Урок математики во 2 классе на тему «Треугольники»
Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о разных видах треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить со способами классификации треугольников по видам углов;
- формировать умение различать разные виды треугольников на рисунках; - продолжить формирование навыка построения геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- способствовать развитию пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство дружбы, товарищества;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты:
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД |
развитие адекватного представления об учении и поведении в процессе учебной деятельности, познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, развитие математической речи. | регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; познавательные: умение формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; умение на основе анализа делать выводы. коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в группах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами. | продолжить формирование умения пользоваться изученной математической терминологией; продолжить знакомство с треугольником; формировать умение определять виды треугольников по содержащимся в них углам (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); научить различать виды треугольников на рисунках; выполнять чертёж разных видов треугольников в соответствии с инструкцией; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестной стороны треугольника по известному периметру и двум другим сторонам; продолжать совершенствовать вычислительные навыки. |
Тип урока: изучение нового материала
Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, интерактивная и ИКТ-технология.Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные, практические, исследовательский метод изучения нового материала.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, в группах.
Оборудование: “Математика” (учебник). М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. 2 класс (часть 1), рабочие тетради, мультимедийная презентация; 1ПК, интерактивная доска, программно-методический комплекс для интерактивной доски «Академия младшего школьника», угольники, линейки, конверты с набором геометрических фигур из цветного картона, карточки для индивидуальной работы, карточки-помощницы для дифференцированной работы.
План
1. | Оргмомент | 1 мин |
2. | Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах | 3 мин |
3. | Проверка домашнего задания | 2 мин |
4. | Минутка чистописания | 3 мин |
5. | Изучение нового материала: а) постановка учебной задачи; б) построение проекта выхода из затруднения (практическая работа в группах); в) реализация построенного проекта (практическая работа в группах); | 15 мин |
6. | Первичное закрепление (чертёж треугольников в тетради) | 5 мин |
7. | Физминутка (игра на внимание «Запрещённое движение») | 1 мин |
8. | Повторение пройденного а) Решение примеров б) Решение задачи (самостоятельная работа) в) Упражнение в распознавании треугольников на рисунке (работа в парах) | 11 мин |
9 | Домашнее задание | 2 мин |
10. | Рефлексия учебной деятельности | 2мин |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | ||||||||||||
I. Орг. момент | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на успешную работу на уроке. Прозвенел звонок, нас позвал на урок, На урок математики. - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в морское путешествие на поиск сокровищ. А с каким настроением надо отправляться в путешествие, чтобы оно прошло успешно? Улыбнитесь друг другу, гостям, учителю. - Отгадайте, на чём мы поедем. Это что за чудеса: Дует ветер в паруса? Ни паром, ни дирижабль — По волнам плывет ... . (корабль) - А как называется наш корабль, вы узнаете, если сложите его название из букв: Р, У, Д, Ж, А, Б (Дружба). В пути нас ждёт много испытаний, и преодолеть их мы сможем только все вместе. Помните морской закон: «Один за всех…». | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку | Личностные: смыслообразование (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности); самоопределение (идентифиция себя с позицией школьника). Регулятивные: волевая саморегуляция (самостоятельно организовывают свое рабочее место). Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | ||||||||||||
II.Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах | Проводит устный опрос по пройденному материалу с целью актуализации знаний учащихся. - Проверим, готовность корабля к путешествию. - Отвечайте на мои вопросы правильно и быстро. - Какой раздел математики мы изучали на последних уроках? (Геометрию) - Что такое геометрия? (Наука о геометрических фигурах и их свойствах) - Я уверена, геометрия поможет нам найти заветные сокровища. Посмотрите, в трюмах корабля необычный груз. Рассмотрите его внимательно. - Назовите фигуры, расположенные в первом столбике, в третьей строке. По какому признаку их можно разделить на 2 группы? - Как назвать одним словом фигуры, расположенные во втором столбце? (Многоугольники, замкнутые ломаные) - Как называется третья слева фигура в первом ряду? (Луч) Что вы о нём знаете? - Какая фигура лишняя в четвёртом столбце? (пятиугольник – плоская фигура, а остальные объёмные; куб – по размеру) | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Некоторые ребята поработают индивидуально. (Учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы. См.приложение №1) | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: общеучебные – структурирование знания; логические – умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение, классификацию. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: волевая саморегуляция. | ||||||||||||
III. Проверка домашнего задания | Организует проверку д/з. - Дома вы готовились к путешествию – рисовали флаг корабля. Как вы справились с № 5 на с.79 ? (Мы начертили прямоугольник, соединили середины его сторон, получили ромб, соединили середины сторон ромба и получился прямоугольник.) - Сравните с образцом на доске. У кого также? - Кто догадался, какая фигура получится, если вновь соединить середины сторон прямоугольника?.. | Проверяют д/з, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: самоконтроль. | ||||||||||||
IV.Минутка чистописания | Задаёт вопросы, комментирует ответы, даёт образец написания цифры 3. - Итак, флаг поднят, отправляемся в путь. Послушайте шум моря, представьте, что ярко светит солнце, дует лёгкий морской ветерок, рядом плывёт стая весёлых дельфинов. - Пришла пора сделать первую запись в бортовом журнале. - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Помните, красиво пишет тот, кто правильно сидит. - В моем бортовом журнале записаны слова: трилистник, трилогия, треух, триптих. (Читает сначала один ученик, а затем хором). Какая часть общая в этих словах? (часть три-) Подумайте, почему? (все слова связаны с числом 3) - Давайте проверим наши предположения. Помогут нам ребята, которые приготовились объяснить значение этих слов. Трилистник – это лист из трёх листиков. Трилистник изображён на гербе Ирландии. Трилогия – это роман или фильм в трёх частях. Треух - это зимняя шапка с тремя ушами. Триптих – это картина или икона из трёх частей. - Интересно, а трикотаж, это три кота? (Материал для пошива одежды) - Всегда ли часть три- в словах указывает на то, что слово связано с числом 3. Где можно узнать значение неизвестных вам слов? (В толковом словаре) - Повторим написание цифры 3. (Учитель даёт образец написания на доске) – Продолжите ряд чисел. Какую закономерность вы заметили? 3 33 333 … - Прочитайте в этом ряду пятизначное число, трёхзначное число. Что вы можете сказать о числе 333? (Число 333 – трёхзначное, нечётное, предыдущее число 332, последующее 334. В этом числе 3 сотни, 3 десятка и 3 единицы.) | Отвечают на вопросы учителя, повторяют написание цифры 3. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; логические – умение осуществлять сравнение и анализ объектов, устанавливать закономерности, строить предположения и их обосновывать. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: самоконтроль, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. | ||||||||||||
V.Изучение нового материала. а) Постановка учебной задачи | Задаёт вопросы, комментирует ответы детей, предлагает сформулировать цель урока. - Какая геометрическая фигура, связана с числом 3? (Треугольник) - Тема сегодняшнего нашего урока «Треугольники». - Посмотрите, вода в море такая прозрачная, что в ней видно диковинных рыбок. Какую форму они имеют? (Форму треугольника) - Что вы уже знаете об этой геометрической фигуре? (Имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны) - Все ли треугольники одинаковы? На интерактивной доске: - Что нового вам захотелось узнать о треугольниках, глядя на этот рисунок? (Какие бывают треугольники, на какие группы делятся). Цель нашего урока – познакомиться с разными видами треугольников, научиться различать их на рисунках и чертить. | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||
б) Построение проекта выхода из затруднения (работа в группах) в) Реализация построенного проекта (работа в группах). | Организует работу в группах по изучению детьми нового материала - Сделаем остановку и исследуем этих рыбок как настоящие учёные. - Попробуйте, работая в группах, разделить эти треугольники на группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать. - Помните правила работы в группе: работать дружно, будьте внимательны и вежливы друг к другу. Говорите спокойно и ясно. (Каждая группа получает конверт с треугольниками. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос. ) - Проверим, как разделили на группы. (Как правило, дети разделят треугольники по разным признакам: по цвету, по размеру, по виду углов) - Вы все правы, но я хочу обратить ваше внимание на то, как разделили треугольники ребята из группы №… по виду углов. - Какие углы встречаются в треугольниках? (Прямые, острые и тупые) - Попробуйте ещё раз разделить по виду углов. Какой инструмент вам потребуется? (Угольник, линейка) - Проверим, как разделили. Проверка на интерактивной доске - Покажите треугольники с прямым углом. Предположите, как они называются? (Прямоугольные) - Покажите треугольники со всеми острыми углами? Как они называются? (Остроугольные) - С тупым углом? Как они называются? (Тупоугольные) - Проверим наше предположение по учебнику. Прочитаем правило в №2 на с.80. Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике. - Какое важное открытие мы сегодня сделали! Молодцы! | Работая в группах, открывают новое знание. Работают с учебником. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; ориентировка на разнообразие способов решения задач; логические – самостоятельно сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, осуществляют сериацию и классификацию по заданным критериям; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в группе; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером. | ||||||||||||
VI. Первичное закрепление Упражнение в черчении треугольников | Организует работу по начертанию треугольников. Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. - Зафиксируем результаты нашего исследования в бортовом журнале. Начертим по одному треугольнику каждого вида. Чтобы начертить прямоугольный треугольник достаточно начертить прямой угол и добавить третью сторону. Что нужно сделать, чтобы начертить остроугольный треугольник? Тупоугольный? (Дети чертят в тетрадях, а один ученик на доске) - Сколько прямых, острых и тупых углов может быть в одном треугольнике? Вывод: - Какое правило мы занесём в наш геометрический словарь? Треугольник с прямым углом называется прямоугольным. Треугольник с острыми углами называется остроугольным. Треугольник с тупым углом называется тупоугольным. | Работают в тетради, упражняются в черчении треугольников разных видов. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: структурирование знания. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||||||||
VII. Физминутка Дидактическая игра на внимание «Запрещённое движение» | Проводит дидактическую игру. - Мы так увлеклись изучением диковинных рыбок, что не заметили незнакомый корабль по правому борту. Кто это? (Пираты) - Встреча с морскими разбойниками не принесёт ничего хорошего. Но на нашем корабле есть одно запрещённое движение – нельзя поднимать руки вверх, ведь настоящие моряки никогда не сдаются. Свистать всех наверх!!! (Дети встают около парт) - Поиграем в игру. Вы повторяете за мной все движения, кроме одного, если я поднимаю обе руки вверх – вы хлопаете. Будьте внимательны. Молодцы! | Выполняют физические упражнения. | Личностные: смыслообразование (формирование заботы о здоровье) Познавательные: развитие внимания | ||||||||||||
VIII. Повторение пройденного а) Решение примеров с переходом через десяток в пределах 20 (устно). | Проводит устный счёт с использованием интерактивной доски. - Дадим пиратам интеллектуальный бой. Посмотрим, кто лучше решает примеры. (Используется программно-методический комплекс для интерактивной доски «Академия младшего школьника») - Посмотрите, пиратов и след простыл. Они испугались такой дружной и умной команды! | Устно решают примеры. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: формирование мыслительных операций. Регулятивные: волевая саморегуляция. | ||||||||||||
б) Решение задачи (самостоятельная дифференцированная работа) | Организует дифференцированную работу по решению геометрической задачи (критерий дифференциации – уровень обученности, способ – по уровню сложности). Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. - Лево руля, полный вперёд. Прямо по курсу остров с необычным названием Треугольный. Почему он так назван? Давайте сделаем на нём остановку. - Посмотрите на схему острова. Форму какого треугольника он имеет? (Тупоугольного). Обследуем его. Нам видно только две стороны, добраться до третьей – мешают рифы, поэтому предлагаю решить задачу. - Запишите: решение задачи. Периметр треугольника 17 км. Длина первой стороны 5км, второй 4км. Чему равна длина третьей стороны треугольника? - Повторите условие задачи? Вопрос? Как найти длину неизвестной стороны треугольника? (Сложить длины двух известных сторон и вычесть из периметра) Во сколько действий задача? Что узнаем первым действием? Вторым? Как ещё можно решить задачу? - Решите задачу в тетради самостоятельно любым способом. Ребята группы В решают по действиям, группы А могут записать решение сразу выражением, группе С – предлагаю карточки-помощницы. Дети с высоким уровнем обученности – двумя способами с помощью выражений, со средним уровнем – одним способом по действиям, с низким уровнем – с помощью карточки-помощницы.(См. приложение №2) Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка фронтальная. Решение задачи. 1) 5+4=9 (км) – длина 1 и 2 стороны 2) 17 – 9 = 8 (км) – длина 3 стороны 17-(5+4)=8 17-5-4=8 Ответ: 8км. - Кто решил задачу вторым способом? | Решают геометрическую задачу разными способами | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – осуществляют анализ объекта. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. | ||||||||||||
IX. Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. - А знаете, ребята, этот остров не случайно называется Треугольный. Жители этого острова строят дома треугольной формы, носят треугольные украшения, пекут треугольные пирожки, даже все дорожные знаки у них треугольные. Посмотрите, какие здесь листья на деревьях, какой окрас у кошек. - Но ведь не случайно мы изучаем эту геометрическую фигуру, треугольники часто встречаются и в нашей жизни, подумайте где. Постарайтесь быть наблюдательны по дороге из школы и дома. Нарисуйте эти предметы треугольной формы на белом листе и подпишите, какой это треугольник прямоугольный, остроугольный или тупоугольный. Это и будет вашим творческим домашним заданием. | Слушают инструктаж учителя. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы | ||||||||||||
X. Упражнение в распознавании треугольников на рисунке. (работа в парах) | Организует работу в парах. - Пришла пора возвращаться домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Чтобы скоротать время на обратном пути, выполним задание №7 на с.81в учебнике. - Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке? Сравните свой ответ с ответом товарища. Определите, к какой группе относятся все треугольники? (Проверка фронтальная) | Подсчитывают количество треугольников на рисунке, работая в паре. | Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; логические – анализируют объект. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в паре; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером. | ||||||||||||
XI. Итог урока | Подводит итог урока. Проводит беседу по вопросам. - Вот мы и дома. В путешествии мы не нашли сундуков с золотом и драгоценными камнями. Однако мы вернулись сказочно богатыми. Какие сокровища мы приобрели в путешествии? (знания) Верно, они намного ценнее любых богатств. - Закончите фразу «Теперь я знаю…». (Треугольники с прямым углом называются прямоугольные, с острым – остроугольные, с тупым – тупоугольные) А на следующем уроке мы узнаем, какими бывают треугольники, в зависимости от длины их сторон. - Как вы оцениваете свою работу? Дети показывают большой палец вверх - мне всё понятно, всё выполнил верно; в сторону - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки; вниз - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. - Чья работа на уроке вам больше всего понравилась? (Выставление оценок за работу на уроке.) - Благодарю за работу! Впереди вас ждёт ещё много интересных путешествий! Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя, определяют уровень своей успешности на уроке. | Личностные: понимают значение знания для человека и принимают его; структурируют знания, оценивают себя на основе критерия успешности. Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы. |
Приложение №1
Карточка №1
1) Реши примеры.
98 – 47 = 8 + 9 =
25 + 5 = 14 – 6 =
90 – 1 = 7 + 5 =
59 - 30 = 11 – 7 =
2) Начерти ломаную линию, состоящую из трёх звеньев. Длина первого звена 4 см, второго 5см, третьего 3 см. Найди длину всей ломаной.
Карточка № 2.
Задача.
Мальчиков – 10 ч.
Девочек - ? ч., на 7 ч. больше
Всего - ? ч.
Решение.
Приложение №2
Карточка-помощница
1) 5 + 4 = (км) – длина I и II стороны.
2) 17 - = (км) – длина III стороны.