Урок игра по математике по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" (5 класс)

6
0
Материал опубликован 6 August в группе

План-конспект урока

Класс: 5

Предмет: Математика

Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел. Повторение

Тип урока: Урок обобщения и закрепления знаний

Форма урока: Урок игра

Время урока: 40 минут.

Цели урока:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, наоборот, переводить смешанные числа в неправильные дроби; повторить и закрепить знание правил выполнения действий сложения и вычитания смешанных чисел; отработать умения и навыки выполнения действий сложения и вычитания смешанных чисел.

Развивающие: развивать память, внимание учащихся, логическое мышление, умение формулировать и выражать свои мысли, обобщать, анализировать, сравнивать, повысить культуру общения и развивать математическую речь учащихся, развивать математический кругозора учащихся, повысить интерес к предмету.

Воспитательные: воспитать личностные качества: внимательность, аккуратность, ответственность за результат выполняемой работы; воспитать умение отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; дисциплинированность.

Образовательные результаты:

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию, стремление быть лучшим, принятие образа «хорошего ученика», уважительное отношение к иному мнению, сформированность мотивации к обучению и познанию, навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Предметные: знать правила: сравнения обыкновенных дробей, выделения целой части и неправильной дроби, представление смешанного числа в виде неправильной дроби, сложения и вычитания смешанных чисел; и применять данные правила для решения поставленных задач.

Метапредметные:

Регулятивные: осознавать познавательную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, применять установленные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями, строить рассуждения, обобщать.

Коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая культуру общения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы учителя, формулировать свои мысли и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование урока: учебник Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч.2 / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.. – 37-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2019.- 199 с. , ПК, мультимедиа-проектор, презентация, карточки-звездочки за правильные ответы.

Оформление доски до урока: число. Тема урока указывается в презентации.

Этапы урока:

Организационный момент (1 минута).

Постановка цели урока, мотивация (1 минута).

Актуализация знаний. Этап 1 -«Блок памяти»: устный опрос по теоретическим вопросам; решение примеров по теме (15 минут).

Решение задачи с практическим содержанием. Этап 2- «Оценка параметров корабля» (7 минут).

Физкультминутка (1-2 минуты).

Решение тестовых заданий. Этап 3- «Приключения» (10 минут).

Подведение итогов, рефлексия, запись домашнего задания (5 минут).


Ход урока

Организационный момент.

(приветствие учащихся, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка отсутствующих в классе).

-Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня на уроке

Проведем опрос не строгий.

Повторим, что нам знакомо,

Что учили в классе и дома.

Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок игра. Назовём мы его «Полёт на планету МИП» (математика и приключения). Полет будет проходить по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Ваша задача: показать знания по нашей теме и быстрее добраться до планеты. В полете мы должны выявить лидеров – самых активных в классе. Мы должны быть предельно внимательны и дисциплинированы.

Знания, полученные вами на этом уроке, помогут вам успешно справиться с предстоящей самостоятельной работой.

(на слайде появляется тема урока «Сложение и вычитание смешанных чисел. Повторение»).

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока.

(учащиеся делают соответствующие записи в тетрадях)

-Ну что, готовы к полету?

Актуализация знаний

Этап 1 – «Блок памяти»

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Метод: репродуктивный (устный опрос).

Всем членам класса приступить к операции по проверке «Блока памяти».

- Итак, ребята, перед вами на доске написана цепочка дробных чисел.

(ученик поднимает руку, отвечает на вопрос)

Учитель

Учащиеся

Прочитайте числа вслух.

Двенадцать восьмых, семь двадцать первых, восемьдесят одна сто первая, одна целая семь тринадцатых, одна вторая, двадцать пять двадцать пятых, сорок пять тринадцатых.

Определите, какое из данных чисел лишнее? Почему?

Одна целая семь тринадцатых.

Потому что это число состоит из целой и дробной части.

Как называются такие числа?

Смешанные. Смешанным числом называется число, которое состоит из целой части и правильной дроби.

На какие группы вы бы разделили все остальные дроби?

Правильные и неправильные дроби.

Какая дробь называется правильной?

Правильной дробью называется дробь, знаменатель которой больше числителя.

Какая дробь называется неправильной?

Дробь называется неправильной, если числитель больше знаменателя.

Перечислите правильные дроби.

Семь двадцать первых, восемьдесят одна сто первая, одна вторая,

Перечислите неправильные дроби.

Двенадцать восьмых, двадцать пять двадцать пятых, сорок пять тринадцатых.

Из каких дробей можно выделить целую часть?

Из неправильных дробей.

Как мы можем выделить целую часть из неправильных дробей.

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть надо:

Разделить с остатком числитель на знаменатель

Неполное частное будет целой частью

Остаток (если он есть) дает числитель, а делитель-знаменатель дробной части.

(за каждый правильный ответ ученик получает звездочку)


Абсолютно верно. Мы можем выделять целую часть из неправильных дробей. Давайте вспомнить как это делать на примерах. На слайде вы видите неправильные дроби. Ваша задача выделить целую часть и записать в тетради.

(на слайде появляются неправильные дроби, учащиеся выполняют задание в тетрадях, ученик называет ответ, остальные сверяют, предлагают свои варианты, затем на слайде появляется правильный ответ, ученик получает звездочку, если ответы совпали)


Запись в тетради:

t1722957445ab.gif


t1722957445ac.gif


t1722957445ad.gif

А обратно представить смешанное число в виде неправильной дроби мы можем? Как это сделать?

Да.

Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби нужно:

Умножить его целую часть на знаменатель дробной части

К полученному произведению прибавить числитель дробной части

Записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель дробной части оставить без изменения.

(на слайде появляются смешанные числа, учащиеся выполняют задание в тетрадях, ученик называет ответ, остальные сверяют, предлагают свои варианты, затем на слайде появляется правильный ответ, ученик получает звездочку, если ответы совпали)

Запись в тетради:

t1722957445ae.gif


t1722957445af.gif


t1722957445ag.gif

Ребята, а какие действия мы научились выполнять со смешанными числами?

Складывать и вычитать

Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

При сложении (вычитании) смешанных чисел целые части складывают (вычитают) отдельно, а дроби- отдельно.

Проверим слаженность в работе класса.

Ваша задача выполнить действия с числами поднимаясь снизу-вверх опередив своих товарищей. Решаем 3 минуты в тетрадях, поднимаем руку, называем ответ)

(ученики решают примеры в тетрадях, поднимают руку, называют ответ и получают звездочки)

Задание: Кто быстрее сядет на ракету?


t1722957445ah.png


Запись в тетради:

t1722957445ai.gif


t1722957445aj.gif


t1722957445ak.gif



Решение задачи с практическим содержанием

Этап 2 - «Оценка параметров корабля»

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная.

Метод: репродуктивный.

Учитель

Учащиеся

Всему классу приготовиться к вычислительному эксперименту по проверке параметров корабля.


Задание: решите задачу.


Масса третьей степени ракеты- носителя космического корабля t1722957445al.gifКакова масса всего корабля? Сколько тонн топлива необходимо для полета, если оно составляет t1722957445am.gif массы корабля?

(один ученик читает условие задачи, обсуждают шаги решения с учителем, решают в тетрадях, ученики, которые активно решают задачу получают звездочки, решение задачи появляется на слайде)

Что нам дано в задаче?

Нам даны массы ракет-носителей космического корабля.

Как нам найти массу всего корабля?

Надо сложить массы ракет-носителей первой, второй и третьей степени.

Верно. Как вычислить сколько тонн топлива необходимо для полета, если оно составляет t1722957445am.gif массы корабля?

Надо массу корабля разделить на 20, чтобы найти сколько кг в одной части и затем умножить на 17.

Мы ответили на вопросы задачи?

Ответили

Решение на слайде:

t1722957445an.gif

t1722957445ao.gif

t1722957445ap.gif

t1722957445aq.gif(кг)

- масса всего корабля.


t1722957445ar.gif

Ответ: 7000; 5950.





Физкультминутка

- Устали, ребята? Давайте проведем физкультминутку, чтобы с новыми силами отправиться в путь.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться и присесть.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

Шесть - за парту тихо сесть.



Решение тестовых заданий

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная.

Метод: поисковый, репродуктивный.

Этап 3 – «Приключения»

Учитель

Учащиеся

Стоп! Кажется, на борту неполадки. Произошел сбой в ЭВМ. Ваша задача – быстро устранить ошибки.

(на слайде примеры с ошибками, задача учащихся- быстро найти ошибку и исправить ее) 

Внимание! Мы приближаемся к границе неизвестного. Ребята, будьте внимательны.

(на слайде появляется иксовый дракон)


t1722957445au.png

Ребята, Вам письмо. Давайте прочитаем его скорее.


ПИСЬМО:

«Стойте 5 класс!!! Я непобедимый иксовый дракон. Никто не может пролезть через мои владения»



Без паники, ребята! Приготовимся к отражению атаки дракона.

Открываем учебники на странице 177 №1127



Задание. По рисунку 137 составьте уравнение и решите его.

t1722957445av.png

(учащиеся решают в тетрадях, говорят ответ, получают звездочку)


Ответ:t1722957445aw.gif;t1722957445ax.gif


Запись в тетради:


а) t1722957445ay.gif

t1722957445az.gif

t1722957445ba.gif

б) t1722957445bb.gif

t1722957445bc.gif

t1722957445bd.gif

t1722957445be.gif

Для того, чтобы добраться до планеты остался один шаг.

Задание. Вам необходимо не только решить уравнения, но и расшифровать слово, используя ключ. Кто первым решит уравнения и назовет расшифрует слово, тот получит приз. А какой- вы узнаете. расшифровав слово.


t1722957445bf.png


t1722957445bg.gif

t1722957445bh.gif

t1722957445bi.gif

t1722957445bj.gif


(учащиеся решают уравнения в тетрадях, затем называют слово, победитель получает пять за урок, учитель задает направляющие вопросы, чтобы помочь затрудняющимся ученикам)

Ребята, что надо сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое?

Надо к разности прибавить вычитаемое.

А как найти неизвестное вычитаемое?

Надо от уменьшаемого отнять разность.

Чтобы найти неизвестное слагаемое надо…?

Надо от суммы отнять известное слагаемое.

Запись в тетради:


t1722957445bk.gif

t1722957445bl.gif

t1722957445bm.gif

t1722957445bn.gif

t1722957445bo.gif


t1722957445bp.gif


t1722957445bh.gif

t1722957445bq.gif

t1722957445br.gif

t1722957445bs.gif


t1722957445bt.gif

t1722957445bu.gif


t1722957445bi.gif

t1722957445bv.gif

t1722957445bw.gif

t1722957445bx.gif

t1722957445by.gif

t1722957445bz.gif


t1722957445ca.gif




t1722957445bj.gif

t1722957445cb.gif

t1722957445cc.gif

t1722957445cd.gif

t1722957445ce.gif


t1722957445cf.gif

t1722957445cg.gif


t1722957445ch.gif





Подведение итогов, рефлексия, запись домашнего задания


Поздравляю Вас!!! Вы прибыли на планету МИП.


Прошу каждого посчитать полученные звездочки и подойти ко мне для фиксации результата. Я поставлю вам оценки.


А теперь домашнее задание с планеты МИП: составьте сказку про дроби, если у кого-то из вас не будет вдохновения решаем на странице 56 № 279, 57 № 292

- Итак, ребята. Сегодня на уроке мы повторили с вами правило сложения и вычитания смешанных чисел. Эти знания помогут вам в написании предстоящей самостоятельной работы.

(ученики считают звездочки, сообщают учителю о количестве)


Рефлексия:

-Ребята, вам понравился сегодня урок? Если понравился, поднимите правую руку, не понравился- левую. Очень понравился- поднимите вверх две руки, покажите, как ракета взлетает.


СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!


(ученики делятся своими впечатлениями об уроке, учитель выставляет оценки)

Домашнее задание



292

В куске 112 м материи. Из t1722957445ci.gif куска сшили детские костюмы. Сколько метров материи осталось?

Решение:

Всего – 112 м материи.

t1722957445ci.gifушло на костюмы.

Осталось- ?

112 *t1722957445ci.gif= 112/16*11=7*11=77 (м) материи пошло на детские костюмы

112-77=35 (м) материи осталось

Ответ: 35 м материи осталось.



279



t1722957445cj.png

Решение

t1722957445ck.gif- полтрети

t1722957445cl.gifполполтрети

t1722957445cm.gifполполполтрети



Сложение и вычитание смешанных чиселPPTX / 2.86 Мб
/data/files/l1722957815.pptx (Сложение и вычитание смешанных чисел)В наше время такой способ чтения дробей не сохранился.















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации