12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Урок «Многообразие птиц», учитель биологии Ковалева Е.Б., Новосибирск

Урок биологии с мультимедийной поддержкой. Многообразие птиц.

Предмет биология

Учебник. Биология 7 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Параграф №49

Класс. 7 класс

Тема урока: Многообразие птиц.

Тип урока комбинированный.

Цели урока. Познакомить учеников с многообразием птиц.

Задачи урока. Сформировать знания о многообразии птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, научить узнавать птиц по голосам, по особенностям строения клювов и ног уметь определять, какой птице они принадлежат.

Аннотация: Урок познакомит учеников с многообразием пернатых, особенностями разных птиц, их голосами, их клювами и ногами, разнообразием птичьих гнёзд.

Материалы и оборудование: тетрадь, учебник, мультимедийное оборудование.

Методы обучения. Словесный метод обучения, наглядный; практический метод, частично поисковый; самостоятельная работа, интерактивное тестирование, метод логических рассуждений.

Результаты обучения: личностные: Ученики разовьют навыки сравнения и умения делать выводы. Закрепят умение структурировать свои знания. Разовьют умение ориентироваться в предъявляемой информации.

метапредметные: Учащиеся разовьют наблюдательность, умение подмечать особенности окраски птиц и формы тела, клюва, ног. Разовьют умение находить взаимосвязи и взаимозависимости внешнего облика птиц с их жизнедеятельностью. Разовьют умение сопоставлять зрительные образы с устными ответами. Закрепят навыки сочетания устных ответов с моторными формами работы при выполнении интерактивных заданий.

предметные: Учащиеся ознакомятся с птицами в целом и с отдельными представителями. Научатся разбираться в экологических группах птиц и особенностях внешнего вида, питания и жизнедеятельности. Закрепят умения находить различия и общие признаки у представителей одной экологической группы, но разных отрядов и семейств.

Мультимедийный компонент: все интерактивные тесты – авторские. «Для чего птице клюв». Задание №1. «Для чего птице ноги?» Задание №2. «Посади птиц в гнезда». Задание №3. «Окраска птиц». Задание №4. «Экологические группы птиц». Задание №5. «Самые-самые птицы». Задание №6. «Пой, птичка, пой!»

 

Краткое описание хода урока.

Постановка цели урока, актуализация темы:

учитель организует дискуссию о разнообразии внешнего облика птиц:

о разнообразии окраски оперения, форм и размеров тела, формы и длины крыльев, ног, клювов, разнообразие трелей, устройства гнезд, долготы жизни, перелетов; пищевые предпочтения, птичьи рекорды и т.д. Завершая дискуссию, учитель подводит учеников к мысли о необходимости изучения экологических групп птиц, систематизации класса птиц.

Объяснение нового материала:

Учитель демонстрирует изображения птиц, поясняет и дает краткую характеристику. Ученики слушают голоса птиц. Идет обмен мнениями с учениками. Ученики задают вопросы, на которые учитель отвечает.

Повторение пройденного:

Учитель предлагает ученикам самостоятельно отыскать в учебнике описание экологических групп птиц, характеристику и описание птиц, представителей этих групп. Затем записать в тетради: «экологические группы птиц», разделить на группы и обозначить для каждой группы общие признаки и отличия отдельных представителей птиц (на выбор); и в связи с чем развились эти отличия. Учитель рассказывает о «птичьих рекордах».

Самостоятельная работа учеников: применения знаний и умений; закрепление изученного:

На этом этапе урока используются интерактивные задания типа: «приставь птице клюв и ноги» с выплывающими подсказками; «размести птиц в гнёзда», Правильность выполнения задания отслеживается частично компьютерной программой, но не оценивается при этом.

Задание №1. «Для чего птице клюв». Приставь птице клюв и ноги. «Для чего птице ноги?» Курсором компьютерной мыши переместить клюв и ноги нужной птице.

Задание №2. «Посади птиц в гнезда». Еще одно интерактивное задание – выбрать гнездо для птицы, тоже с подсказками. После выполнения задания, нажать кнопку «проверка». Если всё верно, то – переход на другую страницу с поощрительной надписью «Молодец!».

Задание №3. «Окраска птиц». Интерактивное задание «Покровительственная и демонстрационная окраска птиц». В этом задании карточки с изображением птиц нужно переместить курсором компьютерной мыши в нужные ячейки, разделив их на две группы. При подведении курсора к карточке, она увеличивается в размере, чтобы можно было подробнее разглядеть картинку. При неправильном ответе, карточки подсвечиваются красным цветом.

 

Задание №4. «Экологические группы птиц». Интерактивное задание, в котором нужно распределить птиц по группам: «птицы степей», «птицы водоёмов и побережий», «болотные птицы».

Задание №5. «Самые-самые птицы». Интерактивное задание о птичьих рекордах. Представленных птиц нужно разместить простым перемещением в нужную ячейку. При правильном распределении карточек, появляется надпись «правильно», при неправильном, появляется кнопка повторного ответа.

Все эти интерактивные задания в виде простейших упражнений проще, чем в контрольных тестах и выполняют роль закрепления моторных форм работы со зрительными образами и словесными характеристиками птиц.

Обобщение и систематизация новых знаний: В обобщающей беседе учитель отмечает, что птицы в природе живут в конкретных местообитаниях. В сходных условиях жизни у них развились сходные приспособительные особенности в строении и поведении. Используя иллюстрации коллажей, текст учебника, ученики работают в парах: дети рассказывают друг другу, что нового узнали на уроке, проверяют друг у друга правильность записей в тетради.

Контроль знаний и умений учащихся: Индивидуальный или фронтальный опрос о характерных особенностях различных птиц. На этом этапе урока ученикам предлагается выполнить задания типа: разложи карточки, соедини стрелками, выбери один верный ответ из трех, соотнеси птицу с экологической группой по внешнему виду, или словесной характеристике. Определи окраску птиц. Интерактивные тесты-вопросы о птицах. Все контролирующие интерактивные тесты отслеживают правильность ответов.

Задание №6. «Пой, птичка, пой!» Интерактивная викторина о птицах Новосибирской области с голосами птиц: «Пой, птичка, пой!». При правильном ответе на вопрос, звучит голос птицы. При неправильном ответе звучит голос человека: «ответ неправильный».

Постановка домашнего задания: В качестве творческого домашнего задания можно предложить ученикам разгадать кроссворд по теме, или придумать свой. А также читать параграф учебника. Отвечать на вопросы в конце параграфа.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, УУД

Организационный этап. 1 мин.

Приветствует учащихся, готовит мультимедийное оборудование

Приветствуют учителя, достают учебники

Вежливость, аккуратность.

Актуализация темы, постановка цели урока. 10 мин.

Организует дискуссию о разнообразии внешнего облика птиц, окраски, голосов птиц

1.Рассматривают птиц. 2.Слушают трели птиц. 3.Изучают местообитания и строительство гнезд. 4.Сравнивают птиц. 5.Делают выводы.

Внимательность

Самостоятельная работа учеников. 25 мин.

Координирует деятельность учащихся по выполнению интерактивных заданий

Инструктирует, как выполнять интерактивные задания

Выполняют интерактивные задания: №1. Приставь птице клюв и ноги. №2. Посади птицу в гнездо. №3.Покровительственная и демонстрационная окраска птиц. №4. Экологические группы птиц. №5. Птичьи рекорды.

Перевод познавательной задачи - в практическую. Анализ выделение объектов и процессов Соотнесение предметного содержания с действиями.

Закрепление знаний. Проверка усвоения знаний. 5 мин.

Проводит викторину «пой, птичка, пой» Дополняет любопытными фактами информацию о птицах. Отвечает на вопросы школьников.

Сверяют свои ответы с правильными ответами. Узнают птиц по голосам.

Отвечают на вопросы

Умение задавать вопросы. Умение слушать учителя. Умение отвечать на вопросы.

Рефлексия. 2 мин.

Подводит итог работы, отмечает, что успели, что не получилось.

Оценивает успешных учеников.

Делятся впечатлениями друг с другом, что удалось?

Оценочные умения

Домашнее задание. 1 мин.

Читать параграф учебника «Многообразие птиц». Отвечать на вопросы в конце параграфа.

Дома школьники в качестве творческого задания придумают кроссворд о птицах.

Внимательность и аккуратность

Конспект к уроку «Многообразие птиц, общая характеристика».

Внешний вид. «Птицу узнают по перьям»,— говорит народ и этим отличает пернатых от других позвоночных. Птицы снабжены роговым клювом, передние конечности их превращены в крылья и у них существует всего одна пара ног,- то внешний вид птицы будет охарактеризован. Самую характерную особенность птиц составляет их способность летать, и к этому приспособлено все строение их тела.

Птичьи трели. Птицы отличаются от всех других животных своим громким, чистым голосом. Хотя между ними и встречаются такие, которые издают лишь резкие звуки, но большинство из них имеют чрезвычайно гибкий и звучный голос. Они приманивают или призывают других птиц, выражают им свою радость и любовь, вызывают противников на бой, зовут на помощь, предостерегают от врагов, предупреждают об опасности и вообще обмениваются всевозможными сигналами.

Птицы водятся на всем земном шаре,- в северных тундрах, в обширных океанах и бесплодных степях; в равнинах обитают другие птицы, чем в горах, а в безлесных местностях — иные, нежели в лесах. Изменения в климате и орошении на местности влекут за собою и изменения в фауне обитающих в ней птиц. Величина области распространения птиц не зависит от их полета: очень хорошо летающие птицы имеют часто сравнительно небольшую область расселения, а птицы гораздо хуже летающие живут нередко в гораздо большем районе. Места обитания птиц чрезвычайно разнообразны: они живут повсюду, где только существует возможность жизни.

Питание птиц. Все-таки большинство птиц привязано к растительности, и в лесу птицы достигают наибольшего разнообразия и богатства форм. Но больше всего видов мы встречаем в таких местностях, где на небольшом клочке земли соединены горы, леса, степи, болота и водные пространства.

Гнездование. Самым простым способом гнездования пользуются те птицы, которые кладут яйца непосредственно на землю; некоторые вырывают в земле небольшие ямки; другие птицы выкладывают эти ямки разными мягкими предметами; некоторые строят плавающие гнезда. Между птицами, гнездящимися на деревьях, почти каждая устраивает гнездо по-своему. Одни складывают прутья небрежно; другие, сплетают их; третьи выстилают внутренность перьями; многие делают крышу над этим гнездом. Но мастерами можно считать тех птиц, которые лепят свои гнезда из глины. В большинстве случаев гнездо служит только для кладки яиц, но некоторые птицы строят себе гнезда для временного жилья, а также для убежища во время зимнего холода. К последним относятся дятлы, которые постоянно спят в дуплах деревьев, и наши домашние воробьи, которые зимой всегда проводят ночь в своих теплых гнездышках. Некоторые птицы устраивают общественные гнезда.

Экологическая роль птиц. Птицы образуют необходимое звено в ряду живых существ; они охраняют природу от вреда, который приносят насекомые. Нынешние способы обработки земли и лесное хозяйство приносят вред птицам, так как при этом уменьшаются любимые места их пребывания и гнездования; это заставляет их переселяться в другие места; следовательно, забота о птицах должна состоять в том, чтобы так или иначе устраивать для них удобные места жизни и устройства гнезд. Берегите птиц! (По А.Э Брэму).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Панагушина Елена Аркадьевна, 13.04.18 в 13:52 2Ответить Пожаловаться
Добавила в избранное

Отредактировано 13-04-2018 13:52

Дементьева Ирина Михайловна, 13.04.18 в 15:08 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена!!!!! В копилку!!!!!!!!!!!!
Елена, 13.04.18 в 19:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!
Дедушка ГуРу, 11.07.18 в 06:51 2Ответить Пожаловаться
Буду честным и "резать правду-матку".
Очень жаль, что мне как члену жюри было запрещено комментировать ресурсы участников, но сейчас могу высказать все, что о нем думаю.
Вы победили не потому, что создали идеальный ресурс, а потому, что у других все было намного хуже.
Не буду описывать все, что мре не совсем понравилось. Но некоторые моменты опишу.

Первое. Мультимедийная составляющая разработки - это 6 однотипных заданий сделанных на одном сайте. Хотя вполне можно было бы добавить презентацию, кроссворд , пазл итд.
Сами задания нормальные, но подсказки очень, ну очень мелкие.
Как дети работают с этими заданиями также непонятно. То ли на индивидуальных компьютерах, то ли на интерактивной доске.
Подача этих заданий в публикации в виде ссылок тоже не совсем удобно. Лучше было бы размешать не скриншоты заданий а встроить сами задания.

Второе. У вас в разделе "Постановка цели урока" написано "1.Рассматривают птиц. 2.Слушают т..." Как, и где? Нигде про это не написано. А вот тут-то и уместно было бы вставить презентацию с рисунками и звуками, или видео ролик и был бы еще один мультимедийный компонент.

Я могу продолжать и дальше, но смысл. Конкурс выигран, ресурс не изменить.

Все выше написанное является только моим личным мнением.

Отредактировано 11-07-2018 06:52

Елена, 11.07.18 в 07:56 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за замечания. Отвечу на некоторые. Файлы с таким расширением не встраиваются в сайт, поэтому дала ссылки на них. На занятиях файлы открываются во всю "ширь" экрана электронной доски или монитора компьютера, поэтому всем видно хорошо. Школьникам нравится больше играть в такие тесты-игры, чем смотреть презентации, а ещё больше нравится помогать мне их делать. У меня есть много таких тестов, где рисовали или составляли вопросы сами школьники. Насчёт однотипности тестов согласна, что можно было бы сделать более интересный электронный квест с каким-нибудь разветвленным сюжетом. Но для этого нужно много свободного времени, которого не хватает. Как-нибудь обязательно займусь созданием чего-нибудь более увлекательного. Эти же задания просты в исполнении, быстро загружаются и быстро проверяют знания (не тяжелые, всего несколько килобайт,- не слишком загружают флешку).

Отредактировано 11-07-2018 07:58

Елена, 11.07.18 в 14:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо.
Елена, 13.07.18 в 20:40 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое!
Тихонова Ирина Ивановна, 25.02.21 в 08:49 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.