Урок математики с применением сингапурских технологий «Сложение и вычитание в пределах 100» (2 класс)
ZIP / 5.25 Мб
Автор: Антропова Мария Александровна, учитель начальных классов
Методическая разработка урока математики во 2 классе
по программе "Школа 2100"
"Сложение и вычитание чисел в пределах 100 (вычитание вида 33 – 7)"
Общая цель: поставить детей в такую ситуацию, чтобы они самостоятельно могли рассуждать, доказывать, делать выводы.
Цель урока: создание условий для овладения учащимися нового приёма устных вычислений вида 45 – 9
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики и деятельности на нём, испытывают чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, демонстрируют личностное самоопределение, оценивание усваиваемого содержания, устанавливают связь между целью деятельности и её мотивом.
Метапредметные:
у обучающих развиты регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль, коррекция, оценка);
познавательные УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурируют знания, осознанно строят речевые высказывания, осуществляют рефлексию результатов своей деятельности, проявляют навыки смыслового чтения, выбирают наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий, умеют структурировать знания, строят рассуждения);
коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролируют и оценивают действия партнёров, умеют точно выражать свои мысли).
Предметные: обучающиеся применяют имеющиеся знания устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, демонстрируют знание алгоритмов устного вычитания двузначных чисел и используют их.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Урок проводится с применением сингапурской технологии обучения. Используются различные технологии этой методики:
Структура Микспэашэа (технология «Заморозки») – структура, в которой участники смешиваются под музыку, перемещаются по классу до тех пор, пока звучит музыка, затем образовывают пару и обсуждают предложенное задание.
«Ты – мне, я – тебе» (основа на структуре «Реллитэйбл» ) - структура, в которой каждый из детей группы поочерёдно записывает пример – задание на своём листе, затем передаёт лист следующему участнику. Листы выдаются каждому, передаются по часовой стрелке до тех пор, пока каждый участник не получит свой лист с заданием. Таким образом, дети самостоятельно «составляют» задания для своих друзей.
«Выбор» - в разных углах классной комнаты помещаются высказывания. Дети читают их и выбирают то, что им ближе. Занимают угол под выбранным высказыванием. Выбор обосновывают.
Оборудование и материалы: таймер ( каждое задание даётся на время), компьютер, проектор, презентация к уроку, весёлая музыка, индивидуальные карточки для работы ( приложение 1), «рабочие листы» ( приложение 2).
Ход урока:
Психологический настрой и мотивация к учебной деятельности.
На слайде презентации записаны слова: «Успех приходит к тем, кто слишком занят, чтобы искать его».
- Ребята, что такое успех? Объясните значение данного высказывания.
- Что значит быть успешным для вас?
- Я желаю вам добиться успеха на уроке! Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг по лестнице математических знаний, и я надеюсь, что встреча с новым доставит вам удовольствие и веру в свои силы.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.
а) (слайд) Работа в группах ( Обсуждают задание, дают знак о выполнении. Фронтальная проверка)
- Установите закономерность, продолжите каждый ряд на 2 числа:
20, 25, 30, …
52, 50, 48, …
17, 37, 57, …
б) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам (приложение 1)
Задание: в последнем столбике выделите пример, решение которого не рассматривали на уроках.
( Можно организовать различные виды проверки: фронтально , но оценить удастся только 2 человек; проверка учителем вычислительных навыков ( могут все получить отметки); можно организовать взаимопроверку, если дети хорошо знакомы с критериями оценивания, например, проверка с партнером по плечу (партнёром по лицу).
Формулирование темы. Постановка цели.
- Какой пример выделили? На какое действие? ( вычитание)
- Чем интересен этот пример? ( с переходом через разряд)
- Кто сможет назвать тему нашего урока? ( фиксируем на доске - слайд)
- Кто решил? (выслушиваются ответы) Почему разные результаты получили?
- Какую цель поставим?
4. «Открытие» нового знания.
- В команде попробуйте найти значение выражения ( 65 – 9).
- Предложите свой способ решения.
Выслушивание мнений. Вывод: можно решать двумя способами:
65 – 9 = 65 – ( 5 + 4) = (65 – 5) – 4 = 56
65 – 9 = (50 + 15) – 9 = 50 + ( 15 – 9) = 56
- Поблагодарим друг друга (приём «Отличная работа!» - потираем кулачки друг о друга и произносим громко слова, выставляя большой палец вперёд)
5. Физминутка «Вот так!»
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» )
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А за партой как сидишь? – Вот так!
6. Первичное закрепление.
а) Фронтальная работа ( у доски, в тетрадях)
- Решить пример с объяснением: 33 – 7 42 – 6
- Совместное составление примеров на новый вычислительный приём ( дети подбирают вычитаемое):
51 - …. ( например, 51 – 2, 51 – 3, 51 – 5…)
38 - …
б) Задание для выполнения в группе «Составь пример»:
- Каждый составляет пример и решает его с объяснением (учитель записывает на доске схему, дети записывают свой пример, решают, затем объясняют решение, начиная с участника № 1):
73 - … 46 - ….
7. Самостоятельная работа на «Рабочем листе» ( приложение 2)
( Используется обучающая структура «Микспэашэа» - «Ты – мне, я – тебе».)
Задание: 1) Рассмотреть таблицу
2) Составить и записать свой пример на новый изученный приём ( без ответа) в первой строке, озаглавленной «Я» второй столбец «ПРИМЕР»
3) Встать, задвинуть стул. Взять свой «Рабочий лист» и ручку и пока звучит музыка, передвигаемся по классу. Когда музыка остановится, образовать пару с ближайшим «партнёром- одноклассником».
4. В первом столбце таблицы записывается имя того человека, с кем образована пара. Переписать из рабочего листа партнёра придуманный им пример ( во второй столбец). Поблагодарить друг друга.
Передвижение по классу продолжается, пока в «Рабочих листах» каждого ребёнка не накопится 4 примера.
После того, как дети «соберут» примеры, они возвращаются на своё рабочее место и решают примеры.
Учитель проходит по классу, просматривает работы ребят, оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.
8. Закрепление изученного. Работа над задачей.
а) Знакомство с задачей ( текст в «Рабочем листе»)
б) - чтение ( самостоятельно)
в) - обсуждение и составление краткой записи ( фронтально)
г) - составление плана решения ( в группах)
д) - запись решения ( самостоятельно)
е) - проверка решения, оценивание. ( Проверку организую так: первый, решивший задачу, подходит к учителю. Проверяю. При верной записи решения, этот человек становится проверяющим у следующего, решившего задачу. Как правило, таких «помощников» достаточно).
9. Итог. Рефлексия.
- Вспомните эпиграф к нашему уроку ( возвращение к слайду):
«Успех приходит к тем, кто слишком занят, чтобы искать его».
- Ребята, к кому из вас сегодня «пришёл успех»? Поделитесь, как вам удалось стать успешными.
Рефлексия ( обучающая структура «Выбор»)
- Сейчас вам предстоит сделать выбор. В разных углах нашего класса находятся четыре формулировки:
* Сегодня я сделал открытие
* Я хочу сказать «спасибо»
* Мне больше всего удалось
* Мне было трудно
Ребята встают со своих мест, задвигают стулья. Делают свой выбор, подходят к выбранному «углу». Логично спросить несколько человек аргументировать свой выбор.
Учитель благодарит ребят за работу.
Приложение 1.
1 вариант
26 + 3 = 47 – 6 = 53 + 4 = 89 – 7 = 35 + 2 = |
38 + 40 = 75 – 30 = 67 – 40 = 25 + 70 = 94 – 70 = |
51 + 9 = 73 + 7 = 26 + 4 = 52 + 8 = 34 + 6 = |
50 – 7 = 70 – 4 = 65 – 9 = 30 – 5 = 90 – 8 = |
2 вариант
34 + 5 = 69 – 3 = 52 + 7 = 49 – 8 = 25 + 4 = |
56 + 40 = 85 – 50 = 67 – 30 = 28 + 60 = 99 – 80 = |
21 + 9 = 82 + 8 = 36 + 4 = 54 + 6 = 37 + 3 = |
80 – 6 = 60 – 4 = 65 – 9 = 30 – 7 = 90 – 5 = |
Приложение 2.
Рабочий лист по математике ________________________________________
«Ты – мне, я – тебе».
ИМЯ |
ПРИМЕР |
Работа над ошибками |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реши задачу:
Сегодня в нашем классе 25 учеников, а гостей - родителей на 6 человек меньше. Сколько всего человек собрались в этот субботний день вместе?
Дополни краткую запись: Уч. - … чел. Род. - … чел., на … чел. меньше |
Запиши решение и ответ:
|
/data/files/c1574404612.pptx (Презентация к уроку)
/data/files/b1574404636.mp3 (Непоседы - взрослые и дети)
Кадырова Ольга Игоревна
Антропова Мария Александровна
Айгуль Айратовна
Антропова Мария Александровна
Голдина Лилия Вильевна
Антропова Мария Александровна
Пролубщикова Наталья Владимировна