12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Усикова Олеся Михайловна244


Усикова Олеся Михайловна

преподаватель отдельной дисциплины «Иностранный язык»

ФГКОУ «Московское суворовское военное училище МО РФ»

(Москва)

usikova@m-svu.ru


Технология веб-квеста как эффективная дидактическая модель обучения иностранному языку в современном образовании.


 Современные образовательные методы и технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающегося, являются продуктивными для создания образовательной среды, обеспечивающей личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного механизма. 

Проблема исследования дистанционных методов обучения заключается в недостаточной степени изученности данного вопроса, а также отборе и эффективной презентации языкового материала с целью овладения воспитанниками образовательных организаций иноязычной языковой компетенцией в профессиональной сфере.

Целью работы является формирование и развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции с применением Интернет-ресурсов, расширение и углубление знания английского языка в определенной сфере жизни.

Данная работа основана на творческом и научном подходе к содержащейся в ней информации и развивает стремление к самосовершенствованию в области образования «Иностранный язык», культуры саморегуляции в целом, лучшему пониманию возможностей самореализации через иностранный язык, в том числе в профессиональной сфере.

Для обучающихся важны содержание учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер презентации, организация исследований и познавательная деятельность, которая позволяет обучающимся испытывать радость самостоятельных открытий.

Обучающиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая затрагивает их эмоциональный мир и имеет для них личное значение. Для достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, наглядными пособиями и деталями игры. С помощью мультимедийных элементов урок визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого участника процесса.

Работа с Интернет-ресурсами, являясь частью образовательного процесса, позволяет, с одной стороны, развивать умения, необходимые в ежедневной жизни, а с другой - решать образовательные задачи.

Одним из важнейших элементов образовательного процесса являются дидактические методы, без которых невозможно достичь поставленной цели, реализовать задуманное содержание и наполнить обучение научно-познавательной деятельностью. Методы обучения могут считаться эффективными, если они максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к активной рефлексии и практической деятельности в процессе усвоения учебных материалов. [3, с. 73-78]

Необходимо подчеркнуть, что большинство методик обучения можно использовать как самостоятельный элемент или как необходимую составляющую других методов. В частности, дискуссию можно считать и самостоятельным методом, и частью деловой игры, «круглого стола».

Переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению возможен с использованием аналогичных методов и предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения преподавателя с обучающимися и обучающимися между собой. Повышение качества знаний незамедлительно подтверждает это. [4, с.63]

И.И. Подласый отмечает, что, только справляясь с трудностями на пути приобретения знаний и использовании максимума волевых усилий и энергии в мыслительной деятельности, развивается познавательная деятельность обучающегося. В данном случае имеется в виду внутренняя мыслительная активность воспитанников, их творческое мышление. Деятельность учителя, направленная на повышение степени учебной активности обучающихся и ее стимулировании, по мнению И.И. Подласого, и есть активизация познавательной деятельности. [2, с. 33-41]

В современных условиях образования преподавателю необходимо научить обучающихся добывать знания самостоятельно, основываясь на уже имеющихся умениях и навыках, научить выстраивать ассоциативный ряд, с помощью которого можно будет получать новые знания для решения жизненных ситуаций. Следовательно, необходимо задание, содержащее проблему, но в то же время достаточно интересное и захватывающее, полностью вовлекающее обучающихся в процесс самостоятельного поиска информации и знаний с привлечением информационно-коммуникационных технологий. Подобным методом обучения является квест.

Подобная форма организации образовательной деятельности отвечают требованиям ФГОС и ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов обучающихся, в чем и заключается ее главное преимущество.

Интеллектуальный вид игры, в условиях которой участникам следует быстро приспосабливаться к новым условиям и принимать решения в самых непредсказуемых ситуациях, и представляет собой квест. Воспитательная ценность квестов бесспорно высока. Они, прежде всего, формируют культуру межличностных связей и толерантное отношение к товарищам, а также развивают уважение к культурным традициям и истории. Деятельность в рамках квеста воспитывает личную ответственность и готовность к самосовершенствованию и реализации своего потенциала. [URL: http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html]

С образовательной точки зрения квесты подразделяются на веб-квесты, медиа-квесты, комбинированные, в реальном времени и виртуальном, краткосрочные и долгосрочные, групповые и индивидуальные, межпредметные и моноквесты. Каким бы ни был квест, это всегда игра со своим временем и пространством, обособленная от обычной жизни и целиком захватывающая участников, которым во время прохождения квеста необходимо использовать различные навыки и умения, основываться на своем жизненном опыте и интуиции, а также взаимодействовать друг с другом. [8, с. 138-140]

Как образовательная технология квест имеет огромный педагогический потенциал и представляет собой высокоперспективную технологию подготовки обучающихся к будущей жизни, так как он способствует становлению общекультурных и профессиональных компетенций, формирование чувства ответственности за принятые решения, готовит к возможным будущим рискам, включая профессиональные.

Поисково-исследовательская деятельность, целью которой является развитие познавательной активности обучающихся, а большая часть информации добывается посредством ресурсов Интернет, представляет собой веб-квест. Данная интерактивная деятельность позволяет сделать образовательный процесс разнообразным, интересным, живым, развивает творческое мышление обучающихся, навыки решения задач, а также дает возможность реализовать индивидуальный подход в обучении. Воспитанники учатся определять тему или проблему, искать информацию и выделять главную и необходимую, обобщать и фиксировать необходимые сведения, находить аргументы в соответствии с поставленной задачей, а также участвовать в обсуждении, высказывать и доказывать свою точку зрения и делать выводы. [URL: http://e-koncept.ru/2013/13248.html]

Веб-квест создается в соответствии с уровнем и потребностями обучающихся по определенному алгоритму, который по необходимости можно менять.

t1638422372aa.png

Во введении необходимо прописать главные функции участников квеста, схему и возможный план предстоящей работы. Далее следует описание задачи, из которого ясно виден конечный результат работы, то есть, описана работа, направленная на обработку и презентацию итогов в зависимости от собранной информации.

t1638422372ab.png

В следующем пункте необходимо указать перечень информационных источников с аннотацией, которые могут быть представлены как в электронном, так и в бумажном виде, а также ссылки на Интернет-ресурсы.

t1638422372ac.png

При индивидуальном и самостоятельном выполнении работы каждому участнику важно знать процесс или процедуру предстоящей работы, ее этапы, которые описываются в другом пункте.

t1638422372ad.gif

На следующем этапе важно указать критерии оценивания работы, предоставить параметры, зависящие от решаемых в квесте образовательных вопросов.

t1638422372ae.gif

Заключительным пунктом является часть веб-квеста для обобщения опыта, приобретенного во время работы над выполнением задания, и подведения итогов самостоятельной деятельности обучающихся.


t1638422372af.png

В заключении также есть возможность указать риторические вопросы, заинтересовывающие и увлекающие участников, а также способствующие продолжению опытов в последующей работе. [5, с. 52-56]

Спецификой образовательных веб-квестов, на наш взгляд, является то, что часть или же вся информация для самостоятельной или массовой работы обучающихся с ней находится на различных интернет-ресурсах.

Работа над веб-квестом развивает такие умения и навыки, как способность сопостовлять, подвергать анализу, группировать информацию и мыслить абстрактно. Обучающиеся не только собирают информацию, но и трансформируют ее для выполнения поставленной задачи. У обучающихся повышена мотивация, они воспринимают задание как что-то настоящее, что собственно и приводит к эффективности учебного задания. Роль преподавателя на уроке также изменяется. Он становится консультантом, наставником.

Видно, что выполнение задачи в формате веб-квеста содействует развитию следующих элементов коммуникативной компетенции на иностранном языке: речевая компетенция (формирование во всех видах речевой деятельности); социокультурная компетенция (знание реалий государств изучаемого языка); компенсаторная компетенция (развитие мастерства улаживать коммуникативные трудности при недостатке языковых ресурсов); образовательно-познавательная компетенция (становление базовых знаний, общеобразовательных навыков).

Образовательный потенциал применения онлайн-заданий при обучении иностранному языку включает формирование у обучающихся мотивации к изучению иностранного языка.

Использование данной технологии на уроках английского языка способствует становлению умений чтения для извлечения информации; развития навыков письма обучающихся; пополнению лексического запаса обучающихся; созданию прочной мотивации для изучения английского языка, расширению кругозора обучающихся.

Автором статьи был разработан веб-квест на английском языке «Еда: ваш рецепт здорового питания», содержащий задачи, формирующие способности обучающихся к осмыслению и анализу своих действий, а также к их синтезированию и оценке. Веб-квест может быть полезен преподавателям английского языка образовательных учреждений для подготовки материалов к урочной и внеурочной деятельности обучающихся. С целью формулировки основных понятий по данной теме была определена лексика и составлен список слов, необходимых для разработки заданий. Изучив материалы по заданной теме и выполнив все требования, обучающимся необходимо создать собственное меню по правильному питанию и предположить виды продуктов, которые ждут человечество в будущем.

Разработанный веб-квест на иностранном языке способствует формированию речевой, языковой, социокультурной, компенсационной и учебно-познавательной компетенций, а также профессиональной самореализации в условиях современного поликультурного пространства - через диалог российской и англоязычной культур.

Интерес обучающихся и их вовлеченность в процесс решения поставленных задач способствуют развитию умственной активности воспитанников, их вдохновению, эмоциональному росту и волевым стремлениям. Единство объективного и субъективного находит свое отражение в особенностях интереса, который в свою очередь формирует внутренние условия развития личности обучающихся. Эффективность хода деятельности, стимулирующей подъем сил обучающихся, основана на присутствии в ней познавательного интереса, который активизируется наиболее успешно с помощью различных технологий критического мышления. Самостоятельность, способность мыслить критически, ответственность, способность взаимодействовать в группе – качества, формирующиеся с применением данных технологий, которые также способствуют принятию обучающимися нестандартных и ответственных решений. [6, с. 314]

Необходимо отметить, что веб-квест, как один из интерактивных методов, отвечает на запросы современного общества, обеспечивает скорость преобразований, происходящих в данном обществе, позволяет сформировать личность, которая в ситуации общей конкуренции создает новые формы деятельности, трансформирует социальные условия и само общество, способна решить новые современные проблемы и вопросы, а также потенциальные задачи будущего.

Данный веб-квест имеет перспективный характер, так как предполагает, что полученные в ходе работы над ним данные будут использованы в дальнейшей разработке ресурсов по английскому языку. Планируется продолжение работы по расширению блоков и заданий к ним, увеличению разнообразия форм упражнений, возможному переводу на другие языки: французский и немецкий, а также созданию подобных квестов для обучающихся различных возрастных категорий.

Необходимость работы над данным веб-квестом обусловлена:

- важной ролью использования иностранной лексики в межъязыковой коммуникации;

- пополнением и обогащением словарного запаса лексики обучающихся;

- использованием веб-квеста в урочной и внеурочной деятельности, как одного из приемов дистанционного обучения;

- повышением мотивации к изучению иностранного языка в целом.

В завершение, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность исследований подобного рода. Важной задачей на современном этапе является качественная подготовка обучающихся, готовых и способных профессионально и компетентно выполнять свои служебные задачи. Знание терминологии и умение применять знания на практике позволит им успешно вступать в переговоры, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения, включая ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью.

Для этого необходимо реализовывать эффективные образовательные программы, своевременно вносить в них коррективы и совершенствовать образовательные технологии, которые помогут осуществить приоритетные задачи развития, обучения и воспитания в довузовских образовательных организациях, а именно, личностное самоопределение в отношении будущей профессии; социальная адаптация обучающихся, формирование качеств гражданина и патриота своей Родины.

Надеемся, что созданный веб-квест на иностранном языке принесет большую пользу обучающимся, преподавателям и будет способствовать развитию мотивации обучающихся к дальнейшему изучению английского языка и подготовит их к осознанному выбору профессии.



Близорукова О.Л. «Квест – игра» / О.Л. Близорукова. – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html (дата обращения 01.02.2021).

Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // ИЯШ. – М.: ООО Научная электронная библиотека, 2002. – №3. – С. 33-41.

Карпов А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка / А.С. Карпов // ИЯШ. – М.: ООО Научная электронная библиотека, 2002. – №4. – С. 73-78.

Пахомова Н.Ю. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов педагогических вузов / под ред. Н.Ю. Пахомовой. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 189 с.

Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени / Л.П. Петрова // ИЯШ. – М.: ООО Научная электронная библиотека, 2005. – №5. – С.52-56.

Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика. / Р.К. Потапова. – СПБ.: Изд. 6. URSS, 2016. – 368 с.

Сокол И. Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов / И.Н. Сокол. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13248.html (дата обращения: 15.02.2021).

Сокол И.Н. Классификация квестов / И.Н.Сокол // Запорожье: Молодий вчений, 2014. - № 6 (09). – С. 138-140.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.