Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

26
10
Материал опубликован 18 June 2024 в группе

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

(Комбинированный урок русского языка в 7 классе)

Цель: убеждение учащихся в том, что язык постоянно развивается.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о языке как развивающемся явлении, дать понятие о взаимосвязи языка, культуры и истории народа (приводить примеры).

Развивающие: формировать умение создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе чтения научно-учебной литературы, устно пересказывать прослушанный текст.

Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию русского языка, к истории и культуре России, ценностное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений).

Изучите оглавление и скажите, что нам предстоит изучать в этом году?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграфом к уроку могут стать слова М.П.Погодина: «Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов, главное право на славу в потомстве». (Учащиеся записывают, объясняют, как понимают эти слова).

Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока, доказать правомерность высказывания писателя.

4. Актуализация знаний

Что такое язык?

Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от 2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка. Пересчитать языки, как коров в деревенском стаде, нельзя. Корова или есть или ее нет… Вот это уже не корова, а овца. Это тоже не корова, а куст у дороги. Коровой мы называем экземпляр вполне определенного животного. С языками посложнее.

На географической карте изображены моря: Северное , Норвежское, Гренландское… Где, в каком точно месте кончается одно и начинается другое, а другое переходит в третье? Граница между морями определяется весьма условно, миля-другая здесь, как правило, не столь важна.

Тоже часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства. )

5. Первичное усвоение новых знаний. Написание свободного диктанта.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа – единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до 14 – 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

6. Первичная проверка понимания

Почему славянские языки называются родственными?

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка – лексика.

Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся рассказывают об исторических и политических событиях, которые приводят к появлению устаревших слов и неологизмов). Учитель может расширить представления учащихся за счет следующей информации.:

М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 – начале 19 века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок – подросток, сей – этот, зело – очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и «старые слова»: губернатор, дума, суд присяжных и др.

Какое из данных слов старше: ботинки – кроссовки; шуба – куртка; спартакиада – олимпиада?

7. Первичное закрепление.

Работа с этимологическими словарями. Пользуясь этимологическими словарями, докажите, что русский язык развивается. Постройте устное высказывание 5-6 предложений. Работа в парах.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выступления учащихся и обсуждение выступлений.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: знакомство с памяткой 1 «Как готовиться к урокам русского языка».

https://урок.рф/library/pamyatki_dlya_uchashihsya_kak_gotovitsya_k_uroku_russk_224327.html

Подготовить устное сообщение 10-12 предложений «Как я планирую готовиться к урокам русского языка».

10. . Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

Мы убедились в том, что язык представляет собой исторически развивающееся явление. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Использованная литература

1. Лицей. Ростелеком. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:

https://lc.rt.ru/classbook/russkii-yazyk-7-klass (дата обращения 18.06.2024) ​​​​​​​

2. Учительская газета, № 51 от 20 декабря 2011 г. Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://ug.ru/gubernator-neologizm-byvshij-istorizm/ (дата обращения 18.06.2024)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

5
18 June 2024

Спасибо, Марина Юрьевна, за Ваше внимание!

3
18 June 2024

Вера Сергеевна, спасибо за отличную разработку!

5
18 June 2024

Благодарю за интерес к работе, Ирина Владимировна!

4
18 June 2024

Спасибо, Вера Сергеевна, за помощь коллегам! Отличная работа!

5
18 June 2024

Благодарю за оценку, Елена Владимировна!

2
18 June 2024

Спасибо, Вера Сергеевна, за отличный конспект урока! Диктант красиво вписался в урок.

5
18 June 2024

Спасибо, Галина Геннадьевна! Люблю диктанты с того времени, как сама училась в школе.

5
18 June 2024

Спасибо большое, Вера Сергеевна! Полезный ресурс!

2
19 June 2024

Благодарю за оценку, Юлия Васильевна!

1
19 June 2024