Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия. |
Личностные | Познаватель-ные | Регулятивные | Коммуникативные
|
1.Мотивация к учебной деятельности.
| Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность у учащихся («хочу»); Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока. Вырабатывают на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Самоопроеде-ление к деятельности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация и фиксирование индивиду-ального затруднения в пробном действии.
| Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Предлагает работу, в процессе которой ученикам нужно: 1.Вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме.
2.Активизировать мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
3.При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, вычленить затруднения и зафиксировать их.
|
1.Выполняя задания предложенные учителем, воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий.
2.Включают в работу соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.).
3.Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании
| Умение ориентиро-ваться в своей системе знаний и осознавать необходи-мость нового знания.
| Умение определять понятия, устанавливать аналогии, причинно- следственные связи. | Умение самостоятель-но определять цели своего обучения, ставить и формулиро-вать для себя новые задачи в учёбе и познаватель-ной деятельности. | Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
3.Выявле-ние места и причины затруднения | Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | 1.Предоставляет задания на необходимость применение нового знания.
2.Организует анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе предлагает выявить места и причины затруднения.
3.Подводит к осознанию того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 1.Пытаются выполнить задания на применение нового знания, запланированные для изучения на данном уроке. 2.Анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривают вслух, что и как они делали. Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения). 3.Соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
|
| Структуриро-вание знания. Выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несуществен ных признаков | Умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу. выразить её словесно. | Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Поставить цели учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия; на этой основе построить алгоритм; зафиксировать новый способ действия. | Учитель выступает в роли организатора. 1.После ответов детей уточняет цель и тему урока.
2.Фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске.
|
1.В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть -формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться; - предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить.
2. Выбирают способ построения нового знания (как?). /метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)/; Выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) /изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д./
| Самоопределение. | Умение анализиро-вать, обобщать, классифици-ровать, самостоятель-но выбирать основания и критерии для классифика-ции, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключе-ния и делать выводы. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель-ных задач. Умения соотносить свои действия с планируемы-ми результатами. | Формулирование собственного мнения. Умение выражения своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной
|
5. Реализация построен-ного проекта. | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях. | Организует фронтальную, парную, индивидуальную, групповую работу на новый способ действия. | Выдвигают и обосновывают гипотезы (на основе выбранного метода). Используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.(при построении нового знания). Применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково. Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.
| Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | Умение пользоваться различными источниками информации: словари, энциклопедии, справочники, СМИ, интернет- ресурсы и пр. Умение применять смысловое чтение. Умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др. | Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Управление поведением партнера. Умение выражать свои мысли. Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии |
6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащимися вслух. | Решают несколько типовых заданий на новый способ действий. При этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. |
| Умение наблюдать, читать, слушать Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Выделение существенной информации.
| Корректиро-вать свои действия в соответствии с изменяющей-ся ситуацией. | Построение логической цепи рассуждений и доказательств Участие в диалоге; слушание и понимание других. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение понятных для партнера высказываний. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Осмысление учащимся нового способа действия. Исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Выделяются такие стадии интериоризации (осмысления): 1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать; 2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; 3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
| 1.Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2.Организует самопроверку учащимися своих решений по эталону.
3.Создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.
| 1.Самостоятельно решают задания предложенные учителем.
2.Учащиеся пошагово проверяют свои действия при выполнении самостоятельного задания. 3.Учащиеся фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
| Умение анализиро-вать, обобщать, классифици-ровать, самостоятель-но выбирать основания и критерии для классифика-ции, сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключе-ния и делать выводы. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
8.Включение в систему знаний, повторение.
| Повторить и закрепить ранее изученное. Подготовиться к изучению следующих разделов курса. Выявить границы применимости нового знания. Выработать умения использовать его в системе полученных ранее знаний. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Включить новый способ действий в систему знаний. | 1.Организует работу позволяющую выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний. 2.Предлагает задания, которые позволяют довести новое знание до уровня автоматизированного навыка.
При необходимости организует подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует повторение учебного содержания, которое необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
| 1.Под руководством учителя определяют значение нового знания, его применимость и связь с ранее изученным материалом.
2.Выполняют задания позволяющие применять новое знание на уровне автоматизированного знания.
|
| Умение передавать информацию в сжатом или развёрнутом виде, составлять план, тезисы, конспект. Умение применять понятия, устанавливать аналогии, причинно- следственные связи. |
| Построение логической цепи рассуждений и доказательств Участие в диалоге; слушание и понимание других. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение понятных для партнера высказываний. |
9.Рефлексия деятельности | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности. | Организует: 1.Фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2. Рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4. Фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5. Обсуждение и запись домашнего задания.
|
1.Закрепляют полученные знания через вопросы: «Какой ответ на основной вопрос мы можем дать?», «Чьи версии подтвердились?». Делают выводы о том, что узнали в ходе занятия и где они могут использовать эти знания еще помимо урока. 2.Объясняют какими методами и приемами пользовались для достижения цели.
3-4.Дают оценку собственной деятельности, указывая на причины затруднения в работе. Обобщая результаты деятельности через вопросы: «ты сделал так и так…, а что хотел? Почему так получилось? По какой причине не получилось? Что нужно сделать, чтоб в следующий раз получилось? Что можно исправить сейчас, чтоб цель совпала с результатом?» | Самооценка на основе критерия успешности. | Анализ применяемых на уроке способов, методов и действий, их целесообразность. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Адекватное восприятие оценки учителя | Планирование успешного сотрудничества. |