12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Куклева Юлия Владиславовна33
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Куклева Ю.В.,

преподаватель английского языка,

ТКУиК, Санкт-Петербург

Учебная мотивация: общий свод правил

Тема формирования мотивации у учащихся была и остается актуальной, поскольку перед педагогами всегда стояла первостепенная задача привить своим ученикам любовь к такому ценному ресурсу, как знания, а также к учению, которое длится у человека всю жизнь. Еще в 17 в. великий чешский педагог и автор ключевых идей классического образования Ян Амос Коменский заявлял о важной роли педагога в формировании мотивации у воспитанников: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».

Безусловно, без правильной и позитивной мотивации учащиеся не станут сознательными участниками обучения и, следовательно, не смогут успешно овладеть необходимыми знаниями, предметными и метапредметными умениями.

Следует отметить, что мотивы исходят из ценностей, которые определяют отношение человека к окружающему миру. Таким образом, педагогу, который заинтересован в привитии своим ученикам учебной мотивации, необходимо уделять должное внимание формированию у учащихся ценности к образованию. Если на вершине иерархии ценностей современных учащихся окажется образование, то естественным образом у них возникнет мотив к получению знаний.

Термин «мотивация» входит в категориальный аппарат психологии и педагогики, наук, способствующих эффективной работе педагога. Согласно американскому психологу А. Маслоу, мотивация – «это совокупность потребностей, влечений и желаний человека, которые направляют его деятельность» (Цит. по: [1, C. 44]). В педагогике мотивация является частью воспитательного процесса. Доктор педагогических наук И.П. Подласый подчеркивает стратегическую функцию мотивации, отмечая, что без должной мотивации обучение и воспитание не будут успешными [3, C. 203]. Мотивация является стимулом к качественному получению знаний, умений и навыков.

При формировании мотивации необходимо знать ее виды и возрастные особенности учащихся. По параметру качества выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если при внутренней мотивации для учащегося важна учебная деятельность как процесс, то есть получение знаний, личностный рост, саморазвитие, повышение уровня эрудиции и т.д., то при внешней мотивации учащийся заинтересован в удовлетворении других потребностей через образовательную деятельность, например, получение похвалы, положительной отметки и т.д.

Важно отметить, что на разных возрастных этапах у учащихся доминируют определенные учебные мотивы. Например, у старших подростков и старшеклассников часто ведущим мотивом обучения выступает самоутверждение или желание завоевать популярность в коллективе сверстников. Младшие школьники на первое место ставят отметки. Для учащихся выпускных классов получение положительных отметок также нередко становится ведущим внешним мотивом. Данное обстоятельство можно связать с получением аттестата и поступлением в средние специальные и высшие учебные заведения.

Сегодня руководство учителям и школам Яна Амоса Коменского, на мой взгляд, не потеряло своей актуальности. Его положения можно использовать при создании модели формирования учебной мотивации:

Учителю следует быть приветливым и ласковым;

Презентовать преподаваемый предмет с лучшей стороны: сделать акцент на его легкости и актуальности;

Хвалить прилежных учеников;

Использовать средства наглядности;

Школа должна быть приятным местом для пребывания учащихся: чистой, светлой, украшенной картинами;

Школа должна иметь площадки для игр и прогулок, а также сад [2, C. 248].

Из вышеприведенных положений следует, что учебная мотивация должна складываться из образа педагога и учебного заведения, где созданы гармоничные условия для развития личности.

В своей педагогической деятельности я использую следующие правила для формирования учебной мотивации у учащихся:

Применять личностно-ориентированный подход в обучении;

Относиться к учащимся с уважением;

Вселять надежду на успех;

Налаживать взаимопонимание с учащимися;

Разрабатывать дифференцированные виды заданий, чтобы создать ситуацию успеха для учеников с разным уровнем знаний.

Формирование учебной мотивации – сложная задача, для выполнения которой педагогу необходимы не только знания в области педагогики и возрастной психологии, но и врожденное чувство такта, хорошие ораторские способности, а также любовь к своей профессии.



Список литературы:

1. Иностранные языки в высшей школе: новая реальность: Монография / А.В. Агошкова, Л.С. Чикилева, Д.В. Агальцова [и др.]; под науч. ред. М.В. Мельничук, О.А. Калугиной. – М.: Прометей, 2022. – 368 с.

2. Коменский, Я. Избранные педагогические сочинения / Я. Коменский; пер. Н.П. Степанов, Д.Н. Корольков, А.А. Красновский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 440 с. – (Серия: Антология мысли).

3. Подласый, И.П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2-х книгах. Книга 1: учебник для вузов / И.П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 404 с. – (Высшее образование).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.