12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Александровна50
Россия, Саратовская обл., Саратов
2

Урок-виртуальное исследование по истории на тему «Ожившие пословицы Брейгеля»

Неврюева Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания, МХК

МАОУ «Гимназия №4» города Саратова. 2019 год

Всероссийский конкурс для учителей истории и обществознания на лучший урок с мультимедийным сопровождением

 

Но приглядимся чуть повнимательнее к жизни людской…

Эразм Роттердамский

Тема «виртуального исследования»:

ожившие пословицы Брейгеля.

Целевая аудитория для предъявления итогов (элементов) «виртуального исследования»:

обучающиеся 7- 8 х классов.

Цели «виртуального исследования»:

создание условий и поддержание мотивации обучающихся быть «открывателем» конкретных фактов, явлений повседневной жизни людей периода раннего нового времени;

развитие познавательной и творческой активности подростков на основе визуализации атмосферы изучаемой эпохи.

Задачи «виртуального исследования»:

создать атмосферу «ожившей» эпохи с помощью приема увеличения сюжетных линий картины и художественных деталей;

сформировать навыки исследовательской деятельности обучающихся, конкретизируя назначение, специфику, особенностей вещей, предметов эпохи П. Брейгеля Старшего;

предусмотреть возможность эвристической беседы над визуализированными идиомами фламандской речи и сформировать у подростков представление о ценностном миропонимании человека эпохи раннего нового времени;

смоделировать условия, в которых каждый обучающийся сможет репрезентовать себя как возможный участник сюжетных миниатюр.

Рекомендации по проведению занятия:

- прочитать конспект и провести занятие согласно предложенной версии без изменений;

- использовать только «сценарий», связанный с толкованием пословиц, предварительно подготовив ведущих – авторов (приложение №2), не работать по триггеру вещественного мира;

- использовать только «сценарий», связанный с вещественным миром раннего нового времени (можно фрагментарно, выделив только 2 – 3 сюжета по своему усмотрению или включить настроенные произвольные показы), не акцентировать внимание на толковании пословиц по триггеру «портрет художника».

Ход урока.

1. Оргмомент.

(Предварительно выбираются ведущие урока. Два ученика готовят краткую информацию о биографии художника, затем продолжают ход урока от первого лица, по очередности исполняя роль П. Брейгеля Старшего. Ведущим рекомендуется выполнить стилизованный костюм (элемент) эпохи раннего нового времени, например чепец или накидку - плащ.)

Учитель начинает занятие.

- Сегодня у нас необычное путешествие в мир истории раннего нового времени – «осени» средневековья! Одно из полотен великого художника Питера Брейгеля Старшего сделает наше виртуальное путешествие увлекательным. Ведь кто как не этот таинственный художник, столь подробно «остановил» на своих живописных полотнах эпоху раннего нового времени! Впрочем, он и сам расскажет о себе!

1 ведущий - автор

Моя биография – настоящая загадка! Даже современным историкам сложно назвать место и дату моего рождения. Нет уверенности даже в точности написания моей фамилии! Считается, что я уроженец Бреда, однако ни о происхождении моей семьи, ни о моем детстве ничего не известно.

2 ведущий - автор

Большинство предположений о дате рождения построено на основе дедуктивного метода исходя из фактов творческой биографии. В 1551 году имя «Питер Брейгель» встречается в списке гильдии Святого Луки в Антверпене. Обычно такие гильдии играли роль профсоюзов для молодых людей в возрасте от 21 до 26 лет, что дает основание считать датой моего рождения период с 1525 по 1530 год. Меня называли «Шутник Петер»! Я тонкий создатель насмешливых картинок о народе, обнажающих человеческую глупость. Мои картины занимательно построены!

1 ведущий - автор

Каждый, кто внимательно рассматривает их, понимает, в чем именно эта необычность! Я постарался изобразить то, что в принципе невозможно увидеть!


 

1 – 2 слайд (автоматический переход) презентации учащиеся смотрят до окончания музыкального сопровождения.

Учитель продолжает:

Представим… Место действия — Фландрия, одна из семнадцати республик Нидерландов, точнее одна маленькая деревенька, точнее деревенская площадь в дельте реки! Время действия — XVI век, век жестокий, трудный, несправедливый… А люди? Какими были люди, жители этой деревни? Как протекала их повседневная жизнь? Ответы на эти вопросы мы с Вами постараемся найти… Уже утро, а в деревнях люди начинают свой день до восхода солнца, и наши персонажи заняты своими повседневными делами! Все они копошатся, двигаются, суетятся, предаются различным занятиям и порокам, соединяясь в огромный, тесный людской муравейник! «Всмотримся» в их жизнь, «послушаем» их разговоры!

2 ведущий - автор:

Ах, лучше бы мне увязаться

Вослед за классическим Римом!

Не так-то легко и солидно

Брести по пятам уязвимым,

Ранимым... За Брейгелем-старшим,

За Брейгелем неумолимым.

Учитель:

- Художник специально нарисовал эту картину так, что ее композиция невольно подсказывает путь! Выскажите свои предположения о том, откуда именно нам следует начать наше путешествие!

Предполагаемые ответы учащихся

А) не имеет значение начало пути, так как это «деревня человеческой глупости»;

Б) использовать перспективу улицы, например, следуя за кистью художника, пройти по правой стороне деревенской улицы, затем по левой.


 

Учитель:

- Действительно, так! Художник ставит нас, наблюдателей, в тупик, производя эффект «мира вверх тормашками». На уровне прочтения сцены происходит грандиозное нарушение главного повествовательного ряда. Его попросту не существует! «Шутник Петер»!

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

(Важно, чтобы у ведущих была схема активных и неактивных объектов «ВИ», см. приложение №1)

слайд №3

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру 

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру 

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Один стрижёт овцу, другой свинью».

2. Предлагаемый верный ответ:

один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой. (Один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету.)

 

1. У наших персонажей одинаковые шапочки из войлока! Присмотритесь внимательнее к фасону баретта (берет). Какой элемент кроя делает его универсальным?

(небольшие поля шапки могли заворачиваться спереди и сзади)

В средневековой Европе носить береты имели право только священнослужители. А в эпоху раннего нового времени их уже носили мужчины и женщины разных сословий.

2. Любопытно отметить, что самые древние ножницы, найденные археологами в Древнем Риме, имели возраст 3-4 тысяч лет и были предназначены для стрижки овец. Эти ножницы больше походили на большой пинцет с двумя лезвиями на концах. Конструкция очень неудобная, но она просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений!

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню. / Учитель может заметить, что изображение обычных ножниц художник тоже не обошел своим вниманием, но где же они? 


 

2 ведущий – автор:

Его плясуны к небосводу

Пудовую ногу бросают,

Как камень из катапульты...

Старухи его потрясают

Лица выражением тыльным

На пиршестве жизни обильном.

С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №4

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Один ветер мотает то, что другой прядёт».

2. Предлагаемый верный ответ:

оба разносят слухи, сплетни.

 

1. Французская загадка XIV века в ответ на вопрос «Почему у осла длинные уши?» предлагает следующее: «Потому что мама в детстве не надевала ему чепчик»! Перед Вами вид головного убора, относимый к разряду белья, - чепец! Мог носиться самостоятельно или надеваться под другой головной убор, более дорогой. Как Вы думаете зачем? (возможный ответ: для того, чтобы не испортить последний, например потом или жиром волос.)

Волосы заплетали в косу и укладывали пучком на затылке. Молодые женщины могли появляться на улице и без чепчика, пожилые носили его всегда.

2. Любопытно, но специальной, предназначенной для работы одежды в раннее новое время ещё не существовало. Невозможно отследить постепенное становление традиции и привычек, диктуемых требованиями профессии и необходимостью защиты тела от ожогов, ран или просто грязи и пыли, и защитой одежды, бывшей для крестьянина и ремесленника немалой ценностью из-за дороговизны. Так появился полотняный или кожаный фартук! Фартук стал едва ли не обязательным предметом одежды для женщины-крестьянки.

3. Омоньерка (от фр.— милостыня). На поясе сумочка закреплялась с помощью шнура, продернутого через её горловину. Верх затягивался, и сумочка визуально становилась треугольником с острым концом вверх. Женщины носили ее под верхней юбкой. Вору определенно бы не повезло: до денег очень нелегко добраться! Хозяйка же легко манипулировала сумочкой, приподняв край юбки при помощи длинной ленты или цепочки, крепившейся к подолу.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

1 ведущий – автор:

Симпатией приятной

К художнику влеком,

Хохочущий Заказчик

Бряцает кошельком.

Он ехал из Брабанта, -

Звенели стремена,

Позвякивали шпоры,

Как звякает казна.

С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает следующую пословицу.

слайд №5

 

Работа с пословицей мини сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Стены с трещинами скоро обвалятся».

2. Предлагаемый верный ответ: все, что плохо управляется, скоро разрушится.

 

1. Монеты! Что изображено на аверсе (лицевая) и реверсе (оборотная)? Посмотрим? (Цветок лилии, на обороте -облик Иоанна Крестителя). В Нидерландах первый золотой флорин был отчеканен по образцу флорентийской монеты. Здесь он также стал называться гульден (золотой). В 1581 году серебряный гульден стал основной денежной единицей.

2. В эпоху «осени» средневековья широко использовался естественный камень. В Нидерландах - кирпич без штукатурки. Голландцы умели кирпичи класть тщательно, надежно, с ровными аккуратными швами.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

2 ведущий – автор с помощью дистанционной мыши делает выбор, читает пословицу. (Возможен выбор дальнейшего пути учащимся, который верно ответит на вопрос художника – ведущего: «Я изобразил на картине корзину, наполненную тем, чем наполнить ее невозможно, но где же она?» После верного ответа учащийся с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.)

слайд №6

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Перевозить пар в корзинах».

2. Предлагаемый верный ответ: тратить свое время напрасно.

 

1. Расстаться с тысячелетней эпохой не так - то и просто! Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно представить себе быт крестьянина. Незаменимы были они и при сборе урожая и хранении продуктов, и для того, чтобы отправиться в дальнюю дорогу. Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Простая корзина – замечательный свидетель многих эпох!

 

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает отрывок стихотворения:

«Одежды синий цвет не убедит,

Равно как и девиз, в любови прочной;

Но кто душою предан и хранит

Честь дамы сердца от хулы порочной,

Не в синем хоть, любовью дорожит,-

Неверный же, который все грешит,

Скрывает грех одеждою нарочной,

Облекшись в синее…»

слайд №7

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Жена надевает голубую мантию на мужа».

2. Предлагаемый верный ответ: жена обманывает мужа.

В трактате XIV-XV веков «О женщинах и любви» можно прочитать: «Я уважаю женщину, которая умеет сбить с толку своего мужа … и хотя она надевает на него синий плащ, он воображает о себе, что она боготворит его».

1. Непосредственное многолетнее общение с испанцами, казалось бы, должно было привести нидерландских женщин к полному подражанию в костюме испанским образцам. В действительности же испанские моды получили здесь оригинальную трактовку.

Прежде всего объемы женского платья в конце XVI века: узкие плечи и рукава, тонкая талия, квадратное декольте со своеобразным стоячим воротником из прозрачной белой ткани с кружевом - способствовали этому впечатлению. А вот цвет платья, безусловно, праздничный!

2. В самом конце XV века в моду постепенно стали входить округлые туфли, называемые «медвежьей лапой». Наиболее распространены были ботинки из кожи. Наилучшим качеством обладала обувь, сшитая из кожи козла. На втором месте стояла бычья кожа, и, наконец, на последнем находилась баранья — жирная и неровная, имевшая к тому же обыкновение усыхать и сжиматься с течением времени.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №8

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Все зависит от падения карт».

2. Предлагаемый верный ответ: как повезет!

 

1. Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки.

Карты имели длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

В XVI веке короли, дамы и валеты изображались в виде легендарных героев древности. Так, например, Юлий Цезарь – король бубен, а Александр Македонский – король треф. Двухголовые карты, то есть карты, в которых одна половина как бы отражает другую, появились в Италии только в XVII веке.

 

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает следующую пословицу. (Возможен выбор дальнейшего пути учащимся, который верно ответит на задание художника – ведущего: «Высоко сижу, все вижу… найдите моего следующего персонажа!» После верного ответа учащийся с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.)

слайд №9

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Пустить плащ по ветру».

2. Предлагаемый верный ответ: приспособить свою точку зрения к текущему мнению.

1. Наш персонаж держит в руке накидку – плащ, самую простую по своему крою! Эта «версия» плаща не имела рукавов, причем даже прорезных боковых отверстий для рук тоже не было, и, судя по персонажам нашей деревушки, носили такой плащ не только бедняки! Ну чем не «зонт» раннего нового времени?

2. Высокие сапоги, удобные для верховой езды или выхода за город, появились еще в конце XV века. Шили их из мягкой кожи, причем высота могла быть как до колена, так и до середины бедра. Сапоги зачастую делались с отворотами, что позволяло демонстрировать контрастный внутренний слой. При необходимости к сапогам крепились шпоры. И, наконец, для щеголей «осени» средневековья особым шиком считалось надеть один сапог как следует, у другого - спустить голенище к ступне.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №10

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Биться головой о каменную стену».

2. Предлагаемый верный ответ: упорствовать в достижении невозможного.

1. А вот еще один головной убор! «Бегуин» -мужской чепец из белой ткани, надевавшейся, как правило, под верхние головные уборы. Появился он еще в XIII в. В простонародье был самостоятельным головным убором вплоть до конца XVI в. Посмотрите, какая простая выкройка чепца! Любая хозяйка могла быстро сшить такой головной убор!

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу. (Возможен выбор дальнейшего пути учащимся, который верно ответит на задание художника – ведущего: «Каких птиц я изобразил на этом полотне?» После верного ответа учащийся с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.)

слайд №11

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру 

Деятельность 1 ведущего – автора.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Пялить глаза на аиста».

2. Предлагаемый верный ответ: «Рот раскрыть». Попусту время тратить.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

2 ведущий – автор:

Прозренья его беспощадны,

Сужденья его непреложны.

Его дураки безупречны,

Его богомольцы — безбожны,

Его отношения с вечной,

Бессмертной Гармонией — сложны!

С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №12

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Ему не удаётся дотянуться ни до одного, ни до другого хлеба».

2. Предлагаемый верный ответ: с трудом справляться с материальными трудностями.

1. Скамья продолжает занимать свое почетное место в интерьерах помещений. В домах основной мебелью для сидения были именно скамьи, которые ставились вдоль стен. В раннее новое время скамьи были дощатой конструкции со спинкой или без нее, а также двойные скамьи, которые вытачивались, как и стулья.

2. Мотыга не меняется тысячелетиями! Из средневековья в новое время, да и сегодня, это орудие труда остается без изменений!

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор:

Воистину, зрелища явны:

Кто стал бы скрывать показное?

На публике зрелища зреют,

Как рожь под ударами зноя.

Тем более дорого стоит,

Кто тайное в явном откроет.

С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №13

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Опрокинувший свою кашу не всегда может её собрать».

2. Предлагаемый верный ответ: никогда нельзя полностью исправить последствия своей глупости.

1. На полотнах Брейгеля интересны маленькие детали – подробности об очень простых вещах! Посмотрите-ка: ложка на шапке! Считалось хорошей приметой носить этот столовый прибор всегда при себе. А вот и возможные способы!

 

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №14

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Зевать в печь».

2. Предлагаемый верный ответ: прилагать напрасные усилия.

1. Основным типом отопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный подальше от стен. Оказывается, кухонные печи появились только в ХV в. Ранние печи были круглыми куполообразными на квадратной основе. Подобные печи вошли в широкий обиход начиная еще с XII века. Такая печь примыкала к стене кухни, и труба от нее выходила в дымоход кухонного очага. Таким образом, в комнате было сухо и не пахло дымом, что улучшало качество жизни. Рядом с такими печами сушили одежду, обогревались или сохраняли теплой пищу и питье.

 

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу. (Возможен выбор дальнейшего пути учащимся, который верно ответит на вопрос художника – ведущего: «Эти цветы называют «око дня», они раскрываются на восходе солнца, и я нарисовал их как символ раннего утра! Где же они?» После верного ответа учащийся с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.)

слайд №15

 

Работа с пословицей мини сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Бросать свиньям маргаритки».

2. Предлагаемый верный ответ: предлагать кому-то нечто такое, что тот не способен оценить.( Метать бисер перед свиньями.)

1. Очень интересный по конструкции головной убор вступал в свою последнюю эпоху существования – это шаперон! Он делился на части, каждая из которых претерпела с течением времени определенные изменения и приобрела особое значение. Это — длинный шлык (конетта), вначале свисавший на спину, и пелерина (патта). Этот сложный и достаточно своеобразный головной убор носили все слои населения: от короля до подсобного работника. Разницу между моделями составляла исключительно цена и качество используемой ткани, а также наличие или отсутствие дорогих украшений.

2.А вот с украшениями тоже очень любопытная история! Крайне интересны «бейджи» на шаперонах. Носили их, как правило, люди из высших сословий, но наш персонаж, скорее всего, зажиточный крестьянин! Такие «бейджи» - настоящие «болтуны» - могут рассказать нам о том, какие святые покровители благоволили человеку или какой род занятий он имел.

3. Еще одна сумочка! Эскарсель — крошечный портфель из крепкой кожи, прикреплявшийся к поясу посредством нескольких застежек или составлявший с ним единое целое. «Искусники», умевшие отрезать кошелек незаметно для его владельца, в те времена были весьма распространены. Эта нешуточная проблема и породила появление разных видов сумочек для мелочей, которые носили исключительно мужчины.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

 

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №16

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Когда телёнок утонул, надумали засыпать яму».

2. Предлагаемый верный ответ: исправлять ошибку или оказывать помощь уже поздно.

1. Рассмотрим повседневную одежду крестьян! Крестьянский костюм в Голландии менялся медленно. Мужская котта представляла собой просторную рубаху из шерсти, льна и одевалась поверх камизы. Обычно котта доходила до середины бедра и подпоясывалась кожаным ремнём. Простой и непритязательный крой котты не претерпел никаких изменений в течение веков. Котта оставалась «вне моды», меняться мог лишь материал, из которого её шили, а также цвет.

2. Шоссы — «обувать» или «надевать на ноги». Возможно, художник изобразил разновидность шосс, изобретенную фламандскими рыбаками. Внешний дизайн рыбацких шосс напоминал современные брюки: их делали широкими, сшивая между ног, в то время как с боков оставались «клинья». Но рыбацкие шоссы доходили только до щиколотки и носка не имели. Остальные виды заканчивались носком, плотно облегавшим ступню. Впрочем, бедные люди чаще довольствовались шоссами, в которых носок заменялся широкой полосой, обхватывавшей ступню поперёк.

3. Мужская камиза была несколько более короткой, чем женская, доходила до середины бедра или до колен. Чаще всего камизы шились из полотна белого цвета. Рукава были неизменно длинными, доходя до запястий. В зависимости от вкуса мастера или заказчика их делали широкими или, наоборот, узкими, заканчивающимися манжетой.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

 

1 ведущий – автор:

«Если в наши дни обратиться к человеку на улице, голландцу, который хотя бы чуть – чуть интересуется историей, в особенности культурой своей страны, с большей долей вероятности он засвидетельствует, что багаж его знаний состоит преимущественно из впечатлений, порожденных живописью!» С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №17

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Две собаки грызутся за кость».

2. Предлагаемый верный ответ: противники редко могут договориться.

1. Очевидно, живописец изобразил здесь самые распространенные в то время в Нидерландах породы собак! Рассмотрим одну из них! Голландский смаусхонд – небольшая, но сильная собака, имеющая немного «хулиганский» вид из-за ее пышных усов, бороды, бровей и взъерошенной шерсти на теле. Встретить этих веселых, приветливых собак можно, за редким исключением, только в Нидерландах, где они до сих пор очень популярны.

 

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №18

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Лиса и журавль».

2. Предлагаемый верный ответ: обманщики. Два сапога пара. (Платить той же монетой.)

1. В Европе, в Средние века, кушанья на стол было принято подавать на больших блюдах. Сначала «тарелки» были общие, откуда каждый сам брал себе еду. Накладывали еду на большие хлебные лепешки. И только в XIV—XV веках тарелки из олова, меди и дерева впервые начинают использовать во Франции, затем по всей Европе! Скорее всего, Брейгель изобразил здесь медные тарелки, они были довольно дешевы в Нидерландах в XVI в.

2. А эта кухонная принадлежность в виде большой плоской ложки с множеством мелких отверстий в черпале для прохождения жидкости не изменилась! Мы и теперь используем шумовку для съёма пены, для выемки из кастрюли или котелка мяса и рыбы.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №19

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Сидеть на горячих углях».

2. Предлагаемый верный ответ: чего-то с тревогой ожидать.

1. А этот персонаж довольно занятный! Можно предположить, кто это. Возможно, фламандский стражник! Обратим внимание на его головной убор, шлем. Что мы знаем о шлемах?

2. Левой рукой, что, кстати, неудобно, он поворачивает вертел! Прообраз гриля в средние века и позже. Длинный твёрдый стержень, который вращает повар, благодаря чему сок мяса распределяется по нему равномерно. На вертеле, как правило, жарятся большие куски мяса или туши небольших животных целиком.

В богатых домах был даже специальный слуга — «вертельный мальчик».

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.

2 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №20

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 2 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Крыши там покрыты сладкими пирогами».

2. Предлагаемый верный ответ: иллюзорное изобилие.

1. Способов приготовления пищи в это время было несколько:

варка пищи в котлах в каминах и очагах;

выпекание;

жарение на вертеле.

Перед вами форма для выпечки времен Брейгеля! Эта форма была найдена археологами. Любопытным является факт наличия окаменевших остатков пирога на стенках формы! Давайте посмотрим возможный восстановленный рецепт этого пирога! (Нужно кликнуть по рецепту для его увеличения)

Ребята, увлекающиеся кулинарией, могут попробовать испечь такой пирог и принести на дегустацию в класс.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

1 ведущий – автор с помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №21

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру.

Деятельность 1 ведущего – автора.

Работа с элементами вещественного мира по триггеру.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь».

2. Предлагаемый верный ответ: женщина неискренняя, ей доверять не стоит.

(Служит и нашим и вашим)

1. Этот инструмент и сегодня не изменил своего назначения! Обращались к ним непосредственно во время розжига. Их концы делались в виде зазубрин для лучшего удержания угля. Ну и, конечно же, Брейгель не обошел вниманием этот обязательный предмет в каждом доме!

2. А вы знаете, что ведра (водоносы) упомянуты в Библии! Ведро деревянное с железными обручами - бондарное изделие - служит для переноски и хранения жидкостей.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

2 ведущий – автор:

Антверпен покидает

Заказчик-пилигрим.

Занятных две картины

Слуга везет за ним.

На будущей неделе

Заказчик будет сам

Потешные картины

Показывать гостям.

... Боярышник пушистый

Сиял ему в глаза...

А где-то за холмами

Невнятно шла гроза,

И тщетно пилигриму

Шептал вечерний зной,

Что Брейгель - не Мужицкий,

Что Брейгель - не Смешной…

С помощью беспроводной мыши для дистанционного управления делает выбор, читает пословицу.

слайд №22

 

Работа с пословицей мини - сюжета по триггеру 

Деятельность 2 ведущего – автора.

Деятельность учащихся / допускается обсуждение в учебных парах.

1. Рассматривают картинку и предлагают современное толкование идиомы: «Держать парус в глазу».

2. Предлагаемый верный ответ: не упускать ничего из внимания.

 С помощью этого триггера возвращаемся назад в деревню.


 

Учитель:

Я Брейгеля вспоминаю.

При мысли о логике нищей,

О разуме задремавшем,

О стоптанном ухе, приникшем

К железным чудовищным маршам, -

О Брейгеле я вспоминаю! -

О Питере Брейгеле-старшем.

Перед тем как перейти к эпилогу ( ), учитель сообщает следующее:

- вот и подошло к своему окончанию наше путешествие по деревне «человеческой глупости»! «Шутник Петер», спасибо тебе! Мы увидели, что «казнить» несовершенства мира можно не только словом, но и разящей кистью художника! Полотна Питера Брейгеля Старшего современники разглядывали подолгу и с большим вниманием! Мы убедились: они необычны, на них множество персонажей, существующих «самих по себе». Эти люди ушедшей эпохи… они так далеки от нас, но так ли это?!

Включается слайд эпилога (№23).

«Возникновение нового – не этого ли наш дух более всего ищет в минувшем!»


 

(В данной разработке внеклассного (урочного) занятия использованы стихи (авторское прочтение без изменений) Новеллы Матвеевой, подробнее можно посмотреть здесь:

http://www.mixei.ru/archive/index.php/t-45923.html )

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.