12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Никитина Эльмира Талгатовна310
Россия, Алтайский край
2

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НА РУСИ IX-XVIвв.»














УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НА РУСИ IX-XVIвв.» (34 часа)





Составитель: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский

Никитина Э.Т.








2019



Пояснительная записка

Настоящая программа « Историко-культурные события и литературный процесс на Руси IX-XVI вв» рассчитана на обучение учащихся 9-11 классов в количестве 34 часов: 17 часов лекций, 17 часов практических занятий.

Работая над темой ″Культурологические аспекты в духовно – нравственном и патриотическом воспитании на уроках русского языка и литературы″, я пришла к такому выводу, что развитие личности, развитие его духовных, нравственных ценностей невозможно без опоры на прошлое, только вовлекая детей в прошлое, помогая им найти опору в историческом прошлом, помогая им понять и осознать уникальность русской культуры, мы можем говорить о духовно – нравственной личности. Человек, принявший историю своего государства, принявший все лучшее, что было, несомненно, с гордостью и с большей любовью будет относиться к своему Отечеству.


Цель курса:

1.Обобщение материала учебной и научно-исследовательской литературы по данной теме;

2.Помочь учащимся задуматься над причинно-следственными связями в развитии литературы, сложностью и противоречивостью идейно-художественных изысканий;

3.Показать развитие науки, изучающей историю древнерусской литературы, которая от описательности в изучении литературных явлений перешла к теоретическому осмыслению их.


Задачи курса:

Развивающие

Развивать у учащихся мыслительную деятельность, исследовательское начало;

Расширить и углубить теоретическое осмысление программного материала, установить общие закономерности в развитии литературы и других видов искусства.


Обучающие

Развивать умения правильно составлять конспект, выделив главное;

Грамотно подготовить тезисный план выступления на практическом занятии;

Формировать навыки анализа произведений Древнерусской литературы;

Выработать умения сопоставлять некоторые произведения (н-р «Слово о полку Игореве») с летописными версиями.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОИ ЛИТЕРАТУРЕ XI—XVII вв.

Примерная тематика лекций

Тематика практических занятий

1. Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы.

Проблема литературной преемственности. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии

русской литературы нового времени. (2ч.)

1. Особенности древнерусской литературы и книжности. (1ч.)

2. Русское летописание XI—XIII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в.

Проблема связи древнерусской литературы и фольклора. (2ч.)

2. История формирования «Повести временных лет». Комментированное чтение и анализ текста

3. Жанровое своеобразие «Повести временных лет». Комментированное чтение и сравнительный анализ лето­писных рассказов. (2ч.)

3. Переводная литература Древней Руси. Проблема оригинального и заимствованного в древнерусской литературе (на материале ораторской прозы и агиографии). (2ч.)

4. «Житие Феодосия Печерского» Нестора. Проблема национальною своеобразия древнерусской агиографии

5. Владимир Мономах — писатель и герой Киевской Руси

6. Ораторская проза Древней Руси XI-XIII вв. (2ч.)

4. «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Основная проблематика исследования «Слова» на современном этапе. (1ч.)


7. «Слово о полку Игореве». Чтение, текстологический, исторический и ли тературоведческий комментарий произведения.

8. Проблема авторства произведений древнерусской литературы в современном литературоведении (на материале «Слова о полку Игореве» и «Моления» Даниила Заточника. (2ч.)


5. Героическая тема в русской литературе ХIII—ХVII вв. Особенности средневекового историзма. (2ч.)





9. Русская литература периода монголо-татарского нашествия и борьбы с ним

10. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

11. Особенности изображения «Мамаева побоища» в произведениях разных жанров (кон. XIV-XV в. )

12. Повести о взятии Азова (2ч.)

6. Развитие жанра «жития» в русской литературе XI—XVI вв. Проблема взаимодействия жанров и стилей в древне­русской литературе. (2ч.)

13. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево- Печерского патерика

14. «Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской литературы средневековья

15. Агиографическое творчество Епифания Премудрого

16. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии». (2ч.)

7. Жанр «хожения» в русской литературе XI—XVII вв.: генезис, типология, эволюция, судьба жанра в литературе нового времени. (2ч.)

17. Индийская тема в русской литературе ХII—XV вв.

18. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. (2ч.)


8. Место XVI века в историко- литературном процессе русского средневековья. Областные и общерусские тенденции в развитии литературы. Публицистика как форма политической и литературной борьбы эпохи. Монумен­тальные памятники XVI в. Формирование исторической беллетристики, значение переводной литературы в этом процессе. (2ч.)

19. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Проблема формирования индивидуально-авторских стилей в литературе Древней Руси

20. Русская публицистика XVI в.:

борьба идей и стилей

21. «История о Казанском царстве» — новый тип исторического повествования.

(2ч.)






9. Традиционное и новаторское в русской литературе XVII в. Древнерусская повесть и ее значение в становлении русской прозы нового времени. Сатира, стихотворство и драматургия. Барокко в русской литературе и искусстве. Творчество

Симеона Полоцкого и про­тотипа Аввакума как отражение социально-полити­ческой и литературно- эстетической борьбы эпохи. Старообрядческая литература и ее роль в духовном развитии нации. XVII век — переходный этап в развитии русской ли­тературы. (2ч.)


22. Антиклерикальная тема в русской сатире XVII в. («Калязинская челобитная», «Повесть о бражнике», «Сказание о Куре и Лисице»)

23. «Повесть о Горе-Злочасши». Преходящее и вечное в произведении

24. «Повесть о Савве Грудцыне» — русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте

25. «Житие» протопопа Аввакума.

Проблема традиционного и нового

26. Русское стихотворство XVII в.

27.Литературно-просветительская деятельность Симеона Полоцкого. (2ч.)





Использованная литература.


Ольшанская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Учебное пособие. М.: Новая школа, 1996.

Пименова В.Н. Древнерусская литература: Учебная хрестоматия 6-9 классы. М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2003.


Список образовательных ресурсов сети Интернет.


http://old- rus.narod.ru / Древнерусская литература Антология.

http://www.voskres.ru/school/drevruslit.htm Древнерусская литература.






Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.