Учебная программа элективного курса «Историко-культурные события и литературный процесс на Руси IX–XVI вв» (9–11 класс)
Составитель: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский
Никитина Э.Т.
2019
Пояснительная записка
Настоящая программа « Историко-культурные события и литературный процесс на Руси IX-XVI вв» рассчитана на обучение учащихся 9-11 классов в количестве 34 часов: 17 часов лекций, 17 часов практических занятий.
Работая над темой ″Культурологические аспекты в духовно – нравственном и патриотическом воспитании на уроках русского языка и литературы″, я пришла к такому выводу, что развитие личности, развитие его духовных, нравственных ценностей невозможно без опоры на прошлое, только вовлекая детей в прошлое, помогая им найти опору в историческом прошлом, помогая им понять и осознать уникальность русской культуры, мы можем говорить о духовно – нравственной личности. Человек, принявший историю своего государства, принявший все лучшее, что было, несомненно, с гордостью и с большей любовью будет относиться к своему Отечеству.
Цель курса:
1.Обобщение материала учебной и научно-исследовательской литературы по данной теме;
2.Помочь учащимся задуматься над причинно-следственными связями в развитии литературы, сложностью и противоречивостью идейно-художественных изысканий;
3.Показать развитие науки, изучающей историю древнерусской литературы, которая от описательности в изучении литературных явлений перешла к теоретическому осмыслению их.
Задачи курса:
Развивающие
Развивать у учащихся мыслительную деятельность, исследовательское начало;
Расширить и углубить теоретическое осмысление программного материала, установить общие закономерности в развитии литературы и других видов искусства.
Обучающие
Развивать умения правильно составлять конспект, выделив главное;
Грамотно подготовить тезисный план выступления на практическом занятии;
Формировать навыки анализа произведений Древнерусской литературы;
Выработать умения сопоставлять некоторые произведения (н-р «Слово о полку Игореве») с летописными версиями.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОИ ЛИТЕРАТУРЕ XI—XVII вв.
Примерная тематика лекций | Тематика практических занятий |
1. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы. Проблема литературной преемственности. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. (2ч.) | 1. Особенности древнерусской литературы и книжности. (1ч.) |
2. Русское летописание XI—XIII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в. Проблема связи древнерусской литературы и фольклора. (2ч.) | 2. История формирования «Повести временных лет». Комментированное чтение и анализ текста 3. Жанровое своеобразие «Повести временных лет». Комментированное чтение и сравнительный анализ летописных рассказов. (2ч.) |
3. Переводная литература Древней Руси. Проблема оригинального и заимствованного в древнерусской литературе (на материале ораторской прозы и агиографии). (2ч.) | 4. «Житие Феодосия Печерского» Нестора. Проблема национальною своеобразия древнерусской агиографии 5. Владимир Мономах — писатель и герой Киевской Руси 6. Ораторская проза Древней Руси XI-XIII вв. (2ч.) |
4. «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Основная проблематика исследования «Слова» на современном этапе. (1ч.) | 7. «Слово о полку Игореве». Чтение, текстологический, исторический и ли тературоведческий комментарий произведения. 8. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова о полку Игореве» и «Моления» Даниила Заточника. (2ч.) |
5. Героическая тема в русской литературе ХIII—ХVII вв. Особенности средневекового историзма. (2ч.) | 9. Русская литература периода монголо-татарского нашествия и борьбы с ним 10. «Повесть о разорении Рязани Батыем» 11. Особенности изображения «Мамаева побоища» в произведениях разных жанров (кон. XIV-XV в. ) 12. Повести о взятии Азова (2ч.) |
6. Развитие жанра «жития» в русской литературе XI—XVI вв. Проблема взаимодействия жанров и стилей в древнерусской литературе. (2ч.) | 13. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево- Печерского патерика 14. «Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской литературы средневековья 15. Агиографическое творчество Епифания Премудрого 16. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии». (2ч.) |
7. Жанр «хожения» в русской литературе XI—XVII вв.: генезис, типология, эволюция, судьба жанра в литературе нового времени. (2ч.) | 17. Индийская тема в русской литературе ХII—XV вв. 18. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. (2ч.) |
8. Место XVI века в историко- литературном процессе русского средневековья. Областные и общерусские тенденции в развитии литературы. Публицистика как форма политической и литературной борьбы эпохи. Монументальные памятники XVI в. Формирование исторической беллетристики, значение переводной литературы в этом процессе. (2ч.) | 19. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси 20. Русская публицистика XVI в.: борьба идей и стилей 21. «История о Казанском царстве» — новый тип исторического повествования. (2ч.) |
9. Традиционное и новаторское в русской литературе XVII в. Древнерусская повесть и ее значение в становлении русской прозы нового времени. Сатира, стихотворство и драматургия. Барокко в русской литературе и искусстве. Творчество Симеона Полоцкого и прототипа Аввакума как отражение социально-политической и литературно- эстетической борьбы эпохи. Старообрядческая литература и ее роль в духовном развитии нации. XVII век — переходный этап в развитии русской литературы. (2ч.) | 22. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII в. («Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике», «Сказание о Куре и Лисице») 23. «Повесть о Горе-Злочасши». Преходящее и вечное в произведении 24. «Повесть о Савве Грудцыне» — русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте 25. «Житие» протопопа Аввакума. Проблема традиционного и нового 26. Русское стихотворство XVII в. 27.Литературно-просветительская деятельность Симеона Полоцкого. (2ч.) |
Использованная литература.
Ольшанская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996.
Пименова В.Н. Древнерусская литература: Учебная хрестоматия 6-9 классы. М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2003.
Список образовательных ресурсов сети Интернет.
http://old-rus.narod.ru/ Древнерусская литература Антология.
http://www.voskres.ru/school/drevruslit.htm Древнерусская литература.