12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крошкина Ирина Владимировна37
Россия, Нижегородская обл., Кулебаки



Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о разных видах треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить со способами классификации треугольников по видам углов;

- формировать умение различать разные виды треугольников на рисунках; - продолжить формирование навыка построения геометрических фигур.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- способствовать развитию пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство дружбы, товарищества;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Метапредметные УУД


Предметные УУД

развитие адекватного представления об учении и поведении в процессе учебной деятельности, познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, развитие математической речи.


регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

познавательные: умение формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры;

извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; умение на основе анализа делать выводы.

коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в группах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.

продолжить формирование умения пользоваться изученной математической терминологией;

продолжить знакомство с треугольником; формировать умение определять виды треугольников по содержащимся в них углам (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный); научить различать виды треугольников на рисунках; выполнять чертёж разных видов треугольников в соответствии с инструкцией; закреплять умение решать задачи на нахождение неизвестной стороны треугольника по известному периметру и двум другим сторонам; продолжать совершенствовать вычислительные навыки.


Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, интерактивная и ИКТ-технология.

Методы обучения: словесные (беседа, диалог), наглядные, практические, исследовательский метод изучения нового материала.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, в группах.

Оборудование: “Математика” (учебник). М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. 2 класс (часть 1), рабочие тетради, мультимедийная презентация; 1ПК, интерактивная доска, программно-методический комплекс для интерактивной доски «Академия младшего школьника», угольники, линейки, конверты с набором геометрических фигур из цветного картона, карточки для индивидуальной работы, карточки-помощницы для дифференцированной работы.

План

1.

Оргмомент

1 мин

2.

Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах

3 мин

3.

Проверка домашнего задания

2 мин

4.

Минутка чистописания

3 мин

5.

Изучение нового материала:

а) постановка учебной задачи;

б) построение проекта выхода из затруднения (практическая работа в группах);

в) реализация построенного проекта

(практическая работа в группах);

15 мин


6.

Первичное закрепление (чертёж треугольников в тетради)

5 мин

7.

Физминутка (игра на внимание «Запрещённое движение»)

1 мин

8.

Повторение пройденного

а) Решение примеров

б) Решение задачи (самостоятельная работа)

в) Упражнение в распознавании треугольников на рисунке

(работа в парах)

11 мин

9

Домашнее задание

2 мин

10.

Рефлексия учебной деятельности

2мин



Ход урока:

Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Орг. момент

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на успешную работу на уроке.

Прозвенел звонок, нас позвал на урок,

На урок математики.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в морское путешествие на поиск сокровищ. А с каким настроением надо отправляться в путешествие, чтобы оно прошло успешно? Улыбнитесь друг другу, гостям, учителю.

- Отгадайте, на чём мы поедем.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль —

По волнам плывет ... . (корабль)

- А как называется наш корабль, вы узнаете, если сложите его название из букв: Р, У, Д, Ж, А, Б (Дружба). В пути нас ждёт много испытаний, и преодолеть их мы сможем только все вместе. Помните морской закон: «Один за всех…».

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку











Личностные: смыслообразование (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности); самоопределение (идентифиция себя с позицией школьника).

Регулятивные: волевая саморегуляция (самостоятельно организовывают свое рабочее место).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

II.Актуализация опорных знаний о геометрических фигурах


Проводит устный опрос по пройденному материалу с целью актуализации знаний учащихся.

- Проверим, готовность корабля к путешествию. - Отвечайте на мои вопросы правильно и быстро.

- Какой раздел математики мы изучали на последних уроках? (Геометрию)

- Что такое геометрия? (Наука о геометрических фигурах и их свойствах)

- Я уверена, геометрия поможет нам найти заветные сокровища. Посмотрите, в трюмах корабля необычный груз.

t1594148030aa.gif



t1594148030ab.gif

t1594148030ac.gift1594148030ad.gif

t1594148030ae.gif

t1594148030af.gif

t1594148030ag.gif

t1594148030ah.gif




t1594148030ai.gif

t1594148030aj.gif

t1594148030ak.gif

t1594148030al.gif




t1594148030am.gif





Рассмотрите его внимательно.

- Назовите фигуры, расположенные в первом столбике, в третьей строке. По какому признаку их можно разделить на 2 группы?

- Как назвать одним словом фигуры, расположенные во втором столбце? (Многоугольники, замкнутые ломаные)

- Как называется третья слева фигура в первом ряду? (Луч) Что вы о нём знаете?

- Какая фигура лишняя в четвёртом столбце? (пятиугольник – плоская фигура, а остальные объёмные; куб – по размеру)

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

Некоторые ребята поработают индивидуально. (Учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы. См.приложение №1)


Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: общеучебные – структурирование знания; логические – умение осуществлять анализ, сравнение, обобщение, классификацию.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: волевая саморегуляция.







III. Проверка домашнего задания


Организует проверку д/з.

- Дома вы готовились к путешествию – рисовали флаг корабля. Как вы справились с № 5 на с.79 ? (Мы начертили прямоугольник, соединили середины его сторон, получили ромб, соединили середины сторон ромба и получился прямоугольник.)

- Сравните с образцом на доске. У кого также? 

- Кто догадался, какая фигура получится, если вновь соединить середины сторон прямоугольника?..

      

Проверяют д/з, отвечают на вопросы учителя.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: самоконтроль.


IV.Минутка чистописания

Задаёт вопросы, комментирует ответы, даёт образец написания цифры 3.

- Итак, флаг поднят, отправляемся в путь. Послушайте шум моря, представьте, что ярко светит солнце, дует лёгкий морской ветерок, рядом плывёт стая весёлых дельфинов.

- Пришла пора сделать первую запись в бортовом журнале.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Помните, красиво пишет тот, кто правильно сидит.

- В моем бортовом журнале записаны слова: трилистник, трилогия, треух, триптих. (Читает сначала один ученик, а затем хором). Какая часть общая в этих словах? (часть три-) Подумайте, почему? (все слова связаны с числом 3)

- Давайте проверим наши предположения. Помогут нам ребята, которые приготовились объяснить значение этих слов.

Трилистник – это лист из трёх листиков. Трилистник изображён на гербе Ирландии.

Трилогия – это роман или фильм в трёх частях.

Треух - это зимняя шапка с тремя ушами.

Триптих – это картина или икона из трёх частей.

- Интересно, а трикотаж, это три кота? (Материал для пошива одежды)

- Всегда ли часть три- в словах указывает на то, что слово связано с числом 3. Где можно узнать значение неизвестных вам слов? (В толковом словаре)

- Повторим написание цифры 3. (Учитель даёт образец написания на доске) – Продолжите ряд чисел. Какую закономерность вы заметили?

3 33 333 …

- Прочитайте в этом ряду пятизначное число, трёхзначное число. Что вы можете сказать о числе 333? (Число 333 – трёхзначное, нечётное, предыдущее число 332, последующее 334. В этом числе 3 сотни, 3 десятка и 3 единицы.)

Отвечают на вопросы учителя, повторяют написание цифры 3.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; логические – умение осуществлять сравнение и анализ объектов, устанавливать закономерности, строить предположения и их обосновывать.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные: самоконтроль, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.


V.Изучение нового материала.


а) Постановка учебной задачи


Задаёт вопросы, комментирует ответы детей, предлагает сформулировать цель урока.

- Какая геометрическая фигура, связана с числом 3? (Треугольник)

- Тема сегодняшнего нашего урока «Треугольники».

- Посмотрите, вода в море такая прозрачная, что в ней видно диковинных рыбок. Какую форму они имеют? (Форму треугольника)

- Что вы уже знаете об этой геометрической фигуре? (Имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны)

- Все ли треугольники одинаковы?

На интерактивной доске:

t1594148030ap.jpg

- Что нового вам захотелось узнать о треугольниках, глядя на этот рисунок? (Какие бывают треугольники, на какие группы делятся). Цель нашего урока – познакомиться с разными видами треугольников, научиться различать их на рисунках и чертить.

Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока








Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему

и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, получают возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.





б) Построение проекта выхода из затруднения (работа в группах)















в) Реализация построенного проекта (работа в группах).


Организует работу в группах по изучению детьми нового материала

- Сделаем остановку и исследуем этих рыбок как настоящие учёные.

- Попробуйте, работая в группах, разделить эти треугольники на группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

- Помните правила работы в группе: работать дружно, будьте внимательны и вежливы друг к другу. Говорите спокойно и ясно.

(Каждая группа получает конверт с треугольниками. Учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос. )

- Проверим, как разделили на группы. (Как правило, дети разделят треугольники по разным признакам: по цвету, по размеру, по виду углов)

- Вы все правы, но я хочу обратить ваше внимание на то, как разделили треугольники ребята из группы №… по виду углов.

- Какие углы встречаются в треугольниках? (Прямые, острые и тупые)


- Попробуйте ещё раз разделить по виду углов. Какой инструмент вам потребуется? (Угольник, линейка) - Проверим, как разделили.

Проверка на интерактивной доске

- Покажите треугольники с прямым углом. Предположите, как они называются? (Прямоугольные) - Покажите треугольники со всеми острыми углами? Как они называются? (Остроугольные) - С тупым углом? Как они называются? (Тупоугольные) - Проверим наше предположение по учебнику. Прочитаем правило в №2 на с.80. Наш вывод полностью совпадает с выводом в учебнике.

- Какое важное открытие мы сегодня сделали! Молодцы!

Работая в группах, открывают новое знание.




























Работают с учебником.



Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Познавательные: общеучебные

умеют ориентироваться в учебнике; ориентировка на разнообразие способов решения задач; логические – самостоятельно сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, осуществляют сериацию и классификацию по заданным критериям; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в группе; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером.

VI. Первичное закрепление


Упражнение в черчении треугольников

Организует работу по начертанию треугольников. Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

- Зафиксируем результаты нашего исследования в бортовом журнале. Начертим по одному треугольнику каждого вида. Чтобы начертить прямоугольный треугольник достаточно начертить прямой угол и добавить третью сторону. Что нужно сделать, чтобы начертить остроугольный треугольник? Тупоугольный?

(Дети чертят в тетрадях, а один ученик на доске)

- Сколько прямых, острых и тупых углов может быть в одном треугольнике?

Вывод: - Какое правило мы занесём в наш геометрический словарь?

Треугольник с прямым углом называется прямоугольным.

Треугольник с острыми углами называется остроугольным.

Треугольник с тупым углом называется тупоугольным.

Работают в тетради, упражняются в черчении треугольников разных видов. Отвечают на вопросы учителя.











Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: структурирование знания. Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

VII. Физминутка

Дидактическая игра на внимание «Запрещённое движение»



Проводит дидактическую игру.

- Мы так увлеклись изучением диковинных рыбок, что не заметили незнакомый корабль по правому борту. Кто это? (Пираты)

- Встреча с морскими разбойниками не принесёт ничего хорошего. Но на нашем корабле есть одно запрещённое движение – нельзя поднимать руки вверх, ведь настоящие моряки никогда не сдаются. Свистать всех наверх!!! (Дети встают около парт)

- Поиграем в игру. Вы повторяете за мной все движения, кроме одного, если я поднимаю обе руки вверх – вы хлопаете. Будьте внимательны. Молодцы!

Выполняют физические упражнения.



Личностные: смыслообразование (формирование заботы о здоровье)

Познавательные: развитие внимания



VIII. Повторение пройденного

а) Решение примеров с переходом через десяток в пределах 20 (устно).

Проводит устный счёт с использованием интерактивной доски.

- Дадим пиратам интеллектуальный бой. Посмотрим, кто лучше решает примеры.

(Используется программно-методический комплекс для интерактивной доски «Академия младшего школьника»)

- Посмотрите, пиратов и след простыл. Они испугались такой дружной и умной команды!


Устно решают примеры.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: формирование мыслительных операций. Регулятивные: волевая саморегуляция.

б) Решение задачи (самостоятельная дифференцированная работа)

Организует дифференцированную работу по решению геометрической задачи (критерий дифференциации – уровень обученности, способ – по уровню сложности). Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Комментирует ход решения.

- Лево руля, полный вперёд. Прямо по курсу остров с необычным названием Треугольный. Почему он так назван? Давайте сделаем на нём остановку.

t1594148030aq.png

- Посмотрите на схему острова. Форму какого треугольника он имеет? (Тупоугольного). Обследуем его. Нам видно только две стороны, добраться до третьей – мешают рифы, поэтому предлагаю решить задачу. - Запишите: решение задачи.

Периметр треугольника 17 км. Длина первой стороны 5км, второй 4км. Чему равна длина третьей стороны треугольника?

- Повторите условие задачи? Вопрос? Как найти длину неизвестной стороны треугольника? (Сложить длины двух известных сторон и вычесть из периметра) Во сколько действий задача? Что узнаем первым действием? Вторым? Как ещё можно решить задачу?

- Решите задачу в тетради самостоятельно любым способом. Ребята группы В решают по действиям, группы А могут записать решение сразу выражением, группе С – предлагаю карточки-помощницы.

Дети с высоким уровнем обученности – двумя способами с помощью выражений, со средним уровнем – одним способом по действиям, с низким уровнем – с помощью карточки-помощницы.(См. приложение №2) Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка фронтальная.

Решение задачи.

1) 5+4=9 (км) – длина 1 и 2 стороны 2) 17 – 9 = 8 (км) – длина 3 стороны

17-(5+4)=8

17-5-4=8 Ответ: 8км.

- Кто решил задачу вторым способом?

Решают геометрическую задачу разными способами

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – осуществляют анализ объекта.

Регулятивные: волевая саморегуляция , самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, коррекция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

IX. Домашнее задание

Проводит инструктаж по выполнению домашней работы. - А знаете, ребята, этот остров не случайно называется Треугольный. Жители этого острова строят дома треугольной формы, носят треугольные украшения, пекут треугольные пирожки, даже все дорожные знаки у них треугольные. Посмотрите, какие здесь листья на деревьях, какой окрас у кошек.

t1594148030ar.pngt1594148030as.pngt1594148030at.png

t1594148030au.pngt1594148030av.pngt1594148030aw.jpg

- Но ведь не случайно мы изучаем эту геометрическую фигуру, треугольники часто встречаются и в нашей жизни, подумайте где. Постарайтесь быть наблюдательны по дороге из школы и дома. Нарисуйте эти предметы треугольной формы на белом листе и подпишите, какой это треугольник прямоугольный, остроугольный или тупоугольный. Это и будет вашим творческим домашним заданием.

Слушают инструктаж учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

X. Упражнение в распознавании треугольников на рисунке.

(работа в парах)

Организует работу в парах. - Пришла пора возвращаться домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Чтобы скоротать время на обратном пути, выполним задание №7 на с.81в учебнике. - Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке? Сравните свой ответ с ответом товарища. Определите, к какой группе относятся все треугольники? (Проверка фронтальная)

Подсчитывают количество треугольников на рисунке, работая в паре.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Познавательные: общеучебные

умеют ориентироваться в учебнике; логические – анализируют объект.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место, умеют следовать режиму организации учебной деятельности в паре; определяют план выполнения задания на уроках под руководством учителя.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, умение слушать и слышать, согласовывать действия с партнером.

XI. Итог урока



Подводит итог урока. Проводит беседу по вопросам. - Вот мы и дома. В путешествии мы не нашли сундуков с золотом и драгоценными камнями. Однако мы вернулись сказочно богатыми. Какие сокровища мы приобрели в путешествии? (знания) Верно, они намного ценнее любых богатств. - Закончите фразу «Теперь я знаю…». (Треугольники с прямым углом называются прямоугольные, с острым – остроугольные, с тупым – тупоугольные) А на следующем уроке мы узнаем, какими бывают треугольники, в зависимости от длины их сторон. - Как вы оцениваете свою работу? Дети показывают большой палец вверх - мне всё понятно, всё выполнил верно; в сторону - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки; вниз - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. - Чья работа на уроке вам больше всего понравилась? (Выставление оценок за работу на уроке.) - Благодарю за работу! Впереди вас ждёт ещё много интересных путешествий! Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя, определяют уровень своей успешности на уроке.

Личностные: понимают значение знания для человека и принимают его; структурируют знания, оценивают себя на основе критерия успешности.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.





Приложение №1

Карточка №1

1) Реши примеры.

98 – 47 = 8 + 9 =

25 + 5 = 14 – 6 =

90 – 1 = 7 + 5 =

59 - 30 = 11 – 7 =

2) Начерти ломаную линию, состоящую из трёх звеньев. Длина первого звена 4 см, второго 5см, третьего 3 см. Найди длину всей ломаной.

Карточка № 2.

Задача.

Мальчиков – 10 ч.

Девочек - ? ч., на 7 ч. больше

Всего - ? ч.

Решение.


​​​​​​​Приложение №2

Карточка-помощница

1) 5 + 4 = (км) – длина I и II стороны.

2) 17 - = (км) – длина III стороны.







































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.