Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме «Нахождение центра тяжести фигуры неправильной формы»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока в 7 классе по теме «Нахождение центра тяжести фигуры неправильной формы».
Тема |
«Нахождение центра тяжести фигуры неправильной формы». |
||||
Тип урока: |
Урок формирования первоначальных предметных умений. Урок лабораторная работа |
||||
Цель |
обеспечить отработку навыков нахождения центра тяжести плоской фигуры, имеющей неправильную форму. |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.повторить понятия «центр тяжести тела» и «равновесие тел»; 2.определить способы нахождения центра тяжести тела, имеющего неправильную форму; 3.продолжить развитие умений объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики на основе полученных знаний. Развивающие:
1. продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету; 2.продолжить развитие умений работать с физическими инструментами и материалами; Воспитательные: 1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся таких качеств как аккуратность и терпение; 2. содействовать воспитанию уверенности в познаваемости окружающего мира; 3.работая в парах постоянного состава, выполняя лабораторную работу и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о равновесии тел; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. 1.уметь использовать полученные теоретические знания для объяснения процессов и явлений, происходящих в жизни. |
УУД Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать. Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. |
||||
Содержание и основные понятия темы. |
Центр тяжести (центр масс), устойчивость, условие устойчивого и неустойчивого равновесия. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся. |
Основные технологии. |
Основные методы. |
Формы работы. |
Ресурсы. Оборудование. |
|
1.Слушание объяснения учителя и одноклассников. 2.Работа с материалом презентации. 3. Выполнение лабораторной работы. 4. Решение качественных задач. |
Технология проблемного обучения. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Физическое оборудование: Линейка, нить, игла, фигуры различной формы. Ресурсы: проектор, презентация, видео https://youtu.be/vw88-1WIkJQ инструкция по выполнению работы. |
Структура и ход урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Вводно-мотивационный этап. |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Настраиваются на работу. Слушают. Знакомятся с картой путешествия. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности). |
Обеспечить деятельность по определению целей урока. |
Предлагает обсудить задачу «Осел, столик и дубинка», назвать тему урока, определить цель. |
Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно-содержательный этап |
||||||
3. |
Изучение нового материала. |
Способствовать деятельности обучающихся по изучению материала. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям и этапам путешествия. 1. Этап №1 предполагает проверку материала, изученного раньше. 2. Этап№2 определение ошибок и их коррекция. 3.Этап№3 Постановка проблемы. 4. этап№4 Решение проблемы, с помощью проведения эксперимента и просмотра видеофильма. |
Изучение нового материала 1. Слушают. Решают. Отвечают. 2. Отвечают на вопросы и решают экспериментальную задачу. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
30 мин. |
Рефлексивно – оценочный этап. |
||||||
4. |
Рефлексия. (Подведение итогов). |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Рефлексия «Пора делать выводы». Предлагает ответить на вопросы. |
Отвечают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
5. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на доске. Прочитать параграф. |
Записывают в дневник. |
Личностные |
2 мин. |
Этап мотивации. Вы любите сказки? Сегодня я хочу начать наш урок с английской сказки «Осел, столик и дубинка». Послушайте отрывок из нее и попытайтесь ответить на вопрос.
«Бедный Джек бежал сломя голову, пока не добежал до речки и не свалился в воду. Но какой-то человек вытащил его и попросил помочь построить мост через эту речку. А мост он решил построить так: просто - напросто перекинуть дерево с берега на берег. Вот Джек забрался на верхушку дерева и всей своей тяжестью повис на ней, а когда человек подрыл корни, Джек вместе с деревом повалился на другой берег».
Вопрос: какое значение имело то, что Джек забрался на верхушку дерева?
Ответ: центр тяжести дерева с Джеком на верхушке был смещен. Поэтому дерево опустилось, стремясь принять положение в сторону наименьшей потенциальной энергии. Потенциальная энергия уменьшается с понижением высоты.
Сформулируйте тему урока. Какие задачи нам сегодня предстоит решить? Что нового узнать? Обсуждение. Учащиеся высказывают свои предположения.
Совершенно верно. Сегодня мы продолжим разговор о равновесии. Узнаем способ определения центра тяжести тела и попытаемся экспериментально найти его у некоторых фигур. Итак, за работу! Этапы движения к цели нашего урока следующие: «Проверь себя»; «Исправь ошибку»; «Есть проблема»; «Реши проблему»; «Проверь себя еще раз!»; «Пора подводить итоги».
1 этап «Проверь себя».
Тест «Равновесие тел».
Тест "РРавновесие тел"
DOCX / 14.27 Кб
3 этап «Есть проблема».
У предмета правильной формы центр тяжести будет находиться в центре. А как же определить центр тяжести плоской неправильной фигуры?
4 этап «Реши проблему».
Нахождение центра тяжести фигуры неправильной формы.
Цель: определить центр тяжести заданной плоской сложной фигуры опытным способом и проверить результат.
Приборы и материалы: фигура неправильной формы из картона, нить с иголкой, карандаш и линейка.
Порядок выполнения работы.
1. Вырежете фигуру произвольной формы из тонкого картона. У фигуры проколите в нескольких местах отверстие (для большей точности лучше ближе к краям и дальше друг от друга).
2. Вколите в вертикальную деревянную стену иголку и повесьте на ней фигуру за любое отверстие. Помните, фигурка должна свободно качаться на игле!
3. Сделаем отвес из тонкой нити и груза (гайка), и повесим его на ту же иглу. Проведём линию, которая совпадает с нитью.
4. Затем повесим фигуру за другое отверстие, опять проведём линию, так повторим несколько раз (сколько отверстий). Точка пересечения линий укажет положение центра тяжести фигуры.
5.Положим фигуру центром тяжести на остриё карандаша, фигура будет держаться, она находится в равновесии.
6. Сделать вывод.
В действительной жизни мы давно уже привыкли угадывать центр массы каждого предмета. Мы сразу соображаем, как положить или поставить этот предмет, чтобы он не упал.
5 этап «Проверь себя еще раз!»
1.Как определить центр тяжести тела практически?
2.Когда тело, имеющее опору, будет в положении устойчивого равновесия?
3.Какие 2 условия должны быть соблюдены, чтобы тело, имеющие определённые размеры находилось в равновесии?
4.Не обращали ли внимания, что с тяжелыми сумками в руках вы чувствуете себя устойчивее в автобусе, поезде? Почему?
5.У моряков вырабатывается своеобразная морская походка вразвалочку. Почему они так ходят?
Домашнее задание. Прочитать параграф и ответить на вопросы.
6 этап «Пора подводить итоги».
Выбери предложение.
1. Я все очень хорошо понял.
2. Мне было интересно.
3. Мне все понятно, но материал не всегда интересен.
4. Я не все понял, но мне было интересно.
5. Я ничего не понял и на уроке скучал.
Урок завершен! Надеюсь, что вы уходите с хорошим настроением и новыми знаниями. Сегодня вы сами выдвигали гипотезы, моделировали, ставили эксперименты, подтверждали свои умозаключения. Только в слаженной и дружной команде можно добиться таких результатов. Именно такой командой сегодня были вы. Молодцы!
Презентация к уроку
PPTX / 496.54 Кб
Источники.
https://урок.рф/library/test_ravnovesie_tel_170912.html
http://открытыйурок.рф/статьи/582062/
Евгений Алексеевич
Забелина Маргарита Владимировна