12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45316
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Нестандартное домашнее задание

«Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»

Пояснительная записка

«На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает» -

даже первокласснику известно, что речь в этой загадке идет о барометре – приборе для измерения атмосферного давления.

Теоретическое освоение темы «Атмосферное давление», имеющей метапредметную значимость, осуществляется в курсе физики седьмого класса, для изучения темы отводится один учебный час [1]. При этом знания и умения, приобретенные школьниками на уроках по теме «Атмосферное давление» имеют ежедневную практическую значимость, так как они могут и должны быть использованы для обеспечения безопасности здоровья и самой жизни человека, в зависимости от конкретной образовательной или жизненной ситуации.

Практическую тренировку по расчетам (или оценке) величины атмосферного давления считаю важной для учащихся, этим обусловлен выбор формата домашнего задания – применение школьных знаний в нестандартной ситуации, во время мысленного (моделируемого) альпинистского восхождения на Эверест.

Предмет, класс, тема

Физика, 7 класс, Тема «Атмосферное давление. Его измерение. Зависимость от высоты»

Отличительная особенность

Вариативность домашнего задания

Учащиеся имеют возможность выбрать для выполнения обязательное или нестандартное домашнее задание.

Комплексный характер задания,

его практическая значимость:

Школьные предметы, при изучении которых необходимо знание данного учебного материала, умение применять их на практике:

География, Биология, О Б Ж

Цели и задачи:

Общеобразовательные:

- активизация познавательной деятельности школьника;

- закрепление умений на основе работы с познавательно-развивающей информацией проводить анализ текста, вычленяя проблемы по освоенной теме школьного курса физики;

- отработка возможности применения школьных знаний на практике.

Воспитательные:

- воспитание культуры навыков самообразования;

- воспитание природоохранного и экологического сознания.

Развивающее:

- совершенствовать умения работы с источниками информации через выявление связей и выделение главного в тексте,

- анализировать и сравнивать информацию с целью формирования и развития критического мышления.

Время выполнения:

От 20 до 30 минут (с учетом личностно-образовательных интересов и предметных предпочтений школьника)

Оптимальный способ проверки

В группе учащихся, выполнивших нестандартное задание, взаимопроверка рассчитанных значений, обсуждение ответов на качественные вопросы.


Физика, 7 класс. Тема «Атмосферное давление. Атмосферное давление на различных высотах»

После первичного закрепления на уроке нового материала

домашнее задание может быть предложено учащимся

Стандартное: § 45, 46, вопросы, упр. 22

Нестандартное: «Тропами альпинистов, покоряющих Эверест»

При выборе нестандартного домашнего задания можно выделить два этапа работы над ним:

Этап выполнения задания

Деятельность учащегося

Время выполнения

Подготови-тельный

Вместо выполнения обязательной части домашнего задания:

Чтение текста

«Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?»


До 5 минут:

- чтение и осмысление текста;

- принятие решения о дополнительном знакомстве с информацией по теме из предложенного источника и иных текстовых, интернет-источников.

Основной:

Выполнение нестандартного домашнего задания

Выполнение трех (четырех) заданий, оформление отчета в рабочей тетради по физике

Индивидуально,

20 – 25 минут


Знаешь ли ты, как был покорен Эверест?

Если не знаешь, прочитай текст:

Высочайшие вершины планеты Земля во все времена манили путешественников и ученых, которые ко всему прочему должны были быть неплохими альпинистами. Первые научные экспедиции в горные районы северной Индии открыли взорам исследователей природные чудеса Гималаев: заоблачную высоту горных вершин, потрясающей красоты долины и огромные ледники. Таким предстает высочайшая точка планеты, которую называют: Джомолунгма (Тибет, Китай), Сагарматха (Непал), Эверест (Международное, официальное название), взорам смельчаков. (фото 1)


t1582304754aa.jpg
                                                Фото 1 Величавый Эверест

Ни одно путешествие – восхождение к вершинам гор невозможно без точной и подробной маршрутной карты. Эти вопросы активно решались британскими картографами в Гималаях еще в XIX веке. Они, кроме нанесения на карту Индии основных географических объектов, измерили высоты трех восьмитысячников Земли: Эвереста, К2 и Канченджанги. [2]

В XIX веке с помощью теодолита – основного геодезического инструмента тех времен, были рассчитаны триангуляционные точки, зафиксированные на высочайших горных вершинах Гималаев, что позволило выполнять новые измерения для расчета кривизны поверхности Земли. [2]

Реализация этого грандиозного для XIX века геодезического проекта, длившегося почти 60 лет, во многом заслуга Джорджа Эвереста. Под его руководством были проведены географические исследования северных районов Индии, начато измерение высот. А в 1852 году геодезисты Радханатх Шикдар и Майкл Хеннесси сообщили миру: "Мы нашли самую высокую гору в мире!", но официальная информация об этом географическом открытии появилась спустя три года, в 1855 году. Отдавая дань вкладу капитана Эвереста в освоение доселе неизведанных мест, называют его именем сегодня одну из вершин Гималаев.

Множество смельчаков пытались взойти на эту вершину, существующую на Земле почти 60 миллионов лет. [4] Официально признан факт, что в мае 1953 года первыми покорителями вершины стали Тенцинг Норгей (Непал) и Эдмунд Хиллари (Новая Зеландия), прошедшие по пути швейцарских альпинистов. Известно, что при восхождении альпинисты использовали кислородные баллоны, а экспедицию обслуживали 30 шерпов. (фото 2)

t1582304754ab.jpg
                      Фото 2 Тенцинг Норгей – первый покоритель Эвереста (1953 г.)

Подробно: Статья «Самые загадочные истории восхождения на Эверест https://4sport.ua/articles?id=13107

О том, что величина атмосферного давления изменяется по высоте (относительно уровня мирового океана) известно (см. учебник § 46).

Как и на какую величину изменяется давление атмосферного воздуха при восхождении – запомни, необходимо для выполнения домашнего задания!

Исходные данные: Прими для расчетов величину нормального атмосферного давления, равной 101300 Па (760 мм рт. ст.)

От величины этого давления зависит самочувствие и работоспособность человека, особенно, совершающего высокогорное восхождение.

   Сделан выбор в пользу нестандартного домашнего задания? Удачи и успехов!

Представь, что ты вместе с друзьями прибыл к подножью величавого Эвереста и ваша группа готова к движению по маршруту альпинистов!

Задание 1

Атмосферное давление на вершине

Измерения высоты Эвереста дают величину 8848 м над уровнем моря. Какое по величине атмосферное давление можно измерить на вершине? Рассчитай эту величину:

1.1. в мм рт. ст.

1.2. в единицах СИ

Задание 2

Какое оно, давление в базовом лагере?

Базовый лагерь альпинистов, в котором ваша группа сможет пройти акклиматизацию в течение двух – трех месяцев, расположен на высоте 5334 м над уровнем моря [5]

2.1. Какова величина атмосферного давления на этой высоте? Выполни расчеты.

2.2. Почему альпинистам необходимо длительное нахождение в лагере перед подъемом к вершине?

*Если затрудняешься с ответом на этот вопрос, посмотри видеофрагмент:



Как атмосферное давление влияет на наш организм
MP4 / 10.06 Мб

Задание 3

Контролируя давление…

Начиная восхождение к вершине, один из участников вашей группы решил записывать значения атмосферного давления ежедневно. Для этого он решил взять с собой барометр-анероид. (фото 3)

Глядя на изображение прибора, запиши в тетрадь основные элементы его конструкции: 1 – 2 - 3 – 4 - 5 – 6 - 7 -

Будет ли изменяться форма и размеры гофрированной коробочки барометра по мере приближения группы к вершине? Если будет, то как? Почему?

t1582304754ac.jpg

                                                          Фото 3. Барометр - анероид



*Задание 4 (выполняется по желанию)

О средней скорости подъёма на Эверест, атмосферном давлении и температуре

Источник [4] сообщает, что восхождение на вершину Эвереста (8848 м) из базового лагеря (5334 м) длится в среднем 7 дней. Какова средняя ежесуточная высота «подъема» альпинистов над уровнем моря?

Составьте самостоятельно таблицу для внесения в нее рассчитанных значений атмосферного давления для каждого дня мысленного восхождения группы.


Дополнительно

Информация к сведению начинающих альпинистов: [4]

Температура воздуха на вершине Эвереста может опускаться до – 600С

Во время восхождения ежесуточно альпинисты находятся в движении от 6 до 10 часов.

Сохраняя те же временные характеристики, что и при подъеме, альпинисты обычно возвращаются в базовый лагерь за 5 дней.



                                             Список литературы

1. Перышкин А.В. Физика, 7 класс, М., Дрофа, 2016, 224 с.

2. Как был обнаружен Эверест https://4sport.ua/articles.php?id=12962

3. Самые загадочные истории восхождения на Эверест https://4sport.ua/articles?id=13107

4. Факты об Эвересте: http://www.everestian.com/gora-everest-ru.html

5. Эверест: сравнение маршрутов восхождения https://4sport.ua/articles?id=29116

6. Барометр-анероид: https://ds04.infourok.ru/img9.jpg


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Синяк Татьяна Ивановна, 22.02.20 в 13:11 5Ответить Пожаловаться
Очень интересно и необычно! Сочетается и познавательная информация ,и задание.Спасибо за идею!
Спицына Любовь Ивановна, 22.02.20 в 14:12 6Ответить Пожаловаться
Татьяна Ивановна, размещала материалы вчера уже вдогонку уходящим срокам публикации, поэтому и не написала, что главным в задании является познавательный аспект, информация и для меня во многом была неизвестна.
Благодарю за внимательное прочтение публикации, Татьяна Ивановна!
Бойко Светлана Владимировна, 22.02.20 в 15:49 4Ответить Пожаловаться
Очень интересно!!! Спасибо!
Спицына Любовь Ивановна, 24.02.20 в 07:30 4Ответить Пожаловаться
Уважаемые колеги, в тексте публикации, в дополнительных материалах к заданию № 4 температура воздуха на вершине, конечно, - 60, дальше - единица измерения, в которой программой некорректно записывается символ, набранный в верхнем регистре.
Панов Егор Игоревич, 20.03.20 в 16:10 3Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!
Трефилова Раиса Поликарповна, 20.03.20 в 19:53 3Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, поздравляю с победой в конкурсе!

Спицына Любовь Ивановна, 21.03.20 в 13:12 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Раиса Поликарповна, за поздравления!
Ватолина Светлана Анатольевна, 21.03.20 в 16:33 3Ответить Пожаловаться
С заслуженной Победой в конкурсе, Любовь Ивановна!!!
Спицына Любовь Ивановна, 21.03.20 в 16:55 2Ответить Пожаловаться
Благодарю, Светлана Анатольевна, очень приятно получать поздравление от Вас!
Садварий Жанна Владиславовна, 21.03.20 в 16:36 3Ответить Пожаловаться
От всей души поздравляю с Победой!

показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.