Учебно-дидактическая игра для автоматизации и дифференциации трудных звуков «Фиксики»
Учебно-дидактическая игра для автоматизации и дифференциации трудных звуков «Фиксики».
Пояснительная записка.
Автор игры: учитель-логопед Лихотская Мария Владимировна.
Предмет: логопедия.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста.
Актуальность: закрепление звука в речи – не менее важный процесс в коррекции речи, чем постановка и при этом занимает не мало времени. Для того чтобы разнообразить этот процесс педагогам приходится придумывать разнообразные вариации работы с воспитанниками. Мною была разработана и реализована игра на отработку звуков с использованием мультгероев «Фиксиков» - любимцев всех детей. С помощью данной игры можно без труда заинтересовать и мотивировать ребенка , чтобы получить долгожданный результат.
Цель: автоматизация, дифференциация звуков [c], [сь], [ш], [ж], [р], [рь], [л], [ль].
Задачи:
Автоматизировать звуки на уровне слова;
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
Развивать мелкую моторику;
Развивать внимание, логическое мышление;
Описание пособия: пособие состоит из общего фона, отдельных картинок фиксиков и картинок помогаторов с изображениями предметов на обозначенные звуки. Каждый фиксик обозначает определенный звук:
[c] - Папус, [сь] - Мася,
[ш] - Шпуля, [ж] - Верта,
[р] - Фаер, [рь] – Игрек,
[л] - Симка, [ль] – Нолик.
Материалы, использованные при создании игры: ресурс Интернет, бумага, пленка для ламинирования.
Ход игры:
Есть два варианта использования игры: для автоматизации и для дифференциации. При этом игра проходит в два этапа.
Вариант для автоматизации
Выбираются картинки в названиях которых имеется только звук [c], [сь], [ш], [ж], [р], [рь], [л], [ль] (в зависимости от того над каким звуком проходит работа). Для начала перед ребенком выкладываем общий фон, на него помещаем фиксика, в зависимости от отрабатываемого звука: [c] - Папус, [сь] - Мася, [ш] - Шпуля, [ж] - Верта, [р] - Фаер, [рь] - Игрек, [л] - Симка, [ль] – Нолик.
Затем предлагаем назвать помогаторы, на которых изображены предметы в названии которых присутствует отрабатываемый звук. На втором этапе ребенок определяет в какой части слова находится данный звук: в начале, середине или в конце слова.
Вариант для дифференциации
В общем принцип тот же, только здесь используется комплект помогаторов с картинками, в названии которых присутствуют звуки, которые дифференцируют [c] - [сь], [ш] - [ж], [р] - [рь], [л] - [ль]. Также выкладываем общий фон, на него помещаем двух фиксиков, в зависимости от дифференцируемых звуков.
Затем, в заключительном этапе ребенок определяет в какой части слова находится отрабатываемый звук: в начале, середине или в конце.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Лихотская Мария Владимировна