Урок математики в 5 классе «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Лазутина Светлана Александровна
учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово, Лебедянского района
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Умножение десятичных дробей на натуральное число».
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие
Время проведения: 3четверть
Участники: 5 класс
Цель: - образовательные:
повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»;
проверить знания, умения и навыки обучающихся ;
- развивающие:
развивать интерес и уважение к предмету;
расширять кругозор обучающихся ;
- воспитательные:
формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;
привить интерес к истории нашей Родины .
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляция
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Основные понятия: десятичные дроби, умножение десятичных дробей
Межпредметные связи: краеведение, история
Ресурсы : учебник Н.Я. Виленкин «Математика 5 класс»,презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Организационный этап | 1.Вступительное слово учителя. (2сл.) - Здравствуйте, ребята. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Пожелаю всем удачи, За работу, в добрый час! -Запишем в тетрадях число, «Классная работа». | Обучающиеся проверяют всё ли готово у них к уроку | Фронтально-индивидуальная | Регулятивные: самоконтроль Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап актуализация опорных знаний | -Тема нашего урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число ». Цель урока - повторить, обобщить знания по данной теме. Наш урок пройдёт в форме путешествия.(3сл.) Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, расшифруем название. Задание №1. (устно) Решите примеры и запишите ответы в тетради в один столбик: (4сл.) 0,1 . 3 0,25 . 40 0,34+0,6 0,5 . 20 1- 0,8 1,3 . 4 0,26- 0,02 5+0,35 - Запишите около каждого ответа соответствующую букву 0,94-Б 10 -Е 0,2-Д 0,4-Ь 0,3-Л 5,2 -Я 0,24 - Н Получилось слово «Лебедянь». - Да, мы побываем в городе Лебедяни Липецкой области. Лебедянь - старинный русский город, возникший на берегу Дона в начале XVII века.(5сл.) | Решают устно, ответы записывают в тетради. Записывают возле каждого ответа соответствующую букву и получают слово Лебедянь | Фронтально-индивидуальная Фронтальная | Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствий Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка. Личностные: формирование познавательного интереса. |
Этап закрепления изученного Этап открытие нового знания. Этап обобщения изученного. Этап контроля и самоконтроля. | - Отправимся в маленькое путешествие по Лебедяни.(6сл.) 1.В каком году основан город Лебедянь? (6сл.) Чтобы ответить на этот вопрос, найдём значение выражения. Задание №2. (7сл.) Найдите значение выражения: 10,1х+2,32х+3,71х, если х=100 (1613) Город Лебедянь возник в 1613 году. Значит, сколько лет городу Лебедяни? (8сл.) 2.Лебедянь как крепость для защиты южных границ от татарских набегов. - Лебедянь была крепостью, защищавшей южные границы Руси от татарских набегов. (9 сл.) Задание №3. Лебедянская крепость занимала площадь 1,5га, располагалась на высоком берегу Дона. Выразите площадь крепости в м2 . Решение. 1га=10000 м2 1,5га = 15000 м2 Ответ: 15000 м2 «Как лебедь, в просторы России вплыла ты…»(10сл.) - Одна из версий происхождения названия города такова: в те давние годы, когда город представлял собой лишь деревянную крепость с посадами вокруг, к западу от города располагалось Великое озеро Лебединое. Стаи белоснежных птиц взлетали с него и кружили над городом. Этот город на берегу Дона назвали Лебедянью. 3.Решите уравнение, и узнаете, в каком году появился герб Лебедяни (11сл.) Задание №4. Решите уравнение: Х :17,81- 34,9 =65,1 Х :17,81=100 Х=100 •17,81 Х=1781 Ответ: 1781 - В 1781 году указом Екатерины II городу был дарован герб Лебедяни. 4. Лебедянское скаковое общество(12сл.) В 19 веке Лебедянь славилась конными ярмарками, а в 1826 году в городе был открыт первый в России ипподром. Задание №5. На ипподроме в соревнованиях участвовали лошади Буран и Стрела. Буран пробежал дистанцию за 2,03 мин, а Стрела – за 2,1 мин. Какая лошадь при забеге была первой ? (Буран). (13сл) 5. Знаменитые ярмарки города Лебедяни.(14сл.) - Лебедянь всегда славилась своими ярмарками. Побываем и мы на такой ярмарке. Задание №6. Задача. Купец на ярмарке продаёт яблоки. В двух корзинах у него 18,6 кг яблок. В первой корзине на 2,6 кг меньше, чем во второй. Сколько килограммов яблок в каждой корзине у купца?(15сл.) Решение. (16сл.) 1к –Х кг 2к – (Х+2,6) кг Всего 18,6 кг Х+Х+2,6=18,6 2Х+2,6=18,6 2Х=18,6-2,6 2Х=16 Х=16:2 Х=8 Значит, в первой корзине 8 кг, а во второй 10,6 кг. Ответ: 8 кг; 10,6 кг Отправимся дальше по торговым рядам. Задание №7 (17 сл.) Ребята, мы покупаем с вами на ярмарке 0,48 кг конфет по цене 270рублей за килограмм и 0,48кг печенья по цене 230 рублей за килограмм. Сколько рублей стоит вся покупка? Составим числовое выражение для этой задачи. 0,48•270+0,48•230=0,48• (270+230)=0,48•500=0,48•1000:2=240 Значит, стоимость нашей покупки - 240 рублей. Ответ:240 рублей. - Совершение покупок невозможно без умения быстро считать. Я хочу познакомить вас со способом умножения любого двузначного числа на 11. (18сл.) Объяснение по схеме, как устно умножить двузначное число на 11. 1,4•11=15,4 - При умножении двузначного числа на 11 получается трехзначное или четырехзначное число. Между цифрами, образующими двузначное число, ставится цифра, которая обозначает сумму двух крайних цифр. И так же умножаются и десятичные дроби на натуральное число. А сколько будет 3,5 • 11? Верно, 38,5. Случай с переходом через разряд. 8,7•11=95,7 Вычислите: 9,8 • 11. Ответ: 107,8. 6.Город Лебедянь упоминается в рассказах И. А. Бунина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. И. Пришвина, Н.С.Лескова.(19сл.) Задание №8. Расположите числа в порядке возрастания, и тогда мы узнаем, в каком произведении Тургенев писал о Лебедяни.(20сл.) Тургенев писал о Лебедяни в «Записках охотника». Физкульминутка. (21сл.) Вы устали, засиделись? Раз – подняться, потянуться, 7.Лебедянский край – родина известных музыкантов и писателей. (22сл.) Выполните умножение, и узнаете фамилию известного музыканта, который родился в Лебедяни. (23сл.) Задание № 9. Выполните умножение. Получилось слово «Игумнов». - Константин Николаевич Игумнов - пианист, педагог, профессор Московской консерватории и основатель фортепианной школы, названной впоследствии «школой Игумнова». 8.Лебедянь - культурно-промышленный центр района.(25сл.) - Чтобы узнать, сколько крупных промышленных предприятий действует в настоящее время в городе, выполните следующее задание. Задание № 10.(24сл.) Найдите значение выражения наиболее удобным способом (0,25•5) •4. Решение: (0,25•5) •4= (0,25•4) •5=5 - В настоящее время в городе действует 5 крупных промышленных предприятий: ООО «Лемаз», ОАО «Строймаш», ОАО «Лебедянский», ООО «Компания Ассоль», ООО «Лебедяньмолоко». (25сл.) Задание № 11. Восстанови картину (1сл., интерактивная доска) Каждый учащийся получает разграфлённую на 9 частей карту с заданиями и разрезанную на 9 частей открытку, на обороте которой написаны о тветы к этим заданиям. Выполнив действия и наложив свой ответ на задание , ребята получают картину с изображением Ново-Казанского собора. После на интерактивной доске восстанавливается эта картина. Ново-Казанский собор - символ Лебедяни, ее гордость и величие. (2сл., интерактивная доска) После на интерактивной доске восстанавливается эта картина. 9.Лебедянь…Лебедия…Россия…(26 сл.) Лебедянь - исторический центр, который и сейчас привлекает своей красотой и своеобразием. Лебедянь успешно развивается и уверенно смотрит в будущее. Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие – Таким законом наши предки жили, Храни огонь родного чага!(27сл.) Ольга Фокина | Находят значение выражения, работая самостоятельно. Обсуждают задачу и записывают её решение в тетрадях. Один обучающийся решает уравнение у доски, а остальные решают самостоятельно в тетрадях, после проверяется правильность решения Решают задачу устно, сравнивают дроби. Участвуют в обсуждении задачи и решают её самостоятельно, после проверяется правильность решения. Слушают объяснения учителя. Решают примеры устно. Работают по «цепочке», располагают числа в порядке возрастания и получают название произведения И.С.Тургенева «Записки охотника». Делают физкультминутку Обучающиеся решают по карточкам, по вариантам и на интерактивной доске; возле правильного ответа пишут буквы, и получается слово «Игумнов». Находят значения выражения наиболее удобным способом. Работа в парах. Обучающиеся решают примеры и собирают пазлы, после один из обучающихся на интерактивной доске собирает пазлы. Получается Ново-Казанский собор города Лебедяни. | Индивидуальная фронтальная. Фронтальная, индивидуальная Фронтальная ,индивидуальная Фронтальная Фронтально-индивидуальная. Фронтально-индивидуальная. . Фронтально-индивидуальная. Фронтально-индивидуальная. Фронтально-индивидуальная. Фронтально-индивидуальная Фронтально-индивидуальная Парная ,фронтальная | Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, саморегуляция, самообразование. Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. саморегуляция. самообразование Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные :самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные :оценка результатов работы, саморегуляция. Личностные: нравственно- этическая ориентация. |
Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия | -Наше путешествие подошло к концу. Ребята, продолжите фразу (28сл.) “Сегодня на уроке я узнал…” “Сегодня на уроке я научился…” Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов. Спасибо за работу!(29 сл) На память о нашем путешествии я хочу подарить маленькие сувениры –календарики с изображением города Лебедяни. | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи Личностные :нравственно- этическая ориентация, смыслообразование |
Этап информации о домашнем задании. | Составить и решить задачи о своём родном городе. (30 сл.) | | | Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Личностные :нравственный аспект поведения |