Статья «Технология тьюторского сопровождения в деятельности учителя»

9
4
Материал опубликован 6 January 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Современное образование: теория, методика и практика»

Маланина Е. А. учитель химии

МБОУ Одинцовская гимназия № 13,

Московская область

Технология тьюторского сопровождения в деятельности учителя.

Современное школьное образование сегодня направлено на активное формирование ключевых компетентностей в социальной, творческой, интеллектуальной и других сферах деятельности. Для развития культурных и индивидуальных потребностей необходимо создание определенных условий. Взаимодействие учителя и учащегося становится важным в образовательном процессе, важным определяется педагогическое сопровождение, при котором можно выявить не только познавательные интересы учащегося, но и сопровождать их развитие, использовать в процессе обучения и воспитания. Именно тьюторское сопровождение можно определить, как педагогическое сопровождение, которое направлено на влияние и формирование учебной, социальной  и других видов компетентностей.

Тьюторство возникло в Великобритании в XIV веке. В то время тьюторы в английских университетах выполняли функции наставников. В дальнейшем английская система тьюторов занимает центральное место в обучении.  Востребованность тьютерской деятельности в европейских университетах становиться необходимой, где тьютор выполняет функцию разработчика  образовательных программ и проектов, совмещая свою деятельностью с ролью наставника и консультанта в образовательной деятельности.  В России тьюторство было малоизвестно, так как отечественная система образования ориентировалась на немецкую модель университетского образования, где не предполагался институт тьюторства. Однако, существовали отдельные прецеденты отечественной тьюторской практики. Примером тьюторства в отечественном образовании можно рассматривать систему гувернерства, «туторов»,  отдельных педагогов, исповедовавших принципы свободного развития личности.

Подробную теоретическую проработку тьюторства в России начала осуществлять Татьяна Михайловна Ковалева в 1990 г в Школе культурной политики (Москва). Результатом этой работы стало создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» в Томске в 1992 году.

Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимися своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева).

В настоящее время каждый педагог, учитель применяет в своей деятельности тьюторские технологии в процессе обучения и воспитания учащегося.

Формами тьюторского сопровождения являются: индивидуальные и групповые консультации, учебные семинары, образовательные события. 

Примеры деятельности учителя в тьюторском сопровождении учащихся.

Тьютор в исследовательской деятельности. Задача учителя включить деятельность учащегося в технологию исследовательской деятельности.  Сопровождение учащегося на всех этапах исследования, от планирования деятельности до предоставления результатов работы. Оказать помощь учащимся проанализировать свою деятельность и ее результаты. 

Так в 2019-2020 учебном году под моим сопровождением,  Круглова Юлия выполнила исследовательскую работу по теме «Изучение последствий воздействия неправильного образа жизни человека», Малашкина Светлана выполнила исследовательскую работу по теме «Мода и здоровье». Работы, были представлены на образовательном портале Урок.рф в конкурсе «Грани науки».      

Тьютор в проектной деятельности. В настоящее время учебно – образовательная проектная деятельность является наиболее современном образовании. Тьютор по проектной деятельности оказывает поддержку учащимися в освоении технологии написания проектов, постановку проблем, и находит способы  их решения.

В 2019-2020 учебном году Гасанова Злата выполнила проект «Эколого-краеведческий путеводитель по Большевязёмской Земле», Клеймёнова Мария выполнила проект «Разделяй с нами!». 

Учебный тьютор. Учитель – тьютор ориентирует учащегося в образовательном процессе, к такой работе можно отнести работу с мотивированными и отстающими учащимися. Проведение консультаций, выявление проблем и направление учащегося на пути их решения или осуществить направления на достижение результата.

За последние три года качество обученности по преподаваемому предмету – химии, увеличилось на 6,5%. Увеличилась активность участия учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.  

Тьютор – классный руководитель. Классное руководство в современном образовании превращается в деятельность, которая направлена на индивидуальное, личностное развитие подростков в процессе воспитания, обучения, в общении, в процессе их жизни в школе. Классный руководитель координирует работу с учителями предметниками, родителями, выявляет склонности своих воспитанников и направляет их деятельность на развитие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей. Сложности, возникающие в работе классного руководителя – это наполняемость классных коллективов.

Я, классный руководитель 9Г класса. В классе 35 обучающихся. Ежегодно первого сентября в классе мы подводим итоги прошедшего учебного года. По итогам учебного года я провожу награждение учащихся медалями:

«Отличник» - учащиеся, которые достигли высоких результатов в учебной деятельности;

«Лучший ученик» – это учащиеся, которые достигли высоких результатов в интеллектуальной и творческой деятельности на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях;

«Лучший в спорте» - это учащиеся, которые достигли высоких результатов в спорте на муниципальном, региональном или всероссийском уровнях.  

image-20210106163537-1.jpegimage-20210106163537-2.jpeg

В период с 5 по 8 классы медалями были награждены 23 учащихся, восемь их которых награждены неоднократно по разным номинациям. Сопровождение своих воспитанников в течение учебного года, оценка их деятельности и мотивирование других учащихся – это деятельность тьютора–классного руководителя. 

image-20210106163537-3.jpegimage-20210106163537-4.jpeg

Тьютор образовательного «события». К образовательному событию можно отнести – праздник, аукцион, конференцию, конкурс и т.д.  Событие связано с участниками, включает различные виды деятельности, участие принимают не только учащиеся, но и приглашенные участники – эксперты, гости, лидеры и т.п. Однако, образовательное событие, в отличие от воспитательного мероприятия  является целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ и проектов. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию.

Примером образовательного события в своей деятельности, считаю организацию и проведение региональных семинаров «День экологических знаний» в гимназии. 15 мая 2018 года в гимназии состоялся семинар «День экологических знаний» по теме «Вода и здоровье». 24 апреля 2019 года в гимназии состоялся региональный семинар «День экологических знаний». По теме «Здоровое питание – активное долголетие».

image-20210106163537-5.jpegimage-20210106163537-6.jpegГостями семинаров стали: представители  биолого-химического факультета Московского государственного областного университета, Управления образования Администрации Одинцовского городского округа, учебно-методического центра  «Развитие образования» г. Одинцово, педагогические работники Московской области. Под руководством тьюторов, учителей гимназии, были подготовлены экологические уроки.  Уроки провели эколидеры  обучающиеся 8-10 классов. Для эколидеров это образовательное событие проведено в рамках Всероссийских акций «Вода и здоровье», «Здоровое питание – активное долголетие». Региональные семинары – это социальная практика взаимодействия учащихся и педагогов.

Ожидаемыми результатами тьюторской работы можно охарактеризовать как положительное  отношение тьюторантов к деятельности творчества и  исследования; приобретение тьюторантами навыков  самообучения, самовоспитания и практики социального взаимодействия; повышение у  тьюторантов эмоциональной устойчивости,  развитие мотивации личностного развития и образования, а также проявление новых творческих инициатив.

Список использованных источников:

  1. Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований № 1 (43), 2010.  
  2. Логинов Д. А. Тьюторство в условиях модернизации стандартизации системы образования в России.  Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»,  (электронный ресурс) https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13915
  3. Ушакова Н. А.  Тьюторство – педагогическая технология поддержки (электронный ресурс) https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/215954-tjutorstvo-tehnologija-pedagogicheskoj-podder
  4. Газета Новые рубежи № 20 от 25.05.2018 г
  5. Газета Одинцовская неделя № от 18 от 10.05.2019 г  
  6. Репортаж ТВ «Новости 360 Одинцово» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=xpW24Y5wVBE&list=PLw5XBQ4p2VPsGvkBShNvBMcu_Ql3sNzMs&index=7&t=0s
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Алексеевна, поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ в конкурсе!

11 January 2021

Наталья Валерьевна, большое спасибо за поздравление!

12 January 2021

Примите мои поздравления, Елена Алексеевна, с победой в конкурсе на лучшую статью!

12 February 2021

Раиса Поликарповна, большое спасибо за поздравление!

16 February 2021

Похожие публикации