Урок математики в 5 классе «Умножение десятичных дробей на натуральное число»

2
0
Материал опубликован 16 November 2020 в группе

Лазутина Светлана Александровна

учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово, Лебедянского района

Предмет: математика

Уровень образования: базовый

Тема: «Умножение десятичных дробей на натуральное число».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма проведения урока: урок-путешествие

Время проведения: 3четверть

Участники: 5 класс

Цель: - образовательные:

повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»;

проверить знания, умения и навыки обучающихся ;

- развивающие:

развивать интерес и уважение к предмету;

расширять кругозор обучающихся ;

- воспитательные:

формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;

привить интерес к истории нашей Родины .

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Основные понятия: десятичные дроби, умножение десятичных дробей

Межпредметные связи: краеведение, история

Ресурсы : учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5 класс»,презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Организационный этап

1.Вступительное слово учителя. (2сл.)

- Здравствуйте, ребята.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Пожелаю всем удачи,

За работу, в добрый час!

-Запишем в тетрадях число, «Классная работа».


презентация
PPT / 14.24 Мб

Обучающиеся проверяют всё ли готово у них к уроку

Фронтально-индивидуальная


Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап актуализация опорных знаний

-Тема нашего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число ».

Цель урока - повторить, обобщить знания по данной теме.

Наш урок пройдёт в форме путешествия.(3сл.)

Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, расшифруем название.

Задание №1. (устно)

Решите примеры и запишите ответы в тетради в один столбик: (4сл.)

0,1 . 3

0,25 . 40

0,34+0,6

0,5 . 20

1- 0,8

1,3 . 4

0,26- 0,02

5+0,35

- Запишите около каждого ответа соответствующую букву

0,94-Б 10 -Е 0,2-Д 0,4-Ь 0,3-Л 5,2 -Я 0,24 - Н

Получилось слово «Лебедянь».

- Да, мы побываем в городе Лебедяни Липецкой области.

Лебедянь - старинный русский город, возникший на берегу Дона в начале XVII века.(5сл.)










Решают устно, ответы записывают в тетради.







Записывают возле каждого ответа соответствующую букву и получают слово Лебедянь










Фронтально-индивидуальная














Фронтальная

Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствий

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Этап закрепления изученного









































































Этап открытие нового знания.




































Этап обобщения изученного.













































































Этап контроля и самоконтроля.










































- Отправимся в маленькое путешествие по Лебедяни.(6сл.)

1.В каком году основан город Лебедянь? (6сл.)

Чтобы ответить на этот вопрос, найдём значение выражения.

Задание №2. (7сл.) Найдите значение выражения:

10,1х+2,32х+3,71х, если х=100

(1613)

Город Лебедянь возник в 1613 году.

Значит, сколько лет городу Лебедяни? (8сл.)


2.Лебедянь как крепость для защиты южных границ от татарских набегов.

- Лебедянь была крепостью, защищавшей южные границы Руси от татарских набегов. (9 сл.)

Задание №3. Лебедянская крепость занимала площадь 1,5га, располагалась на высоком берегу Дона. Выразите площадь крепости в м2 .

Решение.

1га=10000 м2

1,5га = 15000 м2

Ответ: 15000 м2

«Как лебедь, в просторы России вплыла ты…»(10сл.)

- Одна из версий происхождения названия города такова: в те давние годы, когда город представлял собой лишь деревянную крепость с посадами вокруг, к западу от города располагалось Великое озеро Лебединое. Стаи белоснежных птиц взлетали с него и кружили над городом. Этот город на берегу Дона назвали Лебедянью.

3.Решите уравнение, и узнаете, в каком году появился герб Лебедяни (11сл.)

Задание №4.

Решите уравнение:

Х :17,81- 34,9 =65,1

Х :17,81=100

Х=100 •17,81

Х=1781

Ответ: 1781

- В 1781 году указом Екатерины II городу был дарован герб Лебедяни.


4. Лебедянское скаковое общество(12сл.)

В 19 веке Лебедянь славилась конными ярмарками, а в 1826 году в городе был открыт первый в России ипподром.

Задание №5. На ипподроме в соревнованиях участвовали лошади Буран и Стрела. Буран пробежал дистанцию за 2,03 мин, а Стрела – за 2,1 мин. Какая лошадь при забеге была первой ? (Буран). (13сл)


5. Знаменитые ярмарки города Лебедяни.(14сл.)

- Лебедянь всегда славилась своими ярмарками. Побываем и мы на такой ярмарке.

Задание №6.

Задача. Купец на ярмарке продаёт яблоки. В двух корзинах у него 18,6 кг яблок. В первой корзине на 2,6 кг меньше, чем во второй. Сколько килограммов яблок в каждой корзине у купца?(15сл.)

Решение. (16сл.)

1к –Х кг

2к – (Х+2,6) кг

Всего 18,6 кг

Х+Х+2,6=18,6

2Х+2,6=18,6

2Х=18,6-2,6

2Х=16

Х=16:2

Х=8

Значит, в первой корзине 8 кг, а во второй 10,6 кг.

Ответ: 8 кг; 10,6 кг

Отправимся дальше по торговым рядам.

Задание №7 (17 сл.)

Ребята, мы покупаем с вами на ярмарке 0,48 кг конфет по цене 270рублей за килограмм и 0,48кг печенья по цене 230 рублей за килограмм. Сколько рублей стоит вся покупка? Составим числовое выражение для этой задачи.

0,48•270+0,48•230=0,48• (270+230)=0,48•500=0,48•1000:2=240

Значит, стоимость нашей покупки - 240 рублей.

Ответ:240 рублей.


- Совершение покупок невозможно без умения быстро считать.

Я хочу познакомить вас со способом умножения любого двузначного числа на 11. (18сл.)

Объяснение по схеме, как устно умножить двузначное число на 11.

t1605537484ab.png

1,4•11=15,4

- При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное или четырехзначное число. Между цифрами, образующими двузначное число, ставится цифра, которая обозначает сумму двух крайних цифр.

И так же умножаются и десятичные дроби на натуральное число.

А сколько будет 3,5 • 11? Верно, 38,5.

Случай с переходом через разряд.

t1605537484ac.png

8,7•11=95,7

Вычислите: 9,8 • 11. Ответ: 107,8.



6.Город Лебедянь упоминается в рассказах

И. А. Бунина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. И. Пришвина, Н.С.Лескова.(19сл.)


Задание №8.

Расположите числа в порядке возрастания, и тогда мы узнаем, в каком произведении Тургенев писал о Лебедяни.(20сл.)

t1605537484ad.png

t1605537484ae.png


Тургенев писал о Лебедяни в «Записках охотника».


Физкульминутка. (21сл.)

Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.


7.Лебедянский край – родина известных музыкантов и писателей. (22сл.)

Выполните умножение, и узнаете фамилию известного

музыканта, который родился в Лебедяни. (23сл.)


Задание № 9. Выполните умножение.

t1605537484af.png

Получилось слово «Игумнов».

- Константин Николаевич Игумнов - пианист, педагог, профессор Московской консерватории и основатель фортепианной школы, названной впоследствии «школой Игумнова».


8.Лебедянь - культурно-промышленный центр района.(25сл.)

- Чтобы узнать, сколько крупных промышленных предприятий действует в настоящее время в городе, выполните следующее задание.

Задание № 10.(24сл.)

Найдите значение выражения наиболее удобным способом

(0,25•5) •4.

Решение:

(0,25•5) •4= (0,25•4) •5=5


- В настоящее время в городе действует 5 крупных промышленных предприятий: ООО «Лемаз», ОАО «Строймаш», ОАО «Лебедянский», ООО «Компания Ассоль», ООО «Лебедяньмолоко». (25сл.)



Задание № 11.

Восстанови картину (1сл., интерактивная доска)

Каждый учащийся получает разграфлённую на 9 частей карту с заданиями и разрезанную на 9 частей открытку, на обороте которой написаны

оt1605537484ag.png тветы к этим заданиям. Выполнив действия и наложив свой ответ на задание , ребята получают картину с изображением Ново-Казанского собора.


После на интерактивной доске восстанавливается эта картина.


Ново-Казанский собор - символ Лебедяни, ее гордость и величие. (2сл., интерактивная доска)


После на интерактивной доске восстанавливается эта картина.


собор
NOTEBOOK / 20.21 Мб

9.Лебедянь…Лебедия…Россия…(26 сл.)

Лебедянь - исторический центр, который и сейчас привлекает своей красотой и своеобразием. Лебедянь успешно развивается и уверенно смотрит в будущее.

Храни огонь родного очага

t1605537484ah.gif

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили,

Храни огонь родного чага!(27сл.)

Ольга Фокина







Находят значение выражения, работая

самостоятельно.


Устно считают





Обсуждают задачу и записывают её решение в тетрадях.













Один обучающийся решает уравнение у доски, а остальные решают самостоятельно в тетрадях, после проверяется правильность решения


Решают задачу устно, сравнивают дроби.








Участвуют в обсуждении задачи и решают её самостоятельно, после проверяется правильность решения.

















Слушают объяснения учителя. Решают примеры устно.

































Работают по «цепочке», располагают числа в порядке возрастания и получают название произведения И.С.Тургенева «Записки охотника».


















Делают физкультминутку































Обучающиеся решают по карточкам, по вариантам и на интерактивной доске; возле правильного ответа пишут буквы, и получается слово «Игумнов».









Находят значения выражения наиболее удобным способом.
















Работа в парах. Обучающиеся решают примеры и собирают пазлы, после один из обучающихся на интерактивной доске собирает пазлы. Получается Ново-Казанский собор города Лебедяни.





Индивидуальная фронтальная.











Фронтальная,

индивидуальная












Фронтальная ,индивидуальная













Фронтальная












Фронтально-индивидуальная.















Фронтально-индивидуальная.






















.






Фронтально-индивидуальная.



















Фронтально-индивидуальная.



















Фронтально-индивидуальная.




















Фронтально-индивидуальная


















Фронтально-индивидуальная













Парная ,фронтальная




Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция,

саморегуляция, самообразование.




























































Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. саморегуляция. самообразование















Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


























































Познавательные :самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные :оценка результатов работы, саморегуляция.

Личностные: нравственно- этическая ориентация.





Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия

-Наше путешествие подошло к концу.

Ребята, продолжите фразу (28сл.)

Сегодня на уроке я узнал…”

Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”

Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов. Спасибо за работу!(29 сл)

t1605537484ai.gift1605537484aj.gift1605537484ak.gif

На память о нашем путешествии я хочу подарить маленькие сувениры –календарики с изображением города Лебедяни.








Отвечают на вопросы учителя.


Фронтальная

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи

Личностные :нравственно- этическая ориентация, смыслообразование




Этап информации о домашнем задании.

Составить и решить задачи о своём родном городе. (30 сл.)



Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Личностные :нравственный аспект поведения





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации