Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе; повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.
Воспитательные: продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления; развивать умение выражать свои мысли в слух.
Развивающие: продолжить формировать умение анализировать увиденное; Развивать способности выдвигать гипотезы; вырабатывать умение работать с табличным материалом; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; формировать умение решать качественные задачи.
Планируемые образовательные результаты:
предметные - сформировать представление о плотности вещества, рассмотреть ее характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения);
метапредметные - развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы), умения работать с таблицей;
личностные - воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Основу урока составляет исследовательская деятельность учащихся, организованная по технологии с применением активных методов обучения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ.
Оборудование: рычажные весы, несколько тел равного объема, но разной плотности, тела разного объема, но равной массы, мультимедийный проектор; компьютер; презентация.
Ход урока
Инициация. (2 мин).
Метод «Релаксация» Здравствуйте. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите друг на друга - улыбнитесь и настройтесь на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всем остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
Вхождение в тему. (2 мин).
Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова: Слайд 1
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Ребята о чем это стихотворение? Правильно - об открытиях, а любой урок физики – это маленькое открытие. А вы – юные экспериментаторы и открыватели, пусть маленьких, но важных понятий. Потому что, вы удивляется, а значит, можете совершать свои первые важные открытия.
А что нужно для этого? А для этого нам придется вспоминать название физических величин, их обозначение, формулы для вычисления и решать задачи.
Для начала!.... (Слайд 2.) Решите простую анаграмму ТЛОНТСЬОП. Решив ее, вы узнаете тему нашего урока
Итак, запишем тему урока (слайд 3): «Плотность вещества».
Формирование ожиданий учеников. (3 минуты).
Метод «Проблемные вопросы»
Цель: Заинтересовать учеников предстоящим содержанием темы урока.
Участники: Все ученики.
Проведение: перед учениками ставится опыт по взвешиванию тел равных объемов из разных материалов. Необходимо ответить на вопрос: Почему тела равных объемов имеют разные массы.
Друзья мои! Сегодня на уроке с вами
Должны добыть мы знаний и немалых.
Запомните: процесс учения тогда успешен,
Когда в нём личный вклад замешен.
Идею выдвини, задай вопрос,
И не сиди, повесив нос!
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
Учитель. Вы выдвинули ряд гипотез. И на сегодняшнем уроке мы эти гипотезы проверим. Но, сначала, проверим пройденный материал.
Закрепление изученного. (10 мин)
1. Эксперимент.
Эта часть урока строится по следующему плану. Учащимся предлагается разделиться на 3 команды. Каждая команда выбирает экспериментатора для решения экспериментальных задач, результаты которых будут нужны при изучении нового материала.
Оборудование: весы, гири, тела различной массы.
Задание 1: Определите массы двух деревянных цилиндров разного размера с точностью до 1г.
Задание 2: Определите массы деревянного и алюминиевого бруска одинакового объема с точностью до 1 г.
Задание 3: Определите массы двух тел из различных веществ (тела равной массы) с точностью до 1 г.
Результаты записываются на листочке.
Остальные члены команды проходят Мини-тест в виде игры «Вопрос-ответ». Отвечать нужно быстро. Кто первым поднимет сигнальный флажок, тот и отвечает, если при ответе допущена ошибка, то право хода переходит другой команде.
2. Мини-тест Слайд 4-8
1. Изменение скорости тела происходит …..
А. Без действия на него другого тела. Б. После действия на него другого тела. В. Пока на него действует другое тело. Г. До того, как на него подействует другое тело. (Ответ В)
2. Какая из тележек 1,2 придет в движение, если пережечь нитку? (2)
3. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что
А. m1<m2 Б. m1=m2 В. m1>m2 (Ответ А)
4. На весах сравнивают массы шаров 1 и 2. Каково соотношение их масс?
А. Так нельзя сравнивать массы тел. Б. m1<m2. В. m1=m2 Г. m1>m2 (Ответ Г)
5. Сколько миллиграммов в одном грамме? (1000 мг)
3. Фронтальный опрос.
После прохождения мини-теста и работы экспертной группы происходит фронтальный опрос.
Учитель. Многие из Вас любят отгадывать загадки. Давайте сделаем это вместе (слайд 9):
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились.
Вопросы: Какая физическая величина определяется с помощью весов? (предлагаются версии ответа). Что называется массой тела? Какой буквой она обозначается? Какова единица измерения массы в системе СИ? (Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность).
Все мы с Вами твёрдо знаем,
что линейкой измеряем
мы у куба высоту, ширину ну, и длину.
Подскажите, что за связь существует между ними?
Вопросы: Что называется объемом тела? (Объем – это физическая величина, которая зависит от размеров тела.)
Если тело правильной формы, то для того чтоб узнать объем нужно….( перемножить его длину, ширину, высоту.)
Ребята, а если тело не правильной формы? Как измерить объем тела неправильной формы.
4. В завершении теоретической части выполняется «задание – перевод».
Задание: Переведите из одной единицы измерения в другую. Слайд 10
1 л = 0,001 м3 135кг = 135000 г
11мл = 11 см3 35 г = 0,035 кг
10кг = 10000 г 235л = 0,235 м3
111г =0,111 кг 30005 г = 30,005кг
Инпут (15 минут).
Метод «Исследователи»
Цель: Развивать навыки исследовательской деятельности. Участники: Все ученики. Время проведения: 6 минут.
Проведение:
Изучение нового материала начинается с постановки проблемы. Какими способами можно экспериментально определить массу тела? Можно ли рассчитать массу тела теоретически?
На столе лежит деревянный брусок: задача: как определить массу бруска, лежащего на столе с помощью линейки? (Варианты ответов учеников).
Учитель: Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните. Теперь мы можем посмотреть на работу экспертной группы:
Как узнать, у какого из двух деревянных цилиндров масса больше? m1 > m2
Сравнить массы 2-х брусков одинакового объема (деревянный и алюминиевый)V1 = V2 m2 > m1
Сравнить массы 2-х тел разного объема и разного вещества. V2 >V1; m1 = m2
Анализируя задания выполненные экспертами, ребята делают вывод, что масса тела зависит от объема тела и вещества.
Учитель. А сейчас мы познакомимся с новой, очень важной физической величиной, без которой невозможно решить многие физические задачи. Слайд 11
Обратимся к словарю Даля:
Плотный – сбитый, сжатый, густой, содержащий много вещества в малом объеме.
В словаре В. Даля записано: "Свойство вещества, общее свойство тела, густота вещества в данном объеме, выражается числом”. О чем идет речь? (О плотности)
Слайд 12
Величина | Обозначение | Единица измерения | Формула для вычисления |
Плотность | ρ | кг/м3 | ρ = m / V |
Итак мы видим, для того чтоб определить плотность нужно знать массу тела и его объем.
Решите задачу (Слайд 13): Кусок льда объемом 2 м3 имеет массу 1800 кг. Следовательно, масса 1 м3 будет в два раза меньше. Таким образом, плотность льда равна
Постановка второй проблемы. Возьмем три бруска одинакового объема. Как вы думаете, а массы будут одинаковыми или разными? Появились две точки зрения. Хорошо. В физике что является подтверждением истинности того или иного высказывания? Давайте проверим ваши мнения опытом. Итак, опыт показал, что масса брусков разная. Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Если мы возьмем 1 кг железа и 1 кг ваты и взвесим, массы у них будут одинаковые или разные? А по объему они будут отличаться? А где будет объем больше? Сделайте вывод (Вывод: все дело в том, что масса распределяется по объему). Слайд 14
Прочитайте и вдумайтесь. У цилиндров одинаковый объем, а масса разная. Это значит, что…. (масса по-разному распределяется по объему). Итак, ребята, в нашем опыте с цилиндрами получаются такие результаты, потому что:
масса распределяется по объему по-разному: для одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньшая масса.
А теперь главное: Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Учитель. Объем тела произвольной формы нельзя измерить при помощи линейки. Для этого используется способ, предложенный древнегреческим ученым Архимедом. Какой? (Тело, погруженное в наполненную емкость, вытесняет объем жидкости равный объему погружаемого тела). Таким способом Архимед сделал остроумное открытие (озвучивают учащиеся, индивидуальное задание было получено заранее). Слайд 15
Давайте заглянем сквозь тысячу лет | Золото иль позолота Из дворца побрел ученый: (Т.Д. Безматерных) |
«Эврика!» - это клич науки, пароль каждого, кто ищет. Молодцы ребята, итак теперь мы знаем, как найти объем тела неправильной формы.
Работа с учебником. Плотности многих веществ известны. Открываем стр. 63 учебника. Рассмотрим таблицы плотностей для трех состояний вещества, выясним, что же значат эти цифры в таблице?
Начнем с золота и серебра: плотность золота показывает, что золото объемом 1м3 имеет массу 19300 кг. А, что показывает плотность серебра? (Серебро объемом 1м3 имеет массу 10 500 кг). Несколько значений на выбор комментируют учащиеся.
Проработка содержания темы. (7 мин).
Проблемный вопрос учителя: Теперь введя понятие плотности, давайте вернемся к решению первой проблемы, которая была поставлена перед вами в начале урока. Как же можно измерить массу деревянного бруска с помощью линейки?
Ребята называют способ нахождения массы, наиболее активный учащийся вызывается к доске решать задачу на нахождение массы бруска. (m=Vρ, V=abc, m=ρ·abc, ρ=700 кг/м3)
Метод «Мозговой штурм»
Решение задач. Слайд 16-18
Задача 1: В цирке клоун одной левой рукой поднимает огромную гирю, на которой написано 500 кг. На самом деле масса гири в сто раз меньше. Объём этой гири 0,2 м3. Вычислите плотность цирковой гири.
Задача 2: Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,1 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 2 литра?
Резерв времени: Задача 3: Какую плотность имеет Людоед массой 120 кг при превращении в мышку объёмом 15 см3?
Подведение итогов. Рефлексия (3 мин).
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы убедились, что сами можем многого добиться, пользуясь методами физики: опыты, размышления приводят нас к гипотезе, с помощью которой мы объясняем происходящие вокруг нас явления. Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Метод «Оценка»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.
Участники: все ученики. Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: наборы карточек с изображенными баллами («5» на зеленом фоне, «4» на синем фоне, «3» на красном фоне) по количеству участников группы, кластеры для наборов карточек.
Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы и себя, передавая карточки с изображенными баллами. Ученики демонстрируют карточки. Учитель при необходимости вносит коррективы и комментирует свою точку зрения. Выставляются оценки.
Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали.
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Сканеру, принтеру,
И компьютеру на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Наш урок – был открытием.
Рефлексия. При выходе из кабинета положите жетон на правую чашу уравновешенных весов, если тема урока понятна и на левую чашу, если тема вызвала затруднение.
Домашнее задание. (1 минута)
§ 22, упражнение 7 (3,5)
Домашние опыты:
Определите плотность куска мыла.
Вычислите массу воздуха в вашей комнате: m=ρ∙V
(плотность воздуха можно принять равной ρ=1,3 кг/м3)
Список использованной литературы:
1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. .- М.: ДPOФА, 2017.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 класс - М.:Просвещение, 2017.
3. Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина " Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство " Экзамен" , 2010г.
Интернет-ресурсы:
1. Литвинова Н.В. Урок физики по теме "Плотность вещества". 7-й класс http://festival.1september.ru/articles/649807
2. Плотность вещества./
http://www.zavuch.ru/methodlib/401/104931/#sthash.pg1Q9WQ8.dpbs
3. Плотность вещества. /http://www.uchportal.ru/load/39-1-0-21934