Урок геометрии на тему "Теорема Пифагора" (8 класс)
СХЕМА ПРОЕКТА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФГИС
«МОЯ ШКОЛА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Класс | 8 |
Учитель | Мельникова Валентина Алексеевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 11 имени Героя Социалистического Труда Н.В. Разина» |
Место урока (по тематическому планированию ФРП) | 42 |
Тема урока | Теорема Пифагора |
Уровень изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ФРП): | Личностные Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия |
Метапредметные Применять теорему Пифагора, теорему синусов и косинусов, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях | |
Предметные Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные рассуждения |
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||
1.1. Мотивирование на учебную деятельность | Приветствие обучающихся. Создание доброжелательной обстановки на уроке. А.С. Пушкин: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Фронтальная проверка домашнего задания. Разъяснение этапов урока | Приветствие учителя. Участвуют в проверке домашнего задания, настраиваются на продуктивную работу. Узнают тему урока и план работы. |
1.2. Актуализация опорных знаний | Предлагает обучающимся ответить на вопросы по рисунку, изображенному на экране. Что изображено на рисунке? Как называются стороны АС, ВС, АВ? Чему равна площадь треугольника АВС? Чему равна сумма острых углов в прямоугольном треугольнике? П Дано: AB=18см ВС=9см Найти: | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся комментируют ход решения задачи. |
1.3. Целеполагание | Предлагает обучающимся решить задачу, для решения которой на данном этапе не хватает знаний, возникает проблема. Дано: AB=13см ВС=12см Найти: | Сталкиваются с проблемой в процессе решения задачи, так как имеющихся знаний не хватает. Формулируют тему и цель урока, записывают в рабочую тетрадь. |
2.Освоение нового материала. | ||
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
| Объяснение ученикам значение теоремы Пифагора - это одна из самых важных теорем всей геометрии и главный инструмент для расчётов всех расстояний в окружающем нас мире, с её помощью можно вывести множество других теорем геометрии. Учитель раздает карточки, содержащие биографические сведения о Пифагоре Учитель задает вопросы: В каком веке жил Пифагор? Почему Пифагора называли Пифагором Самосским? Какие важные открытия в математике были сделаны Пифагором и его учениками? В каком виде спорта Пифагор участвовал в Олимпийских играх? | Учащиеся записывают формулировку теоремы Пифагора на математическом языке, знакомятся с ее доказательством. Знакомятся с биографией Пифагора, отвечают на вопросы учителя. |
3. Применение изученного материала | ||
3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях. | Учитель предлагает обучающимся решить задач №1 и 2 https://lesson.edu.ru/lesson/365ba561-f0d1-444b-b200-eac0cfaf911a | Обучающиеся применяют знания при решении задач |
3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни. | Учитель предлагает обучающимся решить задачу №3, в которой нужно применить теорему Пифагора https://lesson.edu.ru/lesson/365ba561-f0d1-444b-b200-eac0cfaf911a | Обучающиеся решают задачу, в которой используется теорема Пифагора, из повседневной жизни (ремонтные работы, строительство) |
3.3. Выполнение заданий в формате ВПР, ГИА (ОГЭ) | Учитель предлагает обучающимся решить задачу в формате ОГЭ по заданной теме | Обучающиеся решают задачу в формате ОГЭ, обращают внимание на способ записи ответа |
3.4. Развитие функциональной грамотности | Работа в парах. Разбор решения на доске. | Работают в парах, записывают решение в тетради, отвечают на вопрос задачи |
3.5. Систематизация знаний и умений. | У Дано: AB=13см ВС=12см Найти: | Обучающиеся находят неизвестную сторону прямоугольного треугольника по теореме Пифагора и вычисляют площадь треугольника. |
4. Подведение итогов, домашнее задание | ||
4.1. Рефлексия | Учитель предлагает продолжить предложение Сегодня на уроке: Я повторил… Я узнал… Я научился… Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок: 4-5 решенных задач – «3» 6-7 решенных задач – «4» 8-9 решенных задач – «5» Иоганн Кеплер: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора» | Отвечают на вопросы устно |
4.2. Домашнее задание | Выполнить задание №3 в ФГИС «Моя школа» https://lesson.edu.ru/lesson/365ba561-f0d1-444b-b200-eac0cfaf911a | Записывают задание в тетрадь |
9