12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Спицына Любовь Ивановна45316 Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе,
трудоголик по сути.
Требовательна к себе и окружающим. Россия, Краснодарский край, Краснодар Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Тропами альпинистов, покоряющих Эверест
Нестандартное домашнее задание
«Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»
Пояснительная записка
«На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает» -
даже первокласснику известно, что речь в этой загадке идет о барометре – приборе для измерения атмосферного давления.
Теоретическое освоение темы «Атмосферное давление», имеющей метапредметную значимость, осуществляется в курсе физики седьмого класса, для изучения темы отводится один учебный час [1]. При этом знания и умения, приобретенные школьниками на уроках по теме «Атмосферное давление» имеют ежедневную практическую значимость, так как они могут и должны быть использованы для обеспечения безопасности здоровья и самой жизни человека, в зависимости от конкретной образовательной или жизненной ситуации.
Практическую тренировку по расчетам (или оценке) величины атмосферного давления считаю важной для учащихся, этим обусловлен выбор формата домашнего задания – применение школьных знаний в нестандартной ситуации, во время мысленного (моделируемого) альпинистского восхождения на Эверест.
Предмет, класс, тема | Физика, 7 класс, Тема «Атмосферное давление. Его измерение. Зависимость от высоты» |
Отличительная особенность | Вариативность домашнего задания Учащиеся имеют возможность выбрать для выполнения обязательное или нестандартное домашнее задание. |
Комплексный характер задания, его практическая значимость: | Школьные предметы, при изучении которых необходимо знание данного учебного материала, умение применять их на практике: География, Биология, О Б Ж |
Цели и задачи: | Общеобразовательные: - активизация познавательной деятельности школьника; - закрепление умений на основе работы с познавательно-развивающей информацией проводить анализ текста, вычленяя проблемы по освоенной теме школьного курса физики; - отработка возможности применения школьных знаний на практике. Воспитательные: - воспитание культуры навыков самообразования; - воспитание природоохранного и экологического сознания. Развивающее: - совершенствовать умения работы с источниками информации через выявление связей и выделение главного в тексте, - анализировать и сравнивать информацию с целью формирования и развития критического мышления. |
Время выполнения: | От 20 до 30 минут (с учетом личностно-образовательных интересов и предметных предпочтений школьника) |
Оптимальный способ проверки | В группе учащихся, выполнивших нестандартное задание, взаимопроверка рассчитанных значений, обсуждение ответов на качественные вопросы. |
Физика, 7 класс. Тема «Атмосферное давление. Атмосферное давление на различных высотах»
После первичного закрепления на уроке нового материала
домашнее задание может быть предложено учащимся
Стандартное: § 45, 46, вопросы, упр. 22
Нестандартное: «Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»
При выборе нестандартного домашнего задания можно выделить два этапа работы над ним:
Этап выполнения задания | Деятельность учащегося | Время выполнения |
Подготови-тельный | Вместо выполнения обязательной части домашнего задания: Чтение текста «Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?» | До 5 минут: - чтение и осмысление текста; - принятие решения о дополнительном знакомстве с информацией по теме из предложенного источника и иных текстовых, интернет-источников. |
Основной: Выполнение нестандартного домашнего задания | Выполнение трех (четырех) заданий, оформление отчета в рабочей тетради по физике | Индивидуально, 20 – 25 минут |
Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?
Если не знаешь, прочитай текст:
Высочайшие вершины планеты Земля во все времена манили путешественников и ученых, которые ко всему прочему должны были быть неплохими альпинистами. Первые научные экспедиции в горные районы северной Индии открыли взорам исследователей природные чудеса Гималаев: заоблачную высоту горных вершин, потрясающей красоты долины и огромные ледники. Таким предстает высочайшая точка планеты, которую называют: Джомолунгма (Тибет, Китай), Сагарматха (Непал), Эверест (Международное, официальное название), взорам смельчаков. (фото 1)
Фото 1 Величавый Эверест
Ни одно путешествие – восхождение к вершинам гор невозможно без точной и подробной маршрутной карты. Эти вопросы активно решались британскими картографами в Гималаях еще в XIX веке. Они, кроме нанесения на карту Индии основных географических объектов, измерили высоты трех восьмитысячников Земли: Эвереста, К2 и Канченджанги. [2]
В XIX веке с помощью теодолита – основного геодезического инструмента тех времен, были рассчитаны триангуляционные точки, зафиксированные на высочайших горных вершинах Гималаев, что позволило выполнять новые измерения для расчета кривизны поверхности Земли. [2]
Реализация этого грандиозного для XIX века геодезического проекта, длившегося почти 60 лет, во многом заслуга Джорджа Эвереста. Под его руководством были проведены географические исследования северных районов Индии, начато измерение высот. А в 1852 году геодезисты Радханатх Шикдар и Майкл Хеннесси сообщили миру: "Мы нашли самую высокую гору в мире!", но официальная информация об этом географическом открытии появилась спустя три года, в 1855 году. Отдавая дань вкладу капитана Эвереста в освоение доселе неизведанных мест, называют его именем сегодня одну из вершин Гималаев.
Множество смельчаков пытались взойти на эту вершину, существующую на Земле почти 60 миллионов лет. [4] Официально признан факт, что в мае 1953 года первыми покорителями вершины стали Тенцинг Норгей (Непал) и Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия), прошедшие по пути швейцарских альпинистов. Известно, что при восхождении альпинисты использовали кислородные баллоны, а экспедицию обслуживали 30 шерпов. (фото 2)
Фото 2 Тенцинг Норгей – первый покоритель Эвереста (1953 г.)
Подробно: Статья «Самые загадочные истории восхождения на Эверест
О том, что величина атмосферного давления изменяется по высоте (относительно уровня мирового океана) известно (см. учебник § 46).
Как и на какую величину изменяется давление атмосферного воздуха при восхождении – запомни, необходимо для выполнения домашнего задания!
Исходные данные: Прими для расчетов величину нормального атмосферного давления, равной 101300 Па (760 мм рт. ст.)
От величины этого давления зависит самочувствие и работоспособность человека, особенно, совершающего высокогорное восхождение.
Сделан выбор в пользу нестандартного домашнего задания? Удачи и успехов!
Представь, что ты вместе с друзьями прибыл к подножью величавого Эвереста и ваша группа готова к движению по маршруту альпинистов!
Задание 1
Атмосферное давление на вершине
Измерения высоты Эвереста дают величину 8848 м над уровнем моря. Какое по величине атмосферное давление можно измерить на вершине? Рассчитай эту величину:
1.1. в мм рт. ст.
1.2. в единицах СИ
Задание 2
Какое оно, давление в базовом лагере?
Базовый лагерь альпинистов, в котором ваша группа сможет пройти акклиматизацию в течение двух – трех месяцев, расположен на высоте 5334 м над уровнем моря [5]
2.1. Какова величина атмосферного давления на этой высоте? Выполни расчеты.
2.2. Почему альпинистам необходимо длительное нахождение в лагере перед подъемом к вершине?
*Если затрудняешься с ответом на этот вопрос, посмотри видеофрагмент:
Как атмосферное давление влияет на наш организм
MP4 / 10.06 Мб
Задание 3
Контролируя давление…
Начиная восхождение к вершине, один из участников вашей группы решил записывать значения атмосферного давления ежедневно. Для этого он решил взять с собой барометр-анероид. (фото 3)
Глядя на изображение прибора, запиши в тетрадь основные элементы его конструкции: 1 – 2 - 3 – 4 - 5 – 6 - 7 -
Будет ли изменяться форма и размеры гофрированной коробочки барометра по мере приближения группы к вершине? Если будет, то как? Почему?
Фото 3. Барометр - анероид
*Задание 4 (выполняется по желанию)
О средней скорости подъёма на Эверест, атмосферном давлении и температуре
Источник [4] сообщает, что восхождение на вершину Эвереста (8848 м) из базового лагеря (5334 м) длится в среднем 7 дней. Какова средняя ежесуточная высота «подъема» альпинистов над уровнем моря?
Составьте самостоятельно таблицу для внесения в нее рассчитанных значений атмосферного давления для каждого дня мысленного восхождения группы.
Дополнительно
Информация к сведению начинающих альпинистов: [4]
Температура воздуха на вершине Эвереста может опускаться до – 600С
Во время восхождения ежесуточно альпинисты находятся в движении от 6 до 10 часов.
Сохраняя те же временные характеристики, что и при подъеме, альпинисты обычно возвращаются в базовый лагерь за 5 дней.
Список литературы
1. Перышкин А.В. Физика, 7 класс, М., Дрофа, 2016, 224 с.
2. Как был обнаружен Эверест
3. Самые загадочные истории восхождения на Эверест
4. Факты об Эвересте:
5. Эверест: сравнение маршрутов восхождения
6. Барометр-анероид:
Комментарии (14)
сменить сортировкуБлагодарю за внимательное прочтение публикации, Татьяна Ивановна!