Тексты «новой природы» и возможность их использования в музыкальном образовании современных школьников
Опыт применения текстов "новой природы" на уроках музыки
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сказано, что в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «активную учебно-познавательную деятельность».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации школьной программы по ФГОС является формирование у обучающихся важнейшей компетентности личности – умения учиться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих смысловое чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
В связи с ускорением темпов жизни и напрямую связанным с ним возрастанием объёма информационного потока и проблемой падения интереса учащихся к чтению возникла острая необходимость в новых подходах к работе с текстами. Не случайно в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской деятельности усилился интерес к так называемым «мультитекстам» или «новым текстам», которые можно рассматривать как один из ресурсов приобщения детей и подростков к чтению.
В современных источниках тексты «новой природы» условно делятся на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи, изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы и др.
Тексты «новой природы» - это тексты «открытые», объёмные, фрагментарные, незаконченные, визуальные, нематериальные – тревожат, вызывают интерес. Тексты «новой природы» сегодня оказываются более привлекательными для современных подростков, как более наглядные и доступные, вполне отвечающие их потребностям. Поэтому в школьном образовательном процессе, в том числе на уроках музыки, учитель уже не может игнорировать это явление эпохи XXI века.
В нашей работе мы представляем небольшой опыт работы на уроках музыки по формированию универсальных действий с текстами новой природы:
● умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения музыкальных заданий;
● умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решений музыкальных заданий (по темам «Жанры музыки» или «Формы музыки»);
● умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (двух музыкальных произведений);
● умение осуществлять синтез, как составление целого из частей (создание облака из ключевых слов по теме «Опера» и т.д.);
● умение устанавливать аналогии между литературной и музыкальной речью или музыкального языка и языка ИЗО;
● умение обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или группы на основе выделения сущности связи: «Музыкальные инструменты народов России» и др.
Также в нашем опыте используются учебно-познавательные тексты новой природы по литературе, истории, ИЗО.
Тесты «новой природы» широко используются в нашей педагогической деятельности, но они не заменяют традиционные линейные тексты. Что касается школьных учебников и рабочих тетрадей нового поколения по предмету «Музыка», то в них представлены тексты разной природы. Авторы - составители Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.Д.Шмагина.
Так учебно-методический комплекс (УМК), который выпускает сегодня крупнейшее в России издательство учебной литературы «Просвещение», включает в себя линейный текст с продуманной навигационной системой учебника и использования разных шрифтов, краткие выводы, что способствует внимательному чтению, выделению главного, облегчает повторение пройденного материала и подготовку к уроку.
Система знаков-символов, ярко-красочные рисунки, цветные фотографии и репродукции изобразительного искусства, нотные строчки, схемы, тексты, таблицы и др. в рабочих тетрадях «Музыка» способствуют не только развитию творческих способностей учащихся, но и стимулируют их на самостоятельную работу и желание продолжать путешествие в мир музыки.
Далее, чтобы убедиться в объективности наших рассуждений, мы предлагаем рассмотреть страницы 8 и 9 рабочей тетради «Музыка. 3 класс», а также рисунок, выполненный ребёнком не по заданию, а как эмоциональный отклик (автор - Настя Зайцева, 3 класс).
Рисунок Насти Зайцевой (3 класс)
В начальной школе незаменимым помощником учителя музыки по использованию текстов «новой природы» является пособие Королёвой Е.А. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Вот небольшая выдержка из этого пособия:
"Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. В этот период ребёнок должен усвоить и запомнить большое количество всевозможных названий, понятий, иностранных слов и их значений, что порой утомляет, пугает и отталкивает начинающего ученика от занятий музыкой.
В.А.Сухомлинский говорил: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным». Добиться интереса учащегося к занятиям можно лишь в том случае, если уроки будут яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами". [4, стр. 5]
Предлагаем вашему вниманию один из текстов новой природы (ТНП) данного пособия, цель которого - в увлекательной форме закрепить знание нот и их расположение на нотной строчке:
Главная тема учебного года в 5-м классе на уроках музыки - «Музыка и другие виды искусства». Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими видами искусства, важнейшими из которых были литература и живопись. Пятиклассникам становится это особенно понятным, когда, помимо учебника, они вслушиваются, всматриваются, вчитываются, знакомятся с музыкальными сюжетами в литературе и живописи. Неоценимую роль играют здесь и приведённые в качестве примера тексты «новой природы». Ребята-пятиклассники очень любят рассматривать работу художника Д.Буторина «Сказки Пушкина», написанную в жанре палех. Данная картина – это не что иное, как коллаж по образам сказочной поэмы «Руслан и Людмила». Дети под впечатлением увиденного с удовольствием читают вступление к поэме А.С.Пушкина, разучивают небольшую песню «У лукоморья» Д.Кабалевского, слушают «увертюру» к опере М.И.Глинка «Руслан и Людмила».
На протяжении последних лет мы активно разрабатываем технологию «обучение в беседе». Для организации беседы в обучении обеспечивается координация учебных действий школьников и стимулируется их познавательная деятельность; на уроках музыки используется наш авторский проект «Музыкальный навигатор», в который включены схемы, понятийные карты, визуальные матрицы, значки-символы, интеллект-карты, словарь эмоциональных определений характера музыки. Некоторые из них представляем вашему вниманию:
А теперь предлагаем взглянуть на этот пример ТНП. На уроке учащихся просим всмотреться и вчитаться в это изображение и найти для каждого из увиденных слов одно общее определение. Что объединяет все эти слова? А вот другой пример. Что вы видите на этом изображении? Возможные ответы: компакт-диск, эспандер, мяч. А вы знаете, что в XX-м веке были грампластинки (графитовые и виниловые)? В нашей стране их выпускала фирма "Мелодия". Пластинки можно было слушать с помощью проигрывателя (в это время показываем проигрыватель и пластинки разных видов и диаметров и слушаем их). |
|
Для развития познавательной активности школьника мы применяем самое хорошее средство обучения - игру. Ребусы, кроссворды, загадки, шарады, "музыкальный алфавит", текст с нотами - пусть это "старомодные" средства, но они хорошо вписываются в современные "текст новой природы", так как вызывают у ребят неподдельный интерес.
На обобщаем уроке в первой четверти пятого класса, при решении кроссворда "Музыка и литература" дети затрудняются в ответе на третий вопрос (слово "либретто"), тогда им предлагается это слово найти в "облаке слов" в форме саксофона. Также затруднения вызывает ответ на десятый вопрос ("Толстой"), и тогда в качестве подсказки предлагается "облако слов" в форме чернильницы с гусиным пером.
15 лет подряд данное пособие мы используем на уроках музыки в 7-8 классах.
Каждая страница этой книги - самый настоящий текст "новой природы", хотя выпущена она ещё в 2000 году.
Применение текстов новой природы на уроках и во внеурочной деятельности мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создаёт атмосферу радости, сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.
Использование ТНП обогащает педагогический инструментарий учителя и стимулирует ребят учиться, повышается их интерес к чтению. Мы согласны с мнением В.Г. Данилова: "Педагоги заинтересованы в том, чтобы открыть современным школьникам сложный и многообразный мир литературы, привести их к "своим" текстам, научить читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов новой природы, которые подростки сегодня воспринимают тоже как "свои", и искать новые методические подходы к включению их в учебный процесс" [2, стр. 55].
Литература:
1. Беньковская Т.Е. "Тексты новой природы" и возможность их использования в литературном образовании современных школьников / Т.Е.Беньковская // Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru/
2. Данилова Г.В. "Тексты новой природы" как источник образовательного потенциала и "новой грамотности" школьников / Г.В.Данилова // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сб-к мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. "Педагогика текста", Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т.Г.Галактионовой, Е.И.Казаковой. - СПб. : Лема, 2016. - С. 52-55.
3. Королёва Е.А. "Азбука музыки в сказках, стихах и картинках". / Е.А.Королёва // Владос: М, 2001 - С. 5.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897).
Пролубщикова Наталья Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна