12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Людмила Анатолиевна2077
Россия, Марий Эл респ., пгт.Красногорский

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью

«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

Статья учителя русского языка и литературы МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2» Никитиной Людмилы Анатолиевны «Учение с увлечением, или Детей познавательный интерес – продуманной мотивации прогресс».

Хочу начать свою статью с маленькой поэтической зарисовки:                                               Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,                                                                         Его прозвали «маленький философ».                                                                                 Но только он подрос, и начали ему                                                                     Преподносить ответы без вопросов.                                                                                     И с этих пор он больше никому                                                                                             Не досаждал вопросом «почему?» (С.Я.Маршак).

   Диагноз ясен: ребёнок потерял мотивацию к обучению. Минуя вопрос о виновниках сложившейся ситуации, обратимся к другому: «Что делать?». Вопрос, скорее, риторический: несомненно, нужно вернуть ученику познавательный интерес, обеспечить устойчивую мотивацию к овладению знаниями.                                                                              Мотивация учения - это система целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями, способами познания, сознательно относиться к учению, быть активным в учебной деятельности. Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Ученый-педагог профессор В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:                                                          ● с ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;                              ● с ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;              ● с ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.                          Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на: а)внутреннюю (познавательные мотивы), развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое; б)внешнюю (социальные мотивы), стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников). Без сомнения, учитель прежде всего должен формировать внутреннюю мотивацию, но и внешняя также играет немаловажную роль. В моей практике был случай, когда «крепкий хорошист» в начале десятого класса сообщил мне, что его двоюродная сестра («обычная девчонка!») окончила школу с золотой медалью и он намерен последовать её примеру. Сильнейшая мотивация «Я тоже смогу!» помогла ему выйти в отличники и получить медаль.                                                                                           Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения. Она определяется следующими факторами: 1)организацией образовательного процесса в конкретной школе; 2)возрастными, физическими, психическими и умственными особенностями учащихся; 3)личностью учителя; 4) спецификой преподаваемого предмета. Средства мотивирующего блока обширны и разнообразны. Это и применение современных педагогических технологий (особое предпочтение я отдаю технологии педагогических мастерских), и создание ситуации успеха (хочу-могу-делаю), и благоприятный, продуктивный микроклимат урока (комфортная для обучения обстановка), и групповые формы работы, и создание проблемных ситуаций, и дифференциация заданий…                        Мне импонирует мысль педагога-новатора В.Ф.Шаталова об эффекте «солёного огурца»: главное - создать рассол (особую образовательную ситуацию, мотивирующую и результативную), тогда, какой бы огурец ни был - плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Ответ нашёл С.Л.Соловейчик в девизе-мотиваторе: «Учение с увлечением!». Писатель, правда, в своей знаменитой книге с одноимённым названием обращался прежде всего к ученикам, но, как известно, в учебном процессе два важных субъекта: учитель и учащийся, и формирование мотивационной сферы – задача первого.                                                                                                                               За свою школьную жизнь ученик проходит через десятки тысяч уроков. Один из способов повысить мотивацию к учёбе – разнообразить их, сделать интересными. Я преподаю русский язык и литературу и опираться буду на практику уроков, связанных с анализом лирического произведения. Америку я, конечно, не открою, но, может быть, мой опыт кому-то пригодится.

Мотивирует урок-удивление, урок-открытие. Познание начинается с удивления. Каждый ребёнок в большей или меньшей степени обладает креативными качествами: фантазией, воображением, эмпатией, мечтательностью, чувством новизны, инициативностью, готовностью придумывать, интуицией и т.д. Необходимо создать такую учебную ситуацию, когда эти качества будут включены в полной мере и «разбудят» когнитивные: сообразительность, логичность, способность находить аналогии, умение задавать вопросы, анализировать и т. д. Хочу прокомментировать некоторые формы проведения урока удивления. Урок-сюрприз может быть построен на знакомстве подростков с поэзией их ровесников. Удивление вызывает тот факт, что и в их возрасте можно создавать шедевры и есть дети, которые уже преуспели в этом (Ника Турбина, Виктория Ветрова). Другой вариант – знакомство с лицейскими стихами Пушкина, поэзией юного Лермонтова, 14-летнего Есенина (его первый сборник «Радуница» открывается удивительным стихотворением «Там, где капустные грядки…»). Урок – театр одного стихотворения предполагает инсценирование лирического произведения по правилам театрального искусства (декорации, мизансцены, музыка, свет). Здесь подойдут не только стихотворения с сюжетной основой (Э.Успенского, Р. Сефа, В. Берестова, С. Михалкова, Е. Благининой и др.), но и лирические произведения с внутренней динамикой, где сверхзадачей будет создание образа (в этом случае «актёрами» лучше быть старшеклассникам или учителю). В качестве примера назову удивительно тонкое и глубокое стихотворение Ф. Кривина «Хорошо быть дождём…». Интересным мотивирующим методическим приёмом урока-открытия является работа с «необычными» стихами. В одном из них один глагол и сорок девять деепричастий. Это стихотворение английского поэта Р. Саути «Лодорский водопад»: Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

Помимо удивительной – говорящей – формы это стихотворение предоставляет возможности для разговора о его языке, внутренней рифме, звукописи. Это наглядный пример богатства и выразительности речи. Оживление и радость вызывает чтение другого стихотворения – «Забота» Генриетты Ляховицкой : стать!
настоящим 
джинном
вырастать - 
над кувшином
вдруг огнём,
становиться
ловко в нём,
уместиться
чтобы мог малютка-джиннчик
нужен маленький кувшинчик,
беспокоится о сыне:
Взрослый джинн в большом кувшине

Чтобы что-нибудь понять,
надо снизу вверх читать!

Стихотворные шутки Д. Хармса « Иван Топорышкин», Б. Заходера «Где поставить запятую», Э.Успенского «Память» и др. позволяют вести наблюдения над спаянностью слов в стихотворениях, над игрой словами. Однако не следует думать, что на уроках удивления и открытия можно использовать только весёлые стихи. В день первого снега эмоциональный отклик находит светлое и радостное стихотворение А.Фета «Мама! глянь-ка из окошка…». А какая удивительная тишина стоит в классе, когда читаются стихотворения нашего знаменитого земляка лётчика В. Шарпатова о побеге из Кандагара! От эмоций один шаг до интереса к теме, погружения в материал и его усвоения.                                             Одним из эффективных методических приёмов, повышающих мотивацию к обучению, являются словесные игры, помогающие развивать речь, наблюдательность, воображение: «Буриме», «Подбери рифму», «Сочиняем акростих», «Найди сравнение»: на что похож телефон, батарея, пенал? Перед тем как ученики начнут записывать свои ответы, необходимо обсудить, как можно построить предложение, сравнивая два предмета: «похож на ... напоминает ... вызывает ассоциации с ...» и др. Формирование образного мышления, навыков образной речи - важное условие в обучении анализу лирического текста, своеобразная тропинка от мотивации через интерес к познанию. Здесь уместными будут игры на воображение. Например, закрыть глаза и представить себе, какого цвета смех. Смех бывает оранжевым, салатовым, жёлтым, солнечным, серебряным, красным. А вот как смеётся человек, если смех его чёрный или коричневый? И что за человек так смеётся? Разбуженное воображение поможет усвоить сложный теоретический материал.                                                                                                           Интересными мотивирующими приёмами можно наполнить и урок опорных знаний. Эти знания должны стать ключиком, открывающим дверь в мир поэзии. Пятиклассники легко отличают на слух и зрительно стихотворные и прозаические произведения, могут усвоить такие понятия, как ритм, рифма, рифмовка, стихотворный размер, эпитеты, сравнения, метафоры. Вводятся эти понятия блочно, закрепляются на примерах, фиксируются в поэтических словариках. А помогают в усвоении терминологии…стихи. Например, понятие рифма закрепляется и на шуточном стихотворении И. Токмаковой «Невпопад»:

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать — опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.

У С.Я. Маршака есть весёлое, даже озорное стихотворение «Дождь»:

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.

Стихотворение очень нравится ребятам: они «слышат» дождь – раскат грома, затишье, весёлую барабанную дробь капель. Во второй строчке, как громовой раскат, прокатывается [ р ], во второй части повтор [ п ] и [ к ] создаёт звуковой рисунок падающих капель. Таким образом закрепляется термин «звукопись».                                                                               Цепочку примеров можно продолжать, но вывод, я думаю, очевиден: «Больше уроков, хороших и разных, не будет тогда и учащихся праздных, ленивых, пассивных, в окна смотрящих, а будут десятки глаз детских горящих». Таким образом, интересный урок может стать катализатором, запускающим процессы внутренней мотивации, когда ученик сознательно придёт к пониманию пользы образования, научится справляться с трудностями и даже получать удовольствие от процесса познания. Учение с увлечением!

Использованная литература

1.Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / – Москва : Педагогика, 1984. – 144 с. – (Образование. Педагогические науки. Теория воспитания)  2.Ляховицкая Г. Чудесята. Книжка не только для детей. Санкт-Петербург – Берлин. 2000. 3.Маршак С.Я. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -М.: Художественная литература, 1970. С. 163.                                                                                                                            4.Соловейчик С.Л. Час ученичества. Переизд. – М.: Дет. Лит.                                              5.Токмакова, И. П. Любимые стихи : [избранное] / — Москва : АСТ-Пресс, 1997.                  6.Шаталов В.Ф.Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.                                    7. https://studfile.net/preview/965903/page :4/





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Юлия Васильевна Воробьева, 09.01.23 в 08:53 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Анатолиевна! Очень интересно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.01.23 в 09:35 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отличную работу!
Шишкина Людмила Николаевна, 18.01.23 в 05:41 0Ответить Пожаловаться
Людмила Анатольевна! Поздравляю Вас! Очень интересно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.02.23 в 14:33 0Ответить Пожаловаться
С Победой вас,Людмила Анатолиевна!

Никитина Людмила Анатолиевна, 19.02.23 в 20:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.