12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михайлова Маргарита Михайловна154
в свободное время увлекаюсь историко-церковным краеведением
Россия, Марий Эл респ., Волжск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Тема урока: Человек славен добрыми делами.

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре, добрых делах; понимать значение конкретных поступков, умение приводить конкретные примеры добрых дел; способствовать воспитанию добрых чувств, сочувствия, сострадания, готовности поддержать того, кому нужно помочь и т.д.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении, сотрудничества, здоровьесбережения.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, контроля; метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально – нравственных ситуаций);

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Основные понятия: добро, зло, мораль, притча, золотое правило морали.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Предметные: подвести учащихся к пониманию термина «добро», как категории этики, постепенному наполнению этого понятия конкретным содержанием, путем объяснения того, что значит быть добрым, кого называют добрым, в чем суть доброго отношения.

Метапредметные УУД: познавательные: использовать возможности урока для развития нравственной рефлексии, оценки своих действий, поступков, отношения к окружающим, оценки различных жизненных ситуаций, действий других людей с нравственных позиций; коммуникативные: уметь взаимодействовать в ходе выполнения парной работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве;

Личностные УУД: воспитать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, поддерживать того, кому нужно помочь.

I.Организационный этап.

Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе настроение.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.


«Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека».

Михаил Пришвин

- Давайте, все вместе прочитаем слова русского писателя Михаила Пришвина.

- Вы согласны с мнением писателя?

- Как вы его понимаете?

- Каким должен быть человек?

Задание : Соберите и прочитайте пословицу. Пословица: «Чтобы дарить людям радость, надо быть вежливым и добрым»

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? Да, тема сегодняшнего занятия: «Человек славен добрыми делами». Мы сегодня поговорим о том, что такое добро, какого человека называют добрым, какое правило является главным правилом доброго человека.

План изучения нового материала:

1.Что такое добро.

2. Кого называют добрым.

3.Главное правило доброго человека.

Почему люди ценят добро?

III. Актуализация знаний.

Используется прием « Верные и неверные утверждения»:

1. Добро приносит пользу людям.

2. Добрые чувства открывают путь к добрым делам.

3. Можно быть по отношению к окружающим грубым человеком, а в душе добрым.

4. Золотое правило морали требует от нас доброго отношения к другому человеку.

У п р а ж н е н и е «О ж и д а н и е». Ученикам предлагается высказаться о своих ожиданиях по учебной теме. Предлагается следующий вопросный ряд:

Какие первоначальные знания и представления по этой теме вы имеете?

На какие вопросы вы хотели бы ответить, изучая тему?

IV.Первичное усвоение новых знаний.

1.Слово «добро» мы хорошо знаем и постоянно используем в своей речи. Приведите мне, пожалуйста, примеры.

А давайте, попробуем, на конкретном примере выяснить, что же такое добро? - Для этого прочитаем отрывок из сказки Оскара Уайльда «Счастливый принц» на стр. 86-87 учебника. (совместное чтение)

Последующая беседа:

1.Почему принца называли счастливым?

2.Почему Принц плакал?

3.Почему он решил помогать людям?

4.Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?

5.Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

Ласточка рисковала, согласившись помочь людям. Она ведь могла замерзнуть, а доброе дело ее согрело.

Что же такое добро? У вас на партах несколько определений понятия «Добро». Ознакомьтесь, как раскрывают его авторы? Подчеркните в каждом высказывании 2 основных слова. (Рабочий лист №1)

1.Добро – прежде всего – счастье всех людей. ( Дмитрий Сергеевич Лихачев)

2. Добро – все положительное, хорошее, полезное. ( Ожегов Сергей Иванович) 

3. Добро – это то, что приближает к идеалу . (Соловьев Владимир Сергеевич) 

4. Добро – совершать благие намерения, без какой - либо корыстной цели и выгоды для себя. Бердяев Николай Александрович.  

Что общего в этих определениях? А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте, пожалуйста , в парах и напишите своё определение Добра. Посмотрим, что у Вас получилось. Прочитайте ваши определения.

А теперь найдите определение, которое нам предлагают в учебнике на стр. 88. Похоже на ваше определение? Запишем его.

Добро - положительное, полезное, хорошее, что мы делаем не только для себя, но и для окружающих, и которое проявляется в наших поступках.

Ребята, вы сегодня внесли свой вклад в определение понятия Добра. Но, к сожалению , в мире существует и противоположность ДОБРА. Что это? …И мы должны их различать.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Опережающее задание: сообщение ученика «Притча о блудном сыне». Анализ притчи. Притча – это короткий поучительный рассказ.

А теперь давайте перенесемся в нашу картинную галерею. 

Рассмотрите репродукцию картины Рембрандта " Возвращение блудного сына" и ответим на вопрос: Какие чувства испытывают герои картины? (детям раздаются карточки с понятиями, выражающие добрые чувства). Дети выполняют выборочную работу. (Рабочий лист №2)

Отец испытывает любовь к сыну, сострадание, милосердие…

Вернувшийся сын испытывает благодарность, признательность,

А почему, как вы думаете, отец простил своего сына? Да, он любит его, он старше и мудрее его. И ваши родители тоже всегда прощают вам все ваши шалости и обиды.

И вы должны стараться не совершать необдуманные и плохие поступки, не огорчать тем самым своих родных и близких.

Учитель: Можно сделать вывод: Добрыми могут и чувства, которые открывают путь к добрым поступкам. (кластер)

Добрым бывают слова. Ведь не всегда человек может помочь делом, помочь можно и словом. Когда человеку плохо, поддержи его добрым словом.

Физкультминутка.

2.Теперь обратимся к вопросу: Какого человека называют добрым?

Откройте рубрику «Жил на свете человек» на стр.87 и мы с вами прочитаем рассказ об одном замечательном человеке.

Беседа:

1.О ком вы сейчас узнали из этого рассказа?

2.Можно ли назвать академика А.Д.Сахарова добрым человеком?

3.Почему ты так думаешь?

4.Почему его называли Совестью Народа?

Задание. Прием «Продолжим предложение». Продолжите фразу - Добрый человек – это тот, …

кто любит людей.

готов в трудную минуту прийти им на помощь.

любит природу и бережет ее.

вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

кто всегда доброжелателен к людям.

кто думает не только о себе, но и о других.

3. Мы все живем в обществе, в больших и малых группах. Что же помогают нам строить отношения между собой? Какие правила, нормы вы знаете?

Важными в жизни людей являются правила морали. Мораль - представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе. (работа со словарем) с.108.

Моральных правил много, но сегодня мы рассмотрим главное правило морали.

1.Когда это правило возникло? – обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое».

2. Как оно звучит? 3.Почему так называется?

VI. Первичная проверка понимания.

Дети выполняют итоговый тест. (Рабочий лист №3)

VII Первичное закрепление.

Учитель возвращается к вопросам « Верные и неверные утверждения»:

1. Добро приносит пользу людям.

2. Добрые чувства открывают путь к добрым делам.

3. Можно быть по отношению к окружающим грубым человеком, а в душе добрым.

4. Золотое правило морали требует от нас доброго отношения к другому человеку.

Проблемный вопрос урока: Почему люди ценят добро?

VII. .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: п.10, с.86-92.

Творческое задание: Запишите пословицы о добре в тетради.

VII. Рефлексивный этап урока. Дети заполняют анкету. (Рабочий лист №4)

1. На уроке я работал………………..активно/пассивно.

2. Своей работой на занятии я …………..доволен/не доволен

3. Урок для меня показался……..коротким/длинным

4. За урок я…………………не устал/устал

5. Моё настроение………………стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был……………………….понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен

7. Домашнее задание мне кажется…………лёгким/трудным.

Учитель: У вас на столах смайлики. Напишите добрые слова и подарите своему соседу. Я верю, что вы будете жить по законам добра, приходить другим на помощь. Ведь добрые дела живут века. Человека ценят за доброе сердце и добрые поступки. Спешите делать добро, не ждите, когда его сделают за вас другие. Идите по дороге Добра… Урок закончен. Всего вам доброго. ( песня Ю.Энтина «Дорога добра»)



Рабочий лист №1

1.Добро – прежде всего счастье всех людей.

Лихачев Дмитрий Сергеевич

2. Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Ожегов Сергей Иванович

3. Добро – это то, что приближает к идеалу.

Соловьев Владимир Сергеевич

Добро – совершать благие намерения, без какой - либо корыстной цели и выгоды для себя.

Бердяев Николай Александрович

Рабочий лист №2

сострадание, милосердие, благодарность, признательность, раскаяние, сожаление, прощение, любовь, радость, доверие, забота, счастье, благость, защищенность, жалость, нежность .

Рабочий лист №3. Тест

1. Правила доброго поведения:

1) закон
2) право
3) мораль
4) указ

2. Какое чувство не может считаться добрым?

1) сочувствие
2) сострадание
3) симпатия
4) скупость

3. Золотое правило морали гласит:

1) ко всем людям относись как к самому себе
2) дели людей на друзей и врагов
3) живи для себя
4) выучи все правила поведения

4. Под понятием «добро» подразумевается:

а) все хоро­шее, что есть в жизни;
б) умение проявить сочувствие, выручить, порой даже рискуя собой.

1) верно только а
2) верно только 
б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны


5. Золотое правило нравственности:

а) возникло в глу­бокой древности;
б) утратило свое значение в наши дни.

1) верно только а
2) верно только 
б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны


6. Какое из перечисленных чувств является добрым?

1) милосердие
2) упрямство
3) злость
4) страх

7. Этого выдающегося ученого называли Совестью народа

1) Ю.Б. Левитан 2) А.П. Гайдар 3) А.Д. Сахаров.

Рабочий лист №4. Анкета.

1. На уроке я работал………………..активно/пассивно.

2. Своей работой на занятии я …………..доволен/не доволен

3. Урок для меня показался……..коротким/длинным

4. За урок я…………………не устал/устал

5. Моё настроение………………стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был……………………….понятен/не понятен; полезен/бесполезен; интересен/скучен

7. Домашнее задание мне кажется…………лёгким/трудным.





Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (1)

Акатова Ирина Анатольевна, 16.11.23 в 18:29 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!! Интересный урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.