда в товарищах согласья нет, - А если, ребята, части речи начнут вести себя так же, как герои этой басни, то слова в предложении потеряют связь между собой, и наша речь будет несвязная, неграмотная. Вот почему для нас так важно изучать грамматику русского языка. - Молодцы, вы все сегодня хорошо потрудились. Вам, несомненно, помогли те качества, о которых мы говорили в начале урока. Особенно меня порадовали сегодня ответы……… | Отвечают на вопросы учителя фронтально. - Прилагательные с существительными согласуются в роде, числе и падеже. - Это герои из басни И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» - Они не смогли договориться между собой. |
|
X. Рефлексия. | - У каждого из вас на парте лежит снежинка. На доске два облака (светлое и тёмное): 1. ВСЁ ПОНЯТНО 2. ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ
Если вам всё понятно было на уроке, то прикрепите «свою» снежинку к 1-му облаку, если остались вопросы – ко 2-му. -Урок окончен. Желаю всем хорошего дня. | Осуществляют самоанализ учебной деятельности. При помощи магнитов прикрепляют снежинки. |
|
Интернет-ресурсы:
https://mama7ya.ru/zagadki-pro-zajca/
https://znaniya.site/russkii-yazyk/29753943.html
https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-pismu-i-razvitiiu-rechi-1.html