Урок биологии с мультимедийной поддержкой «Многообразие птиц» (7 класс)
Урок «Многообразие птиц», учитель биологии Ковалева Е.Б., Новосибирск
Урок биологии с мультимедийной поддержкой. Многообразие птиц.
Предмет биология
Учебник. Биология 7 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Параграф №49
Класс. 7 класс
Тема урока: Многообразие птиц.
Тип урока комбинированный.
Цели урока. Познакомить учеников с многообразием птиц.
Задачи урока. Сформировать знания о многообразии птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, научить узнавать птиц по голосам, по особенностям строения клювов и ног уметь определять, какой птице они принадлежат.
Аннотация: Урок познакомит учеников с многообразием пернатых, особенностями разных птиц, их голосами, их клювами и ногами, разнообразием птичьих гнёзд.
Материалы и оборудование: тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование.
Методы обучения. Словесный метод обучения, наглядный; практический метод, частично поисковый; самостоятельная работа, интерактивное тестирование, метод логических рассуждений.
Результаты обучения: личностные: Ученики разовьют навыки сравнения и умения делать выводы. Закрепят умение структурировать свои знания. Разовьют умение ориентироваться в предъявляемой информации.
метапредметные: Учащиеся разовьют наблюдательность, умение подмечать особенности окраски птиц и формы тела, клюва, ног. Разовьют умение находить взаимосвязи и взаимозависимости внешнего облика птиц с их жизнедеятельностью. Разовьют умение сопоставлять зрительные образы с устными ответами. Закрепят навыки сочетания устных ответов с моторными формами работы при выполнении интерактивных заданий.
предметные: Учащиеся ознакомятся с птицами в целом и с отдельными представителями. Научатся разбираться в экологических группах птиц и особенностях внешнего вида, питания и жизнедеятельности. Закрепят умения находить различия и общие признаки у представителей одной экологической группы, но разных отрядов и семейств.
Мультимедийный компонент: все интерактивные тесты – авторские. «Для чего птице клюв». Задание №1. «Для чего птице ноги?» Задание №2. «Посади птиц в гнезда». Задание №3. «Окраска птиц». Задание №4. «Экологические группы птиц». Задание №5. «Самые-самые птицы». Задание №6. «Пой, птичка, пой!»
Краткое описание хода урока.
Постановка цели урока, актуализация темы:
учитель организует дискуссию о разнообразии внешнего облика птиц:
о разнообразии окраски оперения, форм и размеров тела, формы и длины крыльев, ног, клювов, разнообразие трелей, устройства гнезд, долготы жизни, перелетов; пищевые предпочтения, птичьи рекорды и т.д. Завершая дискуссию, учитель подводит учеников к мысли о необходимости изучения экологических групп птиц, систематизации класса птиц.
Объяснение нового материала:
Учитель демонстрирует изображения птиц, поясняет и дает краткую характеристику. Ученики слушают голоса птиц. Идет обмен мнениями с учениками. Ученики задают вопросы, на которые учитель отвечает.
Повторение пройденного:
Учитель предлагает ученикам самостоятельно отыскать в учебнике описание экологических групп птиц, характеристику и описание птиц, представителей этих групп. Затем записать в тетради: «экологические группы птиц», разделить на группы и обозначить для каждой группы общие признаки и отличия отдельных представителей птиц (на выбор); и в связи с чем развились эти отличия. Учитель рассказывает о «птичьих рекордах».
Самостоятельная работа учеников: применения знаний и умений; закрепление изученного:
На этом этапе урока используются интерактивные задания типа: «приставь птице клюв и ноги» с выплывающими подсказками; «размести птиц в гнёзда», Правильность выполнения задания отслеживается частично компьютерной программой, но не оценивается при этом.
Задание №1. «Для чего птице клюв». Приставь птице клюв и ноги. «Для чего птице ноги?» Курсором компьютерной мыши переместить клюв и ноги нужной птице.
Задание №2. «Посади птиц в гнезда». Еще одно интерактивное задание – выбрать гнездо для птицы, тоже с подсказками. После выполнения задания, нажать кнопку «проверка». Если всё верно, то – переход на другую страницу с поощрительной надписью «Молодец!».
Задание №3. «Окраска птиц». Интерактивное задание «Покровительственная и демонстрационная окраска птиц». В этом задании карточки с изображением птиц нужно переместить курсором компьютерной мыши в нужные ячейки, разделив их на две группы. При подведении курсора к карточке, она увеличивается в размере, чтобы можно было подробнее разглядеть картинку. При неправильном ответе, карточки подсвечиваются красным цветом.
Задание №4. «Экологические группы птиц». Интерактивное задание, в котором нужно распределить птиц по группам: «птицы степей», «птицы водоёмов и побережий», «болотные птицы».
Задание №5. «Самые-самые птицы». Интерактивное задание о птичьих рекордах. Представленных птиц нужно разместить простым перемещением в нужную ячейку. При правильном распределении карточек, появляется надпись «правильно», при неправильном, появляется кнопка повторного ответа.
Все эти интерактивные задания в виде простейших упражнений проще, чем в контрольных тестах и выполняют роль закрепления моторных форм работы со зрительными образами и словесными характеристиками птиц.
Обобщение и систематизация новых знаний: В обобщающей беседе учитель отмечает, что птицы в природе живут в конкретных местообитаниях. В сходных условиях жизни у них развились сходные приспособительные особенности в строении и поведении. Используя иллюстрации коллажей, текст учебника, ученики работают в парах: дети рассказывают друг другу, что нового узнали на уроке, проверяют друг у друга правильность записей в тетради.
Контроль знаний и умений учащихся: Индивидуальный или фронтальный опрос о характерных особенностях различных птиц. На этом этапе урока ученикам предлагается выполнить задания типа: разложи карточки, соедини стрелками, выбери один верный ответ из трех, соотнеси птицу с экологической группой по внешнему виду, или словесной характеристике. Определи окраску птиц. Интерактивные тесты-вопросы о птицах. Все контролирующие интерактивные тесты отслеживают правильность ответов.
Задание №6. «Пой, птичка, пой!» Интерактивная викторина о птицах Новосибирской области с голосами птиц: «Пой, птичка, пой!». При правильном ответе на вопрос, звучит голос птицы. При неправильном ответе звучит голос человека: «ответ неправильный».
Постановка домашнего задания: В качестве творческого домашнего задания можно предложить ученикам разгадать кроссворд по теме, или придумать свой. А также читать параграф учебника. Отвечать на вопросы в конце параграфа.
Структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты, УУД |
Организационный этап. 1 мин. |
Приветствует учащихся, готовит мультимедийное оборудование |
Приветствуют учителя, достают учебники |
Вежливость, аккуратность. |
Актуализация темы, постановка цели урока. 10 мин. |
Организует дискуссию о разнообразии внешнего облика птиц, окраски, голосов птиц |
1.Рассматривают птиц. 2.Слушают трели птиц. 3.Изучают местообитания и строительство гнезд. 4.Сравнивают птиц. 5.Делают выводы. |
Внимательность |
Самостоятельная работа учеников. 25 мин. |
Координирует деятельность учащихся по выполнению интерактивных заданий Инструктирует, как выполнять интерактивные задания |
Выполняют интерактивные задания: №1. Приставь птице клюв и ноги. №2. Посади птицу в гнездо. №3.Покровительственная и демонстрационная окраска птиц. №4. Экологические группы птиц. №5. Птичьи рекорды. |
Перевод познавательной задачи - в практическую. Анализ выделение объектов и процессов Соотнесение предметного содержания с действиями. |
Закрепление знаний. Проверка усвоения знаний. 5 мин. |
Проводит викторину «пой, птичка, пой» Дополняет любопытными фактами информацию о птицах. Отвечает на вопросы школьников. |
Сверяют свои ответы с правильными ответами. Узнают птиц по голосам. Отвечают на вопросы |
Умение задавать вопросы. Умение слушать учителя. Умение отвечать на вопросы. |
Рефлексия. 2 мин. |
Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось. Оценивает успешных учеников. |
Делятся впечатлениями друг с другом, что удалось? |
Оценочные умения |
Домашнее задание. 1 мин. |
Читать параграф учебника «Многообразие птиц». Отвечать на вопросы в конце параграфа. |
Дома школьники в качестве творческого задания придумают кроссворд о птицах. |
Внимательность и аккуратность |
Конспект к уроку «Многообразие птиц, общая характеристика».
Внешний вид. «Птицу узнают по перьям»,— говорит народ и этим отличает пернатых от других позвоночных. Птицы снабжены роговым клювом, передние конечности их превращены в крылья и у них существует всего одна пара ног,- то внешний вид птицы будет охарактеризован. Самую характерную особенность птиц составляет их способность летать, и к этому приспособлено все строение их тела.
Птичьи трели. Птицы отличаются от всех других животных своим громким, чистым голосом. Хотя между ними и встречаются такие, которые издают лишь резкие звуки, но большинство из них имеют чрезвычайно гибкий и звучный голос. Они приманивают или призывают других птиц, выражают им свою радость и любовь, вызывают противников на бой, зовут на помощь, предостерегают от врагов, предупреждают об опасности и вообще обмениваются всевозможными сигналами.
Птицы водятся на всем земном шаре,- в северных тундрах, в обширных океанах и бесплодных степях; в равнинах обитают другие птицы, чем в горах, а в безлесных местностях — иные, нежели в лесах. Изменения в климате и орошении на местности влекут за собою и изменения в фауне обитающих в ней птиц. Величина области распространения птиц не зависит от их полета: очень хорошо летающие птицы имеют часто сравнительно небольшую область расселения, а птицы гораздо хуже летающие живут нередко в гораздо большем районе. Места обитания птиц чрезвычайно разнообразны: они живут повсюду, где только существует возможность жизни.
Питание птиц. Все-таки большинство птиц привязано к растительности, и в лесу птицы достигают наибольшего разнообразия и богатства форм. Но больше всего видов мы встречаем в таких местностях, где на небольшом клочке земли соединены горы, леса, степи, болота и водные пространства.
Гнездование. Самым простым способом гнездования пользуются те птицы, которые кладут яйца непосредственно на землю; некоторые вырывают в земле небольшие ямки; другие птицы выкладывают эти ямки разными мягкими предметами; некоторые строят плавающие гнезда. Между птицами, гнездящимися на деревьях, почти каждая устраивает гнездо по-своему. Одни складывают прутья небрежно; другие, сплетают их; третьи выстилают внутренность перьями; многие делают крышу над этим гнездом. Но мастерами можно считать тех птиц, которые лепят свои гнезда из глины. В большинстве случаев гнездо служит только для кладки яиц, но некоторые птицы строят себе гнезда для временного жилья, а также для убежища во время зимнего холода. К последним относятся дятлы, которые постоянно спят в дуплах деревьев, и наши домашние воробьи, которые зимой всегда проводят ночь в своих теплых гнездышках. Некоторые птицы устраивают общественные гнезда.
Экологическая роль птиц. Птицы образуют необходимое звено в ряду живых существ; они охраняют природу от вреда, который приносят насекомые. Нынешние способы обработки земли и лесное хозяйство приносят вред птицам, так как при этом уменьшаются любимые места их пребывания и гнездования; это заставляет их переселяться в другие места; следовательно, забота о птицах должна состоять в том, чтобы так или иначе устраивать для них удобные места жизни и устройства гнезд. Берегите птиц! (По А.Э Брэму).
Панагушина Елена Аркадьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Елена
Дедушка ГуРу
Елена
Дементьева Ирина Михайловна
Елена
Медведева Татьяна Александровна
Елена
Тихонова Ирина Ивановна