12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Л.Г.230
0

Статья «Трансформация роли педагога в условиях реализации ФГОС: преподаватель-модератор»

СИДОРОВА Л. Г.,

преподаватель географии,

ФГКОУ «Пермское военное суворовское училище МО РФ»

пгт. Звёздный, Пермский край

E-mail: sidorovalaris@yandex.ru

«ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МОДЕРАТОР»

Краткое описание документа:

В данной статье описаны изменения функций учителя в современной школе. Широкое распространение во всем мире идей развивающего обучения, личностно ориентированного образования актуализировало потребность в пересмотре представлений о содержании педагогической деятельности и появление новых позиций, ролей и функций преподавателя.

Преподаватель, выступая в роли модератора, организовывает индивидуальную образовательную траекторию обучающегося и управляет познавательной деятельностью. Одним из эффективных средств создания персонального пути реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. выступает применение инструктивных карт занятия, с помощью которых происходи целенаправленно и методичное развитие самостоятельности обучающихся, а значит и раскрытие потенциальных возможностей обучающегося и его способностей.

Ключевые слова: новые требования, роль и функции учителя, модератор, технология модерации, география, инструктивная карта занятий.

«Время меняется, а вместе с ним меняемся, и мы»

Овидий

Современное образование модернизируясь ставит перед собой задачу развития гармонично развитой и высокообразованной личности обучающегося. Развитие науки каждый год вносит в образовательные программы существенные коррективы, которые формируют знания, являющиеся фундаментальными для личности. В перечне наук, ставящих перед собой вышеуказанные цели, следует отметить особое влияние, которое оказывает непосредственно география на формирование у обучающегося тех необходимых знаний, позволяющих ему правильно воспринимать и оценивать существующую научную картину мира.

Сейчас, в эпоху быстро развивающегося мира, значение географии в образовании личности выходит на передовой план. География напрямую связана с предоставлением адекватных ответов на современные вызовы техногенного, социально-экономического, политического и экологического характера, которые звучат все громче и громче, как отметил В. В. Путин на съезде Русского географического общества: «география является одной из фундаментальных наук, на которой основывается познание всего окружающего мира» [2]. Главным объектом географических исследований выступает окружающая среда во всем ее многообразии и сложности изменений в результате усиливающегося и усложняющегося антропогенного воздействия.

Основной целью учебной географии является формирование функциональной грамотности личности школьника. Как мировоззренческий предмет, география должна помочь учащимся понять и осознать свое место в мире, их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой, тем самым развивать личную ответственность школьника за все происходящее в окружающем нас мире. В глобальном смысле география призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а, следовательно, географическое мышление становиться частью общественного сознания, которое во многом формируется в период обучения в школе.

Кроме этого, в новых условиях развития нашего общества становится необходимым активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого обучающегося и его индивидуальной образовательной траектории. В новых условиях преподавания педагог и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества, т. е. выступает в новых позициях, ролях, в ходе которых организует индивидуальную образовательную траектория обучения. Учителя в старом понимании скоро не будет, зато появится «игропедагог» — то есть, учителю придется не столько стоять у доски и проверять тетради, сколько разрабатывать образовательные маршруты, геймифицировать образовательный процесс, делая его более увлекательным.

Выполняя в учебном процессе эту дидактическую цель, целесообразно использовать технологию модерации, которая призвана развить способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем.

Технология модерации - это способ проведения учебных занятий, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные. [1, с. 7].

Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями подводящих обучающихся к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала каждого обучающегося, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы преподавателя-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель-модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.

Принципы модерации: систематичность, комплексность, прозрачность [3, с. 21].

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Фазы модерации:

- начало образовательного материала:

этап - инициация (вхождение в урок, знакомство, инструктирование);

этап - вхождение или погружение в тему (формулирование целей урока);

этап - определение ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока);

-работа над темой:

этап - интерактивная лекция (подача информации педагогом и инструктирование);

этап - проработка содержания темы (групповая работа по инструкциям);

-завершение образовательного мероприятия:

этап - эмоциональная разрядка (разминки);

этап - подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку.

Рассмотрим подробнее содержание и задачи каждого этапа

I этап - знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы.

На данном этапе создается настрой студентов на предстоящую работу. Умело организованное знакомство определяет атмосферу открытости и доверительности, повышает работоспособность обучающихся. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы.

II этап - вхождение или погружение в тему.

На этом этапе можно использовать работу с эпиграфом, разгадывание кроссворда, прием «незаконченная фраза».

III этап - определение и формулировка проблемы или темы обсуждения, (планирование эффектов урока) - выяснения целей, ожиданий, опасений.

На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы.

Для этого должны быть сформулированы конкретные вопросы. Ими могут быть так называемые «закрытые вопросы», требующие однозначных ответов. Можно собрать формулировки индивидуальных предложений для обсуждения (насущные вопросы), также можно попросить, чтобы каждый написал свое мнение на карточках, которые потом собираются и в определенном порядке прикрепляются на стенд. Таким образом, формируется банк данных, где упорядоченно собраны все вопросы и желания. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.

IV этап - интерактивная лекция - подача информации (в контексте ФГОС передача информации, как этап урока, отживает и обретает новую модель передачи информации – подачу информации, т.е. обучающимся необходимо формировать информационную компетентность). Информация и телекоммуникации приобретают не только особый познавательный смысл в современном информационном обществе, но и становятся мощной преобразовательной силой в организации его жизнедеятельности. Модель получения и передачи информации более всего напоминает схему работы какого-то технического прибора, у которого есть инструкция к использованию, и, если обучающиеся поймут механику работы с информацией, они смогут играть осознанную роль в процессе коммуникации с другими людьми, в обществе и в дальнейшем своем становлении.

На данном этапе подачи информации можно использовать интерактивный вид деятельности, обучающиеся могут анализировать географические карты, описывать предложенные им миниатюры, интерпретировать диаграммы, производить самостоятельный анализ, принимать совместные решения по заданной проблеме. Во время данного этапа происходит активизация индивидуальной или групповой работы обучающихся.

В связи с этим в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую инструктивные карты, с помощью которых делаю акцент на развитие самостоятельности.

Обучение с помощью инструктивных карт — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся.

Познавательная деятельность учащихся при выполнении самостоятельной работы направляется заданием - инструктивной картой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д. Инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы. Она раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.

Инструктивная карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, указания о правилах выполнения работ, это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии (см. Приложение 1).

V этап - обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов

На этом этапе проводится само обсуждение темы. Происходит обмен мнениями, выявляются противоречия и пути их разрешения. Необходимым условием для такой работы является выполнение предварительно оговоренного временного регламента. По ходу обсуждения преподаватель при необходимости консультирует обучающихся относительно логики «сценария» и требований к форме презентаций результатов, а также контролирует соблюдение временных ограничений. Результаты обсуждения в подгруппах представляются всем участникам с помощью плакатов или других средств визуализации, на основании чего проводится общая дискуссия.

VIэтап - эмоциональная разрядка (разминка)

VII этап - подведение итогов работы и обмен мнениями

На заключительном этапе важно не только подведение итогов работы, не менее важен свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками по той причине, что рабочий процесс был наполнен яркими эмоциональными переживаниями, которые также требуют своего логического завершения. Можно предложить студентам поделиться чувствами и эмоциями, только что пережитыми во время споров, совместного нахождения решений или чувствами, с которыми участники покидают мероприятие.

Удачными для данных целей будут, например, такие вопросы: «Что было самым главным для меня в проделанной работе?»; «Что я еще хочу сказать группе?»; «Что ценного для себя я получил (в личностном или профессиональном плане)?» и т.д.

Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Модерация развивает: способность к анализу информации и выявлению проблем; умение находить возможности и ресурсы для решения проблем; умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; умение выслушать собеседника, аргументированно убеждать и принимать коллегиальные решения; навык принятия персональной ответственности за воплощение принятых решений в жизнь.

Полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении на уроках географии, великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая качественное усвоение новых знаний обучающихся, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Результаты применения технологии модерации, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям.

Таким образом, принимая на себя иную, новую роль, преподаватель остается на позиции сопровождения, которое позволяет обучаться новому поведению, способствует развитию личности, ответственности студента. Это не трансляция готовых образцов профессионального поведения, а выработка новых моделей, ориентированных на профессионально-личностные возможности обучающегося, по сути - это взаимодействие между преподавателем- консультантом и учеником, это процесс, который выполняется вместе с ним, а не вместо него. Это изменение позиции (функции) преподавателя в образовательном процессе позволяет ему по-новому подходить к процессу организации самостоятельной работы обучающихся.

По мере профессионального становления специалиста, обучающийся получает все большую самостоятельность как в планировании процесса освоения дисциплин, так и в оценивании его результатов. То есть преподаватель передает ему часть своих функций, повышая одновременно ответственность ученика.

Список использованной литературы

1.Евсеенко Г.Н. Модерация как инновационная педагогическая технология. // Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики. – 2008 – С. 7

2. Путин В. В. Выступление на съезде Русского географического общества 18 ноября 2009 г.

3. Раимбекова У. К. Модерация — современная образовательная технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 31-34. — URL https://moluch.ru/archive/130/36286 / (дата обращения: 24.04.2018).

Приложение 1.

Инструктивная карта занятия по теме «Атмосферное давление», 6 класс

Учебник географии «География. Начальный курс: 6класс»/А.А. Летягин; под общ. ред. В.П. Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.