Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

26
10
Материал опубликован 18 June в группе

Урок 1. Русский язык как развивающееся явление

(Комбинированный урок русского языка в 7 классе)

Цель: убеждение учащихся в том, что язык постоянно развивается.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о языке как развивающемся явлении, дать понятие о взаимосвязи языка, культуры и истории народа (приводить примеры).

Развивающие: формировать умение создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе чтения научно-учебной литературы, устно пересказывать прослушанный текст.

Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию русского языка, к истории и культуре России, ценностное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык, 7 класс» Рыбченкова Л.М. и др., Москва, изд. «Просвещение», 2017.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Знакомство с учебником (оформление, объяснение условных обозначений).

Изучите оглавление и скажите, что нам предстоит изучать в этом году?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Эпиграфом к уроку могут стать слова М.П.Погодина: «Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов, главное право на славу в потомстве». (Учащиеся записывают, объясняют, как понимают эти слова).

Перед семиклассниками ставится задача: используя материал урока, доказать правомерность высказывания писателя.

4. Актуализация знаний

Что такое язык?

Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от 2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка. Пересчитать языки, как коров в деревенском стаде, нельзя. Корова или есть или ее нет… Вот это уже не корова, а овца. Это тоже не корова, а куст у дороги. Коровой мы называем экземпляр вполне определенного животного. С языками посложнее.

На географической карте изображены моря: Северное , Норвежское, Гренландское… Где, в каком точно месте кончается одно и начинается другое, а другое переходит в третье? Граница между морями определяется весьма условно, миля-другая здесь, как правило, не столь важна.

Тоже часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства. )

5. Первичное усвоение новых знаний. Написание свободного диктанта.

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать, а сейчас шесть. В древнерусском языке было шесть типов склонений существительных, три формы числа – единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр.

Древнерусский язык существовал примерно до 14 – 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

6. Первичная проверка понимания

Почему славянские языки называются родственными?

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка. Самая подвижная часть языка – лексика.

Как вы считаете, какие явления могут оказывать влияние на изменение лексического состава языка? (Учащиеся рассказывают об исторических и политических событиях, которые приводят к появлению устаревших слов и неологизмов). Учитель может расширить представления учащихся за счет следующей информации.:

М.В. Ломоносов в 18 веке ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горизонт, температура; в конце 18 – начале 19 века Карамзин впервые употребил такие слова, как благотворительность, личность, промышленность, влияние, сосредоточенность.

Постепенно в связи с изменением быта, обычаев вышли из активного употребления историзмы (армяк, комзол, кафтан и др.), получили новые названия архаизмы: отрок – подросток, сей – этот, зело – очень и др.

Недавно к разряду новых слов в языке мы относили такие слова, как лунник, ракетодром, космонавт, инопланетянин, компьютер и др.

Приведите примеры слов, которые совсем недавно вошли в наш активный словарный запас. (Презентация, флеш-карта, факс, эксклюзивный, имидж и др.)

Вернулись в русский язык и «старые слова»: губернатор, дума, суд присяжных и др.

Какое из данных слов старше: ботинки – кроссовки; шуба – куртка; спартакиада – олимпиада?

7. Первичное закрепление.

Работа с этимологическими словарями. Пользуясь этимологическими словарями, докажите, что русский язык развивается. Постройте устное высказывание 5-6 предложений. Работа в парах.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выступления учащихся и обсуждение выступлений.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: знакомство с памяткой 1 «Как готовиться к урокам русского языка».

https://урок.рф/library/pamyatki_dlya_uchashihsya_kak_gotovitsya_k_uroku_russk_224327.html

Подготовить устное сообщение 10-12 предложений «Как я планирую готовиться к урокам русского языка».

10. . Рефлексия.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

Мы убедились в том, что язык представляет собой исторически развивающееся явление. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться язык служит не только средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем нас мире.

Использованная литература

1. Лицей. Ростелеком. [Электронный ресурс]. - 2024. - URL:

https://lc.rt.ru/classbook/russkii-yazyk-7-klass (дата обращения 18.06.2024) ​​​​​​​

2. Учительская газета, № 51 от 20 декабря 2011 г. Электронный ресурс]. - 2024. - URL: https://ug.ru/gubernator-neologizm-byvshij-istorizm/ (дата обращения 18.06.2024)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

18 June

Спасибо, Марина Юрьевна, за Ваше внимание!

18 June

Вера Сергеевна, спасибо за отличную разработку!

18 June

Благодарю за интерес к работе, Ирина Владимировна!

18 June

Спасибо, Вера Сергеевна, за помощь коллегам! Отличная работа!

18 June

Благодарю за оценку, Елена Владимировна!

18 June

Спасибо, Вера Сергеевна, за отличный конспект урока! Диктант красиво вписался в урок.

18 June

Спасибо, Галина Геннадьевна! Люблю диктанты с того времени, как сама училась в школе.

18 June

Спасибо большое, Вера Сергеевна! Полезный ресурс!

19 June

Благодарю за оценку, Юлия Васильевна!

19 June