Технологическая карта внеурочного занятия-квеста «Долг платежом красен»

0
0
Материал опубликован 29 October

Технологическая карта внеурочного занятия-квеста в банке «Долг платежом красен»

Тема: Заимствование денег

Форма проведения: Квест-игра

Возраст участников: 7-9 классы (13-15 лет)

Цель: Формирование у учащихся понимания процесса заимствования денег и знакомство с основными финансовыми терминами.

Оборудование:

Банкноты и монеты для имитации денежных средств.

Плакаты с терминологией (кредит, процентная ставка, залог).

Компьютеры/планшеты для выполнения заданий.

Ручки, блокноты.

Карточки с заданиями.

Наглядные материалы (презентация, видео).


Цель:

Формирование у школьников осознанного подхода к вопросам заимствования денег через практическое освоение основных понятий и механизмов кредитования, развитие критического мышления и ответственности при принятии финансовых решений.

Задачи:

Знакомство с основами кредитования:

Изучение ключевых терминов (кредит, процентная ставка, залог, кредитная история);

Понимание принципов работы банков и кредитных организаций;

Осознание различий между разными видами кредитов (потребительский, ипотечный, автокредит и др.).

Развитие практических навыков:

Анализ собственных финансовых возможностей перед обращением за кредитом;

Заполнение заявок на кредиты и участие в переговорах с представителями банка;

Рассмотрение различных сценариев развития событий после получения кредита (выплата процентов, погашение долга, возможные риски).

Формирование ответственного отношения к финансовым обязательствам:

Ознакомление с последствиями невыплаты кредита (штрафы, ухудшение кредитной истории);

Обсуждение необходимости взвешенного подхода к решению брать деньги взаймы;

Выработка умения оценивать долгосрочные последствия финансовых решений.

Развивающие аспекты:

Развитие аналитических способностей через анализ ситуаций и принятие решений;

Улучшение коммуникативных навыков через взаимодействие в группах и переговоры с "банком";

Повышение уровня финансовой грамотности и осведомленности в вопросах управления личными финансами.






Внеурочное занятие

1. Название/тема внеурочного занятия

2. Форма проведения: решение ситуативных и проблемных задач, групповая/индивидуальная работа, беседа, дискуссия, проект, игра, кейс, диспут/дебаты, конкурс наглядных материалов, составление советов для публикации поста в социальных сетях (название, хэштеги, иллюстрации, текст, творческий проект, практикум, составление памяток)1.

1.«Долг платежом красен»


2. Групповая; станционная игра ;кейс;

1. Образовательные ресурсы (название УМК, № темы, параграф, название ЦОР, мультфильма, анимированной презентации + ссылки на указанные ресурсы)

2. Раздаточный дидактический материал (название, № приложения)

Рабочая программа «Финансовая грамотность», Лавренова Е.Б, Рязанова О.И, Липсиц И.В. 8-9 класс

Модуль 4 «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем». Тема 9 «Банки и их роль в жизни семьи».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» 8 класс, «Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха», тема «Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять»

Как приумножить накопления» (http:// skiv.instrao.ru)

Короткометражный художественный фильм 8-9 класс «Кредитная история» https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/89/

Приложение 1 - таблица «ЗУХ»

Приложение 2 - Кроссворд

Приложение 3 – Кейс задача

Приложение 4 – Ситуационная задача.


Методический инструментарий в соответствии с компонентом учебной деятельности (мотивационно-целевым, операционно-действенным, рефлексивно-оценочным)

Прием «Знаю-хочу узнать-узнал»

фрейм, кейс, игра, мозговой штурм

Мотивационно - целевой этап - приём «Знаю-хочу узнать-узнал» просмотр фильма;

Операционно - действенный - станционная игра:

1 станция «Деньги в банке»: разгадывание кроссворда;

2 станция «Карта не кропленная, а золотая»: заполнение таблицы, генерация идей;

3 станция «Кредиты- дело рискованное»: мозговой штурм; решение ситуационных задач;

4 станция «Умей не только брать и отдавать»: учебно - практическая задача, жизненная ситуация.




Разработанное с учетом условий легенды кейса задание для включения во внеурочное занятие

Станция «Кредиты-дело рискованное».



Дяди Вити Иван решил взять кредит в размере 1 млн рублей для развития своего малого бизнеса. Он обратился в банк, где ему предложили следующие условия:

процентная ставка — 20% годовых;

срок кредита — 3 года;

ежемесячный платёж — аннуитетный (равными частями).

Дядя Виктора согласился и подписал договор. Однако через год после получения кредита экономическая ситуация ухудшилась, и доходы его снизились. Это привело к тому, что он не смог выплачивать кредит по графику.

Теперь Ивану нужно найти способ реструктурировать кредит или договориться с банком о новых условиях выплаты. Для этого ему необходимо оценить свои финансовые возможности и риски, а также изучить возможные варианты решения проблемы.

Вопросы:

Какие риски связаны с получением кредита на развитие малого бизнеса?

Что может предпринять Иван для снижения рисков невыплаты кредита?

Какие варианты реструктуризации кредита могут быть предложены банком?

Как Ивану следует подготовиться к переговорам с банком?

Какие факторы могут повлиять на решение банка о реструктуризации кредита?






План проведения внеурочного занятия


Форма проведения активности: Внеурочная деятельность

Этап 1. Мотивационно-целевой этап (10 мин.)

1.1

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект

(чему научились, что узнали, поняли)

1.2

Приветствует учеников и гостей.

Приветствуют учителя, слушают


1.3

С помощью карточек, выбранных случайным образом перед выездом в банк, учитель делит группу учеников на две команды.

В классе перед поездкой в банк ребята вытягивают карточки - расходятся на команды.

Умение работать в команде. Умение брать ответственность за членов команды на себя

1.4

Учитель предлагает всем ученикам посмотреть на экран и посмотреть короткометражный художественный фильм 8-9 класс «Кредитная история» https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/89/


После просмотра фильма учитель просит определить тему мероприятия.

Ученики определят тему мероприятия.

Научаться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

1.5

Предлагает выполнить задание, используя приём ««Знаю-хочу узнать-узнал»

Приложение 1.

Заполняют таблицу.

Научатся анализировать ситуацию.

1.6

Учитель объявляет о том, что сейчас они будут участвовать в станционной игре, в ходе которой они узнают что такое заём, в каких случаях заём бывает необходим,

научатся принимать грамотные решения относительно целесообразности обращения за займом. И научатся решать практические финансовые задачи


Учитель предлагает ученикам разойтись по группам в соответствии с карточками (1 и 2) на установленные места в актовом зале. Придумать название и девиз команде в рамках темы. На каждой станции будет подходить учитель с заданием и работать с командой.

Каждая команда получает одинаковый маршрутный лист, так как должна быть соблюдена последовательность выполнения заданий.

Учитель раздаёт группам маршрутные листы. (Приложение 1)

Станция

Балл

Подпись учителя

1

«Деньги в банке»



2

«Карта не кропленная , а золотая»



3

«Кредиты – дело рискованное»



4

«Умей не только брать, но и отдавать»




Даёт команду приступить к игре.

Ученики делятся на группы.


Получают маршрутные листы.


Придумывают название и девиз команде.


Изучают маршрутный лист.


По команде начинают игру.


Понимать, что такое заём

Понимать, в каких случаях заём бывает необходим


Этап 2. Операционно - деятельностный этап (40 мин.)

2.1

Станция 1 «Деньги в банке».

Учитель предлагает обсудить следующие вопросы:
1.Что такое банк?
2.Чем занимаются банки?
3.Какие финансовые услуги предоставляет банк?
4.Какую роль играют банки в жизни современного общества?
5.Можно ли обойтись без банков?

Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд. (Приложение 2)


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Разгадывают кроссворд.



Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию.

2.2

2 станция «Карта не кропленная, а золотая»

Учитель предлагает ученикам поговорить про услуги, которые предоставляет банк. Делает акцент на приобретение кредитной карты.


Учитель предлагает заполнить таблицу.

Преимущества и недостатки кредитных карт

Преимущества

Недостатки











(Простота использования, сбор комиссии за банковские услуги, ограничение суммы оплаты товаров и услуг, пополнение только через систему банка, анонимность использования денежных средств, низкая стоимость обслуживания карты, низкая безопасность, быстрая скорость перечислений, возможность ареста или блокировки карты, нет гарантии платежеспособности, снижение риска потери денежных средств, большие расходы на «карточкизацию»).


С помощью мозгового штурма предлагают разные идеи, касающиеся преимущества и недостаток кредитных карт


Заполняют таблицу.


Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию, усвоения знаний о преимуществах и недостатках использовании кредитных карт, формирование критического мышления.


2.3

3 станция «Кредиты – дело рискованное»


Учитель предлагает ученикам кейс - задание.


Дяди Вити Иван решил взять кредит в размере 1 млн рублей для развития своего малого бизнеса. Он обратился в банк, где ему предложили следующие условия:

процентная ставка — 20% годовых;

срок кредита — 3 года;

ежемесячный платёж — аннуитетный (равными частями).

Дядя Виктора согласился и подписал договор. Однако через год после получения кредита экономическая ситуация ухудшилась, и доходы его снизились. Это привело к тому, что он не смог выплачивать кредит по графику.

Теперь Ивану нужно найти способ реструктурировать кредит или договориться с банком о новых условиях выплаты. Для этого ему необходимо оценить свои финансовые возможности и риски, а также изучить возможные варианты решения проблемы.

Вопросы:

Какие риски связаны с получением кредита на развитие малого бизнеса?

Что может предпринять Иван для снижения рисков невыплаты кредита?

Какие варианты реструктуризации кредита могут быть предложены банком?

Как Ивану следует подготовиться к переговорам с банком?

Какие факторы могут повлиять на решение банка о реструктуризации кредита? ( Приложение 3)



Ученики читают задачу, обсуждают условия. На основе структурированных данных решают задачу.





Научится анализировать условия договора кредитования, оценивать свои финансовые возможности, пользоваться предметными понятиями в жизни


Научатся определять финансовые риски, разделять финансовые риски по видам, понимать причины финансовых рисков, делать выводы о последствиях финансовых рисков


Станция 4 «Умей не только брать и отдавать»

Учитель предлагает ученикам кейс - задание.

Задания. Коля и Антон- студенты ВУЗа. Юноши хотели бы получить новые мобильные телефоны, хотя имеющиеся у них телефоны работают бесперебойно.

У Коли имеется 12000 руб, он планирует в каникулы устроится на работу, за счет чего сможет накопить денег. Только после этого он собирается покупать телефон, исходя из накопленных средств. В случае, если ему не удастся необходимую сумму, он планирует отложить покупку и попытаться заработать ещё.

У Антона имеется 13000руб. Он не готов ждать. В магазине напротив его дома сейчас хорошая скидка-дорогой телефон можно купить со скидкой 170000.Он планирует обратиться в микрофинансовую организацию «Кошелечек» и взять в займы недостающую сумму под 0,5% в день. Микрозайм он хочет отдать через две недели. У Антона через 12 дней день рождение и он надеется, что ему подарят на день рождение крупную сумму денег.

Задание: Чье решение (Коли или Антона) финансово не грамотно? Ответ обоснуйте.

Какие финансовые последствия ждут Антона, если ему на день рождение не подарят деньги?

Разумно ли Антону пользоваться услугами микрофинансовых организаций? Свой ответ объясните. (Приложение 4)



Решение практических заданий с применением полученных знаний на уроке

Научаться анализировать условия договора кредитования, оценивать свои финансовые возможности, пользоваться предметными понятиями в жизни

2.4

Учителя и ученики собираются в общем зале и подводят итоги игры. Команды награждаются сладкими призами.






Этап 3. Рефлексивно - оценочный этап (10 мин.)

3.1

Подводит итоги урока

Предлагает заполнить третью колонку в задании «Знаю-хочу узнать-узнал»

Предлагает заполнить интеллект-карту


Ученики заполняют третью колонку.


Желающие высказываются.

Закрепление ценностных установок.

Усвоение темы уроки, осознание достигнутых обучающимися цели и задач урока























Приложение 1.





«Знаю»



«Хочу узнать»

«Узнал»























Приложение 2.

t1730171521aa.png

По горизонтали

3. Письменное обусловленное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее уговоренный срок в установленном месте

5. Поручение банка покупателя банку поставщика оплатить поставленные поставщиком расчетные документы

9. Форма экономической сделки в виде предоставления по возвратной, срочной и платной основе денег или иного имущества

11. Денежная ….. - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством

14. ……… политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией

16. Денежный ……. - показатель, измеряющий объем определенных составляющих денежной массы

19. Стандарт золотого монометаллизма, который характеризовался свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото



По вертикали

1. Чеки, применяющиеся для выплаты наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды и т. д

2. Особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого осуществляется стоимость всех других товаров

4. Закрепление роли всеобщего эквивалента за двумя металлами: золотом и серебром

6. ………. деньги - деньги номинальная стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т. е. стоимости металла

7. …….. система - совокупность банковских и иных кредитных учреждений, правовые формы организаций и подходы к осуществлению кредитных операций

8. Стандарт золотого монометаллизма, при котором банкноты обменивались на золотые слитки

10. Форма кризисного состояния экономики, проявляющаяся в диспропорции между натурально-вещественным содержанием и денежным выражением объема производства и потребления, проявляющаяся в обесценивании денежных средств

12. Бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией цб

13. ……… - кредит - участие государства, выступающего в роли кредитора, заемщика

15. Один из принципов банковского кредитования

17. Векселя, выпускаемые государством для покрытия дефицита бюджета и кассового разрыва

18. Вексель, выдаваемый под залог товаров

20. Закрепление роли всеобщего эквивалента за одним металлом

Приложение 3.




Кейс задача.

3 станция «Кредиты – дело рискованное»


Учитель предлагает ученикам кейс - задание.


Дяди Вити Иван решил взять кредит в размере 1 млн рублей для развития своего малого бизнеса. Он обратился в банк, где ему предложили следующие условия:

процентная ставка — 20% годовых;

срок кредита — 3 года;

ежемесячный платёж — аннуитетный (равными частями).

Дядя Виктора согласился и подписал договор. Однако через год после получения кредита экономическая ситуация ухудшилась, и доходы его снизились. Это привело к тому, что он не смог выплачивать кредит по графику.

Теперь Ивану нужно найти способ реструктурировать кредит или договориться с банком о новых условиях выплаты. Для этого ему необходимо оценить свои финансовые возможности и риски, а также изучить возможные варианты решения проблемы.

Вопросы:

Какие риски связаны с получением кредита на развитие малого бизнеса?

Что может предпринять Иван для снижения рисков невыплаты кредита?

Какие варианты реструктуризации кредита могут быть предложены банком?

Как Ивану следует подготовиться к переговорам с банком?

Какие факторы могут повлиять на решение банка о реструктуризации кредита?





Приложение 4.

Ситуационная задача.


Станция 4 «Умей не только брать и отдавать»

Учитель предлагает ученикам кейс - задание.

Задания. Коля и Антон- студенты ВУЗа. Юноши хотели бы получить новые мобильные телефоны, хотя имеющиеся у них телефоны работают бесперебойно.

У Коли имеется 12000 руб, он планирует в каникулы устроится на работу, за счет чего сможет накопить денег. Только после этого он собирается покупать телефон, исходя из накопленных средств. В случае, если ему не удастся необходимую сумму, он планирует отложить покупку и попытаться заработать ещё.

У Антона имеется 13000руб. Он не готов ждать. В магазине напротив его дома сейчас хорошая скидка-дорогой телефон можно купить со скидкой 170000.Он планирует обратиться в микрофинансовую организацию «Кошелечек» и взять в займы недостающую сумму под 0,5% в день. Микрозайм он хочет отдать через две недели. У Антона через 12 дней день рождение и он надеется, что ему подарят на день рождение крупную сумму денег.

Задание: Чье решение (Коли или Антона) финансово не грамотно? Ответ обоснуйте.

Какие финансовые последствия ждут Антона, если ему на день рождение не подарят деньги?

Разумно ли Антону пользоваться услугами микрофинансовых организаций? Свой ответ объясните.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.